"У Лукоморья..."
методическая разработка (5 класс) по теме
Творческая мастерская...Новая форма подачи старого материала...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческая мастерская «У Лукоморья».
(по прологу из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
Цели: Создание рефлексивно - познавательной среды для осмысления и переосмысления сказочных образов и героев; совместного проживания содержания художественного материала; перехода от стереотипного восприятия художественного материала к рефлексивному; совместной групповой и коллективной работы; развития воображения, творческих способностей и креативного мышления учащихся.
Формирование и развитие в ходе урока новых ценностей и смыслов - открытие учащимися для себя “нового” Пушкина; личностное восприятие учащимися пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина; сопричастность сказочным образам и героям.
Организационный момент.
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Слово учителя: Поэзия Пушкина обладает удивительной способностью – она не только не устаревает, но и расцветает всё новыми смысловыми красками. Сказки Пушкина вы впервые слышите от мамы, затем знакомитесь с ними в школе, наверное, каждый раз открывая для себя все новые грани его творчества. Так и знаменитый пролог к поэме «Руслан и Людмила»… Одни ищут и стараются обосновать географические корни лукоморья. Другие воспринимают его как попытку подражания фольклору и видят в «Лукоморье» мозаику из сказочных осколков. Мы попробуем по-своему интерпретировать его. Возможно, вы откроете для себя сегодня “нового” Пушкина и надеюсь, что создадите интересные творческие работы.
Выразительное чтение пролога к поэме «Руслан и Людмила».
Попробуем прочитать пролог, осмысливая каждую картину, нарисованную поэтом. Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь, делайте пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.
Словарная работа.
- Что такое Лукоморье? Кто знает? - Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив. Кто нарисует на доске Лукоморье?
- А каким вы представляете себе Кота учёного? Эпитет ученый - выученный, наученный чему-нибудь. Это определение подтверждает, что кот волшебный.
- «Там леший бродит»… Каким вы представляете себе Лешего? Леший – хозяин леса и зверей. Лешим приписывают невероятные способности: менять свой рост – быть то ниже былинки, то выше дерева, управлять зверьми. А почему он не идёт, а бродит? Бродить - ходить по разным направлениям, отыскивая что-либо или без цели; едва ходить, еле таскать ноги, плестись, тащиться; идти тихо, вяло, лениво или с трудом, через силу. ( «Толковый словарь» В.И.Даля)
- Следующая героиня – русалка. А что вызнаете о ней? Название "русалка" (в слав. миф) происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый". Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами. Ребята, а как вы думаете, может ли русалка на ветвях сидеть? В русальную неделю (следующая за троицей), выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.
- Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ведает.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
- Ребята, кто нарисует нам избушку на курьих ножках?
Там лес и дол видений полны;
- Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)
Там о заре прихлынут волны (на заре)
На брег песчаный и пустой… (т.е. берег)
И тридцать витязей прекрасных (витязь – храбрый воин ,богатырь)
Чредой из вод выходят ясных, (по очереди), ( ясные, т.е. чистые)
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя; (т.е. берёт в плен).
- А вот появляется и колдун. Каким вы представляете себе колдуна и что знаете о нём? Колдуны большею частью - люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. По общенародному убеждению колдуны состоят в самых близких отношениях с нечистой силой.
В темнице там царевна тужит, (т.е. грустит, тяжело ей, туго ей приходится)
А бурый волк ей верно служит; В словаре В.И.Даля бурый цвет упоминается лишь применительно к медведю и лисе.* Волк не назван привычно серым, что подчёркивает его необычность, уникальность.
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой, (т.е. идти с трудом, волоча ноги)
- Баба- Яга - злая колдунья. У Бабы-Яги отталкивающая внешность. Обычно она представляется в виде горбатой, хромоногой, худой старухи в неподпоясанной рубахе с косматыми седыми волосами, костяной ногой, морщинистым, страшным лицом, гнилыми клыками, торчащими из потерявшего почти все зубы рта.
Там царь Кащей над златом чахнет; Злой чародей. Чаще всего кощей представляется костлявым и лысым стариком в железных доспехах, который обитает в зловещем каменном замке в горах. Кощей играет роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц. (Чахнет, т.е. сохнет)
Разминочная игра с элементами пластики “Пластилин”.
