Программа элективного курса "Страноведение немецкоязычных стран"
рабочая программа (немецкий язык, 10 класс) по теме

Ваганова Нина Борисовна

Программу можно использовать для проведения факультативныхзанятий или как элективный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_stranovedeniyu.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ «СТРАНОВЕДЕНИЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН (10 КЛАСС)

(Ваганова Н.Б., учитель немецкого языка МБОУ СОШ №85

 с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Н.Новгород)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Эта программа предназначена для учащихся 10-х классов, желающих расширить свои знания о странах изучаемого языка.  В связи с происшедшими в последнее время изменениями в политической и экономической жизни страны  произошли изменения и в социокультурном контексте изучения иностранного языка: усилился интерес школьников к возможности участия в международных проектах, культурному и образовательному обмену, к жизни и деятельности молодежи в странах изучаемого языка. Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о традициях, обычаях и о культуре немецкоязычных стран. Преподавание немецкого языка в школе ведется по УМК Г.И. Ворониной, Карелиной, который не дает возможности в достаточном объеме познакомиться с западноевропейскими странами,  их геополитическим портретом и культурно-историческим наследием. Эта программа способствует более глубокому изучению базового курса немецкого языка, а также служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути.

ЦЕЛИ КУРСА

  • расширить и углубить знания учащихся о традициях, обычаях страны изучаемого языка;
  • создать мотивационную основу для качественной подготовки учащихся к экзаменам и к участию в олимпиадах;
  • развивать у школьников способность использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций  современного мира и способствовать удовлетворению  их познавательных интересов в области страноведения немецкоязычных стран

ЗАДАЧИ КУРСА

  • дальнейшее  развитие коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной и языковой), необходимой для общения на иностранном языке;
  • культуроведческое обогащение школьников через их ознакомление с социальными субкультурами стран изучаемого языка и их геополитическим портретом;
  • в целях развития социокультурной компетенции – приобщать учащихся к культуре речевого этикета страны изучаемого языка, формировать умения представлять свою Родину и достопримечательности страны изучаемого языка в условиях иностранного общения;
  • развитие культуры работы с аутентичными материалами с использованием когнитивного подхода в обучении иноязычной речи.

Теория курса способствует восполнению учащимися недостающих знаний по теме «Обычаи и традиции Германии», «Австрия», «Швейцария», «Люксембург» и «Лихтенштейн». Данная информация перекликается с материалами базового курса, кроме того, чётко прослеживается межпредметная связь с историей, географией, мировой художественной культурой и литературой. Курс может быть интегрирован с предметом информатика в качестве подготовки к овладению навыками пользования компьютером при изучении иностранного языка. Таким образом, реализовывается такая функция элективного курса, как поддержка изучения смежных дисциплин на более продвинутом уровне.
Все главы курса абсолютно независимы друг от друга, такой модульный характер позволит без ущерба выбирать и использовать те части курса, которые необходимы на каждом конкретном этапе учебно-образовательного процесса.
В теоретическом материале курса используются различные по стилю тексты, взятые как из энциклопедических и справочных изданий, так и из периодической печати страны изучаемого языка.

Практическая часть создаёт условия, при которых учащиеся приобретают коммуникативные умения, работая в парах, группах; развивают исследовательские умения и творческие способности, умение проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное.
В каждом разделе курса имеются задания для систематизации знаний; задания, которые позволяют выразить собственное мнение; задания, которые позволяют сравнить культуру немецкоязычных стран и своей Родины – России, что способствует более эффективному усвоению курса.
Основные формы организации учебной деятельности на протяжении всего курса – это лекции, чтение поисковое, детальное и с извлечением основной информации, парная и групповая работа, ролевые игры.

Данный курс позволит учащимся соприкоснуться с особенностями профессиональной деятельности и попробовать себя в роли гида, журналиста, социолога, рекламного агента, переводчика.

