Доклад на тему: "«Экологическое воспитание на уроках русского языка»
статья по литературе по теме
Цель данной работы – обобщение наиболее эффективных приёмов работы по экологическому воспитанию в средних классах.
Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, по каким направлениям нравственного становления и духовного роста детей работать в данном классе. Именно поэтому я поняла, что у сегодняшних моих учеников ощущается дефицит культуры с природой. Это легко объяснить тем, что все мы ещё только начали отходить от лозунга «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». И хотя результаты такого насилия потрясают, но преодолеть потребительское отношение к ней, безразличие к её судьбе ещё не удалось.
Приведённые в моей работе материалы показывают, что в процессе обучения, используя доступные приёмы и методы работы, учитель-словесник может внести свой вклад в то, «чтобы выработать у школьников убеждение, что охрана окружающей среды – важнейшая проблема человечества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Большая Сакма
Краснопартизанского района Саратовской области»
Доклад
на тему:
«Экологическое воспитание на уроках русского языка»
Учитель первой квалификационной категории
Подгорнова Валентина Ивановна
село Большая Сакма
2011-2012 учебный год
Учение – это лишь один
из лепестков того цветка,
который называется воспитанием.
Сухомлинский
Уроки русского языка (как, впрочем, и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения и задачи воспитания личности в неразрывном единстве. Чтобы этого добиться, учителю нужно проявить незаурядное мастерство. Он должен научить детей грамотно писать, умело излагать свои мысли в устной и письменной форме, он обязан привить ученику любовь к родному краю, гордость за свою Родину, уважение к родному языку как к национальному достоянию. И если при обучении русскому языку главным руководством для нас является учебник и программа, то решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности применения в работе различных форм и методов. Характер этой работы меняется в зависимости от подбора учащихся в классе, от их возраста, индивидуальных особенностей и ряда других аспектов ученического коллектива.
Многолетний опыт общения с детьми позволяет мне всегда остро чувствовать, по каким направлениям нравственного становления и духовного роста детей работать в данном классе. Именно поэтому я поняла, что у сегодняшних моих учеников ощущается дефицит культуры с природой. Это легко объяснить тем, что все мы ещё только начали отходить от лозунга «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё – наша задача». И хотя результаты такого насилия потрясают, но преодолеть потребительское отношение к ней, безразличие к её судьбе ещё не удалось.
«Экологические проблемы имеют глобальный характер и затрагивают всё человечество»1, но в нашей местности они приняли угрожающий характер. И в грустных наших сегодняшних переживаниях всё отчётливее просматривается экологическая тревога. Счастлив тот, кто живёт в каком-нибудь чудом сохранившемся уголке России, где чистый воздух и вода, где ещё голубое небо и изумрудная трава. Мы лишены этого. Мы живём, боясь съесть ягоду, сорванную в посадке, или гриб, найденный в лесу, опасаясь открыть форточку во избежание ещё большей опасности. «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь – озеленять, очищать, отмывать, спасать»2. Безусловно, вклад в это доброе дело может внести и учитель – словесник, стараясь привить детям доброе отношение к природе, показать её величие, красоту и … ранимость. «Нужно ввести детей в мир сложных взаимодействий живой природы и человека, экологии и здоровья. Это важная и ответственная работа, ибо от её результатов зависит экологическая нравственность подрастающего поколения»3.
Цель данной работы очень скромная – попытаться обобщить наиболее эффективные приёмы работы по экологическому воспитанию в средних классах и показать, как они воплощаются в моей практике.
«Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остаётся слово – слово учителя и слово писателя»4, поэтому для меня всегда был сложным выбор дидактического
1.Шкляровский И. Живое лицо Земли. – М., 1986. – С.120
2Там же. – С.125
3Смирнов П.В. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980. – С.10
4Мищенко С.Н. Вопросы нравственности на уроках русского языка//РЯШ. – 1990. – 3 – С.3
материала. Он должен не только обучать, воспитывать, но и приглашать к раздумью над
языковым материалом и смыслом, содержащимся в нём.
