«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»
статья по теме
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский язык объективно является одним из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В то же время в каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету. Перед учителем встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы.
Использование новых технологий на уроках татарского языка, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность. Такие яркие уроки помогают детям легко и быстро усвоить как английский, русский и татарский языки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_orientirovannye_tehnologii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологии личностно ориентированного обучения и воспитания на уроках татарского языка и литературы»
Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Татарский язык объективно является одним из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В то же время в каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету. Перед учителем встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы.
Использование новых технологий на уроках татарского языка, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность. Такие яркие уроки помогают детям легко и быстро усвоить как английский, русский и татарский языки.
В своей работе я использую такие педагогические технологии как - игровые технологии, групповые технологии, здоровье сберегающие технологии, компьютерные технологии, личностно-ориентированные технологии.
Используя в своей практике личностно ориентированные технологии главной задачей ставлю не только дать определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, к творческой работе; стремиться использовать полученные знания самостоятельно; учитывать индивидуальный подход; построить учебный процесс в форме диалога, в демократичном стиле работы с учеником.
Педагогический опыт подтверждает предположение о том, что для полноценного вовлечение в учебную деятельность каждого ребенка и с его индивидуальными способностями необходимо учитывать уровень и динамику учебной активности детей и уровень овладения ими предметным содержанием теоретических понятий. Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Я вижу свое место в школе, и как учитель, обязан формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, и, наконец, я должна быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс, отправляя своих воспитанников на новые открытия.
Я пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения. Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике.
Уровень учебной мотивации во многом зависит от социального окружения, сложившего в классе атмосферы деятельности учителя .
Мои уроки проходят живо, интересно, эмоционально, нет скучающих лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки позволяют детям почувствовать себя исследователями. На уроках всегда доброжелательная комфортная обстановка, основанная на уважении личности ребенка. Важное место в своей работе отвожу творческому мышлению учащихся. Занятия начинаю с 5-10 минутной разминки, в которой решаются творческие задачи разной степени трудности, выполняются ситуативные упражнения, у детей развивается логическое мышление. Задания эти от урока к уроку усложняю, стремлюсь привлечь знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам.
Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен базироваться на предыдущих. Своеобразие педагогического сотворчества состоит в том, что организуется единство деятельной и эмоциональной основы учебного процесса, которое осуществляется в совместных действиях учебных, познавательных, поисковых и других, а учитель выступает как консультант – наставник.
С целью мотивации к изучению предмета использую игровые моменты. Это способствует активизации учебной деятельности. Учащиеся активно работают, развиваются. Они высказывают свои мнения смело, используют в речи фразы «По- моему», «Я считаю», «Я думаю», «По моему мнению» и т.д.
Для развития интереса к урокам татарского языка при организации устно-самостоятельной работы на занятиях системно применяю технологию адаптивной системы обучения. При такой технологии обучающая функция учителя сводится до минимума, а время на самостоятельную работу обучающихся увеличивается (соответственно 7 и 40 минут). Учащиеся работают в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно.
Таким образом, подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности.
Осознавая значимость исследовательской деятельности в личностном росте школьников, на своих уроках активно применяю и технологию исследовательского обучения. При этой технологии учебный процесс я осуществляю как поиск новых познавательных ориентиров.
Обучающиеся старшеклассники на таких уроках постигают ведущие понятия грамматики, а не получают их от педагога в готовом виде.
Основной целью обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели – практическое пользование язы ком.
В классе есть «одаренные» дети, которые стремятся получить высокий процент ЗУН, имея высокий потенциал к обучению. Наряду с ними есть и слабоуспевающие учащиеся. Учитывая эти особенности, широко применяю технологию личностно ориентированного обучения.
Суть технологии сводится к следующему: для ученика отводится то время, которое соответствует его личным способностям и возможностям, что позволяет ему усвоить учебную программу. При этом учебные группы в классах, где я веду уроки татарского языка, формируются по темпу (высокий, средний, низкий) обучения; в процессе каждого обеспечивается переход обучающихся с одного уровня на другой. Я становлюсь как бы дирижером оркестра, где у каждого ученика своя партия. Такое разделение учащихся облегчает их обучение. Но индивидуальные задания на своих уроках не превращаю в средство дискриминации отдельных учеников, наоборот, они способствуют укреплению веры учащихся в свои силы, в возможность преодолеть трудности. Поэтому в моих классах нет неуспевающих. Индивидуализируя задания , имею в виду не только слабых учеников. Ведь в каждом классе есть учащиеся, которые быстрее и успешнее усваивают материал по данному предмету. Я не ограничиваю их работу выполнением лишь заданий среднего уровня, а включаю систему индивидуальных заданий повышенной трудности, олимпиадных заданий, которые способствуют дальнейшему развитию познавательных интересов.
Между тем даже трудный материал запомнится без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие положительную мотивацию к изучению татарского языка.
Таким образом, использование новых технологий на уроках татарского языка, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность. Такие яркие уроки помогают детям легко и быстро усвоить как английский, русский и татарский языки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Развитие коммуникативных умений и навыков старшеклассников на основе использования технологий личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка».
Развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно получать требуемую информацию, способные к сотрудничеству...
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье представлен материал из опыта работы по применению ЛОП (личностно ориентированного подхода в обучении). На сегодняшний день актуальной потребностью нашего времени, времени сотворчества ...
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках иностранного языка
Использование технологий личностно-ориентированного обучения происходит на всех этапах урока независимо от вида урока. При подготовке урока учитываются психологические особенности, уровень обуче...
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы
Технология личностно-ориентированного обучения на уроках литературы...
Применение технологии личностно-ориентированного обучения на уроках русского языка и литературы
Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Человек, в высоком смысле этого слова, становится человеком благодаря литературе. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собс...
"Личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников с использованием метода проектов и информационных технологий"
Данная статья посвящена проблеме личностно-ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов и информационных технологий...
Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс
Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...