Экологическое воспитание на уроках татарского языка
методическая разработка по теме

Минахметова Гульнур Нуховна

Экологическое воспитание на уроках татарского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание на уроках татарского языка и литературы

Экология – это  наука  будущего,  и  возможно,  само  существование

человека  будет  зависеть  от  прогресса  этой  науки.  Поэтому   воспитание

экологически грамотного человека должно  начинаться  с  раннего  детства,  с

начальной школы.

Начальная школа формирует у учащихся  первичные  знания  о  природе  и

навыки  ее  охраны,  это  связано  с  тем,   что   успешному   осуществлению

экологического воспитания младших школьников способствуют  их  экологические особенности:  эмоциональная  отзывчивость,  склонность  к  подражательности, восприимчивость к воспитательным воздействиям, любознательность.  Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли  они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с  природной средой,  насколько  глубоко  будут  воспитаны   нравственные   отношения   к природным  объектам,  желание  трудиться  на  пользу  природе.  Надо,  чтобы

ребенок понял, что природа – это первооснова красоты  и  величия,  ему  надо внушать, что любить природу –  значит  творить  добро.  Можно  сказать,  что начальная  школа  –  важнейший  этап  в  становлении  научно-познавательных, эмоционально-нравственных,  практически-деятельностных  отношений  детей   к окружающей среде и к своему  здоровью  на  основе  единства  чувственного  и рационального познания природного и социального окружения человека.

   Экологическое образование предполагает непрерывный  процесс  обучения, воспитания  и  развития  личности,  направленный  на  формирование   системы научных и практических знаний, а также ценностных  ориентаций,  поведения  и деятельности.  Ядро  содержания  экологического образования согласно исследователям последних лет  включает  в  себя  четыре взаимосвязанных компонента: познавательный – понятия, которые  характеризуют человека, труд,  природу  и  общество  в  их  взаимодействии;  ценностный  – осознание детьми значения природы  как  универсальной  ценности,  не  только утилитарной, но и познавательной, эстетической, практической; нормативный  – овладение нормами  и  правилами  поведения  в  окружающей  природной  среде; деятельностный  –  овладение  видами  и  способами  общественно  –   полевой практической деятельности школьников, направленной  на  формирование  учений

экологического характера.

   Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека.

Это и есть основная цель  экологического  образования.

   Общение с природой воспитывает гуманное отношение к  живым  существам, проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании  помочь  животному и растению, защитить  их.  Несомненно,  доброта  формируется  в  единстве  с развитием эстетического наслаждения природой.

   Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным, является одним из  факторов, определяющих  сохранение  жизни  на  нашей  планете.  Основой  экологической подготовки  должны  быть,  конечно,  прочные  биологические  знания,  знание законов живой природы и на основе  этого,  понимание  того,  как  необходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы. Поэтому  перед  педагогами  должна стоять точная цель: воспитывать высокую  экологическую  культуру  школьника.

   Форм экологического воспитания множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.

   Немаловажную роль в экологическом образовании и воспитании играют уроки татарского языка. Формирование  у  детей  ответственного  отношения  к  природе  –  сложный  и длительный процесс, но он необходим, так  как будущее  планеты  зависит  от желания  трудиться  на  пользу  природы.  Следовательно, основная задача учителя – вводить  экологический  материал  на разных уроках.

   Анализ программ и учебников по татарскому языку показывает, что данный предмет обладает большим нравственно - экологическим потенциалом.            Осуществлению работы по экологическому воспитанию способствует учебник татарского языка Р.З. Хайдаровой.. Проблема экологического воспитания в данном УМК освещается очень серьезно. Уже сама система подбора текстов, иллюстраций и связанных и ними творческих заданий не оставит равнодушными учащихся 2-9 классов. Высокий эмоциональный настрой, заданный авторами УМК, пробуждает у школьника желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста. В учебниках каждого класса есть разделы экологического характера. 1класс  - «Лесные друзья», «Времена года», 2, 3классы – «Времена года», 4класс – «Мы помогаем птицам», «В мире животных», 5класс – «Мой край - Татарстан», 7класс – «Природа и человек», 9класс – «Человек и окружающая среда».

   На начальном этапе начинается знакомство с соответствующей лексикой, т. е. начинает формироваться базовый словарь (название времен года, животных, явлений природы и др.).

   С первых лет изучения татарского языка ставится задача прививать детям любовь к природе, стремление помогать животным и маленьким пернатым друзьям.

   Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику, увеличивается из года в год, расширяется его сочетаемость.

   Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. Дети учатся рассказывать о своих домашних животных или о животных, которых они хотели бы иметь, о любимых растениях цветах, которые они выращивают у себя дома в саду. Ребятам  всегда интересно говорить именно о своих делах, о том, что им близко, что их волнует.

   Учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем в русле экологической тематики.

   В старших классах за счет расширения рецептивного и активного словарного запаса, большей его комбинаторики, позволяет учащимся более полно излагать свои мысли, обсуждать проблемы.  Это  способствует возможность читать тексты разных жанров (от публицистических, научно-популярных до отрывков и современной художественной литературы,) переработка и передача информации, решение знакомых коммуникативных задач в новых ситуациях, создание реальных ситуаций..

