Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи
в жизни каждого человека.
Задачи:1)познакомить с произведениями И. А. Бунина;
2)формировать позитивное отношение к исследовательской
деятельности;
3)воспитывать чувство патриотизма на примере произведений
И. А. Бунина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дом там, где наше сердце.
(конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
Тот, счастливейший из всех, будь он король или нищий,
кто обрел счастье в собственном доме.
(И. Гете).
Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи
в жизни каждого человека.
Задачи:1)познакомить с произведениями И. А. Бунина;
2)формировать позитивное отношение к исследовательской
деятельности;
3)воспитывать чувство патриотизма на примере произведений
И. А. Бунина.
Ход урока:
1 Слово учителя.
Дом и семья имеют очень большое значение в жизни каждого человека. «Дом там, где наше сердце»,- эти слова принадлежат римскому писателю Плинию. Так назовем мы наш урок. – А что значит дом для вас? Что вам дорого в нем?
(Отвечая на вопрос, уч-ся демонстрируют свои рисунки: «Мой дом- это близкие мне люди, мама и папа. Мой дом- это собака Грей и кот Тихон. Мой дом- это березка под окном, это капельки росы на траве. Мой дом –это наши семейные традиции: дарить близким подарки, радость, любовь».
«Дом для меня- это место, где я родилась и выросла, где дорого мне все; это родные люди- мама, папа, бабушка.»
«Мой дом- это мои близкие, самые дорогие и любимые люди»).
Обратите внимание, что во всех ваших ответах есть слово «любовь». Именно это слово является ключевым в стихотворении И. А. Бунина о доме «Люблю цветные стекла окон…»
2 На фоне музыки Шнитке «Концерт для альта. 2-я часть, фрагмент» звучит стих-е И. А. Бунина «Люблю цветные стекла окон…»
3) Анализ стихотворения.
-Чем дорог дом лирическому герою? Назовите, что он вспоминает.
-Как вам кажется, случайно ли упоминание любимых вещей или их выбор чем-то обусловлен? Что объединяет воспоминания лирического героя?
(Сначала взгляд лирического героя направлен на дом снаружи: окна- липы. Потом очерчиваются границы дома изнутри: люстра - половицы – книги- иконы- фарфор – дагерротипы. Эти вещи, запомнившиеся лирическому герою, являются символами культурной жизни обитателей дома).
-Что привносят в ваше восприятие атмосферы дома такие художественные средства, как эпитеты, метафоры?
(Эпитеты: цветные стекла, неясный запах, столетние липы и метафоры: люстры серый кокон, серебро икон передают любовь лирического героя к родному дому).
-Обратите внимание, что три из четырех строфы начинаются со слова «люблю», как вы думаете, что изменилось бы в нашем восприятии этого стихотворения, если бы последняя строфа начиналась со слова «люблю»?
(В этом случае первая строка четвертой строфы звучала бы как «Люблю и вас, дагерротипы…», т. е. дагерротипы (фотографии на металлической пластине) упоминались бы в ряду других деталей интерьера, не привлекая к себе особого внимания читателя. В то время как повтор обращения «И вас, и вас, дагерротипы, выделяет именно эту деталь из всего упомянутого ряда.
-Две заключительные строчки почти дословно повторяют строчки первой строфы. В чем, по-вашему, смысл этого повтора?
(Кольцевая композиция возвращает читателя к началу стихотворения, к образу дома, в котором жили близкие поэту люди. Оттенок «светлой печали» в настроении лирического героя, вероятно, объясняется тем, что любимый им дом постепенно уходит в прошлое, в область воспоминаний, лирический герой предчувствует утрату дома, что, в конечном счете, сочетается с перепетиями биографии И. А. Бунина).
4) Сообщение учащегося.
Краткие сведения из биографии писателя.
И. А. Бунин (1870-1953)происходил из старинного дворянского рода, вырос он в Орловской губернии, откуда родом были и Тургенев, и Фет, и Тютчев, и Лесков…С детства Бунин впитывал в себя красоту родной земли, был очень наблюдателен. Едва ли не важнейшими способностями человека для Бунина оказываются память и умение почувствовать прекрасное в жизни. В своих произведениях Бунин почти всегда явно или неявно опирается на поток памяти. Память для писателя – условие подлинности чувств и необходимая предпосылка творчества.
В1919 году Бунин покинул Москву, жил на юге России, переходившем из рук в руки «белых» и «красных», а в 1920 году эмигрировал за границу, - сначала на Балканы, а затем во Францию.
Разлуку с Родиной Бунин тяжело переживал. Его пугали бесприютная участь и одиночество на чужбине. Уже в самом начале эмиграции он выразил свою тоску по отчему дому в стихотворении «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
5) Чтение стихотворения.
6)Анализ стихотворения «У птицы есть гнездо…»
-Как бы вы определили тему стихотворения?
(Утрата дома).
- Из скольких частей состоит стихотворение?
(Две части- строфы. Между строфами большой временной отрезок: «Как горько было сердцу молодому»- «С своей уж ветхою котомкой!»
- Как чувствует себя человек лишенный дома?( Ему «горько» и «горестно»)
- Выпишите все слова, создающие в этом стихотворении синтаксическое поле слову «дом»; определите их значение в понимании психологического состояния героя.
(Гнездо – нора – отцовский двор – родной дом; нора – гнездо – чужой, наемный дом. В отцовском доме, который покинул лирический герой, все было родным и близким; за границей – все «чужое», «наемное».
- Какие антонимичные глаголы употребляются в стихотворении? Благодаря чему они становятся особенно выразительными?
(Уходил- вхожу. Особый драматизм стихотворения достигается за счет использования глагола в настоящем времени. «Когда входил»…- это рассказ о том, что было; «Когда вхожу» - это рассказ о том, что испытывает лирический герой сейчас).
7) в стихотворении, которое прозвучало в начале урока, ключевым мы определили слово «люблю». Для второго стихотворении ключевыми можно считать слова «горько», «горестно». В первом стихотворении смутно угадывается «светлая печаль», обусловленная возможной утратой дома. Горечь и горе испытывает герой, уже лишившийся дома.
«Тот – счастливейший из всех, будь он король или нищий, кто обрел мир в собственном доме», - писал И. Гете.
Всю свою жизнь Бунин искал счастье, писал о нем, томился о нем, он нашел его в самом ощущении жизни и в любви к тогдашней своей серой родине. Он много знал, любил, ненавидел, много трудился и ошибался, - но – все равно всю жизнь его величайшей, нежнейшей любовью были отчий дом, Родина, Россия.
8)На заключительном этапе урока звучит музыка Шнитке «Концерт для альта. 2 часть. Фрагмент»
Добрынина Антонина Анатольевна
учитель русского языка и литературы
(1 кв. категория, стаж работы-20 лет)
Б-Приклонской оош, тел. 53118;
дом. адрес: с. Приклон, ул. Новая, д.-12,
тел. 21970
Дом там, где наше сердце.
(конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
Б-Приклон 20008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока - мастерской по рассказу И.Бунина "Лапти"
Тема гуманизма в рассказе И.А.Бунина «Лапти».Форма урока: урок- мастерская.Тип урока: урок с парными и групповыми формами работы....
Конспект урока литературы по рассказу И.Бунина "Лапти"
Аналитическая беседа....
Урок по произведению И.А.Бунина "Красавица"
Современная школа стремительно меняется. Меняются цели и задачи образования, меняются дети и их потребности. Российский учитель понимает, что к своему «хранилищу» педагогического опыта нео...
Конспект урока литературы в 11 классе Бунин Господин из Сан-Франциско
. А. Бунин "Господин из Сан-Франциско" (Урок литературы в 11 классе)Урок рассчитан на 2 часа 1. История создания рассказаРассказ написан в 1915 годуЧто это за время в истории?Мотивы Апо...
Некоторые приёмы технологии интерактивного обучения. Фрагмент урока по произведению И.А. Бунина "Кавказ" (8 класс)
22.01.2015 г. в МБОУ ООШ № 1 н.п. Африканда Мурманской области проходил городской семинар по теме "Эффективность использования технологий, направленных на формирование универсальных учебных дейст...
Конспект урока по литературе "И.А. Бунин", 6 класс
Конструкт урока по литературе, 6 класс, УМК: Меркина Г.С. на тему "И.А.Бунин". Данный урок проводился в группах, обучающиеся читали биографию писателя, отбирали важный материал и оформляли в...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАССКАЗУ И.А.БУНИНА "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"
Рассказом И. А. Бунина « Легкое дыхание» мы начинаем изучение творчества писателя. Героиня – ваша ровесница, поэтому судьба ее должна быть вам особенно интересна.Тема трагической ран...