Программа элективного курса для 9 класса "Литературоведение стран АТР"
элективный курс (9 класс) по теме
Актуальность данного элективного курса в том, что он формирует устойчивое умение работы с текстом путем анализа, сравнения и создания собственного творческого продукта. Это умение необходимо при выполнении части С как в 9 классе, так и в 11. При опросе учащихся 11 класса выяснилось, что самым трудным заданием в части С является формулировка и комментарий проблемы художественного текста. Авторы художественных произведений «шифруют» текст, а читатель должен «расшифровать».
Тексты художественного и публицистического стилей содержат 3 вида информации:
Фактуальную, концептуальную, подтекстовую. Последняя и есть та самая «зашифрованная».
На занятиях злективного курса (9 класс), анализируя хокку и танка -поэзия японских авторов – учащиеся учатся в малом видеть большое, ибо в этом особенность японской поэзии. Сравнивая поэзию Китая, Японии и русскую поэзию, непроизвольно приходят к выводам о богатстве нашего художественного языка.
Интеграция данного элективного курса развивает интерес ко многим школьным предметам. Создавая творческие работы, ученики выполняют многошаговые задачи. Курс развивает коммуникативность, креативность, навыки устной и письменной речи, что является залогом успеха в любой профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8.
Элективный курс
« Литературоведение стран Азиатско-Тихоокеанского региона»
9 класс.
Автор: учитель русского языка и литературы
Ищенко Е.В.
2012год.
Пояснительная записка.
Содержание данного курса основывается на государственном образовательном стандарте и интегрируется с существующей государственной программой и элективным курсом по географии Параллельность изучения дальневосточной литературы на всех этапах позволит показать единство и незыблемость человеческих духовных ценностей. Данный курс знакомит с художественной литературой Дальнего Востока и литературой стран ДВ региона (китайской и японской).Занятия элективного курса пробуждают образное воображение ,позволяют в самом обыкновенном и привычном увидеть красоту и многообразие жизни и дают импульс к созданию собственных работ. Курс знакомит с эстетикой стран ДВ региона, культурой, литературой, что ,конечно же ,воспитывает уважительное отношение к людям другой расы.
При реализации данного элективного курса решаются следующие задачи:
– приобщение к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития и соответствующей возрастной эволюции школьников-читателей произведений дальневосточных авторов, авторов японской и китайской литературы.
– формирование представления о дальневосточной литературе как социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового дерева культуры (литературы), занимающем важное место в жизни региона России;
– воспитание чувства «малой родины», патриотизма, нравственной оседлости, культуры этноотношений, интернационализма;
– развитие экологического сознания и нравственно-ценностных ориентиров личности;
-развитие интереса к культуре и литературе стран ДВ региона
-приобщение к профессии журналиста, учителя литературы , культуролога.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, формирующиеся в ходе занятий:
-сравнение и анализ художественных текстов разных родов и жанров;
-считывание информации текса ;
-умение выделять главное и второстепенное в тексте;
- создание творческих работ на основе переработки тексте;
- редактирование продукта творчества.
Программа курса.
1.Литература Дальнего Востока и стран ДВ региона.
География стран ДВ региона
Япония-страна восходящего солнца.(2часа)
Восточная эстетика. Поэзия Японии. Хокку.Танка. Художественные образы японской поэзии.
Миниатюры и рассказы Акут агава Рюноскэ. Символика.ассоциации и намек в произведениях японских авторов.
2.Литература Китая(2 часа)
Поэзия-основная форма китайской литературы. Устойчивые образы китайской поэзии.
Стихотворения Ван Вея. Ли Бо. Пейзажные картины в произведениях китайских авторов. А. Мещерский - переводчик и исследователь китайской поэзии.
Сказки и мифы как основа народного творчества во всей мировой литературе. Сказки и мифы народностей Дальнего Востока. Китайская и японская мифология.
3.Писатели Дальнего Востока(2часа).
М.Деменок-известный писатель Приморского края. Рассказы о жизни тайги.
