Проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко
статья по краеведению на тему
В докладе рассматриваются проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._problemy_ekologii_v_tvorchestve_n._starchenko.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
О.С. Кузьменок,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3 г. Суража
Проблемы экологии в творчестве писателя-земляка Н.Н. Старченко
«В записной книжке А.П. Чехова есть такая запись:
«Разговор на другой планете о Земле через 1000 лет: помнишь ли ты то белое дерево (берёзу)…»
Есть в этой записи какое-то грустное очарование и скрытая тайная горечь, тревожная любовь к земле».
Н. Старченко «Тень белого дерева» [7,314]
Николай Николаевич Старченко – известный писатель, публицист, журналист, кандидат филологических наук, член-корреспондент Академии Российской словесности, Почётный гражданин Суражского района, Заслуженный работник культуры РФ. Для нас, суражан, это имя особенно дорого потому, что Николай Николаевич – наш земляк. Он родился и вырос в маленьком, но красивейшем уголке Суражского района Брянской области – деревне с поэтическим названием Осинки - 4 апреля 1952 года в учительской семье.
С детства он полюбил природу и всё свободное время проводил в живописных окрестностях: то катаясь на льдинах в Осинке, то собирая ягоды в лесу, то помогая косцам на Чагодае. Родная природа во многом определила будущее: увлечения стали смыслом жизни.
С 1989 по 1992 годы Н.Н. Старченко возглавлял журнал «Юный натуралист». Уже тогда главный редактор был всерьёз озабочен экологическими проблемами. Он открыто поднимал их на страницах журнала. В первом номере 1990 года опубликована статья «Закон природы». Слова главного редактора звучат прямо: «Покорять природу или сотрудничать с ней? Такая постановка вопроса – уже пройденный этап. Сегодня на место противопоставления друг другу ставится единство, взаимодействие природы и созидательной силы человека… Сегодня уже не только уничтожение природы преступно, но и бездействие перед надвигающейся катастрофой». [5, 2] Николай Николаевич вспоминает о сложных экологических проблемах, связанных с защитой Байкала, Арала, Ладоги, Волги. Он пишет о трудной победе общественности, остановившей поворот северных и сибирских рек. Главный редактор поднимает в своей статье и другие экологические проблемы: «Ещё вчера общество всерьёз не задумывалось: а хватит ли будущим поколениям чистой воды и свежего воздуха? Появление «озонной дыры» над Антарктидой застало врасплох даже специалистов-экологов. И как же жить с постоянным ощущением возможной биологической гибели?» [5,2] Обращаясь к читателям, Н. Старченко пишет: «Вы просто обязаны сформировать, выкристаллизовать новое, экологическое сознание эпохи и сами сложиться как поколение носителей этого сознания. И тогда потомкам, поверьте, будет, за что вас благодарить». [5,2] Журнал стал открытой и оперативной экологической трибуной. В новом разделе «Наш вестник» стали публиковать письма читателей об экологических проблемах и добиваться их решения, привлекли к сотрудничеству известнейших мастеров слова. Заметим, что с приходом Н. Старченко значительно увеличился тираж «Юного натуралиста»: с 1500000 до 2650000 экземпляров. Осуществилось пожелание главного редактора: лучшие граждане Отчизны объединились на благородной основе – заботы «о будущем самой нашей колыбели, матери-природы». [5,3]
В 1993 года Николай Николаевич основал первый в России журнал для семейного чтения «Муравейник», первый номер которого вышел в 1994 году. В беседе с корреспондентом Борисом Лукиным Николай Николаевич подчеркнул: «Экологическое сознание – часть общей культуры. В наши дни слово «экология», «биосфера» очень часто повторяют и очень часто, к сожалению, подлинную суть знают немногие… В журнале стремимся выразить именно целостное, мировоззренческое представление об окружающем мире». [2,419] О самом серьёзном и важном в мире природы написано интересно и увлекательно. «Научная основательность публикаций сочетается с живостью, занимательностью изложения», всё пронизано любовью к Родине. В этом заключается секрет «Муравейника».
