Программа элективного курса для 9 класса "Литературоведение стран АТР"
элективный курс (9 класс) по теме

Ищенко Елена Владимировна

 

Актуальность данного элективного курса в том, что он формирует  устойчивое умение работы с текстом  путем  анализа, сравнения и создания собственного творческого продукта. Это умение необходимо при выполнении  части С  как  в 9 классе, так и в 11. При опросе учащихся 11 класса выяснилось, что самым трудным заданием в части С является формулировка и комментарий проблемы художественного текста. Авторы художественных произведений «шифруют» текст, а читатель должен «расшифровать».

Тексты художественного и публицистического стилей содержат 3 вида информации:

Фактуальную, концептуальную, подтекстовую. Последняя и есть та самая «зашифрованная».

На занятиях злективного курса (9 класс), анализируя хокку и танка -поэзия японских авторов – учащиеся учатся в малом видеть большое, ибо в этом особенность японской поэзии. Сравнивая поэзию Китая, Японии и русскую поэзию, непроизвольно приходят к выводам о богатстве нашего художественного языка.

Интеграция данного элективного курса развивает интерес ко многим школьным предметам. Создавая творческие работы, ученики выполняют многошаговые задачи. Курс развивает коммуникативность, креативность, навыки устной и письменной речи, что является залогом успеха  в любой профессии.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9kl.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

                     Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

                                          средняя общеобразовательная школа №8.

                                  Элективный курс

« Литературоведение стран Азиатско-Тихоокеанского региона»

                                                  9 класс.

                                                                                 Автор: учитель русского языка и литературы

                                                                                                               Ищенко Е.В.

                                                                  2012год.

                                            Пояснительная  записка.

 Содержание данного курса  основывается на государственном образовательном стандарте и интегрируется с существующей государственной программой и элективным курсом по географии Параллельность изучения дальневосточной литературы на всех этапах позволит показать единство и незыблемость человеческих духовных ценностей. Данный курс знакомит с  художественной литературой  Дальнего Востока и литературой  стран ДВ региона  (китайской и японской).Занятия  элективного курса пробуждают образное воображение ,позволяют в самом обыкновенном и привычном увидеть красоту и многообразие жизни и дают импульс к созданию собственных работ. Курс знакомит с эстетикой  стран ДВ региона, культурой, литературой, что ,конечно же ,воспитывает уважительное  отношение к людям другой расы.

 При реализации данного элективного курса решаются следующие задачи:

    – приобщение к чтению и изучению значимых для духовного и нравственного развития и соответствующей возрастной эволюции школьников-читателей произведений дальневосточных авторов, авторов японской  и китайской литературы.

  – формирование представления о дальневосточной литературе как социокультурном феномене, жизнеспособной ветви мирового дерева культуры (литературы), занимающем важное место в жизни региона России;

    – воспитание чувства «малой родины», патриотизма, нравственной оседлости, культуры   этноотношений, интернационализма;

    – развитие экологического сознания и нравственно-ценностных ориентиров личности;

      -развитие интереса к культуре и литературе стран ДВ региона

    -приобщение к профессии журналиста, учителя литературы , культуролога.

УМЕНИЯ И НАВЫКИ,  формирующиеся в ходе занятий:

-сравнение и анализ художественных текстов разных родов и жанров;

-считывание информации текса ;

-умение выделять  главное и второстепенное в  тексте;

- создание творческих работ на основе переработки тексте;

- редактирование продукта творчества.

                                           Программа курса.

1.Литература Дальнего Востока и стран ДВ региона. 

 География стран ДВ региона

Япония-страна восходящего солнца.(2часа)

Восточная эстетика. Поэзия Японии. Хокку.Танка. Художественные образы японской поэзии.

Миниатюры и рассказы Акут агава   Рюноскэ. Символика.ассоциации и намек в произведениях японских авторов.

2.Литература Китая(2 часа)

Поэзия-основная форма китайской литературы. Устойчивые образы китайской поэзии.

Стихотворения  Ван  Вея. Ли Бо. Пейзажные картины в произведениях китайских авторов.   А. Мещерский - переводчик  и  исследователь китайской поэзии.

