Анализ лирического произведения на уроках литературы
план-конспект урока (литература, 6 класс) на тему

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zarubezhe2008.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврищева С.В.

«Светлых мыслей красота» и «бездна пространства»  в  лирическом произведении.

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: развитие  у учащихся образного восприятия мира, развитие языкового чутья, развитие навыка анализа лирического произведения

 Развитие  у учащихся понятий: «Настроение в поэтическом произведении. Поэтическое пространство в стихотворном произведении

Знакомство с понятием «мотив»

Воспитание гуманных качеств.

Оборудование: звуковой ряд музыка.

Зрительный ряд: репродукции с картин Левитана.

Ответ   [показать все поля]

этап урока

содержание деятельности на  этапе урока

Примечание

Организационный

приветствие

Объявление цели работы на  уроке

Мы знаем, что человеческий ум пытливо стремится проникнуть в тайны мироздания, открыть непознанное. Это очень интересно- и трудно. Человек в своём стремлении к познанию шагнул в бездну космического пространства. Вам  тоже предстоит открывать тайны Вселенной, предстоит много путешествовать в поисках истины.

 И самое увлекательное для вас путешествие- это путешествие  в мир лирики, в мир искусства.  

Сегодня мы с вами  продолжаем путешествие по поэтическим страницам

Проверка домашнего задания

Обобщение работы по домашнему заданию

Д.Самойлов «Из детства».

 Наизусть.

Давида Самойлов.

ИЗ ДЕТСТВА

     Я - маленький, горло в ангине.

     За окнами падает снег.

     И папа поет мне: "Как ныне

     Сбирается вещий Олег..."

     Я слушаю песню и плачу,

     Рыданье в подушке душу,

     И слезы постыдные прячу,

     И дальше, и дальше прошу.

     

     Осеннею мухой квартира

     Дремотно жужжит за стеной.

     И плачу над бренностью мира

     Я, маленький, глупый, больной.

Рецензия на чтение.

Какие интонационные и смысловые оттенки услышали в этом стихотворении?

Преамбула анализа

Что для вас лично оказалось удивительным открытием?

  1. Что –то -открыли, что-то -удивило, что-то- поразило? А может быть, что-то осталось неразгаданным?

Вот об этом мы сейчас и поговорим.

Анализ стихотворения

В этом стихотворении  особым смыслом наполнено «Я»

  1. К кому относится «Я»?

 Обобщение.  Каким вы увидел лирического героя этого стихотворения?

Что о нём можно сказать?

Почему он плачет

(семантика: плачет-рыдает)

  1. Как вы понимаете «бренность мира»? Какой оттенок приобретает слово бренность? Почему не тленность? Изменился бы смысл ?

Давайте представим, что мы с вами

создаём мини-фильм   на основе   стихотворения Д.Самойлова.

 Какие задачи нам нужно решить для создания клипа, какие уровни организации своей деятельности необходимо продумать?

Наметим план своей работы над фильмом.

Итак, для работы над фильмом нам надо продумать:

вещный план;

цветовое решение;

звуковой ряд;

композиционный план.

.

А  к какому воздействию на зрителя вы будете стремиться? Какую сверхзадачу поставите перед собой?

Вы ещё научитесь специфическим тайнам мастерства.  Среди вас будущие художники, музыканты, писатели, учителя- и всем вам понадобится умение слышать, видеть и понимать.  И умение понимать мир в звуках, в красках и выразить это понимание в слове- одно из самых сложных, но отрадных

Трудно объяснить, как рождаются стихи, как становятся поэтами-  мы будем открывать и эту тайну. Но совершенно точно можно сказать, что в стихотворении самые обычные слова  приобретают совершено особый, высокий, поэтический смысл.

Попробуем проверить это на стихотворении Давида Самойлова.

Найдите метафоры, которые вам показались удивительными. Что вас удивило?

Кроме метафор, какие изобразительно-выразительные средства вы можете отметить?

 (эпитеты, двойные эпитеты однородные члены предложения, повторы,  интонация, синтаксис и др, образная структура- в литературе образ- это художественная картина, которая   выполняет всегда важную роль  в понимании  произведения,

например, роль образа мухи, роль снега).

Обобщение

 Почему плакал мальчик?

 Анализ лексический

жить

пере-живать

Со-пер- живать

Смотрите, ребята, какое чудо открыли мы с вами в поэтических произведениях:

Пушкин художественным словом повествует о судьбе Вещего Олега ( и нам жаль Олега)- ЛИРИЧЕСКИЙ герой ст Самойлова  рыдает над судьбой Олега, а мы с вами-

пере-живаем ли мы о мальчике, лирическом герое стих. Самойлова? Отозвалась ли его боль в наших сердцах?

