ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
статья по теме
В то время, как на головы подрастающего поколения сваливается поток негативной, подчас агрессивной, информации, мы на своих уроках помогаем отсечь «лишнее», анализировать услышанное или увиденное, сделать правильные выводы. Это в силах любого учителя-предметника, но предмет география дает больше возможностей для переосмысления, формирования правильной жизненной позиции. Ребята чаще идут со своими проблемами именно к тем учителям, которые «выходят» за рамки учебника, стандартного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_chteniya.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №77
Сормовского района г. Нижнего Новгорода
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Автор работы: Шинтарь Наталья Юрьевна,
учитель географии
Тел. 225-02-25
Для людей с педагогической душой нет большей награды, чем чье-то внимание.
Владимир Тендряков
В последнее время я стала часто перечитывать литературные произведения, в которых описывается наша школьная жизнь. Причем у современных авторов школа представлена как нечто неприятное. Но необходимое, в то время как в литературе середины двадцатого века больше внимания уделяется педагогическому поиску.
В повести Владимира Тендрякова «60 свечей» я прочла фразу, которая стала эпиграфом работы: «Для людей с педагогической душой нет большей награды, чем чье-то внимание». В данном случае это не только внимание наших подопечных, но и их родителей, коллег, общественности. В настоящем педагоге, как в поэте «сидит» душа, которая страстно требует одного – делись всем, чем богат. Только тот человек, который желает, может поделиться своим опытом, знаниями, навыками, способен быть учителем и педагогом.
В то время, как на головы подрастающего поколения сваливается поток негативной, подчас агрессивной, информации, мы на своих уроках помогаем отсечь «лишнее», анализировать услышанное или увиденное, сделать правильные выводы. Это в силах любого учителя-предметника, но предмет география дает больше возможностей для переосмысления, формирования правильной жизненной позиции. Ребята чаще идут со своими проблемами именно к тем учителям, которые «выходят» за рамки учебника, стандартного урока.
Совсем в недавнем прошлом то время, когда классные руководители выпускных классов в конце учебного года в большей степени страдали не от того, что им необходимо вовремя заполнить классный журнал, сколько от того, что они должны были подготовить характеристики учащихся, написать которые бывает очень непросто. Это сложное задание было связано с тем, что необходимо дать характеристику личности ученика, оценить его нравственные качества. Да, классный руководитель много общается со своими учениками, проводит внеклассные мероприятия, но все ли они способствуют развитию ребенка?
Мне впервые дали классное руководство в 5 классе в 2006 году и передо мной встала проблема: какое направление воспитательной работы выбрать в качестве приоритетного. Анализируя работу с предыдущими классами, можно сказать, что нравственное воспитание объединяет в себе и патриотическое, и семейное, и духовное, и культурное развитие ребенка. Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества в целом и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя своим поведением, общением, своей жизнью. К большому сожалению, первые уроки безнравственности дети получают в семье, появляется особый тип человека – «частичный» человек, - который не признает ценности другого человека, а взаимодействует с людьми только для того, чтобы достичь определенных целей. Очень часто среди наших учеников встречается еще один тип – «человек-винтик», - лозунг которого «Это меня не касается», он равнодушен ко всему, что его окружает, принимать решения самостоятельно он не может, полностью подчинен власти взрослого. С такими учениками я столкнулась и в своем классе.
Изучение уровня воспитанности учащихся, особенностей развития детей современного общества позволяют выяснить, что современные дети существенно отличаются от детей прошлого столетия. Хлынувший поток информации привел к пресыщению и сыграл отрицательную роль в формировании их психического и физического здоровья.
У современных детей нет сформированных понятий, таких как «нравственность», «воспитанность»; они с трудом определяют для себя жизненную позицию, личностные ценности.
В период школьной жизни у ребенка закладываются многие личностные стороны характера. Школа развивает у учащихся его самомнение и самооценку. В этом случае классный руководитель должен выступать в роли лидера и посредника одновременно. Это и является главным условием для личностного развития ребенка.
Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с современными требованиями общества.
Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность школьников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться педагогом или возникать сами. В небольшой группе школьник чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью учителя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать своё общественное поведение. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.
Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.
Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Учитель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.
Воспитательный процесс должен обеспечить осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков позволяет формировать нравственную оценку и самооценку.
Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка, исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности. Нравственное развитие – это результат системы воспитания и основной критерий эффективности воспитательной работы.
Нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне.
Развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога. Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу.
Все вопросы нравственного воспитания, которые касаются формирования разнообразных моральных качеств, учитель решает комплексно, реализуя принцип всестороннего и гармонического развития личности ребёнка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений.
Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы даже на уроках географии и на классных часах в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.
Со школьниками любого возраста необходимо проводить систематические беседы на этические темы. Важной предпосылкой нравственного воспитания школьников является общий нравственный “климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений. В обстановке взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности каждый ученик ощущает себя полноправным членом коллектива. Такая обстановка благоприятствует развитию достоинств и преодолению недостатков школьников.
В нравственном воспитании школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой.
Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в учебе. Решить проблему взаимодействия с семьей помогают традиционные тематические родительские собрания «Мамины посиделки». Почему именно «мамины»? Дело в том, что в классе больше половины детей из неполных семей или детей совместно с матерью воспитывают отчимы, да и ни для кого не секрет, что отцы не проявляют особой активности и желания посещать родительские собрания. На таких собраниях мы в нестандартной форме разбираем, казалось бы, стандартные проблемы: как объяснить подрастающему ребенку нормы морали, научить адекватно реагировать родителей на поступки, а иногда и проступки сына или дочери…
Успех нравственного воспитания детей зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Систематические классные часы на тему нравственного поведения в социуме, участие в различных мероприятиях школы, района и города определяют поведенческую линию подростков этого возраста. (см. Приложение)
Педагогу необходимо путем организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.
Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность, которая проявляется в общественно ценных свойствах и качествах личности, в отношениях, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание - целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера, и самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества школьников.
Нравственность формируется не на словесных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому и воспитательная работа класса построена на определенных принципах.
Специфика целей нравственного воспитания определяется господствующими общественными отношениями и духовными ценностями.
Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой, цельной личности.
Специфика процесса нравственного воспитания:
обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;
своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;
включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.
Важно учителю научиться видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. Тогда педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.
Исходя из вышесказанного были определены направления и задачи воспитательной работы с учащимися класса:
- Формирование и укрепление ученического коллектива
- Саморазвитие через организацию учебно-познавательной деятельности
- Создание условий для проявления нравственных знаний и умений для формирования культуры сохранения собственного здоровья.
Мои ученики учатся уже в 8 классе и находятся в переходном подростковом возрасте, когда происходит формирование «взрослого Я». Поэтому при определении программы воспитательной работы за основу был взят следующий принцип «Задача учителя – быть помощником в жизненном самоопределении учеников, помочь им отличать добро от зла, помочь им стать творцами, а не исполнителями…» Тем более при повторном проведении диагностики уровня тревожности результаты сильно отличались от результатов такой же работы в 5 классе. Общая картина класса представлена в Приложении 1, 2. Поэтому и возникла необходимость обратить внимание именно на нравственное воспитание учащихся.
Системообразующими средствами организации воспитательной работы в основном являются циклы мероприятий, направленных на формирование личности, нравственно зрелой
Таблица 1
Направления деятельности воспитательной работы (программы) | Приоритеты в работе классного руководителя | Формы реализации |
Континент красоты, или «Будь человеком!» | Формирование у учащихся экологической культуры | тематические классные часы «Мы живем в Красной Книге»; участие в акции «SOS!» (уборка территории, сбор макулатуры); выпуск тематических классных газет; озеленение класса |
«Океан Индивидуальности» | Развитие познавательных интересов учащихся Определение приоритетных направлений индивидуальной работы с учениками Организация просветительской и консультативной помощи Развитие коммуникативных навыков, навыков совместной деятельности Формирование нравственных отношений; | Мониторинги различных видов деятельности Консультации с учителями-предметниками, работа с родителями, определение причин отставания в учебе Работа с психологом, администрацией школы, учителями -предметниками Диагностика и социометрия ежегодно Классные часы, анализ ситуаций в классе, обсуждение проблем |
Континент «Я – гражданин планеты» | Формирование чувства долга и ответственности Развитие активной гражданской позиции Формирование навыков общения с различными категориями социума | Тематические классные часы, ежегодные акции, классные турниры Участие в школьных КТД, экскурсии Беседы об этикете, правилах поведения в различных ситуациях, ролевые игры |
Континент «Не болей-ка!» | Обследование здоровья детей Создание условий для физического и нравственного развития ребенка Просветительская работа по здоровому образу жизни | Совместная работа с медицинским персоналом школы Экскурсии, спортивные мероприятия, походы, прокладка экологических троп, тематические классные часы «Спасибо, нет!», «Вредные привычки» Беседы со специалистами |
Континент «Будущее – это мы!» | Изучение семейной обстановки учащихся Организация совместного проведения досуга Формирование положительного отношения к семье Определение и работа с проблемными семьями | Посещение семей, беседы с родителями Однодневные походы, «Мамины посиделки», классные часы, поездки в театры Классные часы по тематике, участие в семейных конкурсах Работа со специалистами школы, помощь семьям |
Предложенные приоритеты в работе подразумевают их использование на различных ступенях обучения, что позволяет говорить о цикличности воспитательной работы класса.
