Литературная гостиная (творчество Булгакова)
методическая разработка на тему

Мероприятие адресовано  учащимся в возрасте 16-18 лет, занимающимся в учреждениях дополнительного образования. 

Цель - знакомство с лучшими образцами русской поэзии, развитие интереса к словесности, воспитание культурной, духовной, интеллектуальной личности, способной по достоинству оценить художественное своеобразие произведений словесности.

В процессе проведения мероприятия  детям прививается  вкус к настоящей поэзии;  расширяются  горизонты знаний русской поэзии, дети  учится   лучше чувствовать и понимать образное слово.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

 (жизнь и творчество М. А. Булгакова)

Воронина Л.М., методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей

 "Детско-юношеский центр" Шебекинского района и города Шебекино

Пояснительная записка

Поэзия - одно из главных духовных творений человека. Поэзия, имеющая вековые традиции и сохраняющая лучшие образцы духовной человеческой памяти,   связывает воедино социальное и природное, помогает детям постигать свой внутренний мир, чутко прислушиваться к своим и чужим душевным переживаниям. Однако нужно с сожалением признать, что в последние годы интерес к художественной литературе, а поэзии в особенности, неуклонно падает. Все больше  время обучающиеся уделяют телевизору, современной музыке, работе с компьютером. Поэтому возникает необходимость  в проведении различных мероприятий, способствующих развитию интереса к словесности,  заинтересованному знакомству с нею, формированию духовного мира   ребенка,  его эстетической восприимчивости, открывающих возможности широкого нравственного осмысления   материала.  

Цель - знакомство с лучшими образцами русской поэзии, развитие интереса к словесности, воспитание культурной, духовной, интеллектуальной личности, способной по достоинству оценить художественное своеобразие произведений словесности. 

Задачи могут быть определены следующим образом:

•  привить детям вкус к настоящей поэзии;

•  научить их лучше чувствовать и понимать образное слово, гармонию стиха;

•  расширить горизонты знаний русской поэзии.

Мероприятие адресовано обучающимся в возрасте 16-18 лет, занимающимся в учреждениях дополнительного образования.  

Участники:

  • 2 ведущих;
  • ответственный за показ презентации и фильмов;
  • обучающиеся 16-18 лет детских объединений  МБОУ ДОД "ДЮЦ".

Оформление:

  • Книжная выставка “Мастер” (120 лет со дня рождения М. А. Булгакова)4
  • Аудиозаписи музыки;
  • Презентация (проекционный экран, проектор);
  • Фрагменты художественных фильмов по мотивам произведений М. А. Булгакова.
  • “Собачье сердце” – 5 мин 56 с.;
  • “Мастер и Маргарита” – 12 мин 53 с.;
  • “Дни Турбинных” – 5мин;
  • “Иван Васильевич меняет профессию” – 10 мин.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости! Наша сегодняшняя встреча посвящена творчеству Михаила Афанасьевича Булгакова, одного из самых значительных и ярких писателей XX века.

Ведущий 2: Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в многодетной семье профессора Киевской Духовной Академии. Отец, Афанасий Иванович, являлся редким специалистом по демонологии. И естественно, что эта тема заинтересовала будущего писателя еще в родительском доме. Мать, Варвара Михайловна, до замужества несколько лет работала учительницей.

Ведущий 1: Булгаков получил прекрасное домашнее воспитание. “У нас в доме интеллектуальные интересы преобладали, - вспоминала сестра писателя Надежда. – Очень много читали. Прекрасно знали литературу. Занимались иностранными языками. И очень любили музыку”.

Ведущий 2: Несмотря на артистизм натуры и влечение к литературе, Михаил Булгаков избрал профессию врача. В 1909 г. Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета, который окончил с отличием в 1916 году. С этого времени он начинает свою врачебную деятельность: вступает в Красный Крест, работает в военных госпиталях, затем служит врачом в сельской больнице в Смоленской области, а с сентября 1917 года – в Вяземской городской больнице.

Ведущий 1: За годы врачебной практики Булгаков хорошо узнал народ, о котором впоследствии написал в цикле рассказов “Записки юного врача”. Народ показан без обычного для русской интеллигенции преклонения, рожденного чувством вины перед крестьянством за слишком долгое крепостное право. Это взгляд врача, трезво видящего темноту крестьян, их невежество и агрессивную подозрительность к “образованным”.

