Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.
статья по русскому языку на тему
Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – воспитывать в детях благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе – занятие трудоёмкое, но оно необходимо, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках в быту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.
Неизвестный китайский поэт.
Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природными катаклизмами. Духовная, экологическая неразвитость является одной из причин равнодушного, варварского отношения к природе.
Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – воспитывать в детях благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Формирование у детей ответственного отношения к природе – занятие трудоёмкое, но оно необходимо, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Экологическая культура – это часть общей культуры человека, проявляющаяся в его духовной жизни, поступках в быту.
Класс, в котором я работаю, как классный руководитель и филолог, был сформирован в начальной школе добрым и отзывчивым педагогом Саксановской Еленой Вячеславовной, чьи положительные качества передались ребятам.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества.
Для себя вижу цель экологического воспитания на уроках и во внеурочной деятельности: донесение до детей осознания того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы.
Задачи уроков на экологическую тему:
- Показывать красоту нашей природы, вызывать чувство любви к ней.
- Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы.
- Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.
- Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.
- Подвергать осуждению поступки варварского, хищнического отношения к природе.
На уроках русского языка включаю дополнительный материал, диктанты, сочинения, стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологическую тему. Для понимания информации экологического характера на уроках русского языка использую тексты о воде, воздухе, почве, растениях и животных. Это диктанты, изложения, сочинения, пробуждающие чувства, мысли, побуждающие ребят задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества. Важное место среди видов работ по развитию речи занимают сочинения: в них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, отношении к жизни, формировании его взглядов на мир.
Работа по репродукциям картин включает в себя, в том числе формирование умения словами передавать красоту природы, животных и человека, формирования знания, что человек – часть природы, и он в ответе за всё, что происходит на планете.
При изучении публицистического стиля языка возможна беседа об экологических проблемах Перми. В качестве домашнего задания рекомендую подбор материалов из местных газет об экологии города и Орджоникидзевского района.
Примерный список проблем:
1) Наличие промышленных предприятий, их влияние на экологию города, района.
2) Наличие огромного количества машин во дворах (загрязнение воздуха,
неправильная парковка).
3) Несанкционированные свалки бытовых отходов.
4) Состояние водоемов.
5) Бездомные животные.
6) Низкая культура людей.
Затем учащиеся сами пишут статью на экологическую тему.
Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Дети учатся наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательно-развивающих задач.
На уроках литературы также рассматриваем художественные тексты с экологической точки зрения, ведь литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания нравственности. Так на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» происходит не только знакомство ребят с замечательными русскими поэтами, но и понимание, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Дети учатся способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.
Решение проблемы развития современной экологической личности невозможно лишь традиционными приемами и методами школьного обучения. Использую в работе проектно-исследовательскую деятельность. Считаю её важным этапом в выявлении возможностей учащихся работать над решением научных, в том числе экологических, вопросов в проектно-исследовательском режиме. Моими ребятами были разработали экологические исследовательские проекты «Пластиковый мусор», «Осторожно, батарейка!», «Бездомные животные – проблема каждого».
Результаты работы.
Высокий эмоциональный экологический настрой, заданный учителями и некоторыми учащимися нашей школы, пробуждает у всех ребят 7 «В» желание не только знать о проблемах экологии, но, главное, пытаться решать их в силу своего возраста. Девиз классного коллектива: «Нам жизнь дана на добрые дела». Мы заботимся о брошенных животных, помогаем пермским приютам. Выступаем защитниками окружающей среды. У детей воспитывается ответственное отношение к природе, благородные желания. Экологическая культура у детей формируется через экологическую деятельность. Традиции класса: участие в городских и районных экологических конкурсах, акциях, субботниках; сбор макулатуры, пластика, в последнее время – использованных батареек. Духовный мир моих учеников постепенно обогащается нравственно-экологическими представлениями в ходе учебного процесса, внеклассной работы в результате практического участия в различных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культурное наследие на уроках русского языка и литературы и во внеучебной деятельности
Многообразные формы и приёмы использования краеведческого материала, направленного на расширение общекультурного кругозора, развитие культуры личности учащихся....
Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность
Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природны...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.
Материал (доклад и презентация) отражают цели и задачи экологического воспитания на уроках русского языка и литературы, формы и методы, посредством которых в детях воспитываетс благородство, гуманизм,...
«Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через разнообразные формы и методы работы по предметам в соответствии с ФГОС»
Через анализ практической деятельности и накопленный опыт по теме рассмотреть процесс создания условий, способствующих индивидуальному творческому саморазвитию личности в мире культуры.Задачи:1. Воспи...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Выступление на конференции...
«Патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность»
В этой презентации представлен обобщённый опыт работы педагога над методической темой «Патриотическое воспитание учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности»...