Самообразование
статья по теме
В данной статье дан учитель делится опытом работы по теме "Деффиринцированный подход в обучении русскому языку"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_samoobrazovaniya.docx | 630.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Дифференцированное обучение на уроках русского языка»
Как важно научить ребенка мыслить, чтобы знания стали для него не скучным сводом правил и набором понятий, а радостным открытием!
Ведущей целью в своей деятельности, во-первых, я считаю стимулирование познавательных интересов учащихся. И большое внимание уделяю стимулированию мыслительной деятельности ребенка. Эту важную проблему ставит каждый педагог МОУ «СОШ с. Николаевка» Наримановского района, исходя из основных задач и целей развития педагогической системы школы, а именно: психолого-педагогическое обеспечение учебно-воспитательного процесса (так сформулирована проблемная тема школы). В решении данных задач мне помогает дифференцированный подход в обучении. Учебный процесс я строю так, чтобы дать каждому ребенку возможность максимально проявить свои способности. Дифференцированное обучение, как часть личностно-ориентированного обучения, обеспечивает индивидуальный подход в развитии каждого ребенка. Во-вторых, в современной школе по многим причинам наблюдается тенденция снижения интереса к учебе и неуверенности ученика в себе. В какой-то мере выходу из создавшейся ситуации помогает уровневая дифференциация знаний и умений. Я считаю, что технология дифференцированного обучения актуальна в современной школе. Гуманное отношение к личности учащегося, атмосфера сотворчества и сотрудничества, умелое сочетание разноуровневых заданий, предложенных учителем, применение рациональных методов и приемов обучения позволяют учащимся с разными способностями чувствовать себя на уроке комфортно, стимулировать самостоятельную работу детей, поисковую познавательную деятельность.
Данной проблемой занимаюсь на протяжении 10 лет. За основу я взяла опыт лучших отечественных педагогов: Ш.А. Амонашвили («Личностно-гуманная основа педагогического процесса») и В.Ф. Шаталова («Точка опоры»). Доклад по теме был представлен на педагогическом совете и на межшкольном методическом объединении. (Приложение 1)
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (класс делится на группы по способностям, и каждая получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания: облегченный вариант или, наоборот, осложненный). Таким образом, создаются оптимальные условия, способствующие желанию учащегося в самореализации, систематическому росту в обучении, самооценке своей деятельности и возможности перехода из одной группы в другую. Такой подход позволяет абсолютному большинству школьников добиваться успеха без ущерба здоровью, не подавляя интересов и склонностей. И в последние два года я рассматриваю важный аспект в дифференциации – это здоровьесберегающая технология. Распределяя детей по уровню обучения, прежде всего, учителю необходимо с психологом изучить психологический паспорт учащегося, вывести результаты, рекомендации, строится диагностическая карта, и только потом строить обучение по актуальному развитию, состоянию психических функций, учитывая особенности личности.
Таким образом, при дифференцированном обучении важно:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, позволяющей определить уровень сформированности общеучебных умений и навыков, а, следовательно, предусмотреть роль учителя в оказании индивидуальной помощи учащимся.
- Отслеживание результатов каждого ученика, фиксация полученных данных.
- Применение разноуровневых учебных заданий для индивидуального формирования и развития общеучебных умений и навыков учащихся с учетом результатов диагностики.
- Систематическая работа с разноуровневыми учебными заданиями всех учащихся с последовательным переходом от простого к сложному.
- Индивидуальная коррекция и контроль знаний и умений учащихся. Планируемый результат: развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников - на повышенном уровне.
Мониторинг индивидуальных особенностей учащихся позволил мне разделить класс на три группы по уровню развития учеников. В первую группу вошли дети с уравновешенными нервными процессами возбуждения и торможения. Это дети, которые обладают высоким уровнем аналитико-синтетической деятельности, им доступны обобщения и абстрагирования. У этих детей ровная, выразительная речь, достаточно велик словарный запас.
Во вторую группу вошли дети с преобладанием в нервных процессах возбуждения над торможением. Такие дети не могут сконцентрировать своё внимание и в работе могут допустить ошибки. Им необходимо систематическое повторение ранее усвоенного.
Третью группу образовали ученики "тугодумы" с замедленной реакцией на вопрос или задание учителя, с медленной речью, бедной по составу и эмоционально. Этим ученикам требуется значительно больше времени на усвоение правила, чем другим.
Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу.
