Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века
методическая разработка (литература, 9 класс) на тему
Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goroh_tehnologiya_masterskih.zip | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Горох Надежда Геннадьевна
Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей 18 века
Говорят, учителям свойственно превозносить свой предмет и считать его самым важным. Мне, словеснику, трудно с этим не согласиться. На уроках литературы ребята постигают отношения между людьми, находят образцы для подражания, учатся разным способам жизни. И с некоторых пор я очень серьезно стала задумываться над тем, какие знания, умения и навыки ребята унесут с моих уроков не только на экзамены, творческие конкурсы, олимпиады, а дальше – в жизнь… Возможно мой опыт покажется интересным и полезным.
Чтение, как известно, - это диалог с писателем. Превратить уроки литературы в увлекающий учащихся разговор живых с живыми помогает мне технология мастерских. Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Занятия в мастерских строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в различных ситуациях.
Работа в мастерской начинается со слова, образа, текста, рисунка… – и формулировки проблемы – темы мастерской. Далее каждый ученик самостоятельно выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. И что крайне важно, каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.
Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в творческой работе в лирической или эпической форме.
В опыте современного отечественного образования присутствуют разные типы мастерских: мастерские построения знаний, мастерские письма, мастерские отношения, проектные, исследовательские и мастерские интерпретации текста. Давайте посмотрим, как работает эта технология в 9 классе при изучении творчества писателей 18 века.
Знакомство с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова осуществляем в виде исследовательской мастерской. Решаемая проблема: «Согласны вы принять совет В.Г.Белинского: «Юноши с особенным вниманием и любовью должны изучать его жизнь, носить в душе его величавый образ»?
Задания группам (или индивидуальные) для работы на уроке:
1.Прочитайте стихотворение Н.И.Рыленкова «Ломоносов». О каких фактах биографии Ломоносова упоминается в этом стихотворении?
2. Почему ода стала одним из любимых жанров Ломоносова? Вспомните особенности жанра.
3. В чем хочет убедить М.В.Ломоносов новую императрицу, рассказывая в своей оде о необъятности и богатстве Российской земли?
4. Прочитайте философскую оду «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния». Согласны вы с мыслью о том, что в Ломоносове «слились воедино поэт и ученый»?
Рефлексивный этап: (на выбор): 1.Напишите свое вечернее или утреннее размышление над каким-нибудь загадочным для современного человека явлением. Постарайтесь, как Ломоносов, показать ход рассуждений и выразить свои чувства.
2. Почему Ломоносов верил в безграничные возможности человека? Прав ли он был? В качестве доказательств этой мысли используйте знания о современных достижениях человечества в области науки и техники.
Это завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Дети учатся анализировать свой духовный и нравственный опыт, своё отношение и настроение, высказывать свои суждения.
Жизнь и творчество Г.Р.Державина (2 часа) изучаем, используя технологию интегрированной мастерской: литературы, изо и истории. Без использования ИКТ здесь, конечно, не обойтись, как, впрочем, и на любом уроке мастерской. Эта конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся.
Тема мастерской: «Державин был человеком своей эпохи и век свой втащил в стихи весь – с его победами, полководцами, вельможами, крепостными, иллюзиями, дворцовыми празднествами. Но если поэзия Державина – это портрет екатерининского века, то чем он может быть интересен нынешнему читателю?»
Задания:
1. «Портрет» Суворова. Каким вы увидели полководца Суворова в стихотворении Державина «Снегирь», написанном в день похорон Суворова? Похож ли он на свой памятник в Петербурге, где скульптор изобразил его в виде бога войны Марса в шлеме с пышным султаном? Стал ли он для вас от этого менее великим? (Ответы иллюстрируются слайдами презентации, рассказывающей о жизни полководца и дружбе его с Державиным)
2. «Портрет» Екатерины Великой. Вопрос: «Какие качества Фелицы-Екатерины воспел в своей оде Державин?» позволяет ученикам ближе познакомиться с образом как Екатерины Великой, так и Державина. Чего стоит тот факт, что однажды во время очередного доклада своего секретаря Державина Екатерина подозвала проходившего мимо придворного: «Сядьте тут. Этот господин, кажется, меня прибить хочет». Ребята понимают, что «Фелицей» он пытался подсказать государыне, как надо править по законам и справедливости. Он предлагал программу, Екатерине было лестно увидеть в стихотворении свой портрет.
