Рабочая программа курса "Русская словесность".
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Смурыгина Елена Васильевна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_russkaya_slovesnost.docx41.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Муниципальное общеобразовательное учреждение                             02-04

Глуховская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

____________/В.В. Ляхова/

Протокол № ___ от

«____»____________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МОУ Глуховская СОШ

___________ Смурыгина Е.В.

«____»____________2013 г.

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол №___от  «__»

______2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Глуховская СОШ

____________/И.В.Клишина/

Приказ № ___ от «___»____ 2013г.

Рабочая программа

Смурыгиной Е.В.

учитель без  категории

по  учебному курсу  «Русская словесность. От слова к словесности»

7  класс

Базовый уровень  

2013-2014 учебный год

Раздел I.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса Русская словесность. От слова к словесности. для 7 класса  составлена на основе программы основного общего образования  для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы: Альбеткова Р.И. (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9., 10-11 кл./ сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010)

Целиизадачи программы:

   Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

   К задачам элективного курса относятся:

  • Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
  • Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
  • Учить ребят создавать собственный текст.
  • Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
  • Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
  • Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.

Для реализации  программы используется учебно-методический  комплект:

Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности.7 кл.:учебное пособие.-М.:Дрофа, 2012-2013

Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь 7  класс. М.:Дрофа, 2013

Количество учебных часов   в год – 35, в неделю – 1.

В течение года возможно изменение  количество часов  на изучение тем программы  в связи с совпадением  уроков расписания с праздничными днями, каникулярными  сроками, днями здоровья,  а также особенностями функционирования  учебного заведения.

Раздел 2.Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

  1. На уроках словесности ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
  2.         На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик должен овладеть умением самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания.
  3. 3. На уроках словесности школьник должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.

Раздел  3.Тематическое планирование учебного материала

№  п/п

Тема урока

Тип урока

Домашнее задание

Дата проведения

(по плану)

Дата проведения

(фактическая)

1

Введение. Слово и словесность.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать с. 3-14

02.09.

2

Разновидности употребления языка.

Разговорный язык, его особенности и разновидности.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать конспект. П. 5-11 в учебнике

09.09.

3

Литературный язык и его разновидности.

Нормы употребления языка.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать конспект,

учебник П. 12-16 Выполнить задания.

16.09.

4

Язык художественной литературы.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать в учебнике П. 17. выполнить упражнения

23.09.

5

Проверочная работа по теме «Разновидности употребления языка». Анализ текста (упр.10 стр.57).

Урок контроля

Выполнить упражнения

30.09.

6

Формы словесного выражения в нехудожественной словесности.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Выполнить творческую работу.

07.10.

7

Диалог и монолог в художественной словесности. Сказ.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 21-22, выполнить упражнения.

14.10.

8

Стихи и проза, их различие.

Ритм и интонация в стихах и в прозе.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 23-27, выполнить задания.

21.10.

9

Стих и смысл. Значение традиций в стихотворной речи.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать 84.

28.10.

10

Стилистические возможности лексики, фразеологии и грамматики. Стилистическая окраска слова.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 31

11.11.

11

Стиль в художественной словесности.

Стиль писателя, стиль произведения, эпохи и народной поэзии.  

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 33. Выполнить задания.

18.11.

12

Стилизация и пародия.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 38-42. Выполнить индивидуальные задания.

25.11.

13

Практическая работа по теме «Стилистическая окраска слова. Стиль».    

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Написать сочинение-рассуждение.

02.12.

14

Роды, виды и жанры произведений словесности.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П.43-46.

09.12.

15

Устная народная словесность,

её эпические виды и жанры.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 47-51. Выполнить творческую работу.

16.12.

16

Лирические виды и жанры

 народной словесности.

Особенности словесного выражения

содержания.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 52-53. Выучить песню.

23.12.

17

Драматические виды и жанры народной словесности. Особенности языка и стиха ( раёк ).

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 54-65.  Сочинить сказку.

13.01.

18

Духовная литература, её жанры.

Библия и особенности её стиля.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 57-58

20.01.

19

Жанры библейских книг.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 59-66. Ответить на вопросы.