Формирование у учащихся экологической культуры также относится к одному из аспектов нравственного воспитания.
Формы реализации данного направления нравственного воспитания:
- тематические классные часы «Мы живем в Красной Книге»;
- участие в акции «SOS!» (уборка территории, сбор макулатуры);
- выпуск тематических классных газет;
- озеленение класса
Создание условий для развития познавательных интересов, самопознания, формирование коммуникативных навыков также возможно через нравственное воспитание:
- ежегодная диагностика уровня тревожности;
- работа с активом класса;
- тематические классные часы;
- экскурсии по родному краю;
- консультации «Родитель и учитель».
Формирование собственной гражданской позиции, воспитание чувства любви к родному краю, уважения к верованиям, традициям других народов:
- участие в акциях «Сын. Отец. Отечество»
- цикл классных часов «Мы разные, но мы едины»
- игра «Морской бой»
-классные часы «Знаю ли я свои права и обязанности?»
- встречи с ветеранами войны и труда
-шефство над учителями-ветеранами
Создание условий для физического и нравственного развития ребенка возможно через следующие мероприятия:
- спортивные мероприятия;
- пешеходные прогулки;
-однодневные походы;
- беседы со специалистами;
- прокладка экологических троп в микрорайоне школы;
- тематические классные часы «Спасибо, нет!»
Таким образом, нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).
В заключении необходимо отметить, что учителю необходима также ситуация успеха. Чтобы просто не опускались руки и не было бы ощущения общения с пустотой.
Л.И. Маленкова предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания чувства принятия ребенка как личности:
Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.
Узнать, почему он стал "таким" и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность с заранее прогнозируемой позитивной оценкой.
Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
Не упустить момент словесного или поведенческого отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
Не стесняться проявлять свое адекватное отношение к ребенку, открыто откликаться на проявление интереса к жизни класса, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Соблюдая эти нехитрые правила учитель может помочь ребенку определить свое место в социуме, создать ситуацию успешности и собственной значимости.
ЛИТЕРАТУРА
1.Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997.
2.Куликова Л.М. Классному руководителю о воспитании // Народное образование. – 2006. №9.
3. Научно-методический сборник «Классный руководитель и семья». Составители: Н.Н. Белик и др.
4.Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М.: Народное образование, 2001.
5. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы: Монография. М.: ЦГЛ, 2004.
6.Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе. – М.: Педагогический поиск, 2000.
7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002
Приложение 1
Общая характеристика класса
В 5 класс перешли 23 человека, 12 мальчиков и 11 девочек. Коллектив был сложившийся. В течение учебного года прибыла Подгорнова Галя, в 6 классе нас стало уже 25 человек – к классу присоединилась Сидягина Олеся и в 7 классе уже обучается 26 человек – из другой школы перешла Понюхова Ангелина. В 8 классе обучается 28 человек – перешли из других школ Брунилина Катя и Чистяков Артур.
Рис. 1. Соотношение мальчиков и девочек на 2009-2010 учебный год
В классе разнообразный возрастной состав. Самым старшим в уже исполнилось 15 лет, а самым младшим - только в июне будет 14 лет. Причем дети более младшего возраста в классе появились уже на второй ступени обучения.
