Доклад на экологическом семинаре "Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
статья на тему
В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача любого учителя - предметника – вводить экологический материал на своих уроках. Не только учителя биологии, химии и географии традиционно работают над экологическим воспитанием, но и учителя русского языка и литературы вносят свой вклад в формирование у обучающихся бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ekologicheskom_seminare.docx | 29.05 КБ |
prezentatsiya_dlya_seminara.pptx | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание
на уроках русского языка и литературы
Подготовила учитель русского языка и литературы
Сергеева Н.В., МОБУ СОШ № 7 г. Нефтекамск
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Ф. И. Тютчев
В последнее десятилетие экология переживает небывалый расцвет, становится все более значимой наукой, вплотную взаимодействуя с биологией, природоведением, географией. Сейчас слово "экология" встречается во всех средствах массовой информации. В наше время вопрос о взаимоотношениях человека и окружающей среды стоит необычайно остро, и именно школе принадлежит важнейшая роль в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от желания трудиться на пользу природы. Следовательно, основная задача любого учителя предметника – вводить экологический материал на своих уроках. Не только учителя биологии ,химии и географии традиционно работают над экологическим воспитанием, но и учителя русского языка и литературы вносят свой вклад в формирование у обучающихся бережного отношения к природе.
Форм экологического воспитания используется множество: экологический лагерь, кружок, факультатив, индивидуальные занятия и, конечно, такая традиционная форма, как урок.
Я бы хотела познакомить вас с фрагментами некоторых уроков, и на примере показать, каким образом я выстраиваю работу по экологии на уроках литературы и русского языка..
При изучении «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева, тема одного урока звучала так: «Красота спасет мир». Напомню, Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.
Эпиграфом к уроку были выбраны слова замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери : “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”.
Очень эмоционально дети отреагировали на это высказывание писателя , с чувством включились в обсуждение эпиграфа, это очень меня порадовало, т.к. я увидела, что детям небезразлично окружающее их пространство. Обучающие прекрасно понимают, наверное, к чему может привести такая психология. Вот какой вывод сделали, обсудив слова Антуана де Сент-Экзюпери: Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром-человеком, который забыл, что сам является её скромной частицей.
В рамках этого урока мы рассмотрели стихотворение И. С. Тургенева “Природа”. Вашему вниманию представлено это стихотворение. (Планирую работу с аудиторией, участникам семинара будет предложено обсудить стихотворение в прозе «Природа»)
Природа
Мне снилось, что я вошел в огромную подземную храмину с высокими сводами. Ее всю наполнял какой-то тоже подземный, ровный свет.
По самой середине храмины сидела величавая женщина в волнистой одежде зеленого цвета. Склонив голову на руку, она казалась погруженной в глубокую думу.
Я тотчас понял, что эта женщина – сама Природа, – и мгновенным холодом внедрился в мою душу благоговейный страх.
Я приблизился к сидящей женщине – и, отдав почтительный поклон:
– О наша общая мать! – воскликнул я. – О чем твоя дума? Не о будущих ли судьбах человечества размышляешь ты? Не о том ли, как ему дойти до возможного совершенства и счастья?
Женщина медленно обратила на меня свои темные, грозные глаза. Губы ее шевельнулись – и раздался зычный голос, подобный лязгу железа.
– Я думаю о том, как бы придать большую силу мышцам ног блохи, чтобы ей удобнее было спасаться от врагов своих. Равновесие нападения и отпора нарушено… Надо его восстановить.
– Как? – пролепетал я в ответ. – Ты вот о чем думаешь? Но разве мы, люди, не любимые твои дети?
Женщина чуть-чуть наморщила брови:
– Все твари мои дети, – промолвила она, – и я одинаково о них забочусь – и одинаково их истребляю.
– Но добро… разум… справедливость… – пролепетал я снова.
– Это человеческие слова, – раздался железный голос. – Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон – и что такое справедливость? Я тебе дала жизнь – я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся – и не мешай мне!
Я хотел было возражать… но земля кругом глухо застонала и дрогнула – и я проснулся.
Август, 1879
Попробуем вместе проанализировать стихотворение.
