Федор Иванович Тютчев стихотворение «Весенняя гроза» (урок открытия новых знаний)
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Разработка урока по литературе в 6 классе в соответсвтии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytiya_novykh_znaniy.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с. Хондергей
Разработка урока по литературе
в соответствии с ФГОС
Федор Иванович Тютчев
стихотворение
«Весенняя гроза»
(урок открытия новых знаний)
учитель-предметник: Артседи Майя Васильевна
Урок открытия новых знаний
Федор Иванович Тютчев стихотворение
«Весенняя гроза»
I.Орг. момент.
цель: познакомить детей со стихотворением ; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Задачи:
Образовательная – формировать полноту, осознанность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.
Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы; учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать; развивать память, внимание;
Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни и к природе, развивать эстетический вкус.
Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод, исследовательский
Оборудование: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях( авт.-сост. М.В.Черкезова и др.),толковые словари, прослушивание аудиозаписи стихотворения, слайды для мультимедийной презентации, звуки живой природы(звук грозы)
Формировать УУД:
- Личностные УУД: познавательный интерес способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
– предметные – создание условия для знакомства с очередным стихотворением поэта, научить выявлять смысл стихотворения, сопоставлять различные понятия,приемы анализа литературного произведения; сопоставление.
– метапредметные – создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; межпредметная связь с русский языком, мхк и музыкой.
– личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности, воспитывать заложенные автором в литературных произведениях позитивное отношение к жизни и любовь к природ
II. Актуализация знаний. 1 слайд в сопровождении с музыкой (Звучит грамзапись пьесы "Весна" П.И. Чайковского)
1. Беседа эмоцоанально-оценочного характера.
-посмотрите ребята внимательно на экран, что там изображено, какие картины?
-как вы думаете, какое это время года?
- Что вы услышали в музыке?
- Что почувствовали?
- Что представили?
2. Выделение темы, идеи стихотворения.
- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор?
-Чувствуете ли приближение весны?
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Что несёт каждый месяц? какой, обычно, становится погода весной?
3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова.
- Какова, по-вашему, будет тема стихотворения?
Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
I11. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприятия.
после того как дети прочитают, ставится аудиозапись стихотворения.
-Ребята вы слышали, как читают стихотворение в аудиозаписи, давайте и мы постараемся прочитать красиво, с интонацией, не торопясь. (после прочтения-как ваше мнение нам удалось так же красиво прочитать?)
-Какое настроение у вас создается при чтении этого стихотворения?
-Что для вас означает слово ГРОЗА, какие ощущения это слово у вас вызывает?
-- Посмотрите на картину художника Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» и скажите, совпадают ли ваши ассоциации с тем, что на ней изображено?
- Обратимся к толковому словарю и узнаем, какое значение имеет слово «гроза» ( «Гроза – гром и молния, а также опасность, беда, бедствие»)
V. Словарная работа. Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся.
- Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, прибегая к помощи самих детей)
Перлы - жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
Гам - гул, гудение, крик птиц.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Кубок - питьевой сосуд из металла, стекла, кости, известный в древности.
Геба - у древних греков богиня юности. Дочь главного греческого бога Зевса. Она богиня юности, любит играть, веселиться, подшучивать над другими.
Зевс - самый главный бог древних греков, его царство было на горе Олимп.
Зевесов орел -любимая птица бога.= Д\З Анчы Ондар
1 группа:
Резвиться-……
Раскаты-…….
2 группа:
Перлы-…..
Проворный-……
3 группа:
Вторить-…..
Кубок-……
VI. Анализ произведения.
Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы
1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (дети).
- А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).
Олицетворение ( слайд 8)
- Да, гром становится героем стихотворения.
- А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимолетная, неба не успело потемнеть...).
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
- Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые)
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
V. Физминутка
3. Прочитаем третью строфу.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.
- Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? (.....)
- Как вы догадались? {.....)
- Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (поток)
- Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить? (весело).
- Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
- Что значит "Гам лесной" (крики птиц, шум воды, шум листвы...). 4. Прочитаем последние строчки.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевсова орла,
Громокипящий кубок с неба. Смеясь, на землю пролила.
- Как называет богиню Тютчев? (ветреная Геба)
- Но разве она ветрами повелевает? (ветреная - легкомысленная, шаловливая).
- Какое слово говорит о её шаловливости? (она всегда смеётся)
- А что это за громокипящий кубок, который Геба на землю пролила? (это и гром, и гроза, и дождь).
Ребята, какое настроение у вас создалось после чтения стихотворения?
- - Образ грозы неоднократно встречается в произведениях различных поэтов и писателе, живших в разное время. Наиболее яркое описание грозы мы встречаем в стихотворении М. Ю Лермонтова «Гроза»
- Скажите, отличаются ли описание грозы у М. Ю Лермонтова, от тютчевских описаний грозы? (ответы)
- Тогда давайте ребята проведем исследовательскую работу, сравним 2 стихотворения русских писателей и выявим особенности изображения грозы у каждого из них.
1 группа:
Автор, название произведения | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | М. Ю. Лермонтов «Гроза» |
Какие слова использует автор при изображении грозы | Люблю, резвяся и играя, раскаты молодые, дождик, перлы дождевые, солнце нити золотит, поток проворный, вторит весело | Ревёт, тёмная бездна, хлещет, тревожной молнии змея, тревожный рой |
Вывод . У Лермонтова, мы можем отметить традиционно негативное восприятие грозы. Тютчев в своём творчестве неоднократно обращается к образу грозы. В своих стихах он выражает восторг, восхищение грозой.
2 группа:
- Вы знаете, что одним из способов воздействия на читателя является цветопись (использование различных цветов). Давайте понаблюдаем, какие цвета используют М. Ю Лермонтов и Ф. И. Тютчев при описании грозы.
Автор, название произведения | Слова, обозначающие цвет |
М. Ю. Лермонтов «Гроза» | Огнистой лентой |
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | (В небе) голубом, (солнце) золотит |
Вывод . При описании грозы поэт обращаются к цветописи. При этом М. Ю Лермонтов, неизменно использует чёрный цвет.
Ф. И. Тютчев избегает этого цвета. Его стихотворение , описывающее грозу, имеют голубую, золотую палитру.
3 группа:
- А теперь давайте проведём ещё одно маленькое исследование. Посмотрим, как часто в исследуемых нами текстах встречаются слова, обозначающие различные звуки.
Автор, название произведения | Слова, обозначающие звук |
М. Ю. Лермонтов «Гроза» | Ревёт (1 слово) |
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | Грохочет, как бы резвяся и играя, гремят раскаты молодые, птичий гам, шум нагорный, вторит весело (5 слов) |
В это время 4 мальчика из класса пишут сочинение-миниатюру по картине.
(зачитываются некоторые работы и групповые работы проверяются по слайду)
VI. Рефлексия
-что нового мы узнали ?
- что вам больше всего понравилось?
- что вам не понравилось?
-что нужно сделать, чтобы урок стал еще интереснее?
VII. Домашнее задание:
- стихотворение наизусть (выбрать, стр 90 или стр 91)
- привести примеры 5 эпитетов и 5 олицетворений из других стихотворений
- подготовить сообщение о биографии А.А.Фет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Введение формул в ЭТ. Стандартные функции Excel. (урок открытия новых знаний)
ФИО (полностью)Шишкова Валентина Валерьевна Место работыМОУ «Авсюнинская СОШ» ДолжностьУчитель информатики ПредметИнформатика Класс9 класс Тема и номер урока в тем...
Урок открытия нового знания в 4 классе по теме "Состав симфонического оркестра"
Тема урока: Состав симфонического оркестра.Тип урока: урок открытия нового знанияОсновные цели:Сформировать понятия о составе инструментов входящих в симфонический оркестр.Тренировать умен...
Конструирование урока «открытия» нового знания
“Вы не можете научить человека чему-нибудь;Вы можете только помочь ему понять это самому”Галилео Галилей ...
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...