“В гостях у хозяйки чума Несэйне” интегрированное занятие в старшей группе
план-конспект
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Интегрированное занятие в старшей группе
“В гостях у хозяйки чума Несэйне”
Подготовил
Воспитатель Рогалева О.Г.
с.Панаевск 2021
“В гостях у хозяйки чума Несэйне”
(открытое интегрированное занятие в старшей группе).
Автор: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель старшей группы “Колокольчики”.
Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями Ямала. Расширить словарный запас детей за счёт слов - Ӈани торова - Здравствуйте, Лакамбой – До свидания, Небя- мама, Мя- чум.
Задачи: Обучающие:
- Продолжать работать над развитием речи.
- Умение запоминать слова по–ненецки.
- Закрепить потешку “ Икоця-икоця!”
- Игры
Развивающие:
- развивать творческое мышление;
- развивать коммуникативные умения воспитанников;
- развивать инициативу детей.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Оборудование, материалы:
Методы: словесный (слово учителя, беседа с воспитанниками);
наглядный (иллюстраций профессий). Предметы быта.
Инвентарь: 2 конуса, 2 корзины, 8 обручей, 8 мячей,1 большой обруч, игрушка оленёнок, 8 колокольчиков, кинжал игрушечный, 2 мусорных пакета(мусор), аптечка, шприц, шапочка доктора, иллюстрации профессий севера, люлька, рыбка, сумка ненецкая туча .
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Педагог: Дети сегодня нас в гости пригласила хозяйка чума Несэйне. Хотите погостить у Несэйне? (дети отвечают).
Дети: Хорошо давайте пойдём в гости к хозяйке чума.
Педагог: Несэйне живёт в национальном жилище северного народа ненцы. Как вы думаете, как называется дом Несэйне? (дети отвечают)
Дети: Дом Несэйне - это чум.
Педагог: Правильно это чум. А вы когда-нибудь бывали в чуме?
Дети: Да, мы были, когда гостили у бабушки и дедушки.
Педагог: Молодцы ребята! А по-ненецки чум будет “мя”. Давайте повторим с вами “мя”.
Дети: Мя- мя.
Педагог: Давайте поздороваемся с вами по- ненецки “Ӈани торова”- Здравствуйте.
Дети: “Ӈани торова”- Здравствуйте.
Педагог: Ещё я вам предлагаю поздороваться необычно друг с другом.
Давайте сядем все в круг возьмёмся за руки и создадим “Ветерок дружбы”. Каждый из вас должен подуть на своего соседа слева по кругу. Давайте начнём.
Дети: (дуют по кругу )
Педагог: Хорошо ребята вы справились с заданием.
2.Основная часть.
Педагог: Сегодня у Несэйне пропала её женская сумочка. Давайте поможем хозяйке чума и поищим глазами её сумочку ненецкую.
Дети: Сумка лежит под столом.
Педагог: Молодцы ребята вы справились. (Воспитатель достаёт тучу). А для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вы должны мне по очереди достать предметы из сумки. А вы хотите узнать, как эта сумка называется ?
Дети: Да!
Педагог: Туча, в ней женщины хранят свои принадлежности для рукоделия (нитки, иголки, бисер, ножницы).
Дети: (Первый ребёнок достаёт предмет из сумки).
Педагог: Что же мы достали ребята.
Дети: Смотрите нам попалась люлька.
Педагог: Скажите пожалуйста ребята, что это за предмет и для чего он предназначен? (дети отвечают).
Дети: Это люлька, она предназначена для ребенка.
Педагог: Люлька для малыша всё правильно. А кто ухаживает за малышом?
Дети: Мама!
Педагог: Всё верно это мама. А ваши мамы кем работают? (дети перечисляют).
Дети: “Моя мама продавец”; “Моя мама врач”; и т.д.
Педагог: А наша хозяйка чума Несэйне работает чум-работницей. Это тоже профессия. И о чём же мы сегодня будем говорить?
Дети: о профессиях.