– Как вы понимаете значение слова “храмина”?
(В словаре В.И.Даля указано: храм, храмина, стар. Хоромы– жилой дом. Храм – церковь. У Тургенева соединяются два смысла: “жилой дом” и “церковь”. Храмина – это Дом Природы и в то же время святое место, церковь.)
- Какой видит лирический герой природу? ( величавая женщина, погруженная в глубокую думу, общая мать, с темными глазами и зычным голосом, т.е герой осознает величие природы)
- Как вы понимаете слово «Благоговейный? - Подберите синоним к слову “благоговейный”. Что значит “благоговеть”? (Преклоняться, боготворить, поклоняться).
- Когда лирический герой понял, что перед ним Природа, почему его бъял «Благоговейный страх»?
- Как человек сначала видел свое место в природе? (Но разве мы, люди, не любимые твои дети?)
- Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и даже её угрожающий вид по отношению к нему?
- Какое место человеку отводит сама природа? ( Я тебе дала жизнь – я ее отниму и дам другим, червям или людям… мне всё равно… А ты пока защищайся – и не мешай мне!)
- Чем отличаются законы человеческой жизни от природных? ( Я не ведаю ни добра, ни зла… Разум мне не закон – и что такое справедливость?)
Вывод: Природа живет по своим законам, люди – по другим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Убивая природу, человек убивает себя…
В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева природа является душой России. Не только в стихотворении в прозе «Природа» прослеживается единство человека и мира природы, будь то зверь, лес, река или степь. Это хорошо показано в рассказах, которые составляют знаменитые "Записки охотника".
Рассказ "Бежин луг", который рассматриваем в 6 классе, посвящен русской природе. Вместе с ребятами в начале рассказа мы наблюдаем особенности изменения природы в течение одного июльского дня. Потом мы видим и наступление вечера, закат солнца, знакомимся с героями. Объясняя таинственные явления природы, крестьянские дети не могут избавиться от впечатлений окружающего их мира. Природа тревожит своими загадками мысль человека, дает почувствовать относительность любых открытий, разгадок ее тайн. Она смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.
Так формируется в "Записках охотника" тургеневская философия природы.
Похожий взгляд на природу и у Виктора Астафьева . Человек, по мысли Астафьева, перестал вести себя как мудрый и доброжелательный хозяин, превратился в гостя на собственной земле или же в равнодушного и агрессивного захватчика, которому безразлично будущее, который за выгодой сегодняшнего дня не способен увидеть проблемы, ожидающие его в будущем.
Человек! Щади зверей и птиц,
Деревья и цветы,
Ведь это все слова,
Что царь природы - ты!
Обязательно в старших классах рассматривается повесть В.Астафьева «Царь – рыба», т.к. просто необходимо проанализировать проблему безнравственного отношения человека к природе, которое ведет к разрушению человеческого в человеке.
О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики: М.Пришвин, Б. Пастернак, И.Бунин, А.С.Пушкин, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев, Н.А.Некрасов, М.Ю.Лермонтов, А.К. Толстой, А.И.Куприн, К.Паустовский и многие другие. Конечно же, творчество этих поэтов и писателей рассматривается в рамках школьной программы, читая их прекрсные творения, школьники учатся видеть прекрасное вокруг себя, а через это учатся любить родную природу, родину, дом, ценить родовые и семейные ценности.
У Н. Некрасова есть, всем нам известное, стихотворение «Железная дорога». Читаем:
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед, неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар, лежит;
В данном стихотворении все в природе поэтизировано: и пни, и моховые кочи, и лед. Это стихотворение проходим тоже в 6 классе. Чувствуется огромная любовь поэта к родной природе, для него прекрасно все.
Нельзя не вспомнить стихотворение Ф.И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая…»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул. пыль летит,
Повисли перлы дождевые.
И солнце нити золотит.
Очень много на уроках рисуем, это очень важная работа, во-первых , она развивает творческие способности, помогает осмыслить прочитанное произведение и выразить свое отношение к прочитанному, ведь не всегда ребенок может сформулировать то, что чувствует.