- Ребята, представьте, что вы кусочек пластилина. Но для того, чтобы вылепить, то, что нам захочется, необходимо “пластилин” размять. Вот и начинаем мять своё тело. Итак, мнём, мнём, мнём его хорошенечко, а потом попробуем из него вылепить змею! На кого похожа змея? Что её тело напоминает?
Вот наша змея греется на солнышке, вдруг она увидела птичку и захотела её проглотить. Змея высунула свой раздвоенный язычок и облизнулась. Её тело стало вытягиваться вверх, как вдруг она заметила над собой ладонь ребёнка. Ребёнок не хотел, чтобы змея получилась такая злюка и решил перелепить её во что-нибудь доброе и хорошее. Он так вдавил змею в стол, что от неё остался только длинный блин! Затем он начал мять пластилин, катать из него круглый аккуратный шарик, затем ещё один, ещё и вот у него получился весёлый снеговик! Но пришла весна снеговик начал таять, и вскоре не осталось ни одного Снеговика, а были лишь кучи… пластилина. Зачем пластилину просто так лежать?
Предлагаю вам самим его ещё раз хорошенько размять и вылепить любого героя из Лукоморья. Вы разминаете себя и лепите, кого хотите. Вы лепите, я считаю до 10-ти. На счёте 10 вы замираете, а я угадываю, кого вы лепили и… кто у вас получился.
6.Инсценировка пролога к поэме «Руслан и Людмила».
А теперь, ребята, давайте попробуем «оживить» знаменитые пушкинские строки «У Лукоморья дуб зелёный…»
7. Презентация Фроловского Даниила «И строчка каждая рисунком хочет стать…» к прологу поэмы «Руслан и Людмила».
- А вот какая интересная творческая работа получилась у Фроловского Даниила.
Рефлексия:
- Ребята, а теперь давайте подведём итог нашей работе, и я предлагаю вам оценить её. Игра «Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу, ставит оценку всему классу и обосновывает ее.
Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Расставаться пришла нам пора!
Литература:
Абрамович В.В. «Формирование творческой индивидуальности детей средствами театрального искусства», - Минск, 2008.
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка».
Пушкин А.С. «Руслан и Людмила».
Шилина И.С. «Интересные способы организации рефлексии в среднем звене». Из опыта работы, - Лисиковск, 2010.
Приложение.
А.С. Пушкин. Из поэмы "Руслан и Людмила".
У лукоморья дуб зелёный; Там русский дух... там Русью пахнет!
Златая цепь на дубе том: И там я был, и мёд я пил;
И днём и ночью кот учёный У моря видел дуб зелёный;
Всё ходит по цепи кругом; Под ним сидел, и кот учёный
Идёт направо - песнь заводит, Свои мне сказки говорил.
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное коррекционное логопедическое занятие с обучающимися 6 -7 классов «Вас приглашает Лукоморье»
Вашему вниманию представлено фронтальное коррекционное логопедическое занятие под названием «Вас приглашает Лукоморье». Тема занятия: «Развитие связной речи на материале сказок А.С....
У лукоморья дуб зеленый
Презентация к уроку "А. Пушкин. Пролог". Составляем фильм вместе с детьми, озвучиваем....
"У лукоморья"-праздник поэзии, посвящённый памяти А.С.Пушкина
Внеклассное мероприятие, посвящённое памяти А.С.Пушкина включает в себя 5 игровых этапов: - I этап разминка --- произведения А.С.Пушкина в искусстве; - II этап виктори...
Урок литературы в 5 классе "У лукоморья дуб зелёный..."
Урок литературы в 5 классе "У лукоморья дуб зелёный..." Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - собирательная картина сюжетов, образов и событийнародных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. У...
Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»
Тема: Путешествие в сказочную страну «Лукоморье» Цель: - систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках, стимулировать познавательную...
Игровая театрализованная программа "У Лукоморья"
В данной методической разработке представлен сценарий проведения игровой программы, посвященной творчеству А.С. Пушкина. Многообразие веселых конкурсов дает возможность ребятам проявить свои творчески...
Конспект НОД У Лукоморья дуб зеленый...
Занятие в старшей группе, дети принимают активное участие....