Басня – древний литературный жанр. Творчество И.А. Крылова
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 5 классе
по учебнику Коровиной В.Я и др.
Тема: Басня – древний литературный жанр.
Творчество И.А. Крылова
Цели урока:
- знать определение басни, морали, аллегории
- знать имена великих баснописцев
- сравнить басни трех писателей на один сюжет, выявить сходства и различия
- познакомиться с некоторыми сведениями о жизни и творчестве Крылова
- проанализировать басню «Свинья под Дубом»
Необходимые материалы: учебник (часть 1), тетради, раздаточный материал (тексты басен трех писателей на один сюжет)
Структура урока
- Организационный момент
- Объявление темы и цели урока
- Теоретический материал
- Слово о писателе
- Сопоставление басен
- Анализ басни Крылова
- Итог урока
- Домашнее задание
- Организационный момент
Ход урока
- Организационный момент
- Объявление темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о жанре, с которым вы уже очень хорошо знакомы. Это басня. Наша задача – вспомнить определение басни, ее особенности. Также вы узнаете фамилии некоторых баснописцев, познакомитесь с их трудами.
3. Теоретический материал
- Что такое ЖАНР?
(вид произведений, особенность, род и т.д.)
- Теперь давайте заглянем в словарь литературоведческих терминов в нашем учебнике. Откройте страницу 309. Прочитаем определение.
(«вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть»)
- С баснями вы знакомы уже несколько лет, и вы многое можете рассказать об этом жанре. Что вам известно о баснях?
(дети обязательно вспомнят о морали, назовут известные им басни)
- Обратимся вновь к словарю. Самостоятельно найдите в нем определения понятий, записанных на доске, и перенесите их в тетрадь (басня, мораль, аллегория).
Далее следует проверка самостоятельной работы, значения слов зачитываются вслух, объясняются сложные моменты. Попутно в каждом определении подчеркиваются ключевые слова для лучшего понимания и запоминания терминов:
Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание.
Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
Басни писал не только Крылов. Басня – один из наиболее древних литературных жанров. Басни Эзопа были созданы в 5-6 в до н.э. Французский баснописец 17 века Лафонтен, о котором мы сегодня также поговорим, знаменит переложениями басен Эзопа. Самобытная русская басня возникает лишь в 30-е годы 18 века. Первыми русскими баснописцами были Антиох Кантемир, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский.
(имена этих баснописцев записаны на доске и в тетрадях учеников)
- Слово о писателе в игровой форме
Игровая форма будет интересна для пятиклассников и поможет проверить готовность домашнего задания у всего класса (на этот урок ученики должны были ознакомиться со статьей о детстве Крылова в учебнике на страницах 56-58).
- Сейчас мы проведем небольшую викторину, которая называется «Верите ли вы?». С этих слов будет начинаться каждый вопрос о жизни И.А. Крылова, а вы, опираясь на свои знания, должны будете ответить «да» или «нет», а затем кто-то из вас объяснит свой выбор, рассказав о фактах из жизни писателя.
1) Верите ли вы, что Крылов родился в бедной семье и в детстве не смог получить хорошего образования?
(Да, грамоте Крылов выучился в семье, а позже ему довелось учиться «из милости» с детьми богатого помещика, у которых были домашние учителя)
2) Верите ли вы, что Крылов был немузыкальным ребенком и не умел играть на музыкальных инструментах?
(Нет, в Твери мальчик познакомился с иностранцем, синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Крылов был очень музыкален и быстро выучился игре на этом инструменте)
3) Верите ли вы, что Крылову уже в 11 лет пришлось работать?
(Да, после смерти отца семья Крыловых лишилась последних средств к существованию. В 11 лет Крылов поступает на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья)
4) Верите ли вы, что Крылов очень поздно стал увлекаться литературой?
(Нет, от отца Крылову достался сундучок с книгами. После работы мальчик любил почитать эти книги: арабские и русские сказки, стихи. В 1782 году семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Крылов продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором)
5) Верите ли вы, что первым опубликованным произведением Крылова была басня «Ворона и Лисица»?
(Нет, свою литературную деятельность Крылов начал как драматург. Им написано 13 пьес, они опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет)
6) Верите ли вы, то Крылов подписывал басни не своим именем?
(Да, многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Прочитайте это имя справа налево)
- Сопоставление басен
Сейчас на примере трех басен мы с вами посмотрим, как этот жанр постепенно менялся и достиг своего совершенства в творчестве Крылова. Для этого составим сравнительную таблицу, которую будем заполнять по ходу обсуждения.
Эзоп | Лафонтен | Крылов | |
Форма | |||
Сюжет | |||
Образы героев | |||
Мораль |
|
- Обратимся к раздаточному материалу. Перед вами басни Эзопа, Лафонтена и Крылова. Прочитаем их названия, какой вы сделаете вывод?
(Басни Эзопа и Лафонтена называются «Ворон и лисица», у Крылова – «Ворона и Лисица». Можно сделать вывод, что басни написаны на один сюжет)
- Прочитаем эти басни
(Басню Эзопа может прочитать ученик, Басню Лафонтена лучше прочитать учителю, с произведение Крылова дети отлично знакомы, так что прочитает ее ребенок)
- Какая басня вам понравилась больше? Почему?
