Критериальное оценивание на уроке бурятского языка
статья

Маланова Светлана Цыбикдоржиевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krt_ots.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.26:811.512.31

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКЕ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА

© Маланова Светлана Цыбикдоржиевна учитель бурятского языка, СОШ № 5 Россия, 671950, г. Закаменск, ул. Комсомольская, 1

 E-mail: zkmschool5@mail.ru

В статье раскрываются возможности применения критериального оценивания образовательных результатов учащихся на уроках и во внеурочное время. Использование критериального оценивания позволяет учителю разработать критерии, способствующие получению качественных результатов, быстро добывать оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности. Критерии оценивания контрольной, самостоятельной или другой работы заранее известны учащимся и их родителям. Меняется значимость каждой оценки для ученика, эффективно отслеживается усвоение учебной программы.

Ключевые слова: оценивание, виды критериального оценивания, тетрадь достижений.

CRITERIAL EVALUATION ON BURYAT LANGUAGE LESSON

Malanova Svetlana Tsybikdorzhievna Buryat language teacher of "School № 5"

Zakamensk, Russia

The article reveals the possibility of applying the criterion of evaluation of educational outcomes of students in the classroom and outside school hours. The author considers the evaluation criterion system very efficient and versatile and successfully applies in practice. Only evaluation criterion gives the teacher, student, parent to determine at each stage of the training process the real level of training. Evaluation criteria of control, self-control or other work beforehand to pupils and parents. Significant changes for each student assessment, effectively tracked the assimilation of the curriculum. Important elements of the assessment criteria are the ability of trainees to carry out self-evaluation, the ability to work with a given benchmark. Teacher, beginning with the second class that teaches children to keep a notebook of achievements. Prepares together with children creative projects based on the traditions of Buryat people, that would be molded to cultivate interest and love for the native language.

Keywords: evaluation, types of criterial evaluation, achievements list.

Важная составляющая образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС сегодня — система оценивания достижений учащихся. Система оценивания является не только основным средством диагностики проблем обучения, но и способом осуществления обратной связи между учащимся, учителем и родителями. Такую уникальную возможность дает учителям система критериального оценивания, которая способствует формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и предоставляет широкие возможности учителю для оценки разных видов ученической деятельности.

В условиях реализации ФГОС в 1-6-х классах система критериального оценивания применяется на уроках и во внеурочное время. При критериальном оценивании ученик выступает субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. Меняется и роль учителя — он становится партнером, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей.

Критериальное оценивание является гибким, многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным, т. е. сочетает в себе суммативное и формативное оценивание. Критериальное оценивание — трудоемкий, но эффективный процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, которые соответствуют целям и содержанию образования и способствуют формированию ключевых компетентностей учащихся.

Задачи критериального оценивания

  • определение уровня подготовки ученика на каждом этапе учебного процесса;
  • отслеживание индивидуального прогресса и коррекция индивидуальной траектории развития ученика;
  • мотивирование учащихся на устранение имеющихся пробелов в усвоении учебной программы;
  • дифференцирование значимости оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности;
  • отслеживание эффективности учебной планограммы;
  • обеспечение обратной связи между учителем, учеником и родителями.

Формативное оценивание несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции, используется в повседневной практике ежеурочно и ежедневно. Такое оценивание обеспечивает положительную динамику в обучении. Формативное оценивание приемлемо и понятно для учителя и учащегося, с его помощью учитель отслеживает успеваемость в классе.

Суммативное оценивание проводится в конце изучения темы или раздела. Оно дает учителю возможность определить уровень сформированности знаний, умений и учебных навыков при завершении целостного блока учебной информации. На основе суммативного анализа дается заключительное суждение о том, чему смогли научиться школьники. Суммативное оценивание — основа для определения итоговых оценок за четверть или в год.

Использование критериального оценивания позволяет учителю разработать критерии, способствующие получению качественных результатов быстро добывать оперативную информацию для анализа и планирована своей деятельности. Критериальное оценивание — это действенный способ улучшения качества образования и выстраивания индивидуальной траектории изучения бурятского языка.

