Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Тема: Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»
Цель: - систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках, стимулировать познавательную активность учащихся при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина,
- развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, публичного выступления,
- воспитывать духовную культуру учащихся, умение работать в группах, высказывать и защищать свою точку зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_belousovoy_s.n.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»
Учитель: Белоусова Светлана Николаевна
Тема: Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»
Цель: - систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках, стимулировать познавательную активность учащихся при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина,
- развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, публичного выступления,
- воспитывать духовную культуру учащихся, умение работать в группах, высказывать и защищать свою точку зрения.
Оборудование: кассета с записью мультфильма «Руслан и Людмила», иллюстрация к отрывку «У Лукоморья», слайды о детстве А.С. Пушкина, рисунки и поделки учащихся к сказкам А.С. Пушкина, книга Воскобойникова «Жизнь замечательных людей», книга сказок А.С. Пушкина.
Ход урока:
У. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказочную страну «Лукоморье». С чьим именем связана эта страна? Конечно же, с именем великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, со Дня рождения которого в этом году исполнилось 210 лет. Каждому из нас, ребята, знакомы эти строчки: (вместе)
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
- Сказки приходят к нам из детства. Все мы родом из детства. И даже такой гениальный человек, как Александр Сергеевич Пушкин был когда-то ребёнком, маленьким кудрявым мальчиком. Сейчас мы побываем в доме у маленького Саши. О детстве поэта, о близких ему людях мы узнаем из выступлений ребят. А вы внимательно слушайте, т.к. вам предстоит выполнить задание на основе прослушанного материала.
( Выступления учащихся о детстве поэта, о его няне)
( Выполнение задания)
Закончите фразу:
1. Александр Сергеевич Пушкин родился в ------- году.
2. А. С. Пушкин родился в городе ----------------
3. Знаменитым прадедом Пушкина по материнской линии был ------------------
4. Бабушку А.С. Пушкина звали -------------------
5. Няню А.С. Пушкина звали ------------------
6. В доме А.С. Пушкина наравне с русским звучал ------------ язык.
У. Ребята поделились с нами своими знаниями, если вы захотите ещё больше узнать о детстве поэта, можете почитать книгу «Жизнь замечательных детей», которая находится в читальном зале школьной библиотеки.
Дома вы должны были написать сочинение-миниатюру «Моя первая встреча с Пушкиным», и сейчас мы послушаем некоторых ребят, они прочитают нам свои сочинения.
Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в сказочную страну «Лукоморье». (На доске вывешивается иллюстрация)
Давайте же насладимся завораживающей музыкой стихотворных пушкинских строк, почувствуем улыбку поэта и поверим в рассказанные им чудеса. (Просмотр отрывка из мультфильма «Руслан и Людмила»)
В. – О каких сказочных героях напоминает нам поэт? (Работа с иллюстрацией)
В. - А вообще, как вы думаете, что такое «Лукоморье», что обозначает само это слово? Оказывается, это излучина морского берега (от слов «лука» - изгиб и море) Существует несколько версий учёных, где же находится именно то Лукоморье, о котором поведал Пушкин, и некоторые даже предполагают, что оно находится недалеко от наших мест, в Сибири.
(физкультминутка)
У. А теперь давайте и мы прочитаем выразительно это замечательное произведение, но сначала поработаем с трудными словами.
(чтение отрывка учащимися)
У. Я прошу вас ещё раз обратить внимание на строки «Там русский дух, там Русью пахнет…». Для Пушкина русский дух – это подлинно живое, народное, светлое и доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок. «Что за прелесть эти сказки!» - восклицал поэт. И теперь, я думаю, самое время пригласить саму госпожу Сказку.
(диалог со Сказкой)
У.- А вот и госпожа Сказка. Здравствуй! Расскажи нам, кто ты такая, кому родственницей приходишься?
Сказка – Я прихожусь родственницей всем актёрам, и всем художникам, и всем поэтам, если они, разумеется, настоящие актёры, поэты и художники.
У.- Ты разрешишь задать тебе три вопроса?
С.- Отчего же? Пожалуйста. За свою жизнь я ответила на столько вопросов, что ответить ещё на три меня не затруднит.
У.- Скажи нам, сколько тебе лет, извини за нескромность.
