Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"
методическая разработка на тему
Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_sayta.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
учителя русского языка и литературы Мановицкого филиала
МБОУ Новоникольская СОШ
«Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности»
Актуальность проекта
Не плоть, а дух растлился в наши дни
И человек отчаянно тоскует,
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Ф.И.Тютчев
- Характеристики состояния современного общества и человека…свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности
Никитина Н.Н.,доктор педагогических наук
- Знакомство с лучшими образцами мирового искусства и… самостоятельное творчество должны стать частью образовательного процесса.
Послание Федеральному собранию 2011 года
- Духовно-нравственное воспитание – та единственная основа, на которой может быть построено крепкое государство, стабильное общество, счастливая семья
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Противоречия
- между потребностью общества в поколении порядочных людей и недостаточным нравственным уровнем современного человека
- между высоким уровнем творческой активности школьников и дефицитом той среды, которая способствует духовно-нравственному росту личности
- между воспитательным воздействием на ребенка и нравственным развитием в зависимости от имеющегося у него опыта, его психических особенностей.
Проблема
Система ценностей духовно-нравственного становления растущего человека зависит от нравственности среды, которая его окружает.
Гипотеза
При целенаправленном создании эмоционально-интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей, осуществляется нравственное совершенствование личности.
Анализ опыта
- Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: переживание высоких чувств – формирование сознания - поступок.
- Духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни.
И.Г. Песталоцци
- Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс … накопления и осмысления нравственных фактов, ситуаций, их анализ, оценка, осуществление ответственных выборов.
Никитина Н.Н., доктор пед. наук (Ульяновский университет)
- Базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений.
Б.Т.Лихачев
Цель проекта
Создание условий для воспитания нравственных чувств и сознания
как путь к нравственному совершенствованию личности
Задачи проекта
- Изучить информационные источники по вопросу нравственного воспитания школьников.
- Выявить уровень ценностных ориентаций обучающихся с применением диагностических методик.
- Осуществить подбор произведений литературы и других видов искусства, методов и приемов, способствующих воспитанию нравственности.
- Разработать и использовать на практике дидактический материал, конспекты уроков, бесед, мероприятий, воспитывающих нравственные чувства и нравственное сознание школьника.
Целевые группы
Творческая группа
Учитель
Осуществляет практическую реализацию проекта, организует уроки и мероприятия, обеспечивает условия для создания ситуации успеха, самореализации, раскрытия индивидуальности учащихся.
Психолог
Оказывает помощь при проведении диагностических процедур.
Ученики 5-11 классов
Участвуют в урочной и внеурочной деятельности, олимпиадах и конкурсах различного уровня, осуществляют проектную и исследовательскую деятельность.
Родители учащихся
Оказывают помощь в реализации проекта.
Этапы проекта
- Диагностико –организационный этап (сентябрь 2011 – ноябрь 2011):
- анализ информационных источников по теме проекта
- разработка проекта
- информирование участников образовательного процесса о проекте, его потенциале и пользе
- диагностика нравственности.
- Организационно-практический этап (декабрь 2011 – ноябрь 2012):
- разработка учебно-воспитательного материала
- проведение уроков и мероприятий
- Итогово-аналитический (декабрь 2012 - январь 2013):
- мониторинг эффективности проекта
- подведение итогов, рефлексия
распространение опыта.
Ожидаемые результаты
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
- Вовлечение школьников в духовно-практическую деятельность, направленную на формирование нравственного стержня личности
- Формирование ценностных ориентаций как фактора повышения нравственности
- Положительная динамика участия в олимпиадах и конкурсах
Теоретико – методологическая основа проекта
- Метод творческого чтения( метод Н.И.Кудряшова)
- Индивидуализация процесса развития творческой активности учащихся (И.Э. Унт)
- Диагностические методики («Ценностные ориентации», «Нравственная воспитанность» С.М.Петровой)
- Различные современные технологии
Критерии эффективности
- Положительная динамика уровней нравственной воспитанности и ценностных ориентаций
- Участие в олимпиадах и конкурсах
- Участие в мероприятиях нравственного характера
Диагностический этап
А)Уровень ценностных ориентаций
Диагностические категории — показатели теста (качественный анализ)
В соответствии с установленными ценностями были определены и основные диагностические шкалы.