Именно такой материал предлагают учебники в своих упражнениях. Но из-за недостатка времени не всегда представляется возможным на уроке проанализировать подробно даже небольшой текст, и многие его стороны остаются необъяснёнными. Внимание уделяется лишь такой проблеме, которая изучается в данное время. И так из урока в урок. Чтобы избежать этого, чтобы глубже раскрыть все грани материала, содержащего воспитательные проблемы, я применяю сравнительно простой методический приём – неоднократное обращение к тексту на разных уроках. Это очень эффективный приём, так как он выводит класс прямо к решению воспитательной цели, не требуя выполнения заданий учебника, общей характеристики текста, которая была уже дана на предыдущем уроке.
Приведу пример упражнения, к материалам которого я обращаюсь неоднократно.
Одним из текстов, завершающих курс 6 класса, является широко известный рассказ М.Пришвина «Золотой луг». На первом уроке дети легко устанавливают тему художественного повествования: одуванчики, их жизнь. А вот идею рассказа сразу и однозначно назвать нельзя. Возможно, это утверждение красоты окружающего мира и его изменчивости, подвижности и разумности. Но скорее всего – это мысль о гармонии всего сущего, о вечном и нерасторжимом единстве человека и природы. К такому пониманию текста нас склоняют, казалось бы, совсем простые заключительные слова: «Они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали». Мысль о единстве человека и природы – ведущее утверждение всего творчества Пришвина. И хорошо, что эта плодотворная мысль становится понятна читателю в раннем творчестве, при чтении рассказов наподобие «Золотого луга». К этому поэтическому шедевру отечественной классики я буду просить ребят обращаться мыслью и словом и в дальнейшем, когда они станут писать сочинения о родном крае, о природе и об её охране. Пусть в их собственных опытах прозвучат иные идеи, но в основе всегда будет лежать вечная истина о неразрывной общности человека и природы.
В грамматическом отношении текст повторно использую при изучении обособленных членов предложения, при изучении сложного предложения.
А вот ещё один пример неоднократного обращения к тексту.
В учебниках 7 класса имеется целая серия текстов под общим заглавием «Отечество моё». Они обладают несомненным образовательным и воспитательным значением. На основе их можно проводить разнообразную работу по развитию речи, грамматике и правописанию.
Один из текстов – об озере Байкал – принадлежит писателю Михайлову. Этот текст скорее всего относится к рассуждению. Его тезис – мысль о любви каждого русского человека к всемирно известному озеру. Обращаясь к этому тексту, я постепенно подведу детей к таким понятиям: Байкал – это чудо природы, уникальный водоём, бесценная жемчужина нашей Родины, наша гордость, слава Байкала безгранична. В композиционном отношении у этого текста нет вывода, а также отсутствуют сведения об экологических проблемах озера, возникших в последнее время. Я прошу ребят собрать дополнительные факты из других источников и завершить текст.
Круг сведений, накопленных при частичном анализе, нуждается в обобщении. Оно может быть осуществлено на специальном уроке в коллективной или самостоятельной форме, в классе или дома. Например, обобщением работы над текстом Михайлова у нас явилось написание заметки в классную газету «Азбука экологии», в раздел «Боль природы». Ребята писали, что в последнее время Байкал испытывает натиск цивилизации. На его берегах выросли города и заводы, рядом прошли железные дороги, расположились туристические базы. Этот стихийный поток неблагоприятно влияет на природу озера, поэтому в последнее время всё чаще говорят о байкальской проблеме. (См. прилож. Карт. 1.)
В учебниках 5-7 классов есть прекрасные тексты, являющиеся образцами художественного слова, поэтому я никогда не подменяю их специально подобранными или составленными текстами, а дополняю.
Другое направление моей работы – подбор текстов из художественной литературы с учётом поставленных задач. Я подбираю такие тексты, которые не были бы чужеродными уроку, а обогащали бы его своим содержанием и помогали с интересом выполнять учебные задачи. Детскими стихами автор как прошлых лет, так и современных я привлекаю внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком.
К примеру, стихотворение И.Токмаковой «Колыбельная лосёнку», конечно, вызовет положительные эмоции, добрые чувства у пятиклассников:
Спи, Лосёнок тонконогий,
Ночь уже пришла.
На пригорке у дороги
Дрёма расцвела.
От гнилушек – слабый свет,
На траве – медвежий след.
Сонно сосны повторяют
Песенку одну.
Месяц прятки затевает,
Выглянул – исчез …
Здесь зверей не убивают,
Это добрый лес!
Завтра утром рано-рано
Встанешь – и иди.