   Провожу различные дидактические игры: «Угадай, что за зверь», «Найди лишнее слово», «Это какое время кода?», «Обогатите текст красивыми словами», «Закончи предложения», «Из перечисленных выбери диких животных?», «Угадайте листья деревьев», игра «Что? Где? Когда?», задания – обогатите текст «красивыми» словами, составьте предложения о зиме, используя следующие слова…; расположи текста так, как идут времена года, на какие тематические группы можно разделить слова, называющие изображенные на фотографиях предметы  и т.д.

   На уроках включаю дополнительный материал: словарные диктанты,  диктанты, стихотворения экологического характера ( Х.Халикова), загадки, кроссворды, различные карточки – задания на экологическую тему. Выбираю для диктанта тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Эти тексты пробуждают чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.

   На уроках татарского языка организую экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экскурсии и прогулки имеют большое значение в воспитании у школьников экологического сознания, в формировании экологической культуры. На экскурсиях, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно замечаем и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Детям эти экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей природе.

   При проведении экскурсии уделяю  внимание вопросу по охране природы. С растениями следует обращаться бережно, не ломать ветки деревьев и кустарников, не вырывать с корнями цветущие растения, не обрывать с них цветки. Обращается внимание на те растения, которые взяты под особую охрану.

   Например, экскурсия в «Осенний лес» в 4 классе.  Наиболее благоприятное время для проведения осенней экскурсии - конец сентября, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную видовую окраску и процесс листопада ярко выражен.

- Подумайте, кто нас сейчас будет встречать? (Деревья, кустарники, травянистые растения.)

   Мы полюбуемся красками золотой осени, самого яркого, хотя и короткого периода - листопада. Давайте поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты.

- Послушайте тишину леса. Как вам кажется, рад вам лес? Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?

   Раз вам хорошо, значит, и лес вам рад. Приходите в лес всегда, как к другу, берегите его. Видите, сколько радости он посылает вам!

   Подарите свои улыбки друг другу. Скажите, в чем волшебная сила улыбки? Радостно у вас на душе, настроение хорошее. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир - большое волшебное зеркало. Будьте внимательны сегодня на экскурсии, и вы обязательно это заметите, если сумеете увидеть всю красоту окружающей природы и улыбнуться ей.

   А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит ветерок в ветвях. А чем пахнет осенью в лесу? (пахнет опавшими листьями, грибами.)

   Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывает все растения. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.

   Давайте полюбуемся осенними красками расписного лесного шатра. Попробуйте сосчитать, сколько цветков и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников? Обратите внимание, что листья разных деревьев отличаются по цвету. На березе - листья желтые, осине - красные.

   Вот мы с вами и идем по мягкому цветному ковру. Приглядитесь, листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья береза, позже - осина. (Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.)

   - Одно из правил поведения в природе – вести себя тихо, чтобы не тревожить лесных обитателей, особенно птиц. Поэтому наша остановка не должна быть шумной.

   Мы наблюдали с вами за красотой осенней природы, за ровными и стройными стволами березы. Прямые, белоствольные березы нам напоминают о правильной осанке. Посмотрите друг на друга. Правильно ли вы держите осанку? (Учащиеся выполняют несколько упражнений на укрепление осанки).

   - Если человек дружит с физкультурой, его мышцы превращаются в защитный каркас, который охраняет внутренние органы и позвоночник от деформаций. А своим мышцам помогает каждый сам.

   Итак, спины выпрямили, голову держим гордо - высоко и красиво. Теперь походим - красивую походку надо тоже тренировать. Старайтесь следить за своей походкой и осанкой, если хотите быть красивыми и здоровыми.

   Посмотрите друг на друга. Может, вас немножко раскрасила художница Осень? Стали румянами ваши щеки, светящимися глаза. Почему? Потому что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив. И если вы хотите быть здоровыми и красивыми, как сейчас, откажитесь от просмотра ненужных вам кинофильмов и проведите это время на природе. Видите, сколько секретов здоровья мы сегодня узнали. Помните о них.

   На обратном пути спрашиваю у детей названия деревьев , показать листья этого дерева. А чтобы продлить радость общения с осенней природой, я предлагаю принести  домой с маленьким букетом самых красивых листьев, чтобы  узнать еще один секрет волшебной силы осени.

   - Как вы думаете, отчего может рассердиться или опечалиться бабушка: когда вы ей нагрубите, когда придете домой с промокшими ногами или принесете ей домой букет ярких осенних листьев? У вас сегодня есть возможность проверить, как поднимается настроение, когда удается порадовать другого человека, особенно любимого и близкого. Это опять возвращает вам добро зеркало окружающего мира. Умейте в него правильно смотреться!

   После экскурсии пишем сочинение «Алтын көз», которое позволит сохранить детям эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии, создать им единую картину осени, включающую в себя не только знания о сезонных изменениях в природе, но и звуках, красках и запахах осени.

   Экскурсии и прогулки не только развивает  наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка на татарском языке.

   Следовательно, на уроках татарского языка решается целый комплекс образовательно – развивающих задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка  опирается на  эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Дети учатся не только понять её...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих стан...

«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»

Современная  школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский  язык  объективно является одним ...

Экологическое воспитание на уроках иностранного языка

Экологическому воспитанию в наше время уделяется довольно большое внимание.И задача иностранного языка в этом довольно обширна....

Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.

Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...

Доклад на тему: "«Экологическое воспитание на уроках русского языка»

Цель данной работы  –  обобщение наиболее эффективных приёмов работы по экологическому воспитанию в средних классах.Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, ...

Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"

          В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...