Н.Рытхеу-выдающийся чукотский писатель. Сборники рассказов о многовековой жизни малых народов.
Общие темы произведений. Символика рассказов. Связь с фольклором. Проблема экологии впроизведениях.
5.Заключительное занятие.(2 часа)
Чтение и обсуждение собственных работ в жанре хокку, танка.
Рецензирование и редактирование работ. Чайная церемония. Просмотр презентаций о Китае. Японии.
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема занятия. | Содержание Занятия. | Практическая и творческая работа Учащихся. |
1 | Введение. Дальневосточная литература и литература стран АТР. | Терминологические понятия. Истоки ДВ литературы. Сказки и мифы. | Инсценированные сказок .Анализ мифов их сопоставление. |
Японская литература. | Японская поэзия. Восточная эстетика.Хокку.Танка. Заочное путешествие. | Выразительное чтение. Анализ. Обсуждение Творческая мастерская. | |
2 | Японская литература. | Миниатюры и рассказы Акутагава Рюноскэ. | Составление ассоциаций. Находки текста. |
3.4. | Литература Китая. Сказки и мифы как основа народного творчества во всей мировой литературе. Сказки и мифы народностей Дальнего Востока . Китайская и японская мифология. | Поэзия – основная форма китайской литературы. Устойчивые образы. Ван Вей.Ли Бо. | Видео-урок. Обсуждение тем Слушание стихотворений. Сравнение с русской японской поэзией . литература. |
5 | Дальневосточная литература. | Рытхеу-известный и неизвестный чукотский писатель. | Бытописание в рассказах. Тематика рассказов. |
6 | Дальневосточная литература | Знакомство с творчеством писателей Дальнего Востока. М.Деменок.Рассказы. Символика. Скрытая информация текста. Аку -тагава Рюноскэ. | Эвристическая беседа ста. |
7.8. | Заключительное занятие. | Чтение творческих работ. Рецензирование и редактирование. | Просмотр презентаций. Чайная церемония. |
Список литературы.
Для учителя.
1 Уроки литературы.2-2003г.
Приложение к журналу «Литература в школе»
2.Википедия. Интернет-ресурсы.
3.М.Деменок. Рассказы.
4 Н.Рытхэу Рассказы.
5 Сборники стихов Ван Вея, Ли Бо.
6 Рассказы и миниатюры Акутагава Рюноскэ.
7 Словарь литературоведческих терминов .М,. 1999г.
Для учащихся.
2.Википедия. Интернет-ресурсы.
3.М.Деменок. Рассказы.
4 Н.Рытхэу Рассказы.
7 Словарь литературоведческих терминов.М,. 1999г.
Тематика занятий нетрадиционного типа:
-лабораторные занятия-художественный анализ текста.
-урок-портрет (знакомство с авторами.)
-видео-уроки.
-воображаемое путешествие
-урок-импровизация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/13/picture-13610.jpg)
программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....
Программа элективного курса "Путешествие по стране Грамматика"для 10-11 классов
Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсальном проф...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/30/picture-342758-1417295008.jpg)
Программа элективного курса "Страноведение немецкоязычных стран"
Программу можно использовать для проведения факультативныхзанятий или как элективный курс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/12/picture-406672-1402547068.jpg)
Программа элективного курса "Культуроведение англоязычных стран"
Является пособием по страноведению Великобритании и США в аспекте межкультурной коммуникации.Для учащихся 10-11 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/14/picture-569053-1423946263.jpg)
Программа элективного курса "Культуроведение англоговорящих стран" 10-11 класс
Программа элективного курса "Культуроведение англоговорящих стран (Канада, Австралия, Новая Зеландия) для учащихся 10-11 класса школ с углубленным изучением английского языка....
рабочая программа элективного курса «Страноведение англоговорящих стран»
Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о странах изучаемого языка, их истории, политической, экономической, культурной жизни и может быть рекомендована учащимся не тол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/22/picture-940519-1503408162.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРАВУ «СТРАНА И МИР» 10 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО ПРАВУ«СТРАНА И МИР»10 «С» класс....