Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Продолжение знакомства с басней, углубление понятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_basnya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 5 классе

по учебнику Коровиной В.Я и др.

Тема: Басня – древний литературный жанр.

Творчество И.А. Крылова

Цели урока:

- знать определение басни, морали, аллегории

- знать имена великих баснописцев

- сравнить басни трех писателей на один сюжет, выявить сходства и различия

- познакомиться с некоторыми сведениями о жизни и творчестве Крылова

- проанализировать басню «Свинья под Дубом»

Необходимые материалы: учебник (часть 1), тетради, раздаточный материал (тексты басен трех писателей на один сюжет)

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы и цели урока
  3. Теоретический материал
  4. Слово о писателе
  5. Сопоставление басен
  6. Анализ басни Крылова
  7. Итог урока
  8. Домашнее задание
  9. Организационный момент

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Объявление темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о жанре, с которым вы уже очень хорошо знакомы. Это басня. Наша задача – вспомнить определение басни, ее особенности. Также вы узнаете фамилии некоторых баснописцев, познакомитесь с их трудами.

     3. Теоретический материал

- Что такое ЖАНР?

(вид произведений, особенность, род и т.д.)

- Теперь давайте заглянем в словарь литературоведческих терминов в нашем учебнике. Откройте страницу 309. Прочитаем определение.

(«вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть»)

- С баснями вы знакомы уже несколько лет, и вы многое можете рассказать об этом жанре. Что вам известно о баснях?

(дети обязательно вспомнят о морали, назовут известные им басни)

- Обратимся вновь к словарю. Самостоятельно найдите в нем определения понятий, записанных на доске, и перенесите их в тетрадь (басня, мораль, аллегория).

         

          Далее следует проверка самостоятельной работы, значения слов зачитываются вслух, объясняются сложные моменты. Попутно в каждом определении подчеркиваются ключевые слова для лучшего понимания и запоминания терминов:

Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.

Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

          Басни писал не только Крылов. Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Басни Эзопа были созданы в 5-6 в до н.э. Французский баснописец 17 века Лафонтен, о котором мы сегодня также поговорим, знаменит переложениями басен Эзопа. Самобытная русская басня возникает лишь в 30-е годы 18 века. Первыми русскими баснописцами были Антиох Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский.

(имена этих баснописцев записаны на доске и в тетрадях учеников)  

  1. Слово о писателе в игровой форме

          Игровая форма будет интересна для пятиклассников и поможет проверить готовность домашнего задания у всего класса (на этот урок ученики должны были ознакомиться со статьей о детстве Крылова в учебнике на страницах 56-58).

- Сейчас мы проведем небольшую викторину, которая называется «Верите ли вы?». С этих слов будет начинаться каждый вопрос о жизни И.А. Крылова, а вы, опираясь на свои знания, должны будете ответить «да» или «нет», а затем кто-то из вас объяснит свой выбор, рассказав о фактах из жизни писателя.

1) Верите ли вы, что Крылов родился в бедной семье и в детстве не смог получить хорошего образования?

 (Да, грамоте Крылов выучился в семье, а позже ему довелось учиться «из милости» с детьми богатого помещика, у которых были домашние учителя)

2) Верите ли вы, что Крылов был немузыкальным ребенком и не умел играть на музыкальных инструментах?

(Нет, в Твери мальчик познакомился с иностранцем, синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Крылов был очень музыкален и быстро выучился игре на этом инструменте)

3) Верите ли вы, что Крылову уже в 11 лет пришлось работать?

(Да, после смерти отца семья Крыловых лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Крылов поступает на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья)

4) Верите ли вы, что Крылов очень поздно стал увлекаться литературой?

(Нет, от отца Крылову достался сундучок с книгами. После работы мальчик любил почитать эти книги: арабские и русские сказки, стихи. В 1782 году семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Крылов продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором)

5) Верите ли вы, что первым опубликованным произведением Крылова была басня «Ворона и Лисица»?

(Нет, свою литературную деятельность Крылов начал как драматург. Им написано 13 пьес, они опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет)

6) Верите ли вы, то Крылов подписывал басни не своим именем?

(Да, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Прочитайте это имя справа налево)

  1. Сопоставление басен

Сейчас на примере трех басен мы с вами посмотрим, как этот жанр постепенно менялся и достиг своего совершенства в творчестве Крылова. Для этого составим сравнительную таблицу, которую будем заполнять по ходу обсуждения.

Эзоп

Лафонтен

Крылов

Форма

Сюжет

Образы героев

Мораль

               

- Обратимся к раздаточному материалу. Перед вами басни Эзопа, Лафонтена и Крылова. Прочитаем их названия, какой вы сделаете вывод?

