программа элективного курса по истории "История страны в истории моей семьи"
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

Баулина Татьяна Владимировна

Курс предназначен для более глубокого изучения истории России в 9-ом предпрофильном классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_istorii.doc91.3 КБ

Предварительный просмотр:

Работа в предпрофильных гуманитарных классах.

«Родословная - признак духовности. Если ты работаешь над сбором своих корней -значит, прочно ощущаешь себя в этой жизни.

История рода должна давать нравственные уроки и задачи».

Павел Флоренский.

В гуманитарных предпрофильных классах дается дополнительное время на более углубленное изучение истории. Очень важным является, в этом случае, его рациональное использование, чтобы данные возможности давали максимальный положительный эффект и заинтересовывали учащихся в выборе профиля. Программное время в 9-х классах по истории отводится на изучение Отечественной истории XX века, что позволяет полностью реализовать эти задачи с помощью элективного курса по генеалогии.

Особое внимание в процессе воспитания подрастающего поколения всегда уделялось и уделяется формированию обоснованной гражданской позиции. Традиционно этому отводится время и место на уроках истории и других социальных дисциплин. Но зачастую сложные исторические процессы воспринимаются ребенком отвлеченно и не способствуют осуществлению поставленной цели. Изложенная мною программа элективного курса позволяет восполнить этот пробел и подойти к выполнению гуманитарно-научной и общекультурной задач с другой стороны, используя личностно-ориентированный подход.

Изучение основ генеалогии в предпрофильных классах, как вспомогательной исторической дисциплины, позволит решить эту задачу. Изучение истории именно через изучение прошлого своей семьи является очень важным этапом формирования ребенка, как личности и гражданина, так как доподлинное персонифицированное знание о жизненных путях старших несет в себе мощный воспитательный заряд. Занятия генеалогией обладают так же большим потенциалом для воспитания у детей патриотических чувств, потому что история рода - это всегда и история страны. Дети подросткового возраста всегда активно интересуются прошлым своих родственников. Этот интерес целесообразно использовать, привлекая их к более глубокому и профессиональному изучению своего прошлого, как в рамках семьи, так и в рамках истории всей страны. Открытие детьми жизни собственных предков в разные исторические эпохи, осознание сложностей, достижений, жизненных уроков в семейной биографии, ее неразрывность с историей Родины - вот, пожалуй, самый верный и грамотный путь воспитания патриотизма сегодня. Для того, чтобы «принять» историю XX - XXI веков на себя, ребенку необходимо преодолеть существующие психологические барьеры и самому - интеллектуально и эмоционально - погрузиться в Отечественную историю, заняться поиском своих корней, изучением истории своей семьи. Выстраивание структуры и жизнеописания своего рода, попытка воссоздания смысла прошедших событий и самой атмосферы эпохи, приводят личность маленького исследователя к более глубокому и позитивному взгляду на прошлое и будущее своей страны.

Генеалогия в этом случае позволяет обнаружить в истории темы, которые покажутся детям интересными и позволят «вписать» себя в историю, осознать свое место в ней, а значит, и определить свою гражданскую позицию. Отечественная история в ходе генеалогического поиска предстает динамичной, многообразной, а значит, интересной подрастающему поколению. Завершением обучение основам генеалогии в рамках элективного курса должна стать индивидуальная творческая работа каждого ученика (проект) и его публичная защита перед заинтересованной аудиторией. В нашей школе такая работа успешно проводится. В прошлом году, объявленном годом семьи, на детском конкурсе исследовательских работ по генеалогии «Юный летописец» работа девятиклассницы Баскаковой Елизаветы была отмечена дипломом 1 степени. А в этом году, дополненный и усовершенствованный проект принял участие во Всероссийском конкурсе «Моя семья», организованный Союзом Возрождения Родословных Традиций.

Программа элективного курса по истории в 9 предпрофильном классе

«История семьи в истории страны»

Пояснительная записка

В программах школьного курса по истории Отечества XX века вопросы персоналий изучаются вскользь, уделяется внимание лишь отдельным личностям. А история - это, прежде всего, наука о людях. Для актуализации учебного материала и углубления изучения Отечественной истории необходима личная заинтересованность ученика. Этот курс позволяет конкретизировать наиболее сложные исторические процессы, происходившие в нашей стране на примерах из жизни родственников самих учащихся. Такое специфическое изучение истории через призму генеалогии позволяет решить ряд очень важных задач: освоение очень сложных для девятиклассников идеологических вопросов, как особой составляющей истории XX века в нашей стране; проблемы мировых войн с точки зрения простого человека. А также позволяет овладеть основательными навыками архивной деятельности, пользования ПК, навыками составления родословных и работой над проектом. Курс рассчитан на 34 часа, что позволяет детально ознакомиться с различными генеалогическими методиками и на практике применить полученные знания. Программа определяет главный способ самоорганизации учащихся - поиск, научно-исследовательская работа, проект.