Программа предназначена для учащихся 10 классов базового уровня образования по немецкому языку и рассчитана на 64 часа. Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.

К концу изучения курса учащиеся должны освоить специальные термины и понятия, специфические особенности изучаемого курса, предполагаемый конечный продукт – проект «Экскурсия по достопримечательным местам страны изучаемого языка», создаваемый  с использованием компьютерных технологий.

Формы контроля:

- устные ответы

- рефераты

- проектные работы

Методические рекомендации:

Данный курс построен на основе следующих принципов:

- социокультурный принцип направленности языкового материала

- принцип практической значимости приобретаемых знаний

- принцип опоры на межпредметные знания учащихся


В элективном курсе использованы различные педагогические технологии обучения, например, такие как методика перекрёстного чтения, ролевая игра, компьютерные технологии, технология проведения лекции на немецком языке, технология проектного обучения.
Перед проведением лекции на немецком языке необходимо учеников познакомить с опорной схемой и планом лекции, затем ответить на вопросы по тексту лекции и только после этого учитель предлагает ученикам повторить и обобщить полученную информацию, пользуясь новыми словами, планом и опорной схемой лекции.
При использовании технологии проектного обучения необходимо помнить о системе действий учителя и учащихся на разных стадиях работы.
Целью выделения систем действий учителя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. Рекомендованы следующие стадии разработки проекта:

  • разработка проектного задания;
  • разработка самого проекта;
  • оформление результатов;
  • общественная презентация;
  • рефлексия.

Если на занятиях вводится ролевая игра, то необходимо помнить, что уровень сложности игры зависит от уровня обученности учащихся.
В данном элективном курсе предлагается несколько видов ролевых игр.

  1. Контролируемая ролевая игра – ученики получают необходимые реплики, но не знают всего текста.
  2. Свободная ролевая игра – ученики самостоятельная строят сюжет игры, при этом возможны опорные карточки.
  3. Эпизодическая игра – разыгрывается отдельно взятый эпизод.


Достаточно эффективным методом обучения чтению является методика перекрёстного чтения. Основа данной методики – это обмен прочитанной информацией учениками между группами. Ученики делятся на 2-3 группы по 4-5 человек в каждой. Им даётся задание и текст, который ученики анализируют. После чтения и выполнения задания ученики обмениваются прочитанной информацией с другими группами, рассказывая друг другу о содержании своего текста и о выполнении задания. Обобщение материала должно проходить в ходе работы со всем классом.

  Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, помогают сформировать устойчивую мотивацию к изучению немецкого языка.


В процессе работы по данной теме элективного курса используется технология личностно-ориентированного и проектного обучения.

Структура и содержание курса.


Курс «Страноведение немецкоязычных стран» включает в себя пять разделов, каждый из которых призван решать конкретную практическую задачу, и рассчитан на 64 часа.

  1. «Германия»
  2. «Австрия»
  3. «Швейцария»
  4. «Люксембург»
  5. «Лихтенштейн»

1. Германия

Тема. Подтема

Кол-во часов

Форма организации деятельности

Формы контроля

Результаты деятельности учащихся

учителя

учащегося

1.1.

Федеральные земли Германии

8

Мини-лекция с элементами обсуждения, организация проектной работы

Запись лекций, участие в обсуждении, выполнение творческих заданий

Выполнение текстовых и творческих

заданий

 Настенные коллажи, стихи, эссе, викторины, кроссворды, доклады

1.2

Культурная жизнь Германии (музыка, архитектура, кино, театр, музеи, праздники)

10

Мини-лекция, организация групповой и проектной работы

Запись лекции, поиск информации в Интернете, выполнение творческих заданий

Викторина

Создание различных презентаций, в т.ч. компьютерных

2. Австрия

2.1

Федеральные земли Австрии

6

Мини-лекция с элементами обсуждения, организация проектной работы

Запись лекций, участие в обсуждении, выполнение творческих заданий

Выполнение текстовых и творческих

заданий

Ролевая игра, заочная экскурсия

2.2

Культурная жизнь Австрии (музыка, архитектура, кино, театр, музеи, праздники), особенности австрийского варианта немецкого языка