Итак, все вопросы индивидуализации и дифференциации обучения обусловлены процессом всеобщей гуманизации обучения и воспитания учащихся. Она предполагает сохранение и дальнейшее развитие неповторимой личности обучаемого. Индивидуализация и дифференциация учебной работы направлены на «открытость» процесса обучения:
- предоставление возможности выбора заданий, способов его выполнения, индивидуального стиля учения и др.;
- постоянное внимание должно уделяться совместной работе всех групп, необходимо подчеркивать роль работы каждого варианта (микрогруппы) в решении общепознавательной задачи;
- преподаватель обязан внимательно следить за ростом учащихся, заметить любое продвижение в интеллектуальном развитии, своевременно переводить их из одной группы в другую;
- не борьба с перегрузкой путём уменьшения научной информации, её максимального упрощения, а лучшая организация труда учащихся с учетом их способностей.
Серьёзных положительных результатов от дифференцированного обучения можно ожидать только после систематической работы в течение нескольких лет. Дифференцированное обучение вообще и на уроках русского языка, в частности, требует от преподавателя большого такта, терпения, внимания к внутреннему миру обучаемого
Элементы урока – зачета по теме «Причастие» в 7 классе
Задание №1 по актуализации опорных знаний и умений. Тесты для I и II вариантов (Приложение 2) под руководством учителя готовят 2 сильных учащихся. Учащиеся, рассчитывая на успех, выбирают из 15 вопросов по желанию 8 и дают ответы. Здесь учитывается учебная мотивация: познавательная и узко социальная (одобрение, престиж, успех)
Задание №2. Создается творческая лаборатория по исследованию категориальной сущности причастия.
Задание для 1 группы. Выбрать одну из точек зрения ученых о категориальной сущности причастия и попытаться доказать с помощью аргументов и примеров, что такое причастие (Составление сочинения – рассуждения) Приложение 3
Задание для 2 группы. Выборочный диктант. Выписать из текста в 1 столбик прилагательные, во 2 столбик – причастия. Аргументируйте свой выбор
Задание для 3 группы. Образовать от глаголов причастия, обозначить суффиксы.
Задание № 3. Проверка орфографических знаний, умений, навыков.
1 группа. Несколько учеников предлагают свои опорные схемы к орфограммам. Выступают в роли учителя (Приложение 4)
2 группа. Комментируют орфограммы, подбирают самостоятельно свои примеры к предложенным орфограммам.
3 группа. Работают по карточкам в группах. Предложено задание – вставить пропущенные орфограммы, обозначить условия выбора.
Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков.
Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Приложения
- Приложение. Доклад представлен в разделе №6 «Педагогическое мастерство»
- Приложение
- Приложение
Мы создадим творческую лабораторию, вы должны сообща выбрать одну из точек зрения и попытаться доказать с помощью
- аргументов и примеров, что такое причастие (задание даётся по рядам) Составление сочинения- рассуждения на темы:
- Первая лаборатория ученых
Мы считаем, что причастие – особая форма глагола.
Во-первых, причастие образовано от глагола, обозначает, хотя признак предмета, но по действию.
Во-вторых, оно имеет те же постоянные что и глагол: вид, время, возвратность, переходность. Например: писать (н.в.) и пишущий(н.в.), соревноваться (н.в. возв.) – соревнующийся (н.в., возв).
В – третьих, краткое страдательное причастие в предложении является сказуемым.
Следовательно, причастие является особой формой глагола.
- Вторая творческая лаборатория ученых
Мы, группа «ученых», утверждаем, что причастие – это вид прилагательного. Например: белый снег (ед.ч., м.р., И.п.) – белеющий снег (м.р.,е.ч., И.п.).Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета, хотя и по действию. А такие морфологические признаки, как: род, число, падеж – причастие переняло у прилагательных.
И, наконец, полное причастие является в предложении определением.
Таким образом, причастие является видом прилагательного.
- Третья творческая лаборатория
Мы, третья группа ученых, изучая признаки причастия, пришли к мнению, что причастие – самостоятельная часть речи. Так как причастие, хотя и имеет признаки и глагола, и прилагательного, но имеет и свои собственные признаки.
Во-первых, причастие бывают действительными и страдательными. Эти постоянные признаки не встречаются ни у одной другой части речи.
Во-вторых, причастие имеет свои отличительные суффиксы: дейст. прич. – -ущ-(-ющ-)(н.вр.) и –вш-(-ш-) (пр.вр), а страд.прич. н.в. – суффиксы –ом-(-ем-),-им-, пр.вр. 00 суффиксы –нн-, -енн-, -т-.
Следовательно, причастие – самостоятельная часть речи.
- Приложение
Орфограмма № 19
Каким
Опр. сущ Причастие им(ым) [ Т.п.]
О каком
Опр. сущ Причастие ом (ем) [ П.п.]
Орфограмма № 49
Д.прич н.в. ущ(ющ)
от глаголов I спр
Д.прич н.в. ащ (ящ)
Д.прич н.в. ащ (ящ)
От глаголов II спр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...
Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...
План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...
Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...