Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
презентация к уроку литературы (9 класс) по теме
Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю» | 2.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю» Повторить понятия: романтизм, элегия. Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении. Проследить композицию и сюжет стихотворения. Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря) Цели урока:
Романтизм: 1. Романтическая страстная личность. 2. Конфликт между личностью и обществом. 3. Сильный характер романтического героя. 4. Исключительные обстоятельства. 5. Экзотическая природа, романтический пейзаж. 6. Стремление к абсолютной свободе. 7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.
Элегия - жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека
Море - « свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывный», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн…»
Основная тема элегии - Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы» и т.д.
Композиционный план стихотворения: 1-5 строфа – воспоминание о море; 6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю; 7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт; 9-10 строфа – образ Наполеона; 10-12 строфа – образ Байрона; 13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира; 14-15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.
2 группа: Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря. 2. Какое настроение они передают? 3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?
3 группа: Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…» Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура? Почему к морю поэт обращается в мужском роде? 2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?
П.А.Вяземский: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».
Лорд Байрон Наполеон Бонапарт
4 группа: Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин? 2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса. Что придают звуковые повторы стихотворению? Как помогают раскрыть тему моря? 3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так: «Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?
5 группа: Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7) 2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?
Композиция – построение произведения. Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
6 группа: Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю». Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина? Какие слова стихотворения созвучны картине? 2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине? 3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения?
И.Е. Репин, И.К.Айвазовский Пушкин у моря. «Прощай, свободная стихия!»
Черты романтизма в элегии: Пронизана романтическим настроением. Романтический пейзаж. Гордое одиночество поэта. Романтичны скорбные думы о судьбах человечества. Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.
М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
Презентаця. Личность Пугачёва в произведении А.С.Пушкина”Капитанская дочка” и в истории о пугачёвском бунте.
Кто такой Пугачёв?Но не смотря на все эти егонедостатки в повести А.С.Пушкина он помогает Гринёву и Маше обрести своё счастье, отпустил Гринёва из Белагорской крепости и дал ему коня...
Презентация по произведениям А.С. Пушкина
Презентация "19 октября" . Формирование умения анализировать лирическое стихотворение...
Презентация урока"История в произведениях А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова"
Урок межпредметный ( история и литература). Предусматривается работа в группах.; 7 класс...
Презентация к уроку Анализ лирического стихотворения А.А.Фета "Учись у них-у дуба.у природы"
Презентация к уроку по А.А.Фету...
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "
Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...