6

Организация перекрёстного чтения и обмена информацией

Чтение страноведческих текстов с извлечением информации, обмен информацией, презентация выполненных заданий

Урок-семинар, доклады

Защита проектов

  1. Швейцария

3.1

Геополитический портрет страны, роль Швейцарии в мире

10

Мини-лекция, организация групповой и проектной работы

Запись лекции, поиск информации с использованием различных ресурсов, выполнение творческих заданий

Выполнение текстовых и творческих

заданий

Ролевая игра, экскурсия

3.2

Культурная жизнь Швейцарии (музыка, архитектура, кино, театр, музеи, праздники), языковое разнообразие страны

10

Организация перекрёстного чтения и обмена информацией

Чтение страноведческих текстов с извлечением информации, обмен информацией, презентация выполненных заданий

Урок-семинар, доклады, рефераты

Защита мини-проектов

  1. Люксембург, Лихтенштейн

4.1

Геополитический портрет страны, культурная жизнь, языковые особенности

7

Мини-лекция с элементами обсуждения, организация проектной работы

Запись лекций, участие в обсуждении, выполнение творческих заданий

Круглый стол, рефераты, доклады, проекты

Ролевая игра, экскурсия

4.2

Геополитический портрет страны, культурная жизнь, языковые особенности

7

Мини-лекция с элементами обсуждения, организация проектной работы

Запись лекций, участие в обсуждении, выполнение творческих заданий

Круглый стол, рефераты, доклады, проекты

Защита проектов, ролевая игра, экскурсия

Для работы по программе «Страноведение немецкоязычных стран» рекомендуется использовать следующий материал:

Список литературы

  1. Воронина Г.И. «Программы общеобразовательных учреждений Немецкий язык 10-11 классы» «Просвещение» М. 2006
  2. Горбачевская С.И., Козьмин О.Г. „Servus Österreich!“ «Просвещение» М. 1997
  3.  Нарышкина Е.А. «Типология курсов по выбору. Составление электива средствами иностранного языка» © Издательский дом «Первое сентября»
  4. Шамов А.Н. «Когнитивный подход в обучении лексической стороне иноязычной речи» Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2002
  5. Школьный немецко-русский страноведческий словарь  «Дрофа» М. 2001
  6. „Kulturelles Leben der Bundesrepublik Deutschland“ „Inter Nationes“ Bonn 1993
  7. „Tatsachen über Deutschland“  Societäts-Verlag 2004

 

Приложение №1

Deutschland

        Hallo, Freunde! Ich würde gern zusammen mit Ihnen nach Deutschland reisen, dann könnte ich Sie mit meinen deutschen Freunden bekanntmachen und Ihnen alles zeigen, was ich gesehen habe. Das wäre ja wirklich schön! Da aber so eine Reise leider unmöglich ist, möchte ich Ihnen etwas über dieses Land erzählen. Und Sie sollen meine Erzählung darüber lesen und übersetzen. Ich hoffe, Sie machen das gern. Stimmt das?

         Deutschland liegt in Mitteleuropa. Es ist das größte deutschsprachige Land. Es zählt rund 80 Millionen Einwohner und ist mehr als 350 000 Quadratkilometer groß. Und es grenzt an neun Staaten: Polen, die Tschechei, Österreich, die Schweiz, Frankreich, Luxemburg, Belgien, die Niederlande und Dänemark.

         Zwei Meere, die Nordsee und die Ostsee, bilden die natürlichen Grenzen des Landes. Im Norden ist der Boden eben, dort liegt das Nördliche Tiefland. In Mitteldeutschland befinden sich die Mittelgebirge und im Süden die Alpen. An der Grenze zur Schweiz liegt der Bodensee. Die längsten Flüsse sind die Elbe und der Rhein, die zur Nordsee fließen. Die Donau fließt zum Schwarzen Meer durch mehrere Länder.