Ведущий 2: Однако, по словам его первой жены Татьяны Николаевны Лаппа, с которой он обвенчался в 1913 году, эти годы врачебной практики были омрачены пристрастием Булгакова к морфию, которую он впоследствии преодолел, что свидетельствует о силе его натуры.

Ведущий 1: Из-за болезни события времени, включая Октябрьскую революцию, почти не затрагивают Булгакова. Вернувшись к нормальной жизни, с начала 1919 года он поселился в Киеве и, как писал в одной из анкет: “… последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город”.

Ведущий 2: Во время службы в составе Добровольческой армии А. И. Деникина на Северном Кавказе появилась первая публикация Булгакова – статья “Грядущие перспективы”. В 1920 году он окончательно оставляет медицину и посвящает себя литературной деятельности.

Ведущий 1: В 1921 году Булгаков переезжает в Москву, сотрудничает в различных журналах, становится постоянным сотрудником газеты “Гудок”. Начинается новый период творчества писателя, названный “фельетонным”. Паустовский сравнивал газетную практику Булгакова с чеховскими дебютами, признавая фельетоны, скетчи, заметки своеобразным подготовительным этапом.

Ведущий 2: Ученический период заканчивается уже в 1922 году, когда выходят один за другим рассказы и небольшие повести: “Похождения Чичикова”, “Красная корова”, “Чаша жизни” и другие, в которых Булгаков в сатирической форме отражает современную московскую действительность. По словам писателя, темой его первых рассказов, повестей и фельетонов являлись “бесчисленные уродства нашего быта”.

Ведущий 1: Проблематика ранних повестей Булгакова (“Дьяволиада”, “Роковые яйца”), написанных в 1923-1925 гг. мало отличается от тем, которые поднимали современники писателя. Он также рассматривает явления бюрократизма и обывательщины как неестественные, поглощающие свободную личность человека.

Ведущий 2: В это же время создается блестящая философско-сатирическая повесть “Собачье сердце”, но опубликована она была лишь в 1987 году. В повести Булгаков бросил вызов самой идее революции – социальному равенству, понимаемому как то, что “любая кухарка может управлять государством”. Не может, - показал Булгаков. Человек, который берется не за свое дело и не имеет к нему способностей, становится разрушителем.

Фрагмент из фильма “Собачье сердце” (3 мин. 40 с.)

Ведущий 1: Добрейший пес Шарик, превращенный в ходе хирургического эксперимента профессором Преображенским в “пролетария Шарикова”, едва встав на две конечности, начинает агрессивно посягать на роль “начальника” жизни и чуть не сживает со света своего “папашу” профессора.

Фрагмент из фильма “Собачье сердце” (2 мин. 16 с.)

Ведущий 2: Булгаков не верил в возможность революционных (хирургических) преобразований, противопоставлял им путь естественной эволюции. Пережив ужас общения со своим созданием, к этой же мысли приходит и профессор Преображенский.

Ведущий 1: В 1925 году вышли две части первого булгаковского романа “Белая гвардия”, полностью был опубликован лишь в 1966 году. Это было произведение о духовном пути интеллигенции среди взаимоисключающих требований времени. Герои ее с пониманием относились к стремлению большевиков сменить изживший себя строй и ни в какой мере не пытались его удержать; но пренебрежение вечными устоями жизни воспринималось ими как катастрофа с тяжелейшими последствиями для страны.

Ведущий 2: На основе “Белой гвардии” была создана пьеса “Дни Турбиных”, премьера которой состоялась во МХАТе в 1926 году и вызвала необычайный успех у зрителя. Это была первая пьеса в советском театре, где белый лагерь был показан не карикатурно, а  с сочувствием и личная порядочность и честность большинства участников Белого движения не ставились под сомнение.

Фрагмент из фильма “Дни Турбиных”

Ведущий 1:  Все это дало повод критике обвинить автора в сочувствии к Белому движению и назвать его “внутренним эмигрантом”. Критика развернула кампанию против антисоветски настроенного автора пьесы. Лишь немногие осмеливались выступать в защиту произведения.