Педагог: Всё верно, мы сегодня познакомимся с профессиями Ямала. И в этом нам поможет туча. Каждый предмет в этой сумке будет связан с профессией, ваша задача её отгадать. И так начнём, в добрый путь!
Педагог: Как думаете ребята, чем занимается чум-работница в чуме?
Дети: Следит за чистотой в чуме и за малышом. Готовит.
Педагог: Чум-работница поддерживает очаг в чуме. Собирает хворост, заготавливает воду из льда. Варит вкусный обед и ужин. Ухаживает за детьми. Как думаете она устаёт?
Дети: очень устаёт.
Педагог: И для того чтобы отдохнуть наша Несэйне любит потанцевать. Давайте станцуем вместе с ней.
(Танец с колокольчиками “Сенгакоця”) дети повторяют движения за воспитателем.
Педагог: Станцевали, а теперь присаживаемся, посмотрим следующий предмет. Ребёнок достаёт рыбку. Кто это?
Дети: Это рыбка
Педагог:А с кем думаете связана рыбка, с какой профессией?
Дети: рыбак
Педагог Правильно профессия рыбака. А чем занимаются рыбаrи, как думаете это нужная профессия.
Дети: да!
Педагог Сегодня, как раз наша хозяйка чума собирается приготовить вкусную уху. Давайте поможем ей. Я вам предлагаю сыграть в игру “Рыбаки и рыбки”. (дети делятся на команды)
Педагог давайте продолжим вытаскивать предметы из нашей волшебной сумочки.
Дети: (Cледующий ребёнок достаёт кинжал бумажный.)
Педагог Как вы думаете кому же пригодится кинжал.
Дети: Охотнику!
Педагог Всё верно это охотник. Кто такие охотники и какие они должны быть по вашему мнению?
Дети: сильные и смелые А ещё охотники должны быть меткими.
Педагог Я вам предлагаю сыграть в игру “Кто самый меткий?”
(Дети играют в игру)
Дети: (Ребёнок достаёт игрушечного оленёнка.)
Педагог Скажите ребята в какой профессии севера есть олени?
Дети: У оленеводов есть олени!
Педагог Всё верно у оленеводов. Оленеводство на Ямале это основная деятельность ненцев, благодаря оленю ненцы получают мясо, одежду и кров. А так же олени являются средством передвижения. Давайте представим, что мы сегодня оленеводы и поиграем в подвижную игру “Ярколава”.
(Дети играют в игру)
Педагог Что же дальше будет в нашем мешочке, вам интересно ребята?! Мне тоже. Следующий предмет – шприц. С чем может быть связан шприц.
Дети: С больницей!
Педагог С медициной, кого лечат врачи ?
Дети: людей
Педагог: а ещё кого ?
Дети: животных.
Педагог А как называется это профессия
Дети: Ветеринар!
Педагог: На Ямале это профессия– зоотехник. И в основном эта профессия связана с оленями. Зоотехники лечат оленей. Посмотрите у хозяйки чума оленёнок Навка захворал, давайте поможем оленёнку и поставим ему укол. (Ребёнок ставит укол игрушечный.)
Педагог: Теперь оленёнок добрый и весёлый. Несэйне говорит спасибо вам ребята.
Педагог: Следующий предмет - аптечка. Ну здесь вы легко догадаетесь ребята, аптечка нужна фельдшеру, он прилетает на вертолёте в дальние уголки нашего Ямала и лечит больных. Ребята, а для того чтобы не болеть, что нужно делать?
Дети: Закалятся и делать зарядку, умыватся каждый день – ведь чистота залог здоровья.
Педагог: А мы с вами ребята разучим потешку “Икоча” и когда вы будете умываться то можно проговаривать про себя или вслух:
Икоча ! Икоча! Сями халта!
Пайдыни нярья! Сэвни парчнея!
Водичка! Водичка! Помой моё личико!
Чтобы щёчки краснели! Чтобы глазки блестели!