          Deutschland hat nicht viele Bodenschätze. Da gibt es größere Mengen von Kohle und Salz, aber nur wenig Eisen, Erdöl und Erdgas. Trotzdem ist Deutschland ein hochentwickeltes Industrieland. Viele Waren werden hier hergestellt und exportiert. Andere Waren werden vom Ausland importiert. Der Handel spielt eine sehr wichtige Rolle im Leben des Landes.

          Der Norden und Süden, Osten und Westen sind durch ein dichtes Netz von Straßen und Eisenbahnen verbunden. In kurzer Zeit kann man von Berlin nach Köln, von Hamburg nach München oder Frankfurt am Main fahren. Würden Sie bitte diese Städte auf der Landkarte zeigen? Kennen Sie Deutschland jetzt schon besser? Möchten Sie noch mehr darüber wissen? Dann wünsche ich Ihnen viel Erfolg bei der Weiterbildung. Alles Gute!

Заполните пропуски в  предложениях подходящими словами в нужной форме.

        Deutschland … in Mitteleuropa. Es ist das größte … Land. Es … rund 80 Millionen Einwohner und ist … als 350 000 Quadratkilometer groß. Deutschland … an neun Staaten. Zwei Meere … die … Grenzen des Landes. Im Norden liegt das … Tiefland. In … befinden sich die Mittelgebirge und im … die Alpen. An der Grenze zur … liegt der Bodensee. Die … Flusse sind die Elbe und der Rhein. Die Donau … zum Schwarzen Meer.

         Deutschland hat nicht viele … .Da gibt es … Mengen von Kohle und Salz, aber nur … Eisen, Erdöl und Erdgas. Trotzdem ist Deutschland ein … Industrieland. Viele … Werden hier hergestellt und exportiert. Andere Waren werden vom … importiert. Der Handel … eine sehr … Rolle im Leben des Landes.

Der Norden und …, Osten und … sind durch ein dichtes Netz von … und … verbunden. In kurzer … kann man von Berlin nach …, von Hamburg nach … oder … am Main fahren.  

SCHULE UND AUSBILDUG IN DER BRD

          In der BRD besteht Schulpflicht. Alle Kinder müssen in die Schule gehen wenn sie sechs Jahre alt sind. Zuerst gehen sie in die Volksschule. Diese hat heute in den meisten Bundesländern neun Klasse. Jede Klasse dauert ein Jahr. Nach der 9. klasse verlassen die Kinder (in Bayern bei guten Noten mit dem Qualifizierenden Hauptschulabschluss) die Schule und lernen einen Beruf. Sie sind dann drei Jahre lang Lehrling (Auszubildender). Neben der Berufsausbildung müssen sie einmal oder mehrmals in der Woche die Berufsschule besuchen. Am Ende ihrer Lehrzeit machen die Jugendlichen die Gesellen – oder Gehilfenprüfung. Wenn sie einige Jahre als Gesellen gearbeitet haben, können sie noch die Meisterprüfung machen. Sie dürfen dann selbst Lehrlinge ausbilden  

          Manche Kinder gehen nach sechs Jahren Volksschule in die Real – oder Wirtschaftsschule. Sie dauert vier Jahre und endet mit der Prüfung zur Mittleren Reife. Danach lernen die Jugendlichen einen Beruf oder besuchen eine weitere Schule.

          Einige Kinder mit sehr guten Noten gehen schon nach vier Jahren Volksschule auf ein Gymnasium. Dort bleiben sie neun Jahre und machen dann mit etwa 19 Jahren das Abitur, das ist die Schlussprüfung einer höheren Schule. Wenn sie diese Prüfung bestellen, können sie ein Studium an einer Universität oder an einer Hochschule, z.B. an einer Technischen Hochschule, beginnen. Aber nicht alle diese Jugendlichen studieren. Viele beginnen nach dem Abitur ihre Lehrzeit in verschiedenen Berufen. Diese dauert dann aber keine drei Jahre, sie ist viel kurzer.