Ведущий 2: Защитило пьесу, как не парадоксально, имя Сталина, который смотрел ее семнадцать раз. Михаила Булгакова он ценил как художника и, возможно, как честного человека, который осмелился остаться самим собой.

Ведущий: 1 В 1924 году Булгаков расстался со своей первой женой и, на одном из литературных вечеров, встретил свою вторую официальную жену Любовь Белозерскую.

Ведущий 2: Период с 1925 по 1929 год можно назвать самым благополучным в творческой жизни Булгакова. “Дни Турбиных” поставили его в первый ряд драматургов. Его пьесы “Зойкина квартира”, “Багровый остров” шли в лучших театрах столицы. Однако в печати продолжалась критика его пьес.

Ведущий 1:  В конце 20-х годов пьесы Булгакова были сняты с репертуара, а его проза для публикаций считалась “непроходимой”. Он был обречен на молчание и несколько раз обращался к ответственным лицам страны с просьбой отпустить его с женой за границу, на что не получил ответов.

Ведущий 2: 28 марта 1930 года Булгаков написал и отослал письмо “Правительству СССР”, которое звучит как исповедь писателя. После письма последовал знаменитый телефонный звонок Сталина Булгакову: “А может быть, правда, пустить вас за границу? Что, мы вам очень надоели?”. И затравленный Булгаков сделал неожиданный выбор: “Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может”. Ему было предоставлено место режиссера МХАТа.

Ведущий 1: В октябре 1937 года Михаил Булгаков писал “За семь последних лет я сделал шестнадцать вещей разного жанра, и все они погибли. Такое положение невозможно…”. И действительно, ни одно из драматургических произведений Булгакова при его жизни опубликовано не было.

Ведущий 2: Репетировались, но не были доведены до постановки пьеса “Бег”, продолжавшая тему “Белой гвардии”, пьеса “Адам и Ева”, фантастическая комедия “Блаженство”, заказная пьеса о юности Сталина “Батум”, драма “Александр Пушкин. Последние дни”, пьеса-гротеск “Иван Васильевич”, которую сегодня все знают по замечательному фильму Леонида Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”.

Ведущий 1: Сюжет пьесы построен на том, что в результате действия машины времени, изобретенной инженером Тимофеевым, на месте Ивана Грозного оказывается управдом Бунша, а на месте управдома сам Иван Васильевич. В пьесе Булгакова царь Иван Грозный попадает вовсе не в Москву 70-х годов, как в фильме, а в Москву 30-х годов, когда эта пьеса и писалась.

Ведущий 2: Сатира заключается в том, что подмену царя никто не замечает и невежественный пьяница-управдом управляет государством. Волею судеб он царствует, встречает послов, отдает иностранцам русские земли, отправляет войско на войну.

Фрагмент из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”

Ведущий 1: Булгаков показал деградацию тирании в России со времен Грозного до советской эпохи, от жестокого и величественного царя Ивана до жалкого управдома Бунши, который способен властвовать в Москве XVI века только с помощью умного жулика Жоржа Милославского.

Фрагмент из фильма “Иван Васильевич меняет профессию”

Ведущий 2: Пьеса Булгакова была запрещена, так как цензоры увидели в ней искажение образа Иоанна Грозного, которого в 30-е годы принято было воспринимать как великого государственника, собирателя российских земель.

Ведущий 1: В 1929 году Булгаков знакомится с Шиловской Еленой Сергеевной в доме общих знакомых. Она – благополучная жена крупного советского военачальника, он – драматург, терпящий творческое крушение. Была не только любовь, был скандал с мужем, отцом ее двоих сыновей, был бурный разговор мужа с соперником, был “домашний арест”, выдержанный Еленой Сергеевной полтора года. Однако, несмотря на все препятствия, они поженились.

Ведущий 2: Тридцатые годы – пора расцвета писательского дарования Михаила Булгакова. Написаны лучшие, блистательные его произведения. В том числе роман “Мастер и Маргарита” – принесший автору мировую славу. Булгаков приступил к работе над романом еще в 1928 году и работал над ним до последних дней жизни.