Ни ловушек, ни капканов
Нету на пути.
Будет так, как повелось.
Спи, мой мальчик. Спи, мой Лось.
Текст записывался фрагментарно в виде зрительного диктанта при изучении темы «Имя существительное», на нём отрабатывали навык правописания гласных в падежных окончаниях, повторяли правописание корней, личных окончаний глаголов. Стихотворение позволило повторить пунктуационные правила: знаки препинания в конце предложений, при обращении, однородных членах. Анализ содержания, словарная работа (капкан, ловушка) помогли заострить внимание на отношении человека и природы, привлечь внимание к жизни обитателей леса.
Чувство жалости, глубокое сострадание вызывает у детей другое стихотворение Токмаковой:
Я (не)навижу Тарасова:
Он застр…лил лосиху.
Я слышал, как он ра(с,сс)каз…вал,
Хоть он гов…рил тихо.
Теперь лосёнка губастого
Кто же (в) лесу (на)кор…т?
Я (не)навижу Тарасова,
Пусть он домой уход…т!
- Какое настроение у героя стихотворения?
- Какое чувство оно вызывает у вас?
- Кто виноват в гибели лосихи?
- Почему люди так поступают? А почему поэтесса добавляет, что Тарасов «говорил тихо»?
Эти вопросы помогают мне раскрыть актуальность темы и провести определённую работу по формированию гражданской позиции учеников.
Текст стихотворения насыщен орфограммами и пунктограммами, изучаемыми в 5-6 классах, содержит ряд форм глаголов, с ним мы работали на уроке итогового повторения темы «Глагол» в 6 классе.
Тексты других детских стихов, используемых на уроке как для коллективной, так и индивидуальной работы, приведены в приложении к работе.
Многие талантливые произведения помогают создать на уроке ту атмосферу совместной творческой деятельности учителя и ученика, которая, сближая их, наполняет жизнь радостью и теплотой общения.
Таким произведением для меня и моих детей стала сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», открытие которой произошло на одном из уроков литературы в 6 классе, но не ограничилось лишь этим уроком внеклассного чтения. Знакомство со сказкой о маленьком инопланетянине продолжается и на уроках русского языка, где часто звучат мудрые мысли французского писателя-лётчика, излучающие нравственный и философский смысл, постичь который, на мой взгляд, просто невозможно до конца. Эта сказка обладает большими воспитательными возможностями: каждая её страница – апофеоз любви, дружбе, красоте.
Поделюсь опытом, как я использую материалы «Маленького принца» при итоговом повторении темы «Местоимение» в 6 классе.
Стараясь создать доверительную атмосферу, я напоминаю, что сказка Экзюпери рассказывает о гениальном малыше, явившемся из иной Галактики, что она интересна в любом возрасте, т.к. каждый раз открываешь для себя что-то новое, уходящее в бесконечность. Но поэтические страницы «Маленького принца» требуют вдумчивого и трепетного прочтения; они рассчитаны на тончайший слух: здесь самого главного глазами не увидишь, здесь зорко одно лишь сердце.
На доске текст, записываем его, вставляя орфограммы, объясняя их графически, повторяем знаки препинания при прямой речи, подчёркиваем местоимения, определяем их разряд, падеж, роль в предложении.
На прощан…е Лис открыл Мален…кому принцу секрет. Он сказал Зорко одно лишь сер…це. Самого гавн… гл…зами (не)увид…шь.
- Мы часто играем с вами в игру «Зоркий глаз», говорим, что зоркий глаз должен быть у моряков, охотников, школьников, чтобы меньше было ошибок. Но зрячим должно быть и наше сердце. Кто объяснит смысл этих слов? Что помогло писателю так образно, выразительно передать свою мысль? (Повторяем прямое и переносное значение слов.) Подберите синонимы к слову зоркий в выражении зоркое сердце. Что должно видеть зоркое сердце?(«Оно должно видеть горе, боль людей, не быть равнодушным ко злу» и т.д) А у вас зоркое сердце? А что оно может увидеть, если мы сейчас выйдем из школы и спустимся к реке? («В некоторых местах мы даже не сможем подойти к берегу, потому что он зарос травой, встречаются горы мусора».)