(выслушиваются мнения учеников, их первоначальное впечатление о произведениях)
- Итак, сравним эти басни по 4 пунктам: по форме, по сюжету, по созданию образов героев, по наличию морали.
Далее последовательно говориться о каждом пункте, выявляются сходства и различия, которые кратко записываются в таблицу. Обсуждая отличия в сюжете, обратим внимание на то, что у Эзопа Ворон унес кусок мяса, а у Лафонтена и Крылова – сыра. Спросим у детей причину этого изменения. Можно предположить, что Лафонтен, будучи французом, предпочел заменить мясо на сыр, так как во Франции сыр – один из любимых продуктов. Необходимо обратить внимание и на появление эпитетов и метафор в двух последних баснях, попутно вспоминая значения этих терминов и приводя примеры. Говоря об образах героев, заметим на большое количество глаголов в первой басне, наличие прямой речи во второй. О басне Крылова скажем, что в ней образы героев раскрываются и через речь, и через действия. Далее попросим школьников подобрать прилагательные к героям каждой басни. Ворона Эзопа дети назовут глупым, лисицу хитрой, про героев Крылова ребята смогут сказать намного больше: ворона не только глупа, но и наивна, доверчива, проста, а лисица не только хитрая, но и умная, сообразительная, льстивая.
- Ребята, а что мы называем совокупностью человеческих качеств и черт?
(характер)
- Таким образом, у героев басен Крылова появляется характер.
Когда разговор зайдет о морали, ребята назовут моралью басни Эзопа следующие строки: «Басня уместна против человека неразумного». Тогда мы вновь вернемся к определению морали и выясним, что в данных словах едва ли найдется нравоучительный вывод, это скорее указание на человека, которому эта басня предназначена. Морали остальных басен прочитаем, запишем в таблицу и обсудим.
Эзоп | Лафонтен | Крылов | |
Форма | прозаическая | стихотворная | стихотворная |
Сюжет | Ворон на дереве; Лисица; кусок мяса; | Дядюшка Ворон на дереве; Дядюшка Лис; сыр | Ворона на ели, Лисица, кусочек сыра |
Образы героев | Через действия, много глаголов | Через речь, эпитеты, метафоры | Речь, эпитеты, метафоры, действия. Появляется характер!!! |
Мораль | ----- | «Всякий льстец кормится от тех, кто его слушает» | «…Лесть гнусна, вредна…» |
После заполнения таблицы запишем вывод, который предварительно сформулируем: Крылов сделал басню поэтически живописной, придал ей изящество. Одно из важнейших завоеваний Крылова – создание характеров персонажей.
- Анализ басни Крылова
Итак, мы достаточно много узнали о басне и о Крылове, его стиле, теперь настало время проанализировать еще одну басню – «Свинья под Дубом».
Учитель выразительно читает басню, дети следят по тексту, расставляя ударения в сложных случаях. После чтения проводится лексическая работа (рыло, продравши, обнажить, прок, невежда, ослепленье, вкушать). Значения непонятных слов кратко записываются в тетрадь, после этого басню может прочитать ученик. Возможно попробовать представить Свинью, Дуб, Ворона, дать им характеристику. Затем следует сравнить представления детей о героях с иллюстрацией Куприянова (с 62).
- Как раскрываются образы героев?
(через диалог и действия)
- Перечислим глаголы, которые называют действия Свиньи.
(наелась, выспалась, глаза продравши, встала, подрывать стала)
- Запишите в тетрадь 2-3 прилагательных, характеризующих Свинью.
(ленивая, глупая, требовательная)
- Как называет Свинью Дуб?
(«неблагодарная»)
- Охарактеризуйте других персонажей басни
(Мудрые, умные)
- Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?
- В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни?
- Итог урока
- Как преобразил, что нового внес Крылов в жанр басни?
- Домашнее задание
В 5 классе дети знакомы со многими баснями Крылова, поэтому следующий урок можно посвятить инсценировкам различных басен писателя. Для этого предложить классу разделиться на 5-6 групп, группам дать для постановки разные басни.
- Организационный момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"
Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...
"Басня как литературный жанр" Проверочная работа по литературе. 5 класс
Материалы проверочной работы помогут учителю выявить уровень усвоения пятиклассниками таких понятий, как жанр басни, рассказ и мораль в басне, аллегория, эзопов язык, др....
Басня как литературный жанр.
Урок литературы в 6 классе....
Методическая разработка темы "О басне как литературном жанре".
Методическая разработка темы "О басне как литературном жанре".Материалы работы могут быть использованы на уроках литературы и во внеклассной работе....
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Урок литературы в 5 классе Тема: Басня как литературный жанр. (Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Цели урока: Обучающие: - расширить представления учащихся о ...
Открытый урок по теме "Басня как литературный жанр"
Презентация поможет провести урок при первом знакомстве с жанром басни....
Басня как литературный жанр. Жанр басни в творчестве И.А. Крылова
Знакомство с истоками басенного жанра, с баснописцами древности Гесиодом, Лафонтеном, Эзопом, с русскими баснописцами М.В. Ломоносовым, А. П. Сумароковым, В. И. Майковым, И. И. Хемницером,...