Педагог: И последний предмет в нашем волшебном мешочке. Смотрите ребята странный предмет. Пакет набит мусором. Как думаете какая профессия связана с мусором. Если вам трудно я вам подскажу.
Дети: нам сложно ответить.
Педагог: Это эколог. Эколог помогает нашей земле, очищает и оберегает её. Следит чтобы не было катастроф. А кто это намусорил в тундре. Ребята давайте с вами поможем нашей тундре и сделаем её чище.
Игра “собери мусор”.
Педагог: А в завершении ребята давайте сыграем в “Карусель” и повторим все профессии которые мы с вами узнали. Воспитанники бегут по кругу, останавливаются у какого-либо предмета и называют профессию.
3 Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Ребята вам понравилось занятие, что было трудным для вас а что легче всего запомнилось?
Дети: Нам очень понравилось занятие, было очень интересно.
Педагог: Вы сегодня молодцы ребята потрудились на славу! До новых встреч ребята! Несэйне будет ждать вас в гости ещё! Лакамбой!
Дети: Лакамбой! До свидания!
Литература:
- Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.- Екатеринбург, 1995.
- Е.Н. Окотэтто. Ненецкий фольклор для детей- Санкт – Петербург, 2014.
- Н.Я. Кокорева. Ненецкий язык в детском саду Санкт – Петербург, 2008.
- Харючи Г.П. “Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса”;- Томск, c.81-97
- Хомич Л. В. Ненцы.- Санкт – Петербург, 1995
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_neseyne.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Интегрированное занятие в старшей группе
“В гостях у хозяйки чума Несэйне”
Подготовил
Воспитатель Рогалева О.Г.
с.Панаевск 2021
“В гостях у хозяйки чума Несэйне”
(открытое интегрированное занятие в старшей группе).
Автор: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель старшей группы “Колокольчики”.
Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями Ямала. Расширить словарный запас детей за счёт слов - Ӈани торова - Здравствуйте, Лакамбой – До свидания, Небя- мама, Мя- чум.
Задачи: Обучающие:
- Продолжать работать над развитием речи.
- Умение запоминать слова по–ненецки.
- Закрепить потешку “ Икоця-икоця!”
- Игры
Развивающие:
- развивать творческое мышление;
- развивать коммуникативные умения воспитанников;
- развивать инициативу детей.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.
Оборудование, материалы:
Методы: словесный (слово учителя, беседа с воспитанниками);
наглядный (иллюстраций профессий). Предметы быта.
Инвентарь: 2 конуса, 2 корзины, 8 обручей, 8 мячей,1 большой обруч, игрушка оленёнок, 8 колокольчиков, кинжал игрушечный, 2 мусорных пакета(мусор), аптечка, шприц, шапочка доктора, иллюстрации профессий севера, люлька, рыбка, сумка ненецкая туча .
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Педагог: Дети сегодня нас в гости пригласила хозяйка чума Несэйне. Хотите погостить у Несэйне? (дети отвечают).
Дети: Хорошо давайте пойдём в гости к хозяйке чума.
Педагог: Несэйне живёт в национальном жилище северного народа ненцы. Как вы думаете, как называется дом Несэйне? (дети отвечают)
Дети: Дом Несэйне - это чум.
Педагог: Правильно это чум. А вы когда-нибудь бывали в чуме?
Дети: Да, мы были, когда гостили у бабушки и дедушки.
Педагог: Молодцы ребята! А по-ненецки чум будет “мя”. Давайте повторим с вами “мя”.
Дети: Мя- мя.
Педагог: Давайте поздороваемся с вами по- ненецки “Ӈани торова”- Здравствуйте.
Дети: “Ӈани торова”- Здравствуйте.
Педагог: Ещё я вам предлагаю поздороваться необычно друг с другом.
Давайте сядем все в круг возьмёмся за руки и создадим “Ветерок дружбы”. Каждый из вас должен подуть на своего соседа слева по кругу. Давайте начнём.