В 2015-2016 учебном году пятиклассники были задействованы в групповом творческом проекте «Чайная церемония». Каждый участник проекта выполнял свою определенную значимую роль. Творческий проект предоставил возможность подтвердить полученные на уроках бурятского языка знания. Учащиеся оценивали себя и своих сверстников, выражали разные точки зрения.

Для родителей результаты критериального оценивания также играют очень важную информационную роль. Они получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, могут отслеживать прогресс в его обучении.

Каждого ученика нужно поставить в такие условия, чтобы способы оценивания он мог выбирать сам. Когда ученик знает, что он может самостоятельно оценить свои действия, то возрастает его желание учиться лучше, стремление к познанию, открытию способов решения учебных задач, т. е. он видит перспективы своего роста. Также разработан алгоритм формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, который включает формирующее и констатирующее оценивание (табл. 1).

Таблица 1

Лист самооценки

Ф.И. ученика (цы)_______________________________________________________

Этапы

урока

Деятельность учащихся

Оценивание по критериям (0-2 балла)

1

Чтение пословиц

2

Прослушивание презентации речевого образца

3

Тренировка в речи. Игра «Ты — глазной врач»

4

Контрольное списывание

5

Подведение итогов

Формирующее оценивание — это оценивание для обучения. Оно выполняет две важные функции: диагностическую и коррекционную.

Образовательный процесс строится таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т. е. самооценка.

Совместно с детьми вырабатываются четкие критерии оценки: они учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Когда критерии выбраны, то учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания.

Одновременно с самооцениванием мы обучаем детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребенку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей.

Для того, чтобы обучающиеся могли адекватно оценивать выполненную работу, мы учим их работать с эталоном (подробный образец выполненного задания). При этом обучающиеся сравнивают свою работу с эталоном, самостоятельно находят совершенные ошибки. Эталон известен учащимся заранее.

В оценивании используем как прогностическую оценку (оценка предстоящей работы), так и ретроспективную (оценка выполненной работы). Благодаря прогностической оценке ученик оценивает свои возможности, определяет, достаточно ли у него знаний для выполнения задания, каких именно знаний ему не хватает. Это позволяет научить ребенка правильно рассчитывать свои силы. Именно с самооценки, со способности понять, что «я уже это знаю», «я этому не совсем научился», «я этого совсем не знаю», и начинается учебная самостоятельность школьника.

По мере прохождения программного материала контрольно-оценочная деятельность обучающихся усложняется. Начиная со 2-го класса каждый ученик ведет тетрадь достижений. Тетрадь достижений — то средство, которое помогает ребенку наглядно представить пройденное по предмету, увидеть свое движение в каждом умении и определить (возможно, с помощью взрослого), в каком направлении ему нужно двигаться дальше. Родители также работают с тетрадью достижений и имеют доступ к информации об успехах своего ребенка. В тетради достижений фиксируются критерии, эталоны как образцы правильного применения правил, алгоритмы. Критерии тесно связаны с изучаемым материалом и умениями, которыми должен овладеть обучающийся при изучении той или иной темы, и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить. Таким образом осуществляется пооперационный контроль за формированием определенного способа действия.

При использовании технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению проверочных и контрольных работ. Не менее чем за неделю до констатирующей работы школьникам предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки. К каждой контрольной работе прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение — тем больше балл.

Пользуясь критериями и дескрипторами к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться нужного результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее. При таком подходе обучающимся понятна цель проводимой контрольной работы и процедура выставления отметки. После проверки и оценивания констатирующей работы помимо традиционной «работы над ошибками» организуется также рефлексивное осмысление учащимися их успехов и неудач, выяснение причин и планирование, если это необходимо, коррекционной работы. Коррекционная работа проводится как в рамках домашней самостоятельной работы, так и через систему дополнительных предметных занятий. Результаты коррекционной работы отмечаются также в тетради достижений.

Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке, ребенку — активно включиться в процесс обучения, сознательно оценивая результаты, что дает возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи. Мы учим ребят содержательной оценочной деятельности и прививаем умения оценки и самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности в познании. Поэтому правильная организация критериального оценивания решает задачи личностного роста учащихся, что и подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.

Урок бурятского языка во 2-м классе «Маша — врач»

I.Подготовительный этап.

  1. Критерий «Чтение»:
  • громкость, четкость и правильность произношения кратких и долгих гласных и дифтонгов;
  • правильная расстановка пауз и ударений;
  • понимание и выразительное чтение пословицы;
  • знание пословиц (повышенный уровень).

II.  Основной этап.

  • Презентация речевого образца.
  1. Критерий «Аудирование»:
  • понимание основного содержания устных высказываний и умение выделять ключевую информацию:
  • умение определять значение слов по контексту:
  • умение воспринимать и понимать содержание текста, опираясь на знакомые слова и выражения.
  • Тренировка в речи (работа в паре).
  1. Критерий «Говорение»
  • использование слов официального и разговорного стилей речи для выражения собственного мнения, получения необходимой информации;
  • общение со сверстниками в процессе совместной деятельности (диалог, игра «Ты — глазной врач»).
  1. Критерий «Письмо»:
  • планирование;
  • грамотное написание.

III. Заключительный этап.

Подведение итогов урока.

Критерий «Чтение»:

  • 2 балла — чтение соответствует всем критериям;
  • 1балл — не выполняется один из критериев;
  • 0 баллов — чтение не соответствует критериям;
  • 1 балл — знание пословицы.

Критерий «Аудирование»:

  • 2 балла — полное понимание текста;
  • 1 балл — частичное понимание текста;
  • 0 баллов — не понял содержание.

Критерий «Говорение»:

  • 2 балла — использование слов официального и разговорного стилей речи для выражения собственного мнения, получения необходимой информации;
  • 2 балла — общение со сверстниками в процессе совместной деятельности (диалог, игра «Ты — глазной врач»);
  • 0 баллов — не справился с заданием.

Критерий «Письмо»:

  • 2 балла — без ошибок;
  • 1 балл — 2-3 ошибки;
  • 0 баллов — больше трех ошибок.

Подводим итоги на каждом этапе урока.

Характеристика уровня выполнения работы: высокий — 11 баллов, выше среднего-8 баллов, средний — 5-6 баллов, низкий — 0-4 балла.

Для овладения технологией критериального оценивания учителю необходимо четко знать

планируемые результаты освоения учащимися конкретной темы на базовом и повышенном уровнях; выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока; подбирать приемы, с помощью которых можно освоить данные знания; давать задания, формирующие конкретный навык; совместно с учащимися вырабатывать критерии оценивания, алгоритм действия.

Литература

  1. Система оценки достижения планируемых результатов: метод, рекомендации / авт.-сост. Е. В. Благинина [и др.]. Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2013.
  2. Нанзатова Э. П. Методическая система обучения бурятскому языку как второму в начальной школе. Улан-Удэ: Бэлиг, 2002.
  3. Гунжитова Г.-Х., Дугарова А. А., Шожоева Б. Д. Амар мэндэ-э! Улан-Удэ: Бэлиг, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы

Разработка системы формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы...

Критериальное оценивание на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС.

Презентация для публичного выступления на тему "Критериальное оценивание на уроках иностранного языка в рамках реализации ФГОС" раскрывает следующие аспекты:- Что такое оценивание;- Проблема...

Статья "Технология формирующего оценивания на уроках бурятского языка в начальной школе"

Технология формирующего оценивания позволяет отследить прогресс каждого ученика....

критерии оценивания на уроках бурятского языка

критерии оценивания на уроках бурятского языка...

Система оценивания на уроках бурятского языка

Система оценивания на уроках бурятского языка...

формы и методы оценивания на уроках бурятского языка

формы и методы оценивания на уроках бурятского языка...

Критериальное оценивание на уроках русского языка и литературы

Нам всем известна картина советского художника Федора Павловича Решетникова «Опять двойка». В школе писали сочинение по этой картине, пытаясь определить, что хотел показать художник.С введ...