3. «Рыцарь закона». Ода «Властителям и судиям» была написана по мотивам псалма пророка Асафа. Прочитайте псалом Асафа и сравните его с одой Г.Р.Державина.
4. Прочитайте перевод Ломоносова оды Горация «К Мельпомене» и сравните со стихотворением Державина «Памятник». Что ценил в своей поэзии Гораций, а что Державин?
Заключительный этап мастерской:
К.С.Аксаков писал: «Лучшие строфы Державина можно смело уподобить землетрясению – они сокрушительны. Они, действительно, раскалены и стремительно извергают каменные глыбы и языка пламени. Он грозит неправедным властителям! Колоссальная энергия высвобождается в этих стихах, и самое сильное чувство у читателя, пожалуй, удивление – оттого, что всё остается на месте: буквы, бумага, книга, и можно эти стихи снова и снова перечитывать».
А какие чувства испытали вы после прочтения «Властителям и судиям»? Современно ли это стихотворение? Напишите небольшое эссе о своих впечатлениях, взяв за образец высказывание Аксакова.
Второй урок по «Недорослю» Фонвизина проводим в виде путешествия по страницам комедии. Ребята демонстрируют знания текста, участвуя в интерактивной игре «Школа» «Недоросля». Принимают в эту школу тех, кто внимательно читал комедию. Какие предметы будем изучать? (слайды игры).
На заключительном этапе мастерской ребята высказывают свои суждения: Как вы думаете, для нашего времени, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи служения Отечеству, воспитания и истинного образования? Какие слова героев “Недоросля” имеют право на жизнь и сейчас?
При изучении «Бедной Лизы» Н.М.Карамзина используется технология психологической мастерской (рассматривается проблема современного прочтения повести). Обсуждаются следующие вопросы:
1.Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучие семьи? Как бы вы определили “формулу” благополучия семьи?
2. Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образ Лизы? Каков характер героини? Почему она именно такая?
3. Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образ Эраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения.
4. Проблема любви в повести. Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Какова цена любви?
5. Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности?
На заключительном этапе мастерской учащиеся размышляют над вопросом: «Каковы нравственные уроки повести «Бедная Лиза»?
Что же можно сказать в заключение? Мои дети читают, а не «просматривают» книги, читают внимательно и вдумчиво. Они с удовольствием ходят на уроки литературы, любят их. Выросла речевая культура ребят. Они активно участвуют в творческих и исследовательских конкурсах не только муниципального и регионального уровней, но и в дистанционных конкурсах всероссийского уровня. Средний балл по литературе в моих классах от 4,2 до 4,8 балла, тогда как средний балл на российском уровне - 3,6.
Говоря же научным языком, использование данных технологий способствует формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление учащихся, осуществляет социализацию подростков, формирует коммуникативную компетенцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы (8 класс) "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя"
Презентация содержит справочным материал и задания по прочитанным произведениям...
Урок литературы 5 класс "Устное народное творчество"
Урок-игра по теме "Устное народное творчество"...
Урок литературы. 6 класс. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко.
Урок литературы. Внеклассное чтение. Самарские писатели и поэты. В.Н. Бондаренко. Стихотворение из сборника "Куда уходят туманы". Технологическая карта, конспект урока, приложения....
Урок литературы 11 класс "Любовь в творчестве Есенина"
Тема: Любовная лирика С.А.Есенина. Цели: показать, как любовь проявляется в различных темах творчества поэта; показать дина...
урок литературы 11 класс Литературный процесс 20 гг. XX века
урок литературы 11 класс Литературный процесс 20 гг. XX века...
Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...
Контрольная работа по литературе "Творчество писателей 19 века"(6 класс)
Готовая контрольная работа для учащихся 6 класса по творчеству писателей 19 века....