Доклад "Практический опыт воспитания нравственных чувств и этического сознания у детей с ОВЗ"
материал
Предварительный просмотр:
Практический опыт воспитания нравственных чувств и этического сознания у детей с ОВЗ
Нравственное воспитание – один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. В системе образования – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся.
Слайд
А что такое нравственность. Совокупность норм поведения человека в обществе, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении… (Русский толковый словарь В.В. Лопатина)
Все начинается с детства. Формируется характер, выбираются друзья, складываются отношения с окружающими, вырабатываются нормы поведения, закладываются традиции семейного воспитания. Душа каждого человека сравнима с прекрасным цветком, но, расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье, в детском саду, в школе. Сегодня приоритетными становятся задачи нравственного развития и воспитания школьника: формирование основ морали, самосознания личности, укрепление нравственности.
В настоящее время, когда на улице и дома, с экранов телевидения и Интернет ресурсов на наших детей и подростков льется поток непристойных выражений, иногда откровенных нецензурных высказываний, мы как педагоги должны защитить неокрепшие души детей. Современная школа является «очагом культуры и просвещения» подрастающего поколения. В школе ребенок познает культуру поведения, морально-нравственные ценности, которые, к сожалению, в современных реалиях очень сильно искажаются, а иногда на первое место выходят материальные ценности.
Слайд
Актуальность этого важного вопроса определяется тем, что одной из главных задач образования в настоящее время является освоение школьниками общественной морали, патриотического воспитания, освоение нравственных ценностей, накопленных человечеством. Уровень воспитанности человека отражается на его поведении. Повсеместная компьютеризация, использование сети Интернет, владение новой техникой сегодня вытесняют нравственно-ценностное измерение, способствует формированию новых нравственных установок в среде обучающихся, поэтому школьники практически перестали читать произведения русской классической литературы, которые как раз призваны воспитывать в людях духовность и нравственность. Произведения школьной программы изучают в сокращенном или искаженном электронном варианте. Среди молодежи успешно внедрилась «новая форма» общения — переписка через Интернет и по мобильному телефону. При общепризнанной загруженности обучающихся компьютер занимает одно из ведущих мест в формах проведения досуга. Кажущаяся в данном случае глобализация ведет к упрощению развития ребенка, невосприятию культурного фона, к низкому уровню общекультурной подготовки, снижению грамотности.
Нравственное воспитание молодых - очень сложный и деликатный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие ее ценностно-смысловой сферы посредством сообщения ей нравственных и базовых национальных ценностей. Под «нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины. Слайд
Нравственное воспитание направлено на формирование у ребенка таких нравственных чувств, как совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм.
Слайд
Также направлено на воспитание таких качеств, как терпение, милосердие, незлобивость, способность различать добро и зло, готовность к преодолению жизненных испытаний и служению людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности, послушания, доброй воли. Нравственное воспитание школьников должно базироваться, прежде всего, на наглядности. Особенно это касается воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому педагоги постоянно проводят разнообразную работу, вовлекая в них не только школьников, но и их родителей, общественность.
Цель моей работы как воспитателя - формирование нравственных качеств личности в условиях школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья и успешной интеграции их в общество.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
- Воспитание традиционной бытовой и семейной культуры.
- Нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.
- Освоение национальной культуры и воспитание чувства национальной гордости и достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культуре.
- Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания.
- Воспитание уважения к нравственным нормам морали. Побуждение к добрым делам.
В своей работе использую разные подходы и провожу различные мероприятия, чтобы воспитать в ребенке нравственность и духовную культуру. Дело это очень непростое и сугубо индивидуальное, так как среди обучающихся и их родителей встречаются люди разных взглядов. Ребенок, а затем и взрослый, не знающий своей истории, своей культуры, своих корней не может быть полноценным гражданином своей страны, своего города или села. Поэтому перед педагогами встаёт одна из главных задач - постараться показать обучающимся ориентиры, которые в дальнейшем помогут стать каждому ребенку личностью. Именно с взрослением идёт формирование его нравственного опыта, понимание слов «можно» и «нельзя», умение поступать согласно тому, как учат в школе и семье. Говоря о нравственном воспитании, нельзя не обратить внимания на его глубинную связь с истоками православной веры, с историей нашего народа. Одна из важнейших связей человека с окружающим миром - связь с родной землей.
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания – моральное просвещение, цель которого - сообщить ребёнку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.
Слайд
Воспитательная работа с обучающимися по нравственному воспитанию мной осуществляется при помощи самых разнообразных форм. Выбор этих форм определяется многими аспектами, среди которых ведущими являются возраст обучающихся, психологические особенности детского коллектива, мои профессиональные умения.