- Это, ребята, горе и боль нашей природы, но знайте, что это и наша боль, потому что человек – часть природы. Очень обидно, что часто он сам является причиной своего горя. Речка загрязняется, гибнет рыба, исчезают раки, а мы пьём эту же воду, и нас может постигнуть та же участь, если мы не изменим своё отношение к природе.
Урок продолжается, продолжается и наше знакомство со сказкой.
- А ещё в сказке есть слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». Попробуем понять их смысл, записав следующий текст (диалог без знаков препинания записан на доске):
Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И лис ему говорит:
- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил Лис.
Маленький принц был совсем один, ему не хватало друга, поэтому он приручил Лиса.
Тогда Лис ему сказал:
- Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Запись текста сопровождалась работой по орфографии, пунктуации и грамматике. (Повторяли изученное в разделе «Местоимение»
- Как вы понимаете слова Лиса? Разве только о людях здесь речь? Кто эти друзья? Почему мы их называем зелёные друзья, братья наши меньшие? Как вы понимаете эти крылатые слова? Почему мы должны быть терпеливыми и ответственными за всех, кого приручили? Как вы понимаете несколько непривычное для нас слово приручил?
Затем обращаю внимание на последнее предложение, прошу определить разряд местоимений и подумать, как они помогают нам понять важную мысль об ответственности за всех, кого приручили.
Объяснение проходит на материале выборочного диктанта. Ученики выписывают местоимения, определяют их разряд, грамматические признаки.
Не случайно предложение начинается с личного местоимения ты, которое указывает на твою личную ответственность за каждое посаженное тобой дерево. И тогда ни одна ветка не будет сломана, ни одно растение не будет испорчено: это твоё достояние и на тебе лежит ответственность за судьбу зелёного друга.
Личное местоимение указывает и на твою личную ответственность за всех домашних животных, которых ты приручил, которые поверили тебе и полюбили. Но прояви милосердие к тем бездомным кошкам и собакам, которые бродят по нашим улицам и смотрят на нас голодными глазами только потому, что некоторым людям не хватило терпения и ласки, что кое-кто оказался жестоким и равнодушным.
- Кто эти люди? Какое у них сердце? (Повторяем сведения по лексике.)
- Почему, говоря о них, мы употребляем неопределённые местоимения некоторые, кое-кто? («Они указывают на то, что люди с чёрствым сердцем есть, но не называют их»)
- Есть ли они среди ваших друзей?
Выяснили, что и среди наших друзей есть люди бездушные, но решили не называть их имён, надеясь на то, что они всё поняли.
Этим воспитательным моментом я стараюсь донести мысль: нельзя причинять даже маленького страдания беззащитным и слабым. Советую, чтобы примером для них стало отношение поэта С.А.Есенина к животным:
И зверьё как братьев наших3 меньших
Никогда не бил по голове.
В течение всей беседы велась словарная работа. Дети работали с толковыми, фразеологическими словарями, в их экологических словариках появились новые слова: милосердие, терпимость, сочувствие.
Дома ученики составляют текст, в котором рассказывают о том, как заботятся о своих четвероногих друзьях. В нём они подчёркивают местоимение, определяют падеж и синтаксическую роль.
Поэтическая книга Экзюпери, полная щемящей любви к природе и человеку, помогает детям понять ответственность каждого за судьбу родной страны, за судьбу окружающего мира.
Из уст Маленького принца звучат мудрые слова, завораживающие откровенной искренностью, желанием помочь людям постичь простую истину, помогающую избавиться от многих бед на Земле. Дети верят, что только тогда, когда твёрдое правило Маленького принца станет заповедью для всех, человек спасёт мир от грядущей экологической катастрофы.
На доске текст:
«Есть такое твёрдое прав…ло, - ск…зал мне поз…нее Мален…кий принц. – Встал (по)утру умылся пр…вёл с…бя (в)порядок – и сразу же пр…веди (в)порядок св…ю пл…нету».
Ученики списывают текст, объясняя пропущенные орфограммы и пунктограммы. Чертят схему однородных членов.
На материале этих предложений закрепляем тему «Наклонение глагола».
Беседа с классом:
- Найдите глаголы, определите их наклонение. Глаголов какого наклонения здесь нет?
- Образуйте условное наклонение от глаголов встать, умыться, привести.
- Что обозначает в этом предложении глагол повелительного наклонения? Как они образуются? Образуйте эту форму от глаголов, данных в тексте.
