Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Данный урок в 9 классе предполагает
- Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
- Повторить понятия: романтизм, элегия.
- Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.
- Проследить композицию и сюжет стихотворения.
- Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ лирического произведения. А.С. Пушкин «К морю» | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Анализ лирического произведения.
А.С. Пушкин «К морю»
Цели урока:
- Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»
- Повторить понятия: романтизм, элегия.
- Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.
- Проследить композицию и сюжет стихотворения.
- Сопоставить стихотворение А.С. Пушкина и картину И.Е.Репина и И.К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А.С.Пушкин у Черного моря)
1.Вступительное слово учителя:
Сегодня мы продолжаем разговор о Южном периоде в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Известный литературовед Б.В.Томашевский назвал его « временем полного расцвета поэзии Пушкина, полного освобождения от какого бы то ни было ученичеств, полной его оригинальности».
Ссылка на юг была для Пушкина бедой, обидой и болью – и вместе с тем его духовным торжеством, радостью творчества. Он сам это хорошо осознавал.
В стихотворении «К Чаадаеву» он писал о значении для себя южной ссылки:
И сети разорвав, где бился я в плену,
Для сердца новую вкушаю тишину.
В уединении мой своенравный гений
Познал и тихий труд, и жажду размышлений…
Стихотворение – элегия «К морю» (1824) завершает южный период в творчестве Пушкина. Это определенный этап в жизни поэта, это прощание поэта с морем и романтической поэзией. Оно начато в Одессе и завершено уже в Михайловском.
Итак, мы обозначили литературное направление, к которому относится это стихотворение – романтизм.
- Вспомним основные признаки романтизма. ( Слайд)
1. Романтическая страстная личность.
2. Конфликт между личностью и обществом.
3. Сильный характер романтического героя.
4. Исключительные обстоятельства.
5. Экзотическая природа, романтический пейзаж.
6. Стремление к абсолютной свободе.
7. Поиск непостижимого идеала в сочетании с пониманием несовершенства мира.
3.Выразительное чтение стихотворения.
4. – Почему это стихотворение называют элегией? (Слайд)
Элегия – жанровая форма лирики, представляет собой философские размышления, грустные раздумья о жизни, о судьбе человека.
Итак, перед нами жанр элегии, даже элегического послания, где поэт делится с морем, как с другом, самыми сокровенными думами и чувствами.
- В стихотворении перед нами раскрывается образ моря.
- Выпишите ключевые слова, характеризующие морскую стихию. (Слайд)
Море – « свободная стихия», «гордая краса» , « ропот заунывны», «грустный шум», «шум призывный», «своенравные порывы», «торжественная краса», « и блеск, и тень, и говор волн..»
- Какой образ моря создаются в стихотворении?
( Образ свободной стихии. Это перифраз. Море – свободное! Оно же стихия! Это как бы двойная свобода, свобода абсолютная.)
- Что сближает поэта и море? ( Образ моря величествен, прекрасен. Море близко поэту, потому что представляется ему воплощением свободы, вольной стихии, мощи, гордой красоты.)
- – Следовательно какова же тема пушкинской элегии?
( Тема свободы, т.к. все атрибуты моря это в равной степени и атрибуты свободы – «гордая краса», «своенравные порывы», «неодолимый»)
- Образы моря - свободы не только открывают стихотворение, но и скрепляются его композицией.
- Какой характер носит композиция стихотворения: статический или динамический?
- Как появляются идеи и образы стихотворения?
(Точно по внутренней потребности, непреднамеренно, ассоциативно). Строфы сюжетно не сцеплены между собой.
- Работа в группах. Мы обращаемся к композиции. Задание 1 группы: составить композиционный план стихотворения. (Обсуждение д/з)
Примерный план:
1-5 строфа – воспоминание о море;
6 строфа – порыв к личной свободе, желание вырваться на волю;
7-8 строфа – о страсти, которую испытал поэт. (Она не позволила ему вырваться на волю, любовь тоже стихия, но стихия плена. Она так же могущественна, как и море.