Цели курса:

  • Формирование гуманистического мировоззрения школьника;
  • Расширить мотивацию к изучению истории России.
  • Создание условий для формирования творческих способностей, исследовательских навыков;
  • Более глубокое изучение истории своей страны через историю своего рода;
  • Использовать невостребованные воспитательные возможности семьи, повысив ее роль, как социума, формирующего личность ребенка.

Задачи курса:

  • Изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
  • Организация поиска материалов для составления родословной;

Создание истории своего рода, как одной из составляющих истории нашей страны;

Совершенствование навыков работы с генеалогическими программами, библиографами, архивариусами (ПК).

№, П/П

Тема занятия

Вид занятия

Количество часов.

1.

Чему служит наука генеалогия.

Вводная лекция

1 час.

2.

Кто такие родственники? Особенности родства. Виды и степени родства.

Лекция.

1 час.

3.

Основные генеалогические термины и правила.

Лекция.

4.

Общие правила составления генеалогических древ.

Практическая работа по сбору материала и его систематизации.

1 час.

5.

Семейный архив, как источник для составления родословной семьи.

Лекция

6.

Ваши первые шаги по выявлению истории своей семьи.

Практическая работа с собранным материалом.

1 час.

7.

Твое имя, отчество и фамилия. История происхождения.

Лекция.

1 час.

8.

История моего имени.

Практическая работа с использованием архивного и библиографического материала.

1 час.

9.

Можно ли узнать свою родословную по фамилии.

Лекция с элементами практической работы.

1 час.

10.

Восходящее и нисходящее древо рода.

Лекция.

1 час.

11.

Как систематизировать информацию и строить генеалогические дерева.

Практическая работа по составлению родословных схем из собранного материала.

1 час.

12.

Архивы и правила работы в них. Печатные источники в генеалогическом поиске.

Лекция.

1 час.

13.

Как правильно составить архив документов семьи, и чем он ценен.

Практическая работа.

1 час.

14.

Как работать с

генеалогическими сайтами в

Поисковая работа по сбору информации о родственниках.

1 час.

Интернете.

15.

Что можно узнать в органах ЗАГС, что такое табель о рангах, ревизии и переписи.

Лекция.

1 час.

16.

События в стране и семье.

Лекция.

1 час.

17.

Графическое изображение жизненного пути родственников в истории нашей страны.

Практическая работа по составлению хронологических таблиц.

1 час.

18.

Поиск родственников за границей.

Практическая работа по дополнению родословных линий.

1 час.

19.

Составление семейной хроники.Варианты оформления результатов.

Лекция.

1 час.

20-22.

Составление своей семейной хроники с использованием исторического материала.

Практическая работа по составлению семейных хроник.

3 часа.

23.

Что такое герб рода? История происхождения гербов в русской истории.

Лекция.

1 час.

24.

Поиск информации для составления семейного герба. Принципы составления герба.

Практическая работа по составлению эскиза герба своего рода.

1 час.

25-27.

Пишем книгу « История моего рода»

Практическая работа по оформлению текста, поколенных росписей, приложений.

3 часа.

28-29.

Составление презентаций для защиты своего проекта.

Практическая работа.

2 часа.

30-34.

Защита индивидуальных проектов по генеалогии семьи.

5 часов.

Варианты индивидуальных генеалогических проектов

  • «История моей семьи в истории моей страны»;
  • «Географическая карта моей семьи»;
  • «Национальный вопрос в моей родословной»;
  • «Войны в истории моей семьи»;
  • «Откуда есть пошла моя фамилия»;
  • «История моего рода в истории моего города»;
  • «Моя трудовая династия».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Путешествие по стране Грамматика"для 10-11 классов

Данная программа элективного курса «Путешествие по стране Грамматика» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих английский язык в филологическом, социально-гуманитарном или универсальном проф...

Программа элективного курса "Страноведение немецкоязычных стран"

Программу можно использовать для проведения факультативныхзанятий или как элективный курс....

Программа элективного курса "Культуроведение англоязычных стран"

Является пособием по страноведению Великобритании и США в аспекте межкультурной коммуникации.Для учащихся 10-11 классов....

Программа элективного курса "Культуроведение англоговорящих стран" 10-11 класс

Программа элективного курса "Культуроведение англоговорящих стран (Канада, Австралия, Новая Зеландия) для учащихся 10-11 класса школ с углубленным изучением английского языка....

рабочая программа элективного курса «Страноведение англоговорящих стран»

Данный курс является актуальным, т.к. даёт учащимся представление о странах  изучаемого языка, их истории, политической, экономической, культурной жизни и может быть рекомендована учащимся не тол...

Программа внеурочной проектной деятельности учащихся « История страны в истории моей семьи»

Программа рассчитана на 17 часов.Класс: 5 классЦель программы - создание условий получения значимых личностных результатов учащимися в освоении основной образовательной программы основного общего обра...

Памятники павшим за независимость Родины – символ истории страны и истории моей семьи.

Сегодня, когда осуществляются попытки переписать историю Великой Отечественной войны и пересмотреть её итоги, очень важно определить роль и значение памятников Второй мировой войны. О войне, о подвига...