- У Маленького принца была своя планета? Что значит: «его планета»? как он заботился о ней?
Добрый пришелец советует и нам, землянам, привести свою планету в порядок. Как вы понимаете его слова?
Планета Маленького принца была величиной с дом, а наша планета Земля очень большая. Как же нам привести её в порядок? («Но на нашей планете много людей». «Когда все будут заботиться о чистоте там, где живут, тогда и чисто будет на Земле».)
Дети понимают, что привести в порядок планету – это значит привести в порядок свой двор, свою улицу, своё село. Чистый воздух и ухоженную землю имеет тот, кто этого хочет. Если каждый человек посадит хоть одно дерево, уберёт свалку возле двора, подметёт улицу, то его село станет опрятнее и красивее. И если это очищенное пространство помножить на тысячи других сёл и городов, приведённых в порядок другими людьми, то это будет огромное очищенное пространство на нашей планете. Об этом просил нас и первый космонавт Ю.А.Гагарин: «Облетев землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»
- А теперь, ребята, давайте коллективно составим памятку для любителей природы, желающих привести природу в порядок. (Памятку записываем, работаем с глаголами повелительного наклонения.)
Трудно сформировать у детей чувство ответственности за всё, что нарушает экологию, не привив им любви к природе. В этом мне помогает постоянное обращение к ярким художественным текстам, дающим толчок для развития ума и чувства школьников. Например, часто на уроках русского языка для языковых наблюдений использую поэтические миниатюры «великого слушателя» природы М.М.Пришвина.
Тема «Глагол как часть речи» (6 класс).
Текст выразительно читается и фрагментарно записывается в виде предупредительного (I ч.) и объяснительного (II ч.) диктантов.
- Из лесов на опушки вышли первые воины в медных доспехах.
… Осенью … берёзки, перед тем как скрыться, прощаются с нами своим золотом.
Кончается чудесный сухой сентябрь, дни мои отрываются от меня, как с дерева листики, и улетают … Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях, только редкие золотые монетки.
II.Октябрь. В кусту что-то зашевелилось, я пригляделся и вдруг ужасно обрадовался – это был воробей, наш воробей! Он с нами живёт, он свой и никуда от нас не улетит.
- Какова основная мысль текста?
- Найдите однородные члены и определите их роль. («Они придают образность описанию».)
- Что усиливает эмоциональное воздействие текста? (Находим ёмкие эпитеты, меткие сравнения, метафоры.)
- Слов какой части речи больше? Почему? («Глаголов, потому что природа – это жизнь, движение».)
- Определите спряжение и вид глаголов (I ч.), время и синтаксическую роль (II ч.)
Внимательно вчитываясь в строки Пришвина, ученики невольно обращаются к своим жизненным впечатлениям, полученным ранее, сравнивают, находят детали, мимо которых раньше проходили. Тексты Пришвина, Паустовского, Пескова подготавливают к творческой работе – описанию природы.
Необходимо связать природоохранительное просвещение с проблемами родного края, родного села, поэтому в качестве упражнений использую тексты, которые составляю на
основе краеведческого материала и публикаций местной печати. Это позволяет мне соединять учебно-познавательные задачи органично, без надоедливой назидательности.
При подготовке к сочинению на тему «Люби и охраняй природу» дети писали объяснительный диктант.
Одним из любимых уголков природы для сакмычей был лес Калач.
Могучие дубы, тонкие трепетные осинки росли в нём. Лес был красив и зимою, когда всё покрывалось пеленой снега и напоминало сказочную картину, и весною, когда воздух был напоён ароматом цветущей черёмухи, и осенью, когда шаловливый ветер бросал в лицо разноцветные листочки.
В центре леса была небольшая возвышенность, напоминашая2 шишку4. деревья на ней почему-то не приживались, но разнотравье приятно радовало глаз, манило отдохнуть уставших путников.
А можно было выйти на опушку, присесть возле говорливого ручейка, до ломоты зубов напиться холодной воды. Не вставая с места, лакомились взрослые и дети спелой ежевикой, плели венки из ромашек.
- А вы, ребята, бываете в Калаче?
Вопрос вызвал недоумение. Дети никогда не гуляли в этом лесу, так как он погиб. И вот уже лет 15 Калач представляет собой печальное зрелище: деревья высохли, исчез ручей, нет ни цветов, ни чистой травы.