BEANTWORTE DIE FRAGEN! LIES DAZU IM TEXT NACH!

  1. Mit welchem Alter müssen alle Kinder in der BRD in die Schule gehen?
  2. Wie viele Klasse hat die Volksschule?
  3. Wann verlassen die Kinder die Volksschule?
  4. Wie heißt in Bayern die Abschlussprüfung der Volksschule?
  5. Welche Schule besuchen Ausbildende in der Lehrzeit?
  6.  Mit welcher Prüfung endet die Lehrzeit?
  7. Wann kann man die Meisterprüfung machen?
  8. Welche Schulen kann man mit guten Noten nach der vierten und nach der sechsten? Klasse Volksschule besuchen?
  9. Wie lange dauert die Realschule (in Bayern)?
  10.  Mit welcher Prüfung endet die Realschule?
  11.  Wie lange dauert das Gymnasium?
  12.  Wie heißt  die Abschlussprüfung am Gymnasium?
  13.   Welche Möglichkeiten hat man mit dem Abitur?
  14.   An welchen Schulen kann man mit dem Abitur studieren?

WAS BEDEUTEN DIESE BEGRIFFE?

(Suche unten eine Lösung und setze richtig ein!)

  1. Schulpflicht
  2. Volksschule
  3. Lehrling
  4. Gesellenprüfung, Gehilfenprüfung
  5. Meisterprüfung
  6. Realschule oder Wirtschaftsschule
  7. Gymnasium

  1. Das ist ein Auszubildender, er lernt einen Beruf.
  2. Sie dauert meistens drei Jahre.
  3. Alle Kinder müssen in die Schule lernen.
  4. Sie umfasst die Klasse 1 bis 9.
  5. Sie führt zur Mittleren Reife.
  6. Es führt zur allgemeinen Hochschulreife, zum Studium.
  7. Damit endet die Lehr – oder Ausbildungszeit.
  8. Man kann sie nach einigen Gesellenjahren ablegen.  

                                                                                                         

Вопросы к занятию «Германия»

  1. Wo liegt Deutschland?
  2. An welche Länder grenzt Deutschland?
  3. Wann fand die Wiedervereinigung der beiden deutschen Staaten statt?
  4. Wie heißt die Hauptstadt Deutschlands?
  5. Wo liegt Berlin?
  6. Wie viel Einwohner hat Deutschland?
  7. An wie viel  Länder grenzt Deutschland?
  8. In wie viel  große Landschaftsraüme unterteilt sich Deutschland?
  9. Wo im Norden oder im Süden – ist die Landschaft höher?
  10.  An welchen Bodenschätzen ist die BRD reich?
  11.  Wie heißt der größte Fluss Deutschlands?
  12.  Welche Machtorgane gibt es in der BRD?
  13.  Wie wird die Bundesregierung ernannt?
  14.  Welche Bundesländer hat die BRD?   Wie viel?
  15.  Wie heißt das größte Bundesland?
  16.  Welches Bundesland möchten Sie besuchen?      Warum?

Вопросы к занятию „Города Германии“

  1. Wo liegt Berlin?
  2. Welche Kulturanstalten und Sehenswürdigkeiten von Berlin kennen Sie?
  3. Was ist die Wahrzeichen Berlin?
  4. Wo liegt die Stadt Köln?
  5. Wodurch ist Köln bekannt?
  6. Wie nennt man Frankfurt?
  7. Wodurch ist Jena im Laufe seiner Geschichte bekannt?
  8. Welche Sehenswürdigkeiten  gibt es in Dresden?
  9. Wie nennt man Leipzig?
  10.  Was kennen Sie über Lübeck?
  11.  Warum nennt man Bonn die Bundesstadt?
  12.  Wie nennt man Dresden?
  13. Welche deutsche Städte kennen Sie, die mit den Namen von J.W. Goethe, F. Schiller , M. Luther, Th. Münzer, Brüdern Grimm verbunden sind?
  14. Wo befindet sich die „Sixtinische Madonna“?  
  15.  Welche Stadt nennt man „Tor zur Welt“?    