- Шкала «Познание как ценность»
- Шкала « Я – ценность»
- Шкала « Другой – ценность»
- Шкала « Общественно-полезная деятельность»
- Шкала « Ответственность»
По результатам устанавливается 3 уровня: высокий, средний и низкий.
Б) «Проверка уровня нравственной воспитанности» (методика С.М.Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности подростков и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, людям, самому себе конкретизируются в пословицах.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и меньше степень согласия с пословицами «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности, и наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а» и «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем он ниже. (Низкий, средний, высокий).
В)Участие в олимпиадах, конкурсах
Основной этап
1.Формы и методы организации учебной деятельности
- Исследовательская деятельность
- Тексты
- Инсценирование
- Медиаресурсы
- Разработки уроков
- Тесты
- Проблемные вопросы
- Словари
2. Внеклассная работа
- Творческое объединение «Под сенью дружных муз»
- Конкурсы
- Работа с родителями
- Школьный лагерь
- Мероприятия
Заключительный этап
А)Уровень ценностных ориентаций
Б)«Проверка уровня нравственной воспитанности» (методика С.М.Петровой)
В)Участие в олимпиадах, конкурсах
Выводы
- Разработанный проект обусловлен объективными причинами и имеет положительный результаты.
- Опыт переживания высоких духовных состояний влияет на формирование нравственного сознания.
- Опыт определения учащимися своих ценностных приоритетов, формирующихся в духовно-практической деятельности, свидетельствующих о нравственном росте, зависит от окружающей среды.
- Культурообразующая среда должна создаваться во всей школе.
- От степени готовности педагогов к методам, апеллирующим не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека – создающим проблемные ситуации ценностного выбора, диалога, во многом зависит успешность нравственного воспитания молодого поколения.
Информационные ресурсы
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: 2001.
- Никитина Н.Н. Социально-педагогическая основа ценностного самоопределения в ранней юности. Методическ. пособие. – Ульяновск, УлГПУ, 2006.
- Бабаян А.В., И.В.Сикорский. О нравственном воспитании. //Педагогика. – 2004 - №10.
- Кудряшов Н.И.Взаимосвязь методов обучения на уроках лит-ры.-М.:1962
- Аудиолекции доктора филологических наук Т.Мироновой. 2011г.
- Монахиня Нектария. Дивный свет – М.: Русский Паломник, 2009.
- Урусова Н.В. Материнский Плач Святой Руси. – М.: Русский Паломник, 2007.
- Алленов М. Мастера русской живописи. – М.:Белый город, 2007.
- http://metodisty.ru
- http://festival.1september.ru
- http://pedsovet.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В то время, как на головы подрастающего поколения сваливается поток негативной, подчас агрессивной, информации, мы на своих уроках помогаем отсечь «лишнее», анализировать услышанное ...
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения на уроках литературы
В современных условиях развития новых общественных отношений проблема нравственного воспитания личности требует особого внимания и осмысления.К.Д.Ушинский в статье «О нравственном элементе в воспитани...
Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»
Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:умение сделать нравственный выбор;справедливость;милосердие;честь; достоинс...
Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»
Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:умение сделать нравственный выбор;справедливость;милосердие;честь; достоинс...
Педагогический проект «Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения по отношению к своей матери»
Проект направлен на создание оптимальных условий для формирования у младших школьников с ЗПР ценностного отношения, любви, привязанности к самому родному и близкому человеку – МАМЕ....
Доклад "Практический опыт воспитания нравственных чувств и этического сознания у детей с ОВЗ"
Выступление на методическом объединении воспитателей....
Воспитание нравственных чувств и этического сознания в условиях дополнительного образования
Нравственно-этическое воспитание обучающихся.Практика МБУДО Тёмский Дом творчества Смоленской области...
Комментарии
Интересная работа! Хорошо
Интересная работа! Хорошо подобраны диагностические методики уровня нравственной воспитанности.Разнообразные формы и методы организации учебной деятельности.