Дети: (дуют по кругу )
Педагог: Хорошо ребята вы справились с заданием.
2.Основная часть.
Педагог: Сегодня у Несэйне пропала её женская сумочка. Давайте поможем хозяйке чума и поищим глазами её сумочку ненецкую.
Дети: Сумка лежит под столом.
Педагог: Молодцы ребята вы справились. (Воспитатель достаёт тучу). А для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вы должны мне по очереди достать предметы из сумки. А вы хотите узнать, как эта сумка называется ?
Дети: Да!
Педагог: Туча, в ней женщины хранят свои принадлежности для рукоделия (нитки, иголки, бисер, ножницы).
Дети: (Первый ребёнок достаёт предмет из сумки).
Педагог: Что же мы достали ребята.
Дети: Смотрите нам попалась люлька.
Педагог: Скажите пожалуйста ребята, что это за предмет и для чего он предназначен? (дети отвечают).
Дети: Это люлька, она предназначена для ребенка.
Педагог: Люлька для малыша всё правильно. А кто ухаживает за малышом?
Дети: Мама!
Педагог: Всё верно это мама. А ваши мамы кем работают? (дети перечисляют).
Дети: “Моя мама продавец”; “Моя мама врач”; и т.д.
Педагог: А наша хозяйка чума Несэйне работает чум-работницей. Это тоже профессия. И о чём же мы сегодня будем говорить?
Дети: о профессиях.
Педагог: Всё верно, мы сегодня познакомимся с профессиями Ямала. И в этом нам поможет туча. Каждый предмет в этой сумке будет связан с профессией, ваша задача её отгадать. И так начнём, в добрый путь!
Педагог: Как думаете ребята, чем занимается чум-работница в чуме?
Дети: Следит за чистотой в чуме и за малышом. Готовит.
Педагог: Чум-работница поддерживает очаг в чуме. Собирает хворост, заготавливает воду из льда. Варит вкусный обед и ужин. Ухаживает за детьми. Как думаете она устаёт?
Дети: очень устаёт.
Педагог: И для того чтобы отдохнуть наша Несэйне любит потанцевать. Давайте станцуем вместе с ней.
(Танец с колокольчиками “Сенгакоця”) дети повторяют движения за воспитателем.
Педагог: Станцевали, а теперь присаживаемся, посмотрим следующий предмет. Ребёнок достаёт рыбку. Кто это?
Дети: Это рыбка
Педагог:А с кем думаете связана рыбка, с какой профессией?
Дети: рыбак
Педагог Правильно профессия рыбака. А чем занимаются рыбаrи, как думаете это нужная профессия.
Дети: да!
Педагог Сегодня, как раз наша хозяйка чума собирается приготовить вкусную уху. Давайте поможем ей. Я вам предлагаю сыграть в игру “Рыбаки и рыбки”. (дети делятся на команды)
Педагог давайте продолжим вытаскивать предметы из нашей волшебной сумочки.
Дети: (Cледующий ребёнок достаёт кинжал бумажный.)
Педагог Как вы думаете кому же пригодится кинжал.
Дети: Охотнику!
Педагог Всё верно это охотник. Кто такие охотники и какие они должны быть по вашему мнению?
Дети: сильные и смелые А ещё охотники должны быть меткими.
Педагог Я вам предлагаю сыграть в игру “Кто самый меткий?”
(Дети играют в игру)
Дети: (Ребёнок достаёт игрушечного оленёнка.)
Педагог Скажите ребята в какой профессии севера есть олени?
Дети: У оленеводов есть олени!
Педагог Всё верно у оленеводов. Оленеводство на Ямале это основная деятельность ненцев, благодаря оленю ненцы получают мясо, одежду и кров. А так же олени являются средством передвижения. Давайте представим, что мы сегодня оленеводы и поиграем в подвижную игру “Ярколава”.
(Дети играют в игру)
Педагог Что же дальше будет в нашем мешочке, вам интересно ребята?! Мне тоже. Следующий предмет – шприц. С чем может быть связан шприц.