Работа в группе показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с обучающимися. Подростковый возраст находится в такой фазе, когда подросткам необходимо не только теоретическое знание моральных и нравственных принципов, по которым живёт общество, но необходимо прививать практические навыки применения теоретических знаний, т.е. чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по Л.С. Выгодскому).
Слайд
Основными мероприятиями по нравственному воспитанию обучающихся в нашей группе являются деловые и ролевые игры, экскурсии, участие в конкурсах, акциях, просмотры фильмов, празднование именин и т.д. Во всех этих мероприятиях дети являются активными участниками, а не пассивными зрителями.
Благодаря беседам на этические темы имею возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи. Старшим школьникам можно задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить различные ситуации, например: «Если ты увидел, что взрослый что-то уронил? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты вошел в вестибюль школы, а там родители твоих товарищей по группе?» и т.п. Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда. Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. Целесообразно обсуждать ситуации положительного содержания. Например: «Как мы вместе трудились на участке», «За что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела» и т.д. Во время таких бесед стараюсь направить суждения детей (с помощью наводящих вопросов), чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребенка, что значить хорошо дружить (не ссориться, помогать друг другу и т.д.); что, значит, проявить доброжелательность (относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь); что, значит, проявить справедливость (уметь дождаться своей очереди в игре, правильно распределить обязанности и т.д.); что значит поступить по-товарищески (проявлять заботливое отношение друг к другу, умение прийти на помощь, поделиться, заступиться) и т.д. Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно-этической проблемы.
Слайд
Нравственное сознание — основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа - лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности школьников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения. В ходе этической беседы стремлюсь решить следующие задачи: научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Благодаря подобным мероприятиям, воспитывающим нравственность и духовность, дети легче понимают и воспринимают реальность, а также делают попытки изменить ее к лучшему.
Слайд
Работа по нравственному воспитанию ведется по следующим направлениям:
Традиции русского народа. Данное направление включает в себя знакомство с православной культурой русского народа. Проводятся занятия для обучающихся: «Православные праздник. Покров пресвятой Богородицы», «Рождество», «Крещение», «Масленица», «Праздник праздников - Пасха». На мероприятиях ребята узнают историю возникновения праздников, знакомятся с тем, как эти праздники отмечали раньше, внимательно изучают лики святых старцев, изображенных на иконах. Все это способствует уважительному отношению к традициям и обычаям своего народа. Организовывая экскурсии в местный краеведческий музей, мы преследуем цель познакомить обучающихся с историей своего края, знаменитыми людьми города и района, чтобы ребята чувствовали гордость за свою малую родину и преумножали богатства нашего края, которые исчисляются не столько природными ископаемыми и промышленным производством, сколько, главным образом, достойными людьми, ряды которых они могут со временем пополнить. Здесь, в музее, обучающиеся на наглядном примере знакомятся с укладом и бытом наших предков, проживающих когда-то в наших краях, с местными традициями.
Слайд
Немаловажную роль в становлении нравственной личности имеют воспитательные занятия на нравственные и духовные темы: провела открытые занятия: «Планета толерантности» - детипоказали знание правил поведения между друзьями и в конфликтных ситуациях, «Семья – как много в этом слове», целью занятия было воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.
Кроме того мы не забываем хорошие традиции и стараемся привить их нашим ребятам. Например, возложение венков и цветов к памятникам павшим воинам в Великой Отечественной войне, участие в субботниках по уборке территории, помощь людям пожилого возраста.
Становление социально-активной личности. Большую роль в становлении социально-активной личности играет создание «ситуации успеха» для каждого подростка, где он самостоятельно может проявить свои самые лучшие качества. Если ребёнок решает проблемы успешно без посторонней помощи или эта помощь незначительна, то его самооценка и вера в себя повышается. От уровня самооценки и самоуважения зависит самочувствие ребёнка, а значит, признание его окружающими, его успех. Без самоуважения нет уважения. Этому способствует проведение социально-значимых акций: «Батарейку принеси – Ежика спаси», «Неделя добрых дел», «Поможем птицам зимой», операция «Чистый двор» и другие. В школе традиционно проводятся тематические недели и дни, в участие которых я вовлекаю детей нашей группы. Привлекая детей в подготовку больших мероприятий, общешкольных праздников формируется положительная нравственная оценка таких качеств как дружелюбие, отзывчивость, любознательность. Участие в мероприятиях социально адаптируют детей, приносят им массу удовольствия, множество новых ярких впечатлений от общения с окружающими, что в свою очередь положительно сказывается на их развитии.
Участвуя в различных конкурсах и выставках дети раскрывают свой творческий потенциал, приучаются оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными нормами.