  1. Обобщаю. Мы с вами  приоткрыли тайну воздействия поэтических строк на человека. Видели слёзы мальчика, почувствовали его рыдания- а ведь такое воздействие вызвано всего лишь зачитанным томиком Пушкина.

  1. Он страдал от несовершенства мира, страдал от своего бессилия изменить это несовершенство- но хочется верить, что всегда будет стремиться к гармонии

Человека и Вселенной.

Вывод- человек, рыдающий над стихами- (рыдать можно не только над стихами- мы смотрели фильм о детях Беслана- и я видела в зале , как многие плакали- потому что чужое горе мы воспринимали как своё )

Человек, умеющий пере- живать за чужую жизнь как за свою будет и дорожить чужой жизнью как своей

Бренный- преходящий. Тленный (тлен-прах)

Переход к новому материалу

Целевая установка

Переход к конкретной теме урока

Кто мастер пейзажного жанра?

Обратить внимание на выставку книг

Только назвать авторов, но не комментировать

Фарфель И.М

Настоящие стихи многослойны. Их можно воспринимать по-разному- на это они и рассчитаны. Стихи можно читать сотни раз, каждый раз открывая для себя новую, неведомую глубину смыслов, новую, не замеченную ранее красоту  звучания слов, понимать «светлых мыслей красоту».

Настоящие стихи, как мне кажется, всегда составляют нечто целостное в мировой поэзии.  Голос Пушкина отозвался в душе поэта Самойлова,

Голос Пушкина отозвался в душе нашей русской поэзии. Голос Пушкина отозвался в сердце каждого человека, владеющего русским языком.

Каждое стихотворение связано со всем лирическим мировым богатством по законам сцепления.  И это

удивительное путешествие-  путешествие в поэтический мир-дарит нам поэзия.

Мы с вами   анализировали стихотворение, в котором отчётливо заявлена авторская позиция,  где чувства лирического героя   названы.  А сейчас   совершим путешествие в мир пейзажной лирики.

Работа с выставкой книг

Включаю проектор. 1 раз

Пейзаж  в литературе, в музыке, в живописи теснейшим образом связан с состоянием души –поэта, художника, музыканта.

Всмотритесь в эти картины.

«Прощальная» краса. Трогающая за сердце прелесть. Неповторимое очарование. Изысканная простота

Как скажет поэт, «тихая моя  Родина». Возможно, эти картины знакомы с детства.

Видеоряд-с музыкальным сопровождением.

Постановка проблемной задачи

Читаем тему урока

Задание.

Какие пространства мы уже можем , умеем определять

 «Светлых мыслей красота » и «бездна пространства» Попробуем  раскрыть смысл этих метафор.

День рождения бывает ли у стихотворения?

 

15 сентября 1850 года- 158 лет тому назад- родилось стихотворение- его читали Ваши мамы, бабушки, прабабаушки—пра- пра...

Оно – в единой поэтической цепочке, связывающей поколения. Разорвётся ли эта цепь в вашем поколении?

Чтение стихотворения Тютчева «Окутан вещею дремотой…»

«Каждый может увидеть разные  и различные пласты в стихотворении

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПОД МУЗЫКУ

Наметим план исследования.

Что нам для этого нужно

Запись на лист текста плана исследования.

смысловое

интонационное

временное

звуковое

цветовое

эмоциональное

изобразительно-выразительное

Звукопись (аллитерация-ассонанс)

 и др

Какое пространство вы можете увидеть в этом стихотворении?

каждый уч-ся самостоятельно намечает уровни анализа стихотворения

(составляет  записи на полях стихотворения).

индивидуальный подход

Подведение итогов самостоятельной работы

КАКИЕ УРОВНИ ПРОСТРАНСТВА УВИДЕЛИ

Лично меня захватило своей поэтической ассоциацией слово «вещий»

А вас какие слова

заставляют задуматься?

Словарная работа

Анализ отдельных слов

Можно спросить, какие слова хотелось бы осмыслить с помощью учителя

Слово «вещий» в нашем поэтическом сознании ассоциируется с...правильно! Вещий Олег!

Попробуйте догадаться, что, Тютчев просто заимствует этот образ у Пушкина?