Сказки и мифы как основа народного творчества во всей мировой литературе. Сказки и мифы  народностей Дальнего Востока.  Китайская и японская мифология.

3.Писатели  Дальнего Востока(2часа).

М.Деменок-известный писатель Приморского края. Рассказы о жизни тайги.

Н.Рытхеу-выдающийся чукотский писатель. Сборники рассказов о многовековой  жизни малых народов.

 Общие темы  произведений. Символика рассказов. Связь с фольклором. Проблема  экологии впроизведениях.        

5.Заключительное занятие.(2 часа)

Чтение и обсуждение собственных работ в жанре хокку, танка.

Рецензирование и редактирование работ. Чайная церемония. Просмотр презентаций о Китае. Японии.

 

  Календарно-тематическое планирование.

№ урока

           Тема занятия.

Содержание

Занятия.

Практическая и творческая работа

Учащихся.

1

Введение. Дальневосточная литература и литература стран АТР.

Терминологические понятия. Истоки ДВ литературы. Сказки и мифы.

Инсценированные  сказок .Анализ мифов их сопоставление.

Японская литература.

Японская поэзия. Восточная эстетика.Хокку.Танка.

Заочное путешествие.

 Выразительное чтение. Анализ. Обсуждение

Творческая мастерская.

2

Японская литература.

Миниатюры и рассказы Акутагава Рюноскэ.

 Составление ассоциаций. Находки текста.

3.4.

Литература Китая.    Сказки и мифы как основа народного творчества во всей мировой литературе. Сказки и мифы  народностей Дальнего Востока .  Китайская и японская мифология.        

 Поэзия – основная форма китайской литературы. Устойчивые образы. Ван Вей.Ли Бо.

Видео-урок. Обсуждение тем Слушание стихотворений. Сравнение с русской японской поэзией . литература.

5

Дальневосточная  литература.

Рытхеу-известный и неизвестный чукотский писатель.

Бытописание в рассказах. Тематика рассказов.

6

Дальневосточная литература

Знакомство с творчеством писателей Дальнего Востока. М.Деменок.Рассказы.

Символика. Скрытая информация текста. Аку -тагава Рюноскэ.

Эвристическая беседа ста.

7.8.

Заключительное занятие.

Чтение творческих работ. Рецензирование и редактирование.

Просмотр презентаций. Чайная церемония.

   Список литературы.

Для учителя.

1 Уроки литературы.2-2003г.

Приложение к журналу «Литература в школе»

2.Википедия. Интернет-ресурсы.

3.М.Деменок. Рассказы.

4 Н.Рытхэу  Рассказы.

5 Сборники стихов Ван  Вея, Ли Бо.

6 Рассказы и миниатюры Акутагава  Рюноскэ.

7 Словарь литературоведческих терминов .М,. 1999г.

Для учащихся.

2.Википедия. Интернет-ресурсы.

3.М.Деменок. Рассказы.

4 Н.Рытхэу  Рассказы.

7 Словарь литературоведческих терминов.М,. 1999г.

Тематика занятий нетрадиционного типа:

-лабораторные занятия-художественный анализ текста.

-урок-портрет (знакомство с авторами.)

-видео-уроки.

-воображаемое путешествие

-урок-импровизация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе....

Программа элективного курса "Путешествие по стране Грамматика"для 10-11 классов

Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсальном проф...

Программа элективного курса "Страноведение немецкоязычных стран"

Программу можно использовать для проведения факультативныхзанятий или как элективный курс....

Программа элективного курса "Культуроведение англоязычных стран"

Является пособием по страноведению Великобритании и США в аспекте межкультурной коммуникации.Для учащихся 10-11 классов....

Программа элективного курса "Культуроведение англоговорящих стран" 10-11 класс

Программа элективного курса "Культуроведение англоговорящих стран (Канада, Австралия, Новая Зеландия) для учащихся 10-11 класса школ с углубленным изучением английского языка....

рабочая программа элективного курса «Страноведение англоговорящих стран»

Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о странах  изучаемого языка, их истории, политической, экономической, культурной жизни и может быть рекомендована учащимся не тол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРАВУ «СТРАНА И МИР» 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО ПРАВУ«СТРАНА И МИР»10 «С» класс....