Ведущий 1: Роман первоначально задумывался как “евангелие от дьявола”, а будущие заглавные герои в первых редакциях текста отсутствовали. С годами первоначальный замысел усложнился, вобрав в себя судьбу самого писателя. Позже в роман вошла женщина, его жена, - Елена Сергеевна Шиловская. Одинокий писатель (Мастер) и его верная подруга (Маргарита) станут не менее важны, чем центральные персонажи мировой истории.

Ведущий 2: В романе три самостоятельных сюжетных пласта, которые соединены творческой волей автора в некое единое целое – Воланд, посетивший Москву и наделавший много шума, Мастер и Маргарита, а также “евангельские главы” о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

Ведущий 1: Воланд и вся его свита получили черты человеческих характеров, характеров комических, и в чем-то неоспоримо приятных! В их поступках есть дерзкое озорство, но отнюдь не пахнет мстительным злонравием. У Булгакова сам Воланд и его свита не мало не скрывают, что едва ли не во всех своих действиях руководствуются добродетельными и даже назидательными целями.  Например, изгнание Степы Лиходеева из его квартиры основательно мотивировано спутниками Воланда, и все их действия кажутся нам вполне оправданными.

Фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита (2 мин. 23 с.)

Ведущий 2: Нечистая сила в романе вовсе не склонна заниматься тем, чем по традиции она бывает поглощена, - соблазном и искушением. Напротив, они защищают добропорядочность, чистоту нравов.

Ведущий 1: Только одна сцена в романе  - сцена “массового гипноза” в Варьете показывает Дьявола вполне в его исконном амплуа искусителя. Но и здесь Воланд поступает не как злой гений. Этот эпизод показывает пороки людей, приобретенные в земной жизни, и к ним Воланд не имеет никакого отношения. Он просто желает посмотреть изменились ли люди со временем или остались прежними.

Фрагмент фильма “Мастер и Маргарита (4 мин. 22 с.)

Ведущий 2: Совершение зла для Воланда не является главной целью. Это всего лишь  средство, которое он применяет для борьбы с людскими пороками, несправедливостью жизни. Может быть поэтому кажется, что Воланд, по сути своей несет добро.

Ведущий 1:  Главные герои – Мастер и Маргарита – появляются лишь во второй части романа. Прообразом главного героя является сам писатель, чему есть немало доказательств. Одно из них то, что Булгаков описывает историю травли Мастера литературными критиками и писателями, в точности похожую на свою.

Ведущий 2: Мастер для Булгакова - больше, чем писатель. Он как бы противопоставляет его литераторам из Массолита: бездарным, создающим какую-то чепуху. Мастер же у него творец, который служит некой высшей духовной задаче. Может быть, поэтому Мастер у Булгакова не считает себя писателем, чтобы не причисляться к литературной корпорации, к которой он относится очень враждебно.

Ведущий 1: Он хочет открыть людям истину, пробудить в них веру, добродетель, духовную культуру, но, к сожалению, мир высокой духовности Мастера, его бескорыстного творчества оказывается несовместимым с реальными жизненными обстоятельствами, которые создают глупые, бездушные люди.

Ведущий 2: В романе Мастеру помогает выдержать все испытания, которые обрушиваются на него, любовь к Маргарите.

Фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита (2 мин. 06 с.)

Ведущий 1:  Маргарита своей вечной и верной любовью помогает Мастеру обрести то, что он заслужил – покой. Она становится поводырем и хранителем покоя своего возлюбленного.

Фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита (1 мин. 13 с.)

Ведущий 2: “Евангельские главы” об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате живут в романе своей самостоятельной жизнью, но без них роман не был бы так притягателен, ведь именно они пробуждают яркие душевные впечатления.

Ведущий 1: Главным прообразом Иешуа является Иисус Христос. Иешуа у Булгакова несет в мир добро и любовь. Он – человек, “не сделавший никому в жизни ни малейшего зла”. В противопоставление Иешуа создан образ Понтия Пилата. Он творит зло даже тогда, когда пытается делать добро. Несмотря на это, Пилат личность возвышенная и неординарная. Он пытается спасти Иешуа, но трусость перед кесарем, боязнь погубить свою карьеру, не дают ему совершить справедливость.