С.- Что же тут нескромного? Отвечать на такие вопросы трудно тем, кому лет меньше или больше, чем они хотят. А мне ровно столько, сколько я хочу.
У-. Всё-таки, сколько же, много или мало?
С. - Много и мало.
У.- А теперь скажи, чем ты занимаешься?
С.- Учу и забавляю. Когда забавляю, учу, когда учу, забавляю.
У.- Ну, а теперь последний вопрос: каково твоё образование?
С.- Что?
У.- Где, когда, у кого и чему ты училась?
С.- О, везде, всегда и у всех. У зверей, у людей, у деревьев, у трав и у книг. Училась прежде, учусь теперь и буду учиться ещё долго-долго. А научилась я всему тому, чему учу других.
У.- Чему же, например?
С.- Например, отличать поддельное от настоящего, простоту – от глупости, ум - от хитрости, , гнев – от злости. Учу не бояться страха, смеяться над тем, что смешно, чёрное называть чёрным, белое – белым. Вот чему я учу.
У.- Я вижу, что пришла ты к нам не с пустыми руками.
С.- Да, я пришла с сундучком и хочу, чтобы ребятав отгадали, что за предметы находятся в нём.
Викторина:
- Волшебный персонаж одной из сказок А.С. Пушкина, говоривший всегда только правду.(зеркальце).
- Волшебный персонаж, выполняющий любое желание. (золотая рыбка).
- Отчего уснула царевна в «Сказке о мёртвой царевне…»? (яблоко).
- Что грызла белочка в «Сказке о царе Салтане…»?
Задания по группам (1 гр. разгадывает кроссворд, 2 гр. составляет из букв имена персонажей пушкинских сказок)
У. Стихи Пушкина вдохновили великих композиторов на создание прекрасных произведений: композитор Глинка написал оперу «Руслан и Людмила», а Римский-Корсаков вдохновился «Сказкой о золотом петушке» и «Сказкой о царе Салтане»
Итак, ребята, мы не прощаемся со сказочными героями, они нас будут сопровождать всю нашу жизнь и заставлять верить в то, что добро всегда будет побеждать зло.
Солнцем русской поэзии называют Александра Сергеевича Пушкина. Давайте и мы смастерим своё солнышко, и то, насколько оно получится красивым и лучистым, зависит только от вас. Вы будете называть положительные качества пушкинских героев, а я буду прикреплять к солнышку лучики. Я хочу, чтобы и вы, ребята, обладали этими качествами, и тогда ваш жизненный путь будет освещать такое же лучистое солнышко.
Подведение итогов.
Домашнее задание: выучить «У Лукоморья», прочитать «Сказку о мёртвой царевне…», нарисовать иллюстрации (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения знаний по физике в 8-м классе по теме "Путешествие по сказочной стране Электронии"
Урок повторения, закрепления ранее приобретенных знаний, умений, навыков учащихся по данной теме...
Коррекционно-развивающее занятие по психологии с элементами тренинга и сказкотерапии (урок-проект) "Игра-путешествие в сказочную Страну добра"
В начале учебного года была проведена психодиагностика познавательных процессов таких как: слуховое восприятие, память – зрительная, слуховая, опосредованная, внимание, мышление, речь, величина,...
Презентация по английскому языку для 2 классов по теме "Путешествие в сказочную страну."
Данная презентация рассчитана на повторение алфавита,названий цветов,животных и цифр на английском языке.Мероприятие проводится в увлекательной и интересной форме-путешествии в сказочную страну ...
Путешествие в сказочную страну (конкурсная программа для младших школьников)
Данная конкурсная программа направлена на повышение у детей интереса к чтению, раскрытие перед ними богатство и разнообразие сказок, на развитие у детей любви к книгам....
Конспект урока литературы в 9 классах “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в русской критике».
Тема: “«Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины. Оценка героев романа А.С. Пушкина «Евгений...
Конспект урока литературы «Путешествие в сказочную страну «Лукоморье»
Цель:- систематизировать и обобщить знания учащихся о сказках, стимулировать познавательную активность учащихся при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина,- развивать тв...
«Путешествие в сказочное царство Лукоморье»
(Урок закрепления) "Закрепление умножения и деления чисел 2, 3, 4" Цель урока: Закрепить навык табличного умножения и деления. Повторение решения составных задач....