Н.Н. Старченко сумел собрать под своё крыло единомышленников, пишущих и снимающих, но главное – любящих родную природу.
Среди многих экологических проектов, организованных «Муравейников», назовём основные.
В 2004 году Н. Старченко вместе с редакцией совершил одно из самых длительных путешествий по границе России. Затем «на протяжении двенадцати месяцев на страницах журнала шёл рассказ о нашем Отечестве, о том, как богато оно настоящими чудесами природы, богатыми недрами, и как всё это нужно беречь, любить и защищать». [1,433] За эту работу редакция журнала получила престижную премию «Патриот России» (2004).
Ещё одно начинание «Муравейника» - возрождение весеннего праздника День птиц (сейчас он называется День встречи перелётных птиц) совместно с Федеральной службой лесного хозяйства РФ в 1999 году. Эту инициативу поддержали по всей стране. Постепенно пришло понимание, что хорошее дело надо продолжать, и в 2010 году журнал учредил День зимующих птиц. Люди разных возрастов помогали птицам пережить долгие голодные зимние месяцы. Ежегодно и у нас в школе учащиеся под руководством учителей биологии Кравченко Н.Н. и Шнейдер Е.М. принимают участие в этих экологических акциях.
Другая важная проблема, рассматриваемая на страницах «Муравейника», - сохранение и возрождение российских болот – уникальных лабораторий живой природы. С марта 2011 года сотрудники вели с читателями и авторами-учёными увлекательный разговор «о климаторегулирующей роли болот, об их богатейшем растительном и животном мире, о немаловажном лечебном значении болот, о том, что неразумное осушение – прямой путь к торфяным и лесным пожарам». [1,433]
Ещё один проект связан с родниками. Николай Николаевич вспоминает свою родную Осинку, где было семь родников. Будучи студентом Ленинградского университета он два года не мог привыкнуть к городской воде. И сейчас, приезжая на родину, канистру-другую «живительной воды» увозит в Москву. «Нельзя забывать вкус родниковой воды! И её нужно беречь, восстанавливая старые колодцы», - считает писатель. [1,433] Статья Кузьменок Алёны о воссоздании источника «Серебряный ключ» в Суражском районе была опубликована в десятом номере 2014 года.
В 2016 году стартовал новый социально-значимый экологический проект «Живая вода – всего дороже!» Заслуженный работник культуры РСФСР А.Т. Нестик поделился своими заметками-воспоминаниями о Воде, «поскольку всё на Земле – произВОДНОЕ от неё». [3, 34] Глядя на снимок Юрия Овчинникова «Ранне утро в пустыне Руб-эль-Хали в Омане», невольно задумаешься: если не будем беречь воду – чудесный дар природы, - то вся наша планета может превратиться в такую вот пустыню…» [4,13] В библиотеках проводятся часы общения, посвящённые охране водной среды.
Н.Н. Старченко – не только профессиональный журналист, но и талантливый писатель. Экологические проблемы он поднимает во многих произведениях: «Разобрали гору и украли…речку», «Островок», «Тень белого дерева» и др.
Есть такие вещи, о которых, по признанию писателя, «особенно сладко и больно писать». Например, о Сутоках: «Вообще-то их полное название – Большие и Малые Сутоки. Здесь соединялись (сутекались, по-местному) две болотистые, родниковые речки – Осинка и Чёрный Ручей. При слиянии и образовались два глубоких омута – вира: который побольше и поглубже – Большие Сутоки, который поменьше и помельче – Малые. В детстве мы начинали учиться плавать в Малых Сутоках, а потом переходили в Большие». [6,156] Когда же Николаю пошёл четырнадцатый год, нагрянули мелиораторы: «И выпрямили, осушили все речки в округе. Сутоки оказались в стороне от нового течения и через пару лет почти угасли, заросли травой и кустами». Однако весной старые русла оживают, а особенно Сутоки: «они широкой подковой соединяются с обеими речками, и отмывает талая вода образовавшийся круглый красивый островок, пятьдесят на пятьдесят метров, заросший ольхой, вербой и черёмухой». [6,156] Именно на этот островок приходит сорокалетний охотник, чтобы поразмышлять о жизни, вспомнить своё детство: «Я сидел на сухом бугорке и казался себе маленьким мальчиком. Очень маленьким мальчиком, гордым тем, что у него есть свой собственный островок, дороги к которому никто, кроме него, не знает…» [6,157]
В очерке «Тень белого дерева» проблемы экологии звучат ещё острее. Писатель вспоминает, как осудили всей деревней «умельца», делавшего для всей округи рубанки и фуганки, который срубил на сенокосном стане раскидистую, красивую берёзу. Грустью веет и от другой истории. Закадычный друг Николая Николаевича срубил «заневестившуюся» берёзу: «Срубил просто так, от нечего делать… Так и подрубилась наша дружба. Да и себя подрубил, видно, с той поры – перекручена, переверчена его дальнейшая жизнь…» [7,315] По мнению писателя, человек должен жить в согласии с природой.
