Лирическое произведение
план-конспект урока (6 класс) по теме
Урок родного русского языка в 6 классе на примере анализа стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум», его образного строя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель урока: Мелентьевна Елена Николаевна
Предмет: родной язык (русский)
Класс: 6
Учебник: «Русская словесность». 6 класс (2006 год)
Автор учебника: Р.И. Альбеткова
Страницы: с 160 по 163
Тема урока: «Лирическое произведение».
Цель урока: показать особенности лирического произведения на примере анализа стихотворения Н.А. Некрасова «Зеленый Шум», его образного строя; выработка умения читать лирические произведения в их родовой специфике; пробуждение интереса к лирике.
Ход урока.
В отличие от эпических произведений, в лирике главное – выражение чувств и мыслей автора, которые вызваны увиденным.
Читая стихи, мы проникаемся чувством поэта и понимаем его мысль о чем-то важном, о мире и о нас самих.
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, - все зелено,
И воздух, и вода!
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят,
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом с новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Вступительное слово. Рассказ об авторе. (Сообщение учащихся)
Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, 28 ноября (10 декабря) 1821 года, в Немирове, где тогда служил его отец. Вскоре майор Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку и осенью 1824 года вернулся с семьей в родные места. Детство поэта прошло в родовом имении – селе Грешневе Ярославской губернии, вблизи Волги. Величие реки и красота природы центральной России оставили глубокий след в душе мальчика.
Учился будущий поэт в ярославской гимназии. В 1838 году Некрасов приезжает в Петербург. Его отец хотел, чтобы сын получил военное образование в кадетском корпусе. Но юноша решил поступить в университет. Отец, недовольный выбором сына, отказал ему в материальной помощи.
В Петербурге Николай Алексеевич много работает, пишет свои первые произведения.
Поэзия Некрасова разнообразна. Он передает в ней размышления о судьбе Родины, любуется красотой родной земли. Поэт выступает как создатель русского национального пейзажа. Любимые образы поэта – грустная земля, ненастье, великая река Волга; деревья – особенно сосны и ели; птицы – галки, вороны, кулики; поля, засеянные пшеницей и рожью, как символы жизни.
Жизнь, Родина, природа – высокие ценности некрасовской поэзии.
Сегодня мы познакомимся с фрагментом стихотворения Некрасова, которое называется «Зеленый Шум».
Задание 1.
Какие зрительные и звуковые картины вызывает у вас название стихотворения?
Комментарий.
«Зеленый Шум» - так говорит народ о пробуждении природы весной. Это эпитет, образное определение.
Русские поэты часто обращались к теме весны. Вспомните картины весны в стихотворениях Пушкина, Тютчева, Есенина. После зимы весна является людям как праздник жизни, победы сил добра. Об этом говорят и многие национальные традиции встречи весны (к примеру, масленица, когда сжигается чучело зимы и пекутся блины, круглые и горячие, как солнце).
Зеленый Шум – главный образ стихотворения, он связан с народной поэзией – с игровой песней украинских девушек, в которой Шум олицетворяется (представляется в образе живого существа) и живет как человек, мужчина, хозяин. Игровые песни – это песни, исполняемые на игрищах – праздничных собраниях молодежи с песнями и плясками.
Задание 2.
Какие чувства вызывает у вас весна? Расскажите об этом.
Работа над текстом стихотворения.
Задание 3.
Прослушайте текст стихотворения.
Определите значение слова тихохонько.
Обратите внимание, что играючи – наречие, употребляемое в разговорной речи (значение слова – «без усилий, как будто шутя»).
Задание 4.
Прочитайте текст (про себя).
Задание 5.
Какое настроение возникает после прочтения текста?
Задание 6.
Как можно охарактеризовать текст по звучанию: грустный, веселый, торжественный, печальный, радостный, светлый и т.д.?
Словарно-грамматические упражнения.
1.Найдите в стихотворении слова, которые описывают шум деревьев
(гудят, шумят, лепечут).
2. Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (расходится, качнет, подымет). Скажите, какой это ветер? (верховой, т.е. летящий по верху, в вершинах деревьев).
Комментарий.
Интересно, что слово шум и шумит встречается в тексте 14 раз, слово зеленый – 9, весенний – 4, новый – 3 раза.
Работа над текстом стихотворения.
Задание 7.
Скажите, что хочет подчеркнуть автор повтором этих слов?
Задание 8.
Скажите, о чем рассказывает автор в стихотворении: о человеке, о времени года, об окружающем мире, о каком-то событии?
Комментарий.