Вопросы к  викторине

                                     5- балльные

1. Столица ФРГ                                         (Берлин)

2. Цвета государственного флага ФРГ.   (черный-красный-желтый)

3. Герб Берлина.                                         (медведь)

4. Национальный напиток немцев           (пиво)

5. Герб Германии                                        (орел)                                    

                                         10 – балльные

1.Рождество в Германии справляют….   (24 декабря)

2.Два символа Пасхи в Германии             (заяц и крашеные яйца)

3.Kurzhaar – что это?                                  (порода собак)

4.Самая большая федеральная земля        (Бавария)

5.Сколько федеральных земель входит в состав Германии? (16)

                                         15 – балльные

1.Родина одеколона                                     (Кельн)

2.Флоренция на Эльбе                                 (Дрезден)

3.Город Гете и Шиллера                               (Веймар)

4.Отгадайте загадку –

   Es ist kein Baum und hat doch Blätter,

   hat keinen Mund und spricht vom Wetter.

   Ja, es erzählt gar viele Sachen,

   manche zum Weinen, und manche zum Lachen       (das  Buch)

5.Что такое Abitur                                            (выпускной экзамен)

                                           20 – балльные

1.Федеральный  канцлер ФРГ                       (Ангела Меркель)

2.Место заседания немецкого парламента    (рейхстаг)

3. Назовите основные типы школ в Германии  (Hauptschule,  Realschule, Gymnasium,

                                                                                Fachschule)

4.Столица  немецких Олимпийских игр (Мюнхен)

5.Jugendherberge – что это такое               (молодежная турбаза)

                                   

                                                  30 – балльные

1.Всемирно известный писатель и поэт автор «Фауста»     (Гете)

2.Посмотрите на фотографии  и назовите великих немецких ученых.

3.Послушайте фрагмент  музыкального произведения известного немецкого

    композитора, назовите автора и название  этого произведения.

4.В каком  году в Германии состоялся чемпионат мира по футболу (2006)

5.Назовите имена известных немецких сказочников и их произведения

                                                                                  (Якоб  и Вильгельм Гримм, Э.Т. Гофман, В. Гауфф)

                                                  40 – балльные

1.Прочтите отрывок стихотворения  «Lorelei“

2.Представьте своего друга и расскажите о его увлечениях.

3.Назовите ведущие немецкие предприятия – лидеры немецкой экономики.

4.Спойте известную вам немецкую песню.

5.Расскажите о Германии.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Немецкоязычные страны" для 5 класса (углубленное изучение)

Урок по теме "Немецкоязычные страны" для 5 класса (углубленное изучение). Урок первичного предъявления новых знаний. Ссылка на аудио-файл: https://drive.google.com/file/d/0Bwpnzkd1nR9xN...

Программа элективного курса "По странам и континентам"

Программа элективного курса «По странам и континентам» предназначена для обучающихся 9 классов.Содержание элективного курса состоит в том, чтоб побудить познавательный интерес к географической науке, ...

Знаменитые немецкие педагоги. Тексты для чтения по страноведению немецкоязычных стран

Die berühmten deutschen Pädagogen Знаменитые немецкие педагоги. Тексты для чтения по страноведению. Данный текстовой материал может использоваться на занятиях по учебной дисциплине "Немецкий язык...

Открытое заседание КИД "Ровесник" "Культура англо - и немецкоязычных стран"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13674556","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Элективный курс "Страноведение немецкоязычных стран"

Элективный курс «Страноведение немецкоязычных стран» направлен на обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения, способствующих более полному учету интересов, склонностей и способ...