Н. Старченко рассуждает: «Детство, отрочество, юность - прекраснейшая пора, когда не только весь мир, но и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это благое, великое чувство вечности зеленого мира вот-вот будет утрачено... Мы не должны этого допустить. Не в смысле утаивания уже очевидных и грозных предвестников всеобщей беды, а в смысле непременного создания совершенного механизма взаимодействия-сотворчества сложнейшей системы человек - природа. И определить этот механизм должно сознание человека. По сути, оно сегодня - последнее убежище природы». [5,2]
Согласитесь, многие слова Н. Старченко звучат актуально и сегодня.
Литература
- Кравченко, Т. Не забывать вкус родниковой воды… // Старченко, Н. Тень белого дерева. – Смоленск: Маджента, 2015. – с. 431-437.
- Лукин, Б. Мы из одного «Муравейника» // Старченко, Н. Тень белого дерева. – Смоленск: Маджента, 2015. – с. 418-122.
- Нестик, А. Жажда. «Геолог работает на будущее». Цвет и свет. // Муравейник. – 2016. - №10. – с. 34-39.
- Овчинников, Ю. Фото «Близнецы». // Муравейник. – 2016. - №8. – с.13.
- Старченко, Н. Закон природы // Юный натуралист. – 1990. - №1. – с.1-3.
- Старченко, Н. Н. Островок. // Старченко, Н. Избранные произведения: в 2 т. Т.2: Закрайки. Рассказы и очерки. – М.: Голос-Пресс, 2007. – с.156-158.
- Старченко, Н. Тень белого дерева. // Старченко, Н. Тень белого дерева. – Смоленск: Маджента, 2015. – с. 314-323.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы изучения творчества писателей- земляков на уроках чувашской литературы в русскоязычной школе
В курсе чувашской литературы 10-11классов изучается творчество писателей, оказавших неоценимое влияние на формирование чувашской современной литературы. С учащимися выяснили, что в курсе програм...
Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: № 1: Введение. Современное состояние окружающей среды, № 2: Глобальные проблемы экологии, № 3: Принципы рационального природопользования.
Конспекты по экологии по темам: 1.Введение. Современное состояние окружающей среды., 2.Глобальные проблемы экологии., 3.Принципы рационального природопользования. К конспектам прилагаются контрольные ...
Экология сегодня и проблемы экологии Саратова
Данная презентация рассказывае об экологических проблемах в настоящем мире, о типах загрянения , а так же о проблемах окружающей среда Саратова....
Презентация"С.А. Самошкин-писательсь-земляксь""
1. С.А.Самошкинонь идькс пингоц.2. Сай пингонь писательть тонафнемац.3. Сонь тяштьфоц....
Обожженного сердца свет….. СЦЕНАРИЙ литературного вечера памяти писателя-земляка Николая Федоровича Терехова.
Сценарий разработан для учащихся 7-11 классов. Цель данного мероприятия - привлечь внимание учащихся к изучению литературы родного края, познакомить с выдающимся писателем-земляком Николаем Федоровиче...
Проект по литературе "Перелистывая страницы произведений писателей-земляков"
Цель проекта: повышение уровня качества чтения и формирование устойчивого интереса обучающихся 5-7 классов к литературным произведениям сибирских писателей....