В русской поэзии образам деревьев принадлежит важная роль, что связано с природными условиями, и с фольклорно-обрядовыми традициями, и с вековыми занятиями земледелием, и восходит к мифологическим представлениям многих народов об образе мирового дерева. Считается, что мировое дерево как бы соединяет небо и землю, верх и низ, правое и левое, все стороны света. В славянской народной поэзии этот образ выступает как Вырий, райской дерево. Им могут быть береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. Дерево мировое имеет три части, которые говорят о вертикальном строении мира – существовании трех царств: неба, земли и преисподней. Горизонтальное же строение – это север-юг, запад-восток, которые дают названия четырем ветрам. На ветках дерева живут птицы, рядом с вершиной занимают свои места Солнце и Луна.
Недаром в стихотворении «Зеленый Шум» говорится о единстве воздуха, воды, солнца, земли и ветра, объединенных образами деревьев, растений – от малой тростинки и кустов до высокого клена и сосен.
Задание 9.
Какие деревья описывает автор в стихотворении? (ольха, вишня, сосна, липа, береза, клен).Какое из них является «русским» деревом? Расскажите о вашем любимом дереве, почему оно вам нравится, в какое время года вы находите его особенно красивым?
Комментарий.
Своеобразие разных деревьев раскрывают русские поэты в своих стихах. Деревья имеют свою мудрость и язык. Послушайте рассказы о некоторых деревьях. (Сообщения учащихся)
Береза – символ России, «русское» дерево. В древних языческих обрядах береза была «майским деревом» - праздничным, связанным с зелеными святками. На этот праздник дерево украшали разноцветными лентами, надевали на него платье, заплетали косы из тонких «плакучих» ветвей, водили вокруг хороводы. Праздник посвящался плодородию земли – будущему урожаю.
Как вы заметили, слова Некрасова «белая березонька с зеленою косой» передают фольклорный образ березы.
Сосна. Хвойные деревья передают иное настроение, чем лиственные: молчание, сон, грусть, уединение в своих мыслях. Это вечнозеленое растение, которое как бы не имеет молодости и старости. С соснами и елями связана погребальная символика обычаев, принятых на Руси.
Задание 10.
Что вы можете сказать о некрасовском образе сосны? Прочитайте слова из текста, описывающие это дерево («Пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса»).
Комментарий.
Сосны – это красивые стройные деревья. Весеннее солнце освещает сосны и делает их светлее и веселее; сильнее ощущается терпкий сосновый запах. Сосны – высокие деревья, что позволяет им «беседовать» с ветром. Один из мотивов русской поэзии – это сосны на ветру, от их раскачивания по лесу летит звон, не просто шум, а звонкие переливы.
Липа. На липе весною появляются листья немного позже других деревьев, летом дерево зацветает обычно в начале июля. В тексте стихотворения липа бледнолистая. Это слово звучит почти как бледнолицая. Липа как бы олицетворяется, превращаясь в застенчивую девушку, рядом с «белой березонькой». Вместе эти деревья в стихотворении образуют как бы хоровод девушек, тихо напевающих (лепечущих) свою «новую песню».
Задание 11.
Найдите в тексте слова, создающие цветовую гамму при описании пейзажа (цветочная пыль, как облако, - все зелено; как молоком облитые…; липа бледнолистая…). Как вы понимаете сравнение «как молоком облитые»?
Задание 12.
Скажите, о чем написано в стихотворении? Какова его тема или темы? (тема весны, тема новой жизни, пробуждения земли…)
Задание 13.
Скажите, как можно охарактеризовать пейзаж стихотворения «Зеленый Шум»: спокойный, бурный, унылый, фантастический пейзаж?
Задание 14.
Как вы считаете, почему слово «Шум» написано с большой буквы? (Некрасов обращается к народной песне, следуя которой, олицетворяет это явление и потому пишет слово с большой буквы).
Ролевая игра.
Если бы вы были поэтом, как бы вы изобразили весенний пейзаж? Какие бы «краски» использовали, какие деревья, цветы, травы описали?
Звучит музыка, дети пишут мини-сочинения о весне.
Итоги урока:
Какие произведения мы называем лирическими?
О каких любимых образах замечательного русского поэта Некрасова мы узнали сегодня?
Молодцы! Теперь мы будем очень внимательно относиться к образцам поэтической речи, будем понимать и ценить выразительные возможности нашего языка.
Домашнее задание: стр. 160, §36, упр. 164
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Анализ лирического произведения
Материал для подготовки к ГИА по литературе...
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....
Анализ лирического произведения на уроках литературы
"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....
Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи...