Воспитание нравственных чувств и этического сознания в условиях дополнительного образования
статья

Зубарева Юлия Анатольевна

Нравственно-этическое воспитание обучающихся.

Практика МБУДО Тёмский Дом творчества Смоленской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практический опыт37.81 КБ

Предварительный просмотр:

ВРСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основы нравственности закладываются с детства, когда ребёнку становятся понятны понятия «добро-зло», «плохое-хорошее». Подрастая и развиваясь, ребенок усваивает новые формы и нормы поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого общества.

Важность воспитания нравственных чувств и этического сознания заключена в том, что оно помогает формировать у ребёнка ценности, моральные принципы и навыки, которые приняты в социуме и необходимы для успешной жизни в обществе.

Важность воспитания заключается также и в том, что оно способствует развитию и совершенствованию личности. Это позволяет осознать свои потребности, свои возможности, а также научиться брать ответственность за свои поступки.

Нравственное воспитание предполагает целенаправленное воздействие на личность с целью формирования этического сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Нравственное воспитание начинается в семье, уже позже продолжается в детском саду, в школе, в учреждениях дополнительного образования. Свою роль играют и окружение ребёнка, и СМИ, и кино, и книги.

Задачи по воспитанию нравственных чувств и этического сознания, стоящие перед учреждениями дополнительного образования детей:

-способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, на природе, в общественных местах, а также правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

- формировать у обучающихся представления о моральных нормах, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп; 

-формировать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-воспитывать уважительное отношение к традиционным религиям;

-воспитывать неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие и сопереживание;

-развивать способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-воспитывать уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

-развивать познавательный интерес к истории страны, родного края

- расширять знания обучающихся о выдающихся деятелях, защитниках Отечества и героях труда;

-формировать знания и почитание традиций своей семьи, образовательного учреждения;

-воспитывать чувство патриотизма-любви и верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины;

-формировать и прививать принципы ЗОЖ;

-воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе

Предполагаемым результатом работы по воспитанию нравственных чувств и этического сознания в условия дополнительного образования является развитие следующих личностных качеств обучающихся:                                        патриотизма, коллективизма, товарищества, активного отношения к действительности,  уважение к людям и всему живому, трудолюбия, ответственности, отзывчивости.                                                                                                Для становления и развития этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие их проявления, необходим нравственный опыт и дополнительное образование является площадкой для успешного его получения.                                                                                                                              Здесь, кроме учебной, обучающиеся занимаются различными видами деятельности: трудовой, творческой, исследовательской, проектной, игровой и др., что, несомненно, обогащает их социальный, этический и нравственный опыт.                                                                                                                                        В ДО используется множество различных форм занятий:                                                                                             игра, погружение в сказку, путешествие,  диспут, семинар, беседа, рассказ, чтение и обсуждение литературных произведений небольшого объёма (сказок, рассказов, басен, притч, стихотворений), просмотр мультфильмов,  изготовление открыток и сувениров и др.                                                                                          Участие в социальных проектах, акциях, выставках и конкурсах                                                                                                                 развивает социальную активность обучающихся, коллективизм, отзывчивость, способность к сопереживанию.                                                                                                                         Мероприятия, посвящённые памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим традициям. Почти все они обращают к истории, традициям, служат воспитанию патриотизма, объединению семьи, учат дарить своё творчество людям.                                                                                                                                                                                                                                     Личность педагога и характер взаимоотношений с обучающимися.                                                                                                                           В ДО для отношений между педагогом и обучающимися характерны душевность, отзывчивость, доверительность. Этому способствует без оценочный характер взаимодействия и личностный подход в обучении.                                                                                                                                 Дополнительное образование предоставляет больше возможности для общения чем школа, больше возможности для освоения определённых трудовых умений, самовыражения в коллективе сверстников, раскрытия своих способностей, проявления ответственности, взаимопомощи.                  Следует также отметить, что сама атмосфера знакомства с искусством и творчеством, которая царит в Доме творчества, служит благоприятной воспитательной средой, а приобщение к искусству и творчеству способствует накоплению нравственного опыта. Через сопереживание мы становимся эмоционально отзывчивее и богаче.                                                                                                На занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Фантазия» - 2 год обучения (7-10), которая реализуется в Темкинском Доме творчества, получают знания о правилах поведения в различных местах (дома, в Доме творчества, по дороге в школу) и безопасном поведении в различных жизненных ситуациях (при сильном морозе, при пожаре и др. Педагогом проводится цикл бесед по правилам ЗОЖ с применением иллюстративного материала, викторин и ролевых игр. Это воспитывает бережное отношение к себе и своему здоровью.                                                                                                                       Следует обратить внимание, что в одна из подгрупп творческого объединения «Фантазия» создана для обучающихся, проживающих в школьном интернате. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (из многодетных и малообеспеченных семей, или семей, где детям уделяется недостаточно внимания). Они требуют повышенного внимания педагогов дополнительного образования. Внимания и чуткости. Педагог должен помочь ребёнку в определении жизненных ценностей, нравственных установок, принятых в обществе моделей поведения.  Обучающиеся в этой подгруппе принимают участие во всех мероприятиях, проводимых в творческом объединении. А специально для них (по просьбе воспитателей) педагогом разработаны и проводятся воспитательные беседы: «Жестокость и насилие: как им противостоять?», «Детям о воровстве или никогда не бери чужое». Педагогом уделяется внимание проблемам общения и взаимодействия детей данной подгруппы. Часто они сами обращаются за объяснением и помощью - рассудить, посоветовать. Беседуем, выполняем небольшие психологические упражнения-тренинги («Как правильно критиковать? Правило 30 секунд», «Упражнения по этике»).                                                                                         О народных традициях и христианской культуре дети узнают, принимая участие в праздничных мероприятиях: праздник Сороки, День хлеба, День ангела и др. Педагогом проводятся воспитательные и развивающие занятия, нацеленные на укрепление семейных связей и определение семейных ценностей («Берегите матерей», «Семейные традиции»). Проводятся беседы по вопросам семьи, где поднимаются вопросы традиций празднования Дней рождения членов семьи, Нового года и других праздников, а также вопросы «Как ты помогаешь маме?», «Чем ты можешь занять младшего брата или сестру?». Изготовление открыток, сувениров   учит проявлению чувств и заботы о родных и близких.                                                                                                                                                                            Обучающиеся по программе «Фантазия» не раз принимали участие в социальной акции «Фронтовая открытка». Это формирует активную жизненную позицию, учит работать в команде, сопереживать и всячески поддерживать боевой дух наших мобилизованных воинов.                                                                                               Ежегодно проводятся викторины и творческие конкурсы ко Дню космонавтики и Дню Победы, что способствует развитию патриотизма и становлению гражданственности.                                                                                                                    В рамках программы дети получают сведения о малой родине, её природе, людях и культурных традициях, своё отношение выражают в творческих работах. Бережному отношению к природе, экологической культуре обучаемся через воспитательные мероприятия и выставки творчества «День Земли», «Мой питомец», а также учимся экономно расходовать бумагу, использовать в творчестве природные материалы, дарить «вторую жизнь» подручным материалам,  Сказки, игры, фантазии и творчество-необходимые компоненты занятий по данной программе.                                                                                                        Учебное занятие – площадка для разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На занятиях обучающиеся получают опыт самостоятельной работы, учатся слушать и понимать своих товарищей, помогать и принимать помощь. Физкультминутки и совместные игры учат позитивному общению и взаимодействию, сотрудничеству.                                                                                                                                           Дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Это необходимый жизненный опыт, который они получают в учреждении дополнительного образования на пути становления личности.                                                                      Как возможно оценивать результаты нравственно-этического воспитания? Сложно. Результатом является принятие нравственных ценностей, норм поведения. Принятие на словах возможно проверять письменными диагностическими работами (без фамилий авторов). Принятие на деле можно оценить только в ходе наблюдения и самооценки.                                                                                                               В оценивании ситуации педагогом используются: наблюдение, опросы, тесты, групповые дискуссии, анализ действий, поступков.                                                        Задача педагога-создание условий для практического опыта и формирования нравственных чувств и этического сознания. Важно чтобы ребёнок действовал не потому, что хочет заслуживать одобрение взрослых, а потому, что он сам считает правильным.                                                                                        

Интернет-источники:

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/02/20/duhovno-nravstvennoe-vospitanie

https://урок.рф/library/duhovnonravstvennoe_vospitanie_v_uchrezhdenii_dopol_112215.html

https://nsportal.ru/user/1050149


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......

Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей.

В настоящее время вопрос воспитания социокультурной толерантности личности ребенка чрезвычайно злободневен, в том числе и в условиях дополнительного образования детей: сейчас все больше людей признают...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»

Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:—умение сделать нравственный выбор;—справедливость;—милосердие;—честь;— достоинс...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В учреждениях дополнительного образования детей ведётся большая работа с родителями, проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы, лектории, вечера вопросов и ответов, практикумы, выс...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....