9-10 строфа – образ Наполеона. (Этот образ рождается из образа свободы – моря и плена, более высокого пленника, заставляет вспомнить и о его судьбе. Наполеон в эпоху Отечественной войны 1812 года воспринимался как завоеватель, тиран. Но прошло время… Наполеон стал легендарной личностью, героем Франции. Его смерть на острове Святой Елены воспринималась как национальная трагадия.)
10-12 строфа – образ Байрона, романтического поэта. ( Байрон «властитель дум» молодого поколения. Он сражался за свободу греческого народа, где и умер в Миссолунгах. Пушкин говорил, что стихотворение «К морю» «маленькое поминаньице за упокой души раба Божия Байрона».
Имена Байрона и Наполеона часто сопоставлялись современниками. (Слайд)
П.А.Вяземский писал: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса, которые освещают нашу глубокую ночь».
Образы Байрона и Наполеона в стихотворении не были неожиданными. Их сближала их судьба, романтический ореол изгнанников.
13 строфа – размышление о своей судьбе и судьбе мира, земли.
14- 15 строфа – обещание не забыть торжественной красоты моря.
Вывод:
Таким образом с идеей свободы – центральной в стихотворении «К морю» свободно соотносятся и связаны все частные мотивы и темы.
2 группа. Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.
( Говоря о шуме моря, поэт употребляет сравнения: « Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Шум у Пушкина «грустный», он куда-то зовет,«призывный» - это необычные эпитеты, они передают настроение. Для романтика грусть, высока грусть – это всегда зов куда-то, это знак вечной неудовлетворенности и жажды перемен. Свое настроение поэт характеризует словами: « Бродил ли я тихий и туманный»
2. Какое настроение они передают?
3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?
(Предел – это совершенство, идеал, последняя высшая степень чего-либо.
«Моей души предел желанный» - море – символ свободы, а Пушкин стремиться к свободе. Это и есть его «предел желанный»).
3 группа. Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»
Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?
Почему к морю поэт обращается в муж. роде?
2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?
( 1.Море – друг.
2. «Властители дум» - Наполеон и Байрон носители идеи свободы и в то же время его жертвы. Пушкина в Байроне привлекают такие черты, как свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимы дух борца , гениальность («умчался гений»). Наполеон – пленник моря.
4 группа. Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?
2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса.
Что придают звуковые повторы стихотворению?
Как помогают раскрыть тему моря?
3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:
«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?
(1. Синтаксис музыкален – повторы значимых слов и союзов: «Твой грустный шум, твой шум призывный…»
«как ты могущ, глубок и мрачен, как ты ничем неукротим…»
« и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»
«твои скалы, твои заливы, и блеск, и шум, и говор волн..»
2. Сонорные р, л, м, н, протяжные гласные о,а, и направляют основную музыкальную тему элегии. Передают звуки и шум моря.
« как друга ропот заунывный…»
«моей души предел желанный. Как часто по брегам твоим бродил я тихий и туманный…»
«как я любил твои отзывы, глухие звуки, бездны глас и тишину в вечерний час, и своенравные порывы…»
3. Слово «беспечный» выпадает из звукового ряда, а слово «смиренный» помогает создать сильный звуковой образ:
Смиренный парус рыбарей;
Твоею прихотью хранимый…
5 группа. Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)
2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?
(1.Строфа 4 – состояние покоя и бури на море;
Строфа 5 – штиль и буря;
Строфа 7 – 1-я строчка « …у берегов остался я» - антитеза моря и берега.
Море – стихия, неодолимость, свобода.
Берег – скучный, неподвижный, несвободный.
Море – без- брежно!
И этим противостоит берегу.
Вывод:
Основной контраст в стихотворении свобода – несвобода.
Это противопоставление составляет главный сюжет стихотворения, скрепляет воедино композицию и поддерживается в тексте близкими по смыслу антитезами и антонимами.
Отличие сюжета и композиции.
Слайд.
Композиция – построение произведения.
Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
2. Поэта удерживает не только «могучая страсть» , но и понимание неосуществимости «желанной свободы». «Судьба людей повсюду та же…»)
6 группа. Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».
Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?