- Наверное, дали наши предки ему такое красивое название потому, что был он для нашего села лесным караваем и не раз выручал в трудное время. А мы не поняли этого, не сберегли, не сохранили, понадеялись на лучшие времена. И нет нам теперь ни грибов, ни вкусной ежевики, - печально подвожу итог беседы.
На материале объяснительного диктанта отрабатывали понятие о теме и основной мысли текста, закрепляли навык постановки запятых при причастном обороте, проводили работу по орфографии.
Чтобы преодолеть равнодушие и безразличие к природе, нужно о ней рассказать так, чтобы появились другие чувства: восторг, желание оберегать, охранять. В этом ещё раз убеждаешься, когда на другой день дети сами возвращаются к теме гибели Калача. Дома они расспросили родителей о лесе и готовы поделиться новыми фактами.
От них я слышу рассказы о чудесной ключевой воде, которая могла утолить жажду на целый день, о её необычном вкусе; о кувшинках и водяных лилиях, которых было много в том месте, где река огибала Калач; о зарослях тёрна и шиповника, позволявших делать запасы на зиму …
И я чувствовала, что в их рассказах восторг перемежался с горечью, радость – с сожаленьем по утраченной красоте. Они утверждали, что среди завалов кое-где пробиваются молодые побеги, они надеялись и верили, что лес простит людям халатность и жестокость, что он вечен и, словно сказочная птица, вновь возродится.
Важными предпосылками личности, бережно относящейся к природе, являются наблюдения за объектами живой природы. Они вызывают у школьников искреннее восхищение, воспитывают внимательное отношение к окружающей среде.
Подготовка к сочинению на осеннюю тему в 8 классе велась рассредоточено на двух уроках. Целью первого урока была попытка привлечь внимание детей к тому, что они порой не замечают той красоты, того богатства красок, которое их окружает.
Эпиграфом к уроку послужила строфа, взятая из стихотворения Н.Рыленкова:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться2,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
В начале урока предлагаю детям познакомиться с текстом, озаглавить его, определить основную мысль.
Текст воспроизводится на экран:
Большая Сакма – село (не)большое. (Не)сколько извилистых улиц прот…нулись (в)доль рек Сакма и Иргиз. Пр…йдём по одной из этих осе(н,нн)их улиц.
Поз…ний сентябрь уже полыхает б…гровым заревом. Ст…ят изумительной кр…соты дни. Задумчивая торжестве(н,нн)ость, пр…зрачные воды, в…ликая тишь… Любая д…ревня х…р…ша, а эта особе(н,нн)о трогательна: уютная, с добротными домами, с заревом р…бин у к…литок.
Кажется: жить здесь нужно в мире с совестью и людьми, вбирая мудрость природы, её гармонию.
Учащиеся записывают в тетради текст. На этом материале отрабатываем тему «Односоставные и двусоставные предложения», проводим словарную работу, работу по орфографии и пунктуации.
- Какова основная мысль текста?
- Чему должен человек учиться у природы? Чем вас привлекает этот текст? Найдите в тексте изобразительные средства, которые так образно передают красоту родной деревни?
- Почему нам дорого наше село?
- Узнали ли вы улицу, о которой говорится в тексте?
«Ходите вы по этой улице в школу, видите тополя, осинки, наверное, у каждого из вас есть и любимое дерево. Попробуйте его описать», - прошу я.
Попытки моих учеников безуспешны, описания выходят бледные, невыразительные. И товарищи помочь не могут, потому что у каждого своё любимое дерево.
- О том, как нужно приобщаться к живому миру, полному звуков и красок, мы узнаем из стихотворения поэта Н.Рыленкова.
Обращаю внимание школьников на эпиграф, читаем его, записываем , проводим лексическую работу, выполняем разборы.
- Что советует автор нам, чтобы не ускользнула красота от нашего беглого взора? Почему это так нужно, так важно для человека?
Так как в селе у нас «пошла мода» на рябинки и ёлки, то решили всмотреться в рябинку, которая особенно хороша осенью.
На другой день ребята приносят в класс ягоды рябины, и мы составляем композицию из осенних листьев и кистей рябины. Это придаёт уроку праздничную атмосферу.
Урок начинаем со словарно-семантической работы.
Рябина – рябинка - рябинушка.