Словарная работа

Вещий

участием умиленным

испещрённый

ветхий ( у Пушкина- ветхая лачужка)

изнурённый

молниевидный луч

«Унылая пора»

Поговорим об авторской

позиции

В стихотворении Тютчева как она выражена- через оценочные эпитеты, интонацию. Метафоры и даже пунктуацию

 

А может ли авторская позиция быть выражена по-другому?

Чтение сначала самостоятельно учениками, а потом выразительное чтение

Пушкин А.С.

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы  угрозы

Комментарий домашнего задания

Выполнить творческую работу

«Последняя улыбка природы»

  1. Стихи;
  2. Может быть, снимки
  3. Лирическая миниатюра
  4. Фильм
  5. Выучить наизусть стихотворение  Пушкина, Фета, Тютчева
  6. Букет осенних листьев

Возможен самостоятельный анализ стихотворения Пушкина

А.С. Пушкин. (1828)

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья

как вариант- задание- сопоставить поэтический смысл эпитета «последний» в стихотворении Пушкина и Тютчева

Где мы видели «последний» у Пушкина- «последняя туча»)

Сопоставить «Вещий» в стихотворениях

Обобщение

Пушкин

Тютчев

Самойлов

СНОВА НА доске ТЕМА УРОКА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТОР

Как мы понимаем смысл метафор

«Светлых мыслей красота» и «бездна пространства» в поэтическом произведении?

Финал

 Настоящие стихи всегда рождают мысли светлые. Они всегда новы  и необычны, словно на наших глазах автор совершает открытие человеческой души и мы вместе с Поэтом открываем и людей, и природу, и себя

И чем глубже будет опыт читателя, тем содержательнее будет жизнь его духа, тем полнее он будет ощущать себя тоже автором   этих строк. И тем светлее будут его собственные мысли.

И тем больше он найдёт ниточек-сцеплений, связывающих его с миром,  и выше будет его ответственность за мир

 Такие стихи сопровождают нас всю жизнь, мы никогда не исчерпаем их содержания  пространство лирического стихотворения бесконечно

Финал

Д. Самойлов

 Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны,

Они понятны лишь сперва.

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше мастерство

А наше мастерство-  научиться понимать эти слова, принимать образ мира, в слове явленный.

Приложение к уроку

(стихи, которые могут быть проанализированы на уроке)

Пушкин А.С.

Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье.

И мглой волнистою покрыты небеса.

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы  угрозы

А.С. Пушкин. (1828)

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.

Они унылые мечтанья

Живее пробуждают в нас

Так иногда разлуки час

Живее сладкого свиданья

Ф.И. Тютчев

Овеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит...

Из летних листьев разве сотый.

Блестя осенней позолотой,

Ещё на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным,

С их ветхим листьем изнуренным,

Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нём для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнётся раз!..

15 сентября 1850 года

Приложение к уроку.

Анализ стихотворения  Ф.Тютчева «Овеян вещею дремотой…»

Ф.И. Тютчев

Овеян вещею дремотой,

Полураздетый лес грустит...

Из летних листьев разве сотый.

Блестя осенней позолотой,

Ещё на ветви шелестит.

Гляжу с участьем умиленным,

Когда, пробившись из-за туч,

Вдруг по деревьям испещренным,

С их ветхим листьем изнуренным, 

Молниевидный брызнет луч.

Как увядающее мило!

Какая прелесть в нём для нас,

Когда, что так цвело и жило,

Теперь, так немощно и хило,

В последний улыбнётся раз!..

15 сентября 1850 года

Вещать- торжественно говорить

Умиленное –нежное, возбуждённое чем-то трогательным.

Испещрённое -усеяно чем-то мелким.

Увядать- терять свежесть

хилый – больной

Немощный- больной

Композиционное пространство

1-я строфа- обозначено чувство

2-я строфа- авторская позиция. Оценка

3-я строфа- приглашение к диалогу- с читателем, с мировой литературой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.

Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а об...

Сопоставительный анализ лирических произведений на уроках литературы

В статье представлены тезисы учителя и творческие работы учеников 10 и 11 классов по произведениям русских поэтов...

Анализ лирического текста на уроках литературы в старших классах

Алгоритм и этапы анализа лирического произведения....

Анализ драматических произведений на уроках литературы

Анализ драматических произведений на уроках литературы....

Технологическая карта интегрированного урока (русский язык и литература) в 9 классе « Сложные предложения и знаки препинания в них. Обобщение. С.А. Есенин. Анализ лирического произведения».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о сложном предложении, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки анализа стихотворения, используя ИКТ компетенции....

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Урок по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "

Презентация к уроку по литературе "Анализ лирического произведения на примере любовной лирики Есенина "...