Ведущий 2: Понтий Пилат за свою трусость наказан бесконечной мукой, бессонницей, головной болью и пыткой вечного воспоминания о той роковой минуте, когда он выдал Иешуа палачам. Это длится в течение двух тысяч лет.

Фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита” (2 мин. 31 с.)

Ведущий 1: Понтий Пилат получает в конце концов прощение, и Воланд говорит Мастеру, что теперь он может закончить свой роман одной фразой. “Свободен!” -  кричит Мастер.

   Фрагмент из фильма “Мастер и Маргарита”  (58 с.)

Эти слова прощения и есть последние слова в романе Мастера о Понтии Пилате.

Ведущий 2: Булгаков писал “Мастера и Маргариту” двенадцать лет, последние вставки он диктовал Елене Сергеевне за две недели до смерти и взял с нее клятву, что роман она опубликует.

Ведущий 1: В сорок восемь лет его настигла та же болезнь, которая в этом же возрасте унесла из жизни отца – нефросклероз (склероз почек). Перед женитьбой Михаил Афанасьевич говорил Елене Сергеевне: “Я буду умирать тяжело”. К сожалению, он оказался прав. Перед смертью он ослеп, испытывал невыносимые боли, почти потерял речь, но Елена Сергеевна сдержала свою клятву – не отдала его в больницу. Он умер, держа ее за руку. Случилось это 10 марта 1940 года.

Ведущий 2: В жизни Булгакова было немного ярких, значительных событий, а наиболее драматичный период его биографии – годы Гражданской войны – до сих пор покрыт тайной, вокруг которой строятся самые разные догадки. Но с уверенностью можно сказать, что созданное им в литературе и театре принадлежит к самому драгоценному, что когда-либо было сотворено в России и мире.

Ведущий 1: Наша встреча подошла к концу. Благодарим всех присутствующих за внимание. До свидания.                                                                                                 

Список литературы

  1. Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова // Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX–XX веков. М., 2005.

2.Барков А. Кто они — Мастер и Маргарита? // Наука и жизнь. 2001. № 9, 10. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.,2003.

3. Булгаков М.А. Собр. соч.: В 10 т. / Сост., предисл., подг. текста В. Петелина. М., 1995–2000.

4. Воспоминания о Булгакове: Сб. / Сост. Е. С. Булгакова и С. А. Ляндрес. М., 2001.

5. Дунаев М. Истина в том, что болит голова // Златоуст.2002. № 1.

6. Дунаев М.М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Пермь, 2000.

7. Запальская О. Выбор и покой // Выбор. 2008. № 3.

8. Ионин Л. Две реальности "Мастера и Маргариты" // Вопросы философии. 1990. № 2.

9. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения (Вокруг "Мастера и Маргариты" М.Булгакова). Кемерово, 1988.

10.  Интернет – ресурсы

kinofilms.uastar/7835_/

docfil.ruДокументальные фильмы

nashbulgakov.rufilms

kinopoisk.ruМихаил Булгаков 

mihb.rufoto.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Творчество Р. Бернса"

Представленное внеклассное мероприятие -проводится в рамках работы интегрированного спецкурса по творчеству Роберта Бернса. Спецкурс представляет собой концентрическую систему мероприятий по изучению ...

Внеклассное мероприятие: "Литературная гостиная. Творчество Шекспира" 9-11 класы на английском языке

Это мероприятие посвящено юбилею великого английского поэта У. Шекспира. На литературной странице данного мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством этого удивительного мастера пера....

Разработка урока:"Литературная гостиная. Творчество Франсуа Рабле"

Целью урока является приобщение и развитие у учащихся 6 класса интереса к чтению  и знакомство с творчеством Франсуа Рабле....

Разработка урока:"Литературная гостиная. Творчество Франсуа Рабле"

Целью урока является приобщение и развитие у учащихся 6 класса интереса к чтению  и знакомство с творчеством Франсуа Рабле....

Литературная гостиная: Творчество А.К. Толстого

•Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург —  умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский...

Литературная гостиная "Творчество Константина Симонова"

Сценарий литературной гостиной, посвященной биографии и творчеству К.Симонова...

Художественная гостиная "Творчество Айвазовского И.К."

... Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную с...