Формирование здорового образа жизни.Для становления активной личности необходимо физическое и психическое здоровье, которое укрепляем и приумножаем, участвуя в «Весёлой зарядке», «Весёлых стартах», спортивных соревнованиях, в Дне здоровья. Участвуем в групповых и общешкольных акциях «Мы против наркотиков», «Нет табаку». Пропагандируем здоровый образ жизни среди родительской общественности, так как совместные мероприятия благоприятно сказываются на всех участниках образовательного процесса.
Литературное чтение. Без художественного слова не обходится ни одно мероприятие. Это направление помогает на примере художественных произведений и литературных героев сформировать положительные качества личности. Литературные произведения - это духовный опыт поколений, передаваемый как в форме устных повествований (сказки, былины, легенды, предания, сказания), так и на страницах печатных литературных произведений разных жанров народов нашей страны и писателей зарубежных стран. На развивающих занятиях мы стараемся помочь обучающимся понять и принять нравственные заветы, хранящиеся в произведениях русской и зарубежной литературы и устном творчестве народов разных стран. Проводим литературные викторины, помогающие лучше понять произведения русской классики и воспринять духовность и нравственность, которые в этих произведениях заключены. Используем в своей работе и игровые формы. Например, проводим КВН, конкурсы на темы русских народных сказок, загадок, песен.
Этой работой подтверждается сама цель нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - то в результате он будет делать добро». Только учить надо системно, постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах в урочное и внеурочное время, на воспитательных занятиях, на уроках, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Слайд
Немаловажным направлением моей деятельности является работа с родителями.
Я считаю, что очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса, так как воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.
Стараюсь тесно сотрудничать с классными руководителями, посещать собрания, провожу совместные беседы с группой, родителями, родительские собрания сближают педагогов, родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Родителям дается возможность посещения внеклассных мероприятий (общешкольные праздники, экскурсии, беседы), на которых они являются не только зрителями, но и участниками. Это позволяет им понаблюдать за ребенком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему миру.
Результативность этой работы: удовлетворенность родителей педагогической деятельностью; благоприятный климат и доверительное сотрудничество между детьми, родителями и школой.
В работе с детьми использую такие технологии, как: педагогика сотрудничества (автор Ш.А. Амонашвилли), коллективно-творческое дело (автор П.И. Иванов), игровые технологии (автор Н.Е. Щуркова), которые оказывают положительную динамику в работе.
Слайд
От педагога в школе зависит, будет ли жизнь детей радостной, содержательной. Он может укрепить или уничтожить веру ребенка в доброту людей, в свои силы. Внеклассная работа по формированию нравственного воспитания должна способствовать развитию детей, расширению их кругозора, совершенствованию знаний, умений и навыков. Педагогически организационное взаимодействие старших и младших создаёт широкие возможности для освоения обучающимися культурных ценностей, различных социальных ролей, преобразования имеющегося опыта старших и обогащения, развития опыта младших детей.
Таким образом, говоря о нравственном воспитании и развитии обучающихся, мы говорим о любви к Отечеству, родной земле, своему дому и семье, о любви к ближним и уважению старшим. И уже сегодня наши дети должны стать хранителями историко-духовной памяти своего народа и традиций созидателей и защитников великой России. Хочется надеяться, что и в их души запало зернышко нравственности, которое со временем прорастет и даст плоды любви и добра, чего всегда так не хватает в этом мире. Воспитание человека, формирование свойств нравственной личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Нравственное воспитание — один их главных элементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только в школе, но и в семье. Заботясь о нравственности, мы способствует тому, чтобы дети выросли честными, добрыми, заботливыми, трудолюбивыми людьми и смогли найти своё уникальное место в жизни. И очень приятно становится на душе, когда в профессиональных техникумах, где дети продолжают своё дальнейшее обучение,их хвалят наставники и мастера, подчёркивая положительные качества их личности. Значит, мы не зря, так в этих детях сеяли разумное, доброе, вечное…
Воспитатель через уклад школьной жизни вводит ребёнка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребёнок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения подростка есть одно из условий его нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке — совесть, его нравственное и этическое самосознание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"
Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......
Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»
Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:умение сделать нравственный выбор;справедливость;милосердие;честь; достоинс...
Реализация направления «Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания»
Направлениеосновано на определённой системебазовых национальных ценностейи должно обеспечивать их усвоение обучающимися:умение сделать нравственный выбор;справедливость;милосердие;честь; достоинс...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ).
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ( ЛЮБВИ И ДОБРОТЫ). ...
"Воспитание нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка"
Данная статья содержит материал, способствующий воспитанию и развитию нравственных чувств и убеждений на уроках немецкого языка....
Доклад "Художественная литература,как средство воспитания нравственных чувств ребенка"
Нравственное воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества....
Воспитание нравственных чувств и этического сознания в условиях дополнительного образования
Нравственно-этическое воспитание обучающихся.Практика МБУДО Тёмский Дом творчества Смоленской области...