(Басни Эзопа и Лафонтена называются «Ворон и лисица», у Крылова – «Ворона и Лисица». Можно сделать вывод, что басни написаны на один сюжет)

- Прочитаем эти басни

(Басню Эзопа может прочитать ученик, Басню Лафонтена лучше прочитать учителю, с произведение Крылова дети отлично знакомы, так что прочитает ее ребенок)

- Какая басня вам понравилась больше? Почему?

(выслушиваются мнения учеников, их первоначальное впечатление о произведениях)

- Итак, сравним эти басни по 4 пунктам: по форме, по сюжету, по созданию образов героев, по наличию морали.

         Далее последовательно говориться о каждом пункте, выявляются сходства и различия, которые кратко записываются в таблицу. Обсуждая отличия в сюжете, обратим внимание на то, что у Эзопа Ворон унес кусок мяса, а у Лафонтена и Крылова – сыра. Спросим у детей причину этого изменения. Можно предположить, что Лафонтен, будучи французом, предпочел заменить мясо на сыр, так как во Франции сыр – один из любимых продуктов. Необходимо обратить внимание и на появление эпитетов и метафор в двух последних баснях, попутно вспоминая значения этих терминов и приводя примеры. Говоря об образах героев, заметим на большое количество глаголов в первой басне, наличие прямой речи во второй. О басне Крылова скажем, что в ней образы героев раскрываются и через речь, и через действия. Далее попросим школьников подобрать прилагательные к героям каждой басни. Ворона Эзопа дети назовут глупым, лисицу хитрой, про героев Крылова ребята смогут сказать намного больше: ворона не только глупа, но и наивна, доверчива, проста, а лисица не только хитрая, но и умная, сообразительная, льстивая.

- Ребята, а что мы называем совокупностью человеческих качеств и черт?

(характер)

- Таким образом, у героев басен Крылова появляется характер.

Когда разговор зайдет о морали, ребята назовут моралью басни Эзопа следующие строки: «Басня уместна против человека неразумного». Тогда мы вновь вернемся к определению морали и выясним, что в данных словах едва ли найдется нравоучительный вывод, это скорее указание на человека, которому эта басня предназначена. Морали остальных басен прочитаем, запишем в таблицу и обсудим.

Эзоп

Лафонтен

Крылов

Форма

прозаическая

стихотворная

стихотворная

Сюжет

Ворон на дереве; Лисица; кусок мяса;

Дядюшка Ворон на дереве; Дядюшка Лис; сыр

Ворона на ели, Лисица, кусочек сыра

Образы героев

Через действия, много глаголов

Через речь, эпитеты, метафоры

Речь, эпитеты, метафоры, действия. Появляется характер!!! 

Мораль

               -----

«Всякий льстец кормится от тех, кто его слушает»

«…Лесть гнусна, вредна…»

После заполнения таблицы запишем вывод, который предварительно сформулируем: Крылов сделал басню поэтически живописной, придал ей изящество. Одно из важнейших завоеваний Крылова – создание характеров персонажей.

  1. Анализ басни Крылова

Итак, мы достаточно много узнали о басне и о Крылове, его стиле, теперь настало время проанализировать  еще одну басню – «Свинья под Дубом».

Учитель выразительно читает басню, дети следят по тексту, расставляя ударения в сложных случаях. После чтения проводится лексическая работа (рыло, продравши, обнажить, прок, невежда, ослепленье, вкушать). Значения непонятных слов кратко записываются в тетрадь, после этого басню может прочитать ученик. Возможно попробовать представить Свинью, Дуб, Ворона, дать им характеристику. Затем следует сравнить представления детей о героях с иллюстрацией Куприянова (с 62).

- Как раскрываются образы героев?

(через диалог и действия)

- Перечислим глаголы, которые называют действия Свиньи.

(наелась, выспалась, глаза продравши, встала, подрывать стала)

- Запишите в тетрадь 2-3 прилагательных, характеризующих Свинью.

(ленивая, глупая, требовательная)

- Как называет Свинью Дуб?

(«неблагодарная»)

- Охарактеризуйте других персонажей басни

(Мудрые, умные)

- Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?

- В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни?

  1. Итог урока

-  Как преобразил, что нового внес Крылов в жанр басни?

  1. Домашнее задание

В 5 классе дети знакомы со многими баснями Крылова, поэтому следующий урок можно посвятить инсценировкам различных басен писателя. Для этого предложить классу разделиться на 5-6 групп, группам дать для постановки разные басни.

  1. Организационный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"

Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...

"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс

Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....

Басня как литературный жанр.

Урок литературы в 6 классе....

Методическая разработка темы "О басне как литературном жанре".

Методическая разработка темы "О басне как литературном жанре".Материалы работы могут быть использованы  на уроках литературы и во  внеклассной работе....

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...

Открытый урок по теме "Басня как литературный жанр"

Презентация поможет провести урок при первом знакомстве с жанром басни....

Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами   М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...