Большой интерес у пятиклассников вызывает работа над стихотворением Романа Сефа «Чудо»
Ты ещё
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда –
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
«ПОСУДА»,
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается
Берёзка.
Вопрос один: « Почему автор называет чудом обыкновенную березку?»
Мысль о том, что когда-нибудь наступит время и березка будет чудом в бетонном городе, тревожит ребят, и всерьез задумываясь над участью природы , они предлагают свои решения этой экологической проблемы, такие уроки очень трогают ребят, потому что в этом возрасте им хочется быть причастными ко всему, что происходит в мире, в том числе, внести посильный вклад в сохранение природы, звучат такие предложения : каждый должен посадить дерево в парке или во дворе дома и ухаживать за ним, пока оно не окрепнет, кто-то посоветовал купить весной семена цветов и трав и рассыпать их по всему городу и т.д.
Решая задачи экологического воспитания, в 8 классе на уроках русского языка задаю такое домашнее задание: Написать сочинение –размышление на экологическую тему: «Мир, в котором мы живем…», «Почему мы в ответе…», « В долгу перед будущим», « Каким я хочу видеть свой город?», « Природа и человек» и т.д. Провожу такую работу, потому что огромную роль в экологическом воспитании играют уроки развития речи, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируются мировоззрение и основополагающие нравственные качества
Подобные задания на уроках русского языка имеют большое значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют не только знания русского языка, но и экологические знания учащихся. Кроме того, они помогают учащимся увидеть красоту, многообразие и богатство природы нашей Родины, края, что способствует формированию у них патриотических чувств. Следовательно, на уроках русского языка решается целый комплекс образовательно-развивающих задач. Отмечу, что на самом деле методов и способов работы над экологическим воспитанием на уроках русского языка и литературы множество: это и диктанты, и сочинения, анализ повестей, рассказов, стихотворений экологического характера, словарные слова, загадки, кроссворды, задания на экологическую тему, обсуждение пословиц и поговорок и т.д. Все это находится в арсенале учителя, а самое главное, ребята с удовольствием включаются в работу, тем более если задания небанальные и творческие.
А завершить наш разговор я хочу стихотворением Е. Шкловского “Ты береги нас”, с которым я обязательно знакомлю своих учеников, когда мы поднимаем тему бережного отношения к природе.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу”.
Успехов Вам. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык ... Ф . И. Тютчев
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.
“ Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя ”. Антуан де Сент-Экзюпери
Виктор Петрович Астафьев Человек! Щади зверей и птиц, Деревья и цветы, Ведь это все слова, Что царь природы - ты!
А. Фет Б. Пестернак И.Бунин Ф.Тютчев К.Паустовский М.Пришвин
Рисуем на уроке
Роман Сеф « Чудо» Ты ещё Не видел Чуда? Никогда Не видел Чуда? Вот беда – Не видел чуда! Так сходи И посмотри. Ты увидишь Просто чудо, . Удивительное Чудо: Там, Где магазин «ПОСУДА», Возле дома Номер три, Сквозь асфальт У перекрестка Пробивается Берёзка.
Сочинение-рассуждение «Мир, в котором мы живем…», « Почему мы в ответе…», « В долгу перед будущим», « Каким я хочу видеть свой город?», « Природа и человек» и т.д.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеучебную деятельность.
Как научить ребят бережному отношению к природе, как воспитать не потребленцев, а рачительных хозяев? Считаю, что задача родителей и учителей – в...
Доклад по теме: « Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»
Данный материал поможет раскрыть вопрос по теме : "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы в старшей школе»...
Доклад на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"
Под духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно- нравственному становлению человека, формированию у него: • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность
Сегодня мы понимаем, что природа не бесконечна, бьем тревогу, потому что в отношениях с природой человек преступил нравственный рубеж. И природа мстит ему экологическими катастрофами и природны...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы и через внеурочную деятельность.
Материал (доклад и презентация) отражают цели и задачи экологического воспитания на уроках русского языка и литературы, формы и методы, посредством которых в детях воспитываетс благородство, гуманизм,...
Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Выступление на конференции...
Доклад на тему "Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы"
Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень е...