27.01.

20

Использование библейских тем, жанров и стиля в русской литературе.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Стр. 177, выполнить задания.

03.02.

21

Практическая работа. Анализ текста.

Урок практикум

Провести письменный анализ текста.

10.02.

22

Эпические произведения, их виды и жанры.

Герой эпического произведения.

Языковые средства изображения характера.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 68-77. Ответить на вопросы.

17.02.

23

Сюжет и композиция эпического произведения.

Художественная деталь.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 78-87. Ответить на вопросы.

24.02.

24

Проверочная работа по теме

 «Эпические произведения».

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

03.03.

25

Лирические произведения, их виды.

Изображение и выражение в лирике.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 88-91.

10.03.

26

Лирический герой. «Ролевая лирика»..

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Выполнить индивидуальные задания.

17.03.

27

Композиция лирического произведения.

Образ – переживание в лирике.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 95-96.

31.03.

28

Анализ лирического произведения.

Практическая работа.

Урок  практикум

Провести анализ лирического произведения.

07.04.

29

Драматические произведения, их виды.

Герои драматического произведения и языковые средства их изображения.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 99-100

14.04.

30

Особенности драматического

 конфликта,

сюжета и композиции.

Роль художественной детали

 в драматическом произведении.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Выполнить индивидуальные задания

21.04.

31

Лироэпические произведения, их своеобразие и виды.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Прочитать П. 105-108. Подготовиться к проверочной работе.

28.04.

32

Проверочная работа по теме «Роды, виды и жанры произведений словесности».

Урок контроля

Выполнить индивидуальные задания.

05.05.

33

Взаимовлияние произведений

словесности. Эпиграф. Цитата.

Реминисценции. Использование

 фольклорных

жанров.

Урок сообщения новых знаний, формирования, умений и навыков

Повторить сведения о лиро-эпических произведениях.

12.05.

34-35

Повторение.

Урок-практикум

Задания на лето.

19.05.

26.05.

Раздел 4. Содержание учебного курса

Материал словесности. Слово и словесность

    Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.

    Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.

    Русская словесность, ее происхождение и развитие.

  ///  Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.

Разновидности употребления языка

    Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литера уре.

    Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

    Язык художественной литературы  как особая разновидность употребления языка. Язык как «матери ал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.

  /// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Пони мание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

Формы словесного выражения

    Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.

    Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения  в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.

    Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

    Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

  /// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

Стилистическая окраска слова. Стиль

    Стилистические возможности лексики и фразеологии.  Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.  

    Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

    Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

    Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ ной поэзии, иного автора, определенного жанра.

   Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

  /// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.

Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности

  Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

  /// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры

  Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

    Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.

    Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

    Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.

    Драматические виды народной словесности: на родная драма, театр Петрушки.

    Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

  /// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры

 Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

    Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса лом.

    Своеобразие стиля Библии.

    Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

  /// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз личных библейских текстах. Умение заметить ис пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды

    Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

    Литературный герой в рассказе и повести.

    Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.

    Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

    Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.

   Автор и рассказчик в эпическом произведении.

  /// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств  словесного выражения содержания.

Лирические произведения, их виды

    Виды лирики.

    Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

    Лирический герой. «Ролевая лирика».

    Композиция лирического стихотворения.

    Образ-переживание в лирике.

  /// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы разительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

Драматические произведения, их виды

    Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

    Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

    Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.

  /// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ  эпизода  пьесы.

Лиро-эпические произведения и их виды

    Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть  и  роман  в стихах, стихотворение в прозе.

    Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное  выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

    Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.

    Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.

  /// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений  словесности

  Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.

    Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.        

  /// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере дать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словес ности в собственном литературном творчестве.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ:  анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

V.Перечень учебно-методических средств обучения

Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности.6 кл.:учебное пособие.-М.:Дрофа, 2012

Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь 6 класс. М.:Дрофа, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

рабочая программа русская словесность 6 класс

Данная рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 6 класса разработана    на основе программы основного общего образования  для 5-9 классов общеобразовательной школ...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...

Рабочая программа "Русская словесность"

Цели и задачи изучения учебного курса1.     воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общен...