Лирическое произведение
план-конспект урока (6 класс) по теме

Урок родного русского языка в 6 классе на примере анализа стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум», его образного строя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель урока: Мелентьевна Елена Николаевна

Предмет: родной язык (русский)

Класс: 6

Учебник: «Русская словесность». 6 класс (2006 год)

Автор учебника: Р.И. Альбеткова

Страницы: с 160 по 163

Тема урока: «Лирическое произведение».

Цель урока: показать особенности лирического произведения на примере анализа стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум», его образного строя; выработка умения читать лирические произведения в их родовой специфике; пробуждение интереса к лирике.

Ход урока.

        В отличие от эпических произведений, в лирике главное – выражение чувств и мыслей автора, которые вызваны увиденным.

        Читая стихи, мы проникаемся чувством поэта и понимаем его мысль о чем-то важном, о мире и о нас самих.

        Идет-гудет Зеленый Шум,

        Зеленый Шум, весенний шум!

        Играючи, расходится

        Вдруг ветер верховой:

        Качнет кусты ольховые,

        Подымет пыль цветочную,

        Как облако, - все зелено,

        И воздух, и вода!

        Идет-гудет Зеленый Шум,

        Зеленый Шум, весенний шум!

        Как молоком облитые,

        Стоят сады вишневые,

        Тихохонько шумят,

        Пригреты теплым солнышком,

        Шумят повеселелые

        Сосновые леса;

        А рядом с новой зеленью

        Лепечут песню новую

        И липа бледнолистая,

        И белая березонька

        С зеленою косой!

        Шумит тростинка малая,

        Шумит высокий клен…

        Шумят они по-новому,

        По-новому, весеннему…

        Идет-гудет Зеленый Шум,

        Зеленый Шум, весенний шум!

Вступительное слово. Рассказ об авторе. (Сообщение учащихся)

        Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября (10 декабря) 1821 года, в Немирове, где тогда служил его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. Детство поэта прошло в родовом имении – селе Грешневе Ярославской губернии, вблизи Волги. Величие реки и красота природы центральной России оставили глубокий след в душе мальчика.

        Учился будущий поэт в ярославской гимназии. В 1838 году Некрасов приезжает в Петербург. Его отец хотел, чтобы сын получил военное образование в кадетском корпусе. Но юноша решил поступить в университет. Отец, недовольный выбором сына, отказал ему в материальной помощи.

        В Петербурге Николай Алексеевич много работает, пишет свои первые произведения.

        Поэзия Некрасова разнообразна. Он передает в ней размышления о судьбе Родины, любуется красотой родной земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа. Любимые образы поэта – грустная земля, ненастье, великая река Волга; деревья – особенно сосны и ели; птицы – галки, вороны, кулики; поля, засеянные пшеницей и рожью, как символы жизни.

        Жизнь, Родина, природа – высокие ценности некрасовской поэзии.

        

        Сегодня мы познакомимся с фрагментом стихотворения Некрасова, которое называется «Зеленый Шум».

Задание 1.

        Какие зрительные и звуковые картины вызывает у вас название стихотворения?

Комментарий.

        «Зеленый Шум» - так говорит народ о пробуждении природы весной. Это эпитет, образное определение.

        Русские поэты часто обращались к теме весны. Вспомните картины весны в стихотворениях Пушкина, Тютчева, Есенина. После зимы весна является людям как праздник жизни, победы сил добра. Об этом говорят и многие национальные традиции встречи весны (к примеру, масленица, когда сжигается чучело зимы и пекутся блины, круглые и горячие, как солнце).

        Зеленый Шум – главный образ стихотворения, он связан с народной поэзией – с игровой песней украинских девушек, в которой Шум олицетворяется (представляется в образе живого существа) и живет как человек, мужчина, хозяин. Игровые песни – это песни, исполняемые на игрищах – праздничных собраниях молодежи с песнями и плясками.

Задание 2.

        Какие чувства вызывает у вас весна? Расскажите об этом.

Работа над текстом стихотворения.

Задание 3.

        Прослушайте текст стихотворения.

        Определите значение слова тихохонько.

        Обратите внимание, что играючи – наречие, употребляемое в разговорной речи (значение слова – «без усилий, как будто шутя»).

Задание 4.

        Прочитайте текст (про себя).

Задание 5.

        Какое настроение возникает после прочтения текста?

Задание 6.

        Как можно охарактеризовать текст по звучанию: грустный, веселый, торжественный, печальный, радостный, светлый и т.д.?

Словарно-грамматические упражнения.

        1.Найдите в стихотворении слова, которые описывают шум деревьев

(гудят, шумят, лепечут).

        2. Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (расходится, качнет, подымет). Скажите, какой это ветер? (верховой, т.е. летящий по верху, в вершинах деревьев).

Комментарий.