- Понаблюдайте за изменением значения слова и за ролью суффиксов. Как суффикс помогает выразить наше отношение при описании рябины? Составьте предложение.
Затем знакомлю ребят с поэтическими строчками, в которых раскрывается красота этого дерева. Обращаю внимание на то, что мастера слова умеют наблюдать за природой и так трогательно передают её красоту. Поэтические высказывания записываем, объясняем орфограммы, находим слова с переносным значением, работаем над ними.
М. Исаковский заметил: «Запылали алым цветом гроздья спелые рябин».
М.Цветаева писала: «Красною кистью рябина зажглась».
«В саду горит костёр рябины красной», - читаем у Есенина.
А.М.Пришвин назвал одну из своих миниатюр «Рябина краснеет», выделив это дерево среди других. (См. в приложении. Карт 2.)
Рябина краснеет
Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают белые, чуть побольше моли, бабочки.
Связь личных впечатлений детей с литературным опытом художника слова обогащает учащихся, расширяет их словарный запас, развивает творческие способности. После такой подготовки ребятам легче было описывать рябину. У нас получился коллективный рассказ, и
каждый из рассказчиков внёс в него свои чувства и краски. Дети сами решали, как в слове передать то, что увидели и почувствовали, как ярче, образнее выразить своё отношение. Если у одного ученика беден словарь, мало эмоций, то ему помогали товарищи: они наблюдали ту же картину.
Дома учащиеся пишут сочинение – этюд «Рябина» (См. приложение. Карт. 3.)
Эта работа оказалась очень полезной и тогда, когда в конце года писали изложение «Рябинка» по тексту Н.Соколовой. Рассказ ещё раз заставил задуматься над проблемой: умеем ли мы беречь красоту, не способствуем ли гибели растений, которыми восхищаемся.
Преодолеть безразличие к природе, стать её другом и защитником помогают экскурсии в лес, в поле, к реке. После таких прогулок у детей остаются неизгладимые впечатления, незабываемые рассказы. Важно дополнить их, не дать погаснуть тому искреннему восхищению, тем эмоциям, которые они получили от общения с живой природой, направить их в нужном воспитательном русле. «Восхищение природой побуждает ученика выражать свои мысли ярко, выразительно, искренне»1
Экскурсия в осенний лес помогла понять, что природа – источник красоты, радости. Дети с восторгом рассказывали о том необычайно красивом, что встретили в лесу.
Стихи русских поэтов XIX века, на материале которых строилась вся учебная работа на уроке, только усилили их впечатления от встречи с прекрасным.
Дети отмечали своеобразие тютчевского восприятия осени. Их поразила яркость, красочная образность стихов Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(«Листопад»)
«Стихи Бунина, - сказали они мне, - так и просят взять в руки цветные карандаши».
Эмоциональный настрой урока помог с интересом выполнить привычную учебную работу. (Повторяли изученное в 4 классе об имени прилагательном.)
Урок закончился, но букет осенних листьев на учительском столе ещё долго напоминал ученикам о неповторимом очаровании осеннего леса.
Воспитать в детях доброе отношение к природе помогают мне сюжетные рисунки на экологические темы. Они могут дополнять задания упражнений, а могут быть и самостоятельным видом работы.
Например, при знакомстве в 5 классе с темой текста ученики работали над упражнением 85. когда все задания были выполнены, я показала рисунок 1. (См. приложение. Рисунок дан в уменьшенном варианте.)
- Нравится вам эта поляна? Что вы видите на ней? А теперь посмотрим на рисунок 2. кто здесь отдыхал? Как вы догадались?
- Давайте поиграем в «Зоркий глаз». Чем рисунок 2 отличается от рисунка 1?
- Лесу понравились такие гости? А как нужно себя вести в лесу?
1Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – В 2 т. – М. 1972. Т.2. – С.683
- А может, ничего не случится? Подумаешь, сломал одну ветку, сорвал растение, раздавил бабочку. Как вы думаете?
Такой постановкой вопроса я организую дискуссию. Дети вспоминают свои наблюдения, поступки сверстников и взрослых по отношению к природе, приводят примеры из книг.
- Оказывается, у вас не только зоркие глаза, но и сердце доброе, зрячее. Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе.
А если такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую – кто-то ещё, что станет с природой? Ей очень трудно залечивать свои раны.
