Формы изучения творчества писателей- земляков на уроках чувашской литературы в русскоязычной школе
статья (10 класс) по теме
В курсе чувашской литературы 10-11классов изучается творчество писателей, оказавших неоценимое влияние на формирование чувашской современной литературы. С учащимися выяснили, что в курсе программы очень мало писателей - уроженцев нашего района. На самом деле на литературной карте Чебоксарского района можно найти очень известные имена, которые составляют гордость нашей земли.Поэтому мы с учащимися составляем проектную работу о своих земляках. Ценность работы учащихся заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы изучения творчества писателей- земляков
на уроках чувашской литературы в русскоязычной школе
В курсе чувашской литературы 10-11классов изучается творчество писателей, оказавших неоценимое влияние на формирование чувашской современной литературы. Поэтому в центре любой монографической темы находится писатель и его произведения.
В последнее время наблюдается тенденция потери интереса к предметам гуманитарного цикла, особенно литературы. Методическая формула «рассказ о писателе – чтение произведения – обсуждение – сочинение» исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать ученику объемное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит в выработке новых средств работы с художественным текстом, чтобы он приобрел объем, стал звучащим, многогранным.
Особое значение приобретает отбор и расположение материала, форма урока-биографии. Формы таких уроков нам хорошо известны и разнообразны: это и уроки-лекции, и самостоятельные доклады учащихся, и работа с материалами учебника. Целесообразнее применять такие формы, как заочные экскурсии, уроки-концерты, литературные гостиные, т.к. именно она занимает особое место в формировании навыков исследовательской деятельности учащихся, в развитии их творческих способностей.
Одним из способов сделать предмет литературы для школьников более притягательным является использование средств сети Интернет. Интернет становится незаменимым источником знаний и информации. С помощью Интернета развивается умение осуществлять поиск в образовательной сети, классифицировать информацию, критически подходить к ней, что в целом способствует повышению информационной культуры. Все это является необходимым качеством современного человека, прививает и развивает навыки самообразования, помогает превращать учебу «в радость открытия». Но проблема в том, что в сети Интернет очень мало информаций о творчестве чувашских писателей. Для того чтобы заинтересовать учащихся к изучению чувашской литературы, приходится применять совершенно иные формы обучения.
С учащимися выяснили, что в курсе программы 10-11 класса очень мало писателей - уроженцев нашего района. На самом деле на литературной карте Чебоксарского района можно найти очень известные имена, которые составляют гордость нашей земли. Среди выходцев района - немало знаменитых государственных и общественных деятелей разных времен и эпох, военачальники, деятели науки и искусства, культуры и производства, которые внесли весомый вклад в развитие национальной философии и словесности, в изучение поэтического наследия народа. Многие имена широко известны. Например, жизнь и творчество Никиты Бичурина, О. Томеева, Чаваш Хвети, Николая Шубоссинни, Ивана Мучи, Николая Айзмана, Уйап Мишши, Василия Алагера, Георгия Орлова, Николая Пиктемера, Петра Торонея изучаются в средних и высших школах. Труды литературоведов М.Я. Сироткина, И.И. Иванова, В.П. Станьяла являются настольными книгами учителей, студентов, учащихся. Но в учебниках литературы для русскоязычных школ этих авторов нет.
Желательно, чтобы уроки по изучению произведений писателей-земляков все-таки отличались от обычных занятий по литературе. Они должны быть ярче, эмоциональнее. Для этого необходимо проводить как можно больше экскурсий, заочных путешествий с использованием видеофрагментов, творческих встреч с современными писателями.
Учащиеся должны ощутить связь поколений, почувствовать себя настоящими творцами культуры будущего, достойными продолжателями традиций великих классиков. Повышению мотивации обучения, созданию положительного настроя и активизации самостоятельной деятельности учащихся в современном образовании способствует использование информационно-коммуникационных технологий. Учащиеся самостоятельно готовят презентации. Презентация на уроках-биографиях – основной наглядный материал, включающий в себя портреты, фотографии писателей и мест, связанных с их жизнью и творчеством, а также несущий краткую информацию об основных этапах литературной деятельности и жизни писателя.
Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств Интернет.
Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант. При планировании проектов необходимо продумать и определить круг задач и вопросов. Участники буквально по крупицам собирают необходимый материал. В процессе такой работы у учащихся формируются исследовательские навыки, способность отбирать материал, систематизировать его, анализировать и делать выводы. Далее каждый участник досконально прорабатывает свою тему и готовит краткое, но емкое сообщение для выступления, отбирает соответствующий видеосюжет или слайд.