Дети: С больницей!
Педагог С медициной, кого лечат врачи ?
Дети: людей
Педагог: а ещё кого ?
Дети: животных.
Педагог А как называется это профессия
Дети: Ветеринар!
Педагог: На Ямале это профессия– зоотехник. И в основном эта профессия связана с оленями. Зоотехники лечат оленей. Посмотрите у хозяйки чума оленёнок Навка захворал, давайте поможем оленёнку и поставим ему укол. (Ребёнок ставит укол игрушечный.)
Педагог: Теперь оленёнок добрый и весёлый. Несэйне говорит спасибо вам ребята.
Педагог: Следующий предмет - аптечка. Ну здесь вы легко догадаетесь ребята, аптечка нужна фельдшеру, он прилетает на вертолёте в дальние уголки нашего Ямала и лечит больных. Ребята, а для того чтобы не болеть, что нужно делать?
Дети: Закалятся и делать зарядку, умыватся каждый день – ведь чистота залог здоровья.
Педагог: А мы с вами ребята разучим потешку “Икоча” и когда вы будете умываться то можно проговаривать про себя или вслух:
Икоча ! Икоча! Сями халта!
Пайдыни нярья! Сэвни парчнея!
Водичка! Водичка! Помой моё личико!
Чтобы щёчки краснели! Чтобы глазки блестели!
Педагог: И последний предмет в нашем волшебном мешочке. Смотрите ребята странный предмет. Пакет набит мусором. Как думаете какая профессия связана с мусором. Если вам трудно я вам подскажу.
Дети: нам сложно ответить.
Педагог: Это эколог. Эколог помогает нашей земле, очищает и оберегает её. Следит чтобы не было катастроф. А кто это намусорил в тундре. Ребята давайте с вами поможем нашей тундре и сделаем её чище.
Игра “собери мусор”.
Педагог: А в завершении ребята давайте сыграем в “Карусель” и повторим все профессии которые мы с вами узнали. Воспитанники бегут по кругу, останавливаются у какого-либо предмета и называют профессию.
3 Подведение итогов. Рефлексия.
Педагог: Ребята вам понравилось занятие, что было трудным для вас а что легче всего запомнилось?
Дети: Нам очень понравилось занятие, было очень интересно.
Педагог: Вы сегодня молодцы ребята потрудились на славу! До новых встреч ребята! Несэйне будет ждать вас в гости ещё! Лакамбой!
Дети: Лакамбой! До свидания!
Литература:
- Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.- Екатеринбург, 1995.
- Е.Н. Окотэтто. Ненецкий фольклор для детей- Санкт – Петербург, 2014.
- Н.Я. Кокорева. Ненецкий язык в детском саду Санкт – Петербург, 2008.
- Харючи Г.П. “Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса”;- Томск, c.81-97
- Хомич Л. В. Ненцы.- Санкт – Петербург, 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в старшей группе по теме "Зимующие птицы"
Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, прививать любовь к природе....
Конспект подгруппового интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности « В гости к золотой осени»
Данный конспект будет интересен логопедам и воспитателям логопедических групп,использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии....
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Случай в лесу»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Случай в лесу»...
Весенние фантазии. Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Познание и Музыка.
Данное занятие представляет собой интеграцию образовательных областей "Познание" и "Музыка". Видео к занятию Вы можете найти, пройдя по ссылкам:1. Баба - Яга 1. https://youtu....
Познавательно- развлекательная программа «В гостях у Хозяйки чума»
Познавательно- развлекательная программа «В гостях у Хозяйки чума»...
"В гостях у хозяйки чума"(2018 г.)
Сценарий мероприятия «В гостях у хозяйки чума» (к дню округа)На экране северный пейзаж.Дети входят под музыку в зал и строятся в две колоны.Тихо звучит северная музыка.Ведущий:Много ль изв...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Спешим на помощь к лесным жителям»
Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его познав...