Рис. 2. Возрастной состав класса на начало учебного 2009-2010 года
На окончание 4 класса начальной школы в классе было 17 учеников, которые учились на «4-5». В 5 классе их количество резко сократилось до 9. Это связано с тем, что у большинства учащихся тяжело проходила адаптация к условиям учебы в среднем звене. К 7 классу осталось 4 «хорошиста». У остальных ребят возникли проблемы с основными предметами – русским языком, литературой, иностранным языком. В 8 классе осталось 3»хорошиста». Таким образом, можно сказать, что в классе обучаются ученики со средним уровнем познавательной активности.
Рис. 3. Качество обучения в 4 классе
Социальный статус класса весьма неоднороден. В классе 28 учеников, а семей -26. В семье Исаевых в данном классе обучаются сестра и брат, также в классе учится Киселева Маша, воспитанница детского дома №1
Рис. 4. Статус семей
Материальное благосостояние семей среднее и ниже среднего. 6 учеников класса пользуются льготным питанием. 3 семьи в классе можно считать неблагополучными: в двух семьях родители злоупотребляют алкоголем, один ученик состоит на учете в ОДН за асоциальное поведение.
Рис. 5. Группы семейного риска
Приложение 2
Достижения в воспитании и жизнедеятельности класса
5 класс
- 1 место в литературном состязании «Страна Мечты, Фантазии и Добра»;
- 1 место в игре-путешествии «Мой родимый край – место отчее»;
- 1 место в финансово-экономической игре «Шанс»;
- 2 место в районных соревнованиях по настольному теннису;
- 2 место в спортивной программе «Мы против наркотиков»;
- 1 место в 21 школьном театральном фестивале в номинации «Оригинальная постановка».
- 1 место в игре «Морской бой»
6 класс
- 1 место в акции «Все краски детства» - три 1 места;
- 1 место в Акции «Молодой избиратель» - конкурс плакатов;
- 2 место в спортивной программе «Спорт против наркотиков»
- 2 место в конкурсе плакатов «Вместе в будущее»;
- 2 место в игре «Морской бой»;
- 1 место в финансово-экономической игре «Шанс» в номинации «Лучшая реклама»;
- 2 место в театральном фестивале «Театр и дети»;
- 2 место в Акции «Мать-хранительница нравственного и семейного очага»;
- 2 место в игре «Защити себя сам!», посвященной Дню Гражданской обороны;
- лауреат школьного фестиваля спортивных игр, посвященных 786-летию Нижнего Новгорода.
7 класс
- 1 место в игре «Нижегородский эрудит», посвященной Дню города;
- 2 место в развлекательной игре «Хозяюшка», посвященной Дню матери»;
- лауреаты конкурса рисунков «Детство без границ»
- 2 место в экологической акции «SOS»
8 класс
- 1 место в школьном конкурсе стихотворений «Овеянный славой герб наш и флаг»
- 1 место в школьном конкурсе рисунков «Сын. Отец. Отечество»
-1 место в конкурсе новогодних открыток
-3 место в школьном конкурсе сочинений «Наши деды – славные победы»
- 3 место в школьном конкурсе-игре «Дорасти до генерала»
-3 место в школьном конкурсе «Большие маневры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.
Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...
Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности
Статья "Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности"...
«Проблемы и опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»
Старшее поколение учило молодежь основным нормам поведения. Существовала целая система запретов, которая выражалась в словах «нельзя», «не следует» в понятой «хорошо», «плохо». Тр...
Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования и воспитания молодежы
Статья по теме:"Проблемы и перспективы духовно-нравственного образования и воспитания молодежы "...
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ НАПРАВЛЕНИИ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИСТОРИИ (ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Начальная школа представляет собой фундамент, на котором основывается всё школьное обучение и воспитание...
Проблемы художественно-эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и личности на уроках изобразительного искусства
Воспитательные возможности искусства. Как они могут действовать в жизни человека? Какую информацию несут в себе произведения искусства? И все ли можно назвать таковым? ...
Презентация программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления развития личности для учащихся 1-4 классов "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка).
В презентации программы внеурочной деятельности "Волшебная шкатулка" (техники декоративно-прикладного искусства и авторская игрушка) представлены цель и задачи курса, формы и режим проведени...