Этот разговор – подготовка к экскурсии в осенний лес, поэтому он будет иметь своё продолжение.
Я использую одни и те же рисунки как в старших классах, так и в средних. Это позволяет видеть мне результаты обучения и воспитания, уровень развития умений и навыков детей разного возраста.
Рисунок 3. Как вы понимаете смысл этого
рисунка? Подберите к нему пословицу,
раскрывающую идею автора? Выразите
письменно ваше отношение к поступку
человека.
5 класс | 9 класс |
Человек сидит на дереве и рубит сук. Дереву больно. Оно живое. Когда человек срубит сук, т он упадёт. Ему тоже будет больно. Нельзя рубить деревья, ломать кусты, разорять гнёзда. | Человек, сидящий на дереве, остановись! Обуздай свою алчность. Причиняя вред природе, ты вредишь и себе. Народная мудрость гласит: «Не руби сук, на котором сидишь!» помни: щедрость природы не вечна. Пора отдавать долги. |
Дети охотно работают с такими рисунками, любят и сами рисовать на экологические темы.
Приведённые в моей работе материалы показывают, что в процессе обучения, используя доступные приёмы и методы работы, учитель-словесник может внести свой вклад в то, «чтобы выработать у школьников убеждение, что охрана окружающей среды – важнейшая проблема человечества1».
Возможно, что кто-то скажет, что моя работа на уроке – капля в море неразрешимых экологических проблем. Но, как известно, капля камень точит, а здесь не камень. Здесь – живая душа ребёнка.
Я глубоко убеждена, что влияние слова на сознание детей велико. Нужно только видеть глаза детей, когда слушают они рассказ учителя о жестокости человека по отношению к природе, чтобы понять, как бескорыстны и щедры они душой, как умеют сочувствовать и понимать чужую боль.
Примером доброты милосердия может служить то, как выхаживали дети бездомную собаку Нюшку, попавшую под колёса грузовика, как спасали карасей из обмелевшего пруда, как заботились жарким летом о деревцах, посаженных весной. А сколько скворечников, кормушек сделано их руками!
Родители рассказывают, что часто дети останавливают их от безрассудных поступков, напоминая, что нельзя рядом с рекой сливать мазут, нельзя ломать черёмуху, нельзя мусорить на улице …
Видно, как постепенно исчезает равнодушие и безразличие к живой природе, как на смену им приходит забота и внимание.
Приведу ещё один пример, который радует, вселяют веру в то, что мои старания не напрасны.
Дети очень любят ходить в лес. Раньше, возвращаясь домой, они несли с собой охапки ландышей, рябчиков. Было даже как-то зазорным, если кто-то возвращался без букета.
Но на моих уроках дети узнали, что эти цветы занесены в Красную книгу, что Красная книга – список жертв природы. Сейчас мои ученики ходят в лес не рвать цветы, а любоваться ими. Они поняли, что если сорвёшь цветок, то он завянет, его прелесть исчезнет, если поймаешь бабочку, то и её красоту загубишь. Прикоснуться к прекрасному можно только зоркими глазами, щедрой душой и добрым сердцем.
_______________________________________________________________________________________________
1Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М., 1990.
Использованная литература
- Антуана де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» - М.: Дет. лит.,1991.
- Бунин И. Стихи. М.: Дет. литер.,1987.
- Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. – М., 1990.
- Мищенко С.Н. Вопросы нравственности на уроках русского языка//РЯШ. – 1990. – 3 – С.3
- Пришвин А.М «Рябина краснеет». – М., 1990.
- Рыленков Н.Стихи. - М.: Дет. лит.,1991
- Смирнов П.В. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980. – С.10
- Токмакова И.Стихи. - М.: Дет. лит.,1991.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – В 2 т. – М. 1972. Т.2. – С.683
- Шкляровский И. Живое лицо Земли. – М., 1986. – С.120
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...
Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»
Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме : "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Под духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него: • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,...
Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, гео...
доклад на районном выступлении педагогическихз чтений на тему: Патриотическое воспитание на уроках русского языка в 7 классе
я организовала цикл уроков во время изучения темы Знаки препинания в сложном предложении, в которых дидактический материал для словарно-семантической работы, для стилистического анализа текстов, для к...
Доклад "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Патриотическое воспитание...
Доклад на тему "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень е...