        Интересно, что слово шум и шумит встречается в тексте 14 раз, слово зеленый – 9, весенний – 4, новый – 3 раза.

                                Работа над текстом стихотворения.

Задание 7.

        Скажите, что хочет подчеркнуть автор повтором этих слов?

Задание 8.

        Скажите, о чем рассказывает автор в стихотворении: о человеке, о времени года, об окружающем мире, о каком-то событии?

Комментарий.

        В русской поэзии образам деревьев принадлежит важная роль, что связано с природными условиями, и с фольклорно-обрядовыми традициями, и с вековыми занятиями земледелием, и восходит к мифологическим представлениям многих народов об образе мирового дерева. Считается, что мировое дерево как бы соединяет небо и землю, верх и низ, правое и левое, все стороны света. В славянской народной поэзии этот образ выступает как Вырий, райской дерево. Им могут быть береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. Дерево мировое имеет три части, которые говорят о вертикальном строении мира – существовании трех царств: неба, земли и преисподней. Горизонтальное же строение – это север-юг, запад-восток, которые дают названия четырем ветрам. На ветках дерева живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна.

        Недаром в стихотворении «Зеленый Шум» говорится о единстве воздуха, воды, солнца, земли и ветра, объединенных образами деревьев, растений – от малой тростинки и кустов до высокого клена и сосен.

Задание 9.

        Какие деревья описывает автор в стихотворении? (ольха, вишня, сосна, липа, береза, клен).Какое из них является «русским» деревом? Расскажите о вашем любимом дереве, почему оно вам нравится, в какое время года вы находите его особенно красивым?

Комментарий.

        Своеобразие разных деревьев раскрывают русские поэты в своих стихах. Деревья имеют свою мудрость и язык. Послушайте рассказы о некоторых деревьях. (Сообщения учащихся)

        Береза – символ России, «русское» дерево. В древних языческих обрядах береза была «майским деревом» - праздничным, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы из тонких «плакучих» ветвей, водили вокруг хороводы. Праздник посвящался плодородию земли – будущему урожаю.

        Как вы заметили, слова Некрасова «белая березонька с зеленою косой» передают фольклорный образ березы.

        Сосна. Хвойные деревья передают иное настроение, чем лиственные: молчание, сон, грусть, уединение в своих мыслях. Это вечнозеленое растение, которое как бы не имеет молодости и старости. С соснами и елями связана погребальная символика обычаев, принятых на Руси.

Задание 10.

        Что вы можете сказать о некрасовском образе сосны? Прочитайте слова из текста, описывающие это дерево («Пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса»).

Комментарий.

        Сосны – это красивые стройные деревья. Весеннее солнце освещает сосны и делает их светлее и веселее; сильнее ощущается терпкий сосновый запах. Сосны – высокие деревья, что позволяет им «беседовать» с ветром. Один из мотивов русской поэзии – это сосны на ветру, от их раскачивания по лесу летит звон, не просто шум, а звонкие переливы.

        Липа. На липе весною появляются листья немного позже других деревьев, летом дерево зацветает обычно в начале июля. В тексте стихотворения липа бледнолистая. Это слово звучит почти как бледнолицая. Липа как бы олицетворяется, превращаясь в застенчивую девушку, рядом с «белой березонькой». Вместе эти деревья в стихотворении образуют как бы хоровод девушек, тихо напевающих (лепечущих) свою «новую песню».

Задание 11.

        Найдите в тексте слова, создающие цветовую гамму при описании пейзажа (цветочная пыль, как облако, - все зелено; как молоком облитые…; липа бледнолистая…). Как вы понимаете сравнение «как молоком облитые»?

Задание 12.

        Скажите, о чем написано в стихотворении? Какова его тема или темы? (тема весны, тема новой жизни, пробуждения земли…)

Задание 13.

        Скажите, как можно охарактеризовать пейзаж стихотворения «Зеленый Шум»: спокойный, бурный, унылый, фантастический пейзаж?

Задание 14.

        Как вы считаете, почему слово «Шум» написано с большой буквы? (Некрасов обращается к народной песне, следуя которой, олицетворяет это явление и потому пишет слово с большой буквы).

Ролевая игра.

        Если бы вы были поэтом, как бы вы изобразили весенний пейзаж? Какие бы «краски» использовали, какие деревья, цветы, травы описали?

        Звучит музыка, дети пишут мини-сочинения о весне.

Итоги урока:

        Какие произведения мы называем лирическими?

        О каких любимых образах замечательного русского поэта Некрасова мы узнали сегодня?

        Молодцы! Теперь мы будем очень внимательно относиться к образцам поэтической речи, будем понимать и ценить выразительные возможности нашего языка.

Домашнее задание: стр. 160, §36, упр. 164


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Анализ лирического произведения

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»

Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....

Анализ лирического произведения на уроках литературы

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....