Какие слова стихотворения созвучны картине?
2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?
3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения? (слайд )
(Сообщение ученика.)
Выводы по анализу стихотворения.
Итак, мы попытались проанализировать элегию А.С.Пушкина «К морю».
Для Пушкина море – олицетворение свободы, силы и красоты, образ моря реален, он слит с душой поэта, освещен его романтической мечтой.
Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной жизни.
Выделим черты романтизма в элегии. (Слайд)
- Пронизана романтическим настроением.
- Романтический пейзаж.
- Гордое одиночество поэта.
- Романтичны скорбные думы о судьбах человечества.
- Обращением к морю, океану стирается грань между природой, стихией и человеком.
Слайд.
М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»
Прокомментируйте слова М.И.Цветаевой.
Письменная работа. 10 минут. Зачитать 2-3 работы.
Итоги урока. Оценки за урок.
Домашнее задание.
Задание 1 группы: составить композиционный план стихотворения.
2 группа. Задание: 1. Найти средства художественной выразительности, которыми пользуется автор в изображении моря.
2. Какое настроение они передают?
3. Почему поэт, говоря о море, называет его: «Моей души предел желанный»?
3 группа. Задание: 1. 7-я строфа начинается словами: «Ты ждал, ты звал…»
Что это – грамматическая ошибка или стилистическая фигура?
Почему к морю поэт обращается в муж. роде?
2. Как образы Байрона и Наполеона связаны с образом моря?
4 группа. Задание: 1. Синтаксис стихотворения. Какими приемами пользуется Пушкин?
2. Звукопись стихотворения. Найти примеры аллитерации, ассонанса.
Что придают звуковые повторы стихотворению?
Как помогают раскрыть тему моря?
3. В одном из первоначальных вариантов 5-я строфа начиналась так:
«Беспечный парус рыбарей». Слово беспечный Пушкин заменяет на «смиренный», зачем он это делает?
5 группа. Задание: 1. Найти приемы контраста в стихотворении. Как они помогают в раскрытии сюжета стихотворения? ( Строфы 4, 5,7)
2.Почему оказалась нереализованной мечта поэта о свободе?
6 группа. Задание: 1. Сопоставьте картину И.Е.Репина и И.К. Айвазовского «Пушкин у моря. «Прощай свободная стихия!» со стихотворением Пушкина «К морю».
Какие мотивы стихотворения нашли отражение на полотне Айвазовского и Репина?
Какие слова стихотворения созвучны картине?
2.Как антитеза брег, берег – море реализуется в стихотворении и находит символическое воплощение на картине?
3.Вчитайтесь в пушкинское стихотворение, всмотритесь в полотно И.Е. Репина и И.К.Айвазовского. В какой степени лишенная звуков картина заставляет вспомнить звукопись, музыкальность стихотворения? (слайд )
Задание к уроку.
1. В стихотворении перед нами раскрывается образ моря.
- Выпишите ключевые слова, характеризующие морскую стихию.
Море –
2.М.И.Цветаева: «Прощай, свободная стихия…» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне известных – сама Романтика: Море, Любовь, Неволя, Наполеон, Байрон, Обожание…»
Прокомментируйте слова М.И.Цветаевой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку
Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...
Открытый урок: "Обучение анализу лирического произведения (на примере стихотворения А.А. Фета "Чудная картина")"
Открытый урок должен продемонстрировать возможности обучения анализу текста на материале лирического произведения....
Урок-практикум. Лингвистический анализ лирического произведения. Стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии…»
Интегрированный урок 10 класс...
Образец анализа лирического произведения (стихотворения А.С.Пушкина "Подъезжая под Ижоры..." (Для 9 класса)
Учителя литературы знают, как сложно бывает научить девятиклассников анализу лирического произведения. Несомненно, в период обучения можно предложить ученикам примерный образец такого анализа, выполне...
Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов 19 века)
В материале представлен план-конспект по теме "Обучение анализу лирического произведения"...
А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. Обучение анализу лирического произведения.
Устный журнал.А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.Обучение анализу лирического произведения. Цели: 1) Учить анал...