К юбилейной 85 -летней дате нашего земляка Георгия Федоровича Орлова учащиеся 11 класса подготовили проектную работу жизни и деятельности писателя. В ходе работы выяснилось, что учащаяся этого класса живет в одной деревне и хорошо знает автора замечательных произведений. Поэтому она могла посмотреть и изучить все документы, которые хранились в доме писателя, подготовить видеосюжет и презентацию фотографий. Жаль, что его нет уже в живых. Ведь встреча с ним была бы более ценнее.
Следующая группа изучала биографию писателя в сети Интернет и в библиотеке. Георгий Федорович Орлов - чувашский поэт, прозаик, переводчик, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, лауреат премии комсомола Чувашии им. М. Сеспеля родился 29 марта 1925 года в д.Большое Янгильдино Чебоксарского района Чувашской Республики. Умер 19.09.2007 гг. Он в 18 лет был призван в ряды Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. С боями прошел Белоруссию, Польшу, Германию. Первое стихотворение было опубликовано в 1950 году. Многие его стихи и поэмы посвящены фронтовой жизни. Награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью “За отвагу”.
Работал литературным сотрудником, затем – главным редактором журнала “Ялав”, старшим редактором художественной литературы, главным редактором Чувашского книжного издательства. Написал немало сонетов, рассказы и повести о родной природе. Его перу принадлежат переводы произведений С. Eсенина, М. Танка, С. Щипачева и др. на чувашский язык; литературно–критические статьи по творчеству Н. Евстафьева, А. Эсхель, А. Алги и др.
Третья группа готовилась по основным изданиям, которые выпустил автор: “Вилeмрен те вaйлaрах”, “Кaрлач – раштав”, “Кил cути”, “Манaн юрату”, “Чунтан вартан”, “Тривим йысна калавeсем”, “Вечный миг”, “По длинной дороге года”, “России солдат”, “Свет родного очага” и др.
Так в творчестве писателя особое место занимают повести и рассказы о природе родного края. Вот некоторые выдержки из книги «Вестники морозов»: За неделю волки совершили два налета – и восьмерых овец как не бывало. Больше ни у кого не трогали, только у лесника. Летом тот нашел волчье логово, да и притащил волчат домой. Вот и отомстили родители. Зверь тоже не без разума. В книгу включены и другие интересные рассказы о птицах и зверях, обитающих в наших краях. Учащиеся с удовольствием прочитывали рассказы, чтобы найти знакомые названия селений и деревень.
Выполняя такую работу, никто не оставался в стороне, все были включены в творческую деятельность. Ведь чтение помимо решения методических задач играет значительную роль в воспитательном воздействии на учащихся. В процессе чтения чувашских книг создаются широкие возможности для получения интересных сведений об истории, культуре родного края и традициях чувашского народа, что способствует общему образовательному кругозору и развитию читательской культуры школьников.
Ценность работы учащихся заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории и культуре родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Такие занятия являются важным источником патриотического воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор.
Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Нацеливают учащихся на познание истории и культурных объектов своей малой родины и вводят региональный компонент образования в общекультурный блок.
Д.С.Лихачев писал: «Огромную роль в формировании интеллигентности играет память, которая связывает человека с его прошлым. Огромную роль на этом пути играет книга, являющаяся проводником в разные эпохи и к другим народам. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем к человеческой культуре…».
Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств. Параллельное изучение национальной и русской литературы в школах помогают в обогащении и разнообразии тематики и форм работы, являются благодатной почвой для патриотического и интернационального воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века
Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...
Воспитание духовности и высоких нравственных качеств личности на уроках по изучению творчества писателей Сибири
В материале представлен опыт работы по воспитанию духовности и высоких нравственных качеств личности обучающихся на основе изучения творчества писателей Сибири на базе кабинета сибирских писателей в р...
Олимпиадные задания по чувашскому языку для русскоязычных школ
Вопросы, тексты для аудирования и ответы для проверяющих...
Формирование исследовательской позиции школьника через внеклассную работу по изучению творчества поэтов-земляков.
Работа с наследием своего края - необходимая работа и для учителя, и для учеников. Хочется рассказать об одном направлении в этой работе....
Проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко
В докладе рассматриваются проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко....
Использование загадок на уроках чувашского языка в русскоязычной школе
Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. В «Толковом словар...
Изучение творчества писателя Антипина А.А. на уроках чтения и литературы (методические рекомендации)
Андрей Александрович Антипин, прозаик, член Союза писателей России с 2013 г. Родился 19 августа 1984 года в селе Подымахино Усть-Кутского района Иркутской области. Окончил факультет филологии и журнал...
Комментарии
для уроков чувашской
для уроков чувашской литературы