Анализ лирического произведения
материал (литература, 9 класс) по теме
Материал для подготовки к ГИА по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_liricheskogo_proizvedeniya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ лирического произведения
Эстетический вкус - способность человека по чувству удовольствия – неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и искусстве.
Художественное произведение постигается не только умом, но и чувствами, эмоциональной памятью. Предельная эмоциональность характерна для такого рода литературы, как лирика.
Лев Толстой писал, что деятельность искусства основана на способности людей заражаться чувствами других людей.
Стихи обогащают представлениями о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих людям разных эпох.
Наблюдения над отдельными элементами стихотворения, тропами, композицией, языком нужны для того, чтобы постичь идеи и эмоции, образы и мотивы.
Специфика стихотворного текста состоит в том, что он, во-первых, как правило, бессюжетен, во-вторых, наполнен скрытым смыслом, выраженным очень сжато, свернуто и в особой форме. Преодолеть эту форму и раскрыть глубину содержания можно только при медленном, вдумчивом чтении
Борис Корнилов, поэт, считает, что равнодушие к музыке говорит о неразвитости слуха, а равнодушие к поэзии говорит о неразвитости души.
Лирика – это род литературы, характеризующийся субъективностью, прямым выражением чувств и переживаний автора, лаконичной, аккумулирующей природой стиха, и многозначностью поэтического образа.
Предлагается несколько вариантов общего плана анализа стихотворного текста. Понятно, что применять тот или иной план можно полностью или частично – в зависимости от особенностей поэтического произведения.
План – это только «костыли». Они нужны на всякий случай: чтобы чего-то не забыть. Необходимо искать свой путь, свою «дверцу» в произведение. Этой «дверцей» может стать размышление над значением лексических единиц, рассмотрение значения использованных тропов, но самое главное: необходимо обратить внимание на то, что именно работает на ваше восприятие, что углубляет и усиливает для вас смысл произведения.
План анализа стихотворения
Вариант 1
1. Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?
2. Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?
3. Каким вы представляете себе лирического героя?
4. В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?
Вариант 2
1. Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
2. Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).
3. Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?
4. Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?
5. Звуковой фон стихотворения.
6. Цветовой фон стихотворения.
7. Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).
8. Категория пространства.
9. Особенности композиции стихотворения.
10. Жанр стихотворения. Тип лирики.
11. Литературное направление (если можно определить).
12. Значение художественных средств.
13. История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.
Вариант 3
Автор произведения. Время написания.
Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?
Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?
Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?
Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?
Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?
Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?
Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?
Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?
Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?
Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?
Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?
Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?
Авторская позиция.
Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?
Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?
Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?
Вариант 4
1. Внимательно прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
2.1 сколько предложений входит в него;
2.2 каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
2.3 каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
6.1. в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
6.2. к какому разряду лексики они принадлежат:
- по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
6.3. какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
7.1. выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
7.2. найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
7.3. какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
7.4. определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
7.5. найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Вариант 5
1. Дата создания.
2. Реально-биографический и фактический комментарий.
3. Жанровое своеобразие.
4. Структура стихотворения:
4.1. Форма строфы.
4.2. Тип рифмовки.
4.3. Размер.
5. Идейное содержание:
5.1. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5.2. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
5.3. Преобладание общественных или личных интонаций.
5.4.Лирический герой. Его характерные качества.
5.5 Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
5.6. Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.
5.7. Сопоставление основных словесных образов:
5.7.1. по сходству;
5.7.2. по контрасту;
5.7.3. по смежности;
5.7.4. по ассоциации;
5.8. Ведущая тема.
5.9.Основная мысль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....
Анализ лирического произведения на уроках литературы
"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....
Примерный план анализа лирического произведения
Примерный план анализа лирического произведения...
Уроки-практикумы по анализу лирического произведения
Представлен материал к анализу стихотворений, работа с текстом, заполнение таблицы...