“В гостях у хозяйки чума Несэйне” интегрированное занятие в старшей группе
план-конспект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированное занятие в старшей группе

“В гостях у хозяйки чума Несэйне”

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил

Воспитатель Рогалева О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

                                                  с.Панаевск 2021

 

 

“В гостях у хозяйки чума Несэйне”

(открытое интегрированное занятие в старшей группе).

Автор: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель старшей группы “Колокольчики”.

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями Ямала. Расширить словарный запас детей за счёт слов - Ӈани торова - Здравствуйте, Лакамбой – До свидания, Небя- мама, Мя- чум.

Задачи: Обучающие:

  • Продолжать работать над развитием речи.
  • Умение запоминать слова по–ненецки. 
  • Закрепить потешку “ Икоця-икоця!”
  • Игры 

Развивающие:

      -   развивать творческое мышление;
      -   развивать коммуникативные умения воспитанников;

      -   развивать инициативу детей.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование, материалы:

Методы: словесный (слово учителя, беседа с воспитанниками);

наглядный (иллюстраций профессий). Предметы быта.

Инвентарь: 2 конуса, 2 корзины,  8 обручей, 8 мячей,1 большой обруч, игрушка оленёнок, 8 колокольчиков, кинжал игрушечный, 2 мусорных пакета(мусор), аптечка, шприц, шапочка доктора, иллюстрации профессий севера, люлька, рыбка, сумка ненецкая туча .

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог: Дети сегодня нас в гости пригласила хозяйка чума Несэйне. Хотите погостить у Несэйне? (дети отвечают).

Дети: Хорошо давайте пойдём в гости к хозяйке чума.

Педагог: Несэйне живёт в национальном жилище северного народа ненцы. Как вы думаете, как называется дом Несэйне? (дети отвечают)

Дети: Дом Несэйне - это чум.

Педагог: Правильно это чум. А вы когда-нибудь бывали в чуме?

Дети: Да, мы были, когда гостили у бабушки и дедушки.

 Педагог: Молодцы ребята! А по-ненецки чум будет “мя”. Давайте повторим с вами “мя”.

Дети: Мя- мя.

Педагог: Давайте поздороваемся с вами по- ненецки “Ӈани торова”- Здравствуйте.

Дети: “Ӈани торова”- Здравствуйте.

Педагог: Ещё я вам предлагаю поздороваться необычно друг с другом.

 Давайте сядем все в круг возьмёмся за руки и создадим “Ветерок дружбы”. Каждый из вас должен подуть на своего соседа слева по кругу. Давайте начнём.

Дети: (дуют по кругу )

Педагог: Хорошо ребята вы справились с заданием.

2.Основная часть.

Педагог: Сегодня у Несэйне пропала её женская сумочка. Давайте поможем хозяйке чума и поищим глазами её сумочку ненецкую.

Дети: Сумка  лежит под столом.

Педагог: Молодцы ребята вы справились. (Воспитатель достаёт тучу). А для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вы должны мне по очереди достать предметы из сумки. А вы хотите узнать, как эта сумка называется ?

Дети: Да!

Педагог: Туча, в ней женщины хранят свои принадлежности для рукоделия (нитки, иголки, бисер, ножницы).

Дети: (Первый ребёнок достаёт предмет из сумки).

 Педагог: Что же мы достали ребята.

 Дети: Смотрите нам попалась люлька.

Педагог: Скажите пожалуйста ребята, что это за предмет и для чего он предназначен? (дети отвечают).

Дети: Это люлька, она предназначена для ребенка.

Педагог: Люлька для малыша всё правильно. А кто ухаживает за малышом?

Дети: Мама!

Педагог: Всё верно это мама. А ваши мамы кем работают? (дети перечисляют).

Дети: “Моя мама продавец”; “Моя мама врач”; и т.д.

Педагог: А наша хозяйка чума Несэйне работает чум-работницей. Это тоже профессия. И о чём же мы сегодня будем говорить?

Дети:  о профессиях.

Педагог: Всё верно, мы сегодня познакомимся с профессиями Ямала. И в этом нам поможет туча. Каждый предмет в этой сумке будет связан с профессией, ваша задача её отгадать. И так начнём, в добрый путь!

Педагог: Как думаете ребята, чем занимается чум-работница в чуме?

Дети: Следит за чистотой в чуме и за малышом. Готовит.

Педагог: Чум-работница поддерживает очаг в чуме.  Собирает хворост, заготавливает воду из льда. Варит вкусный обед и ужин. Ухаживает за детьми. Как думаете она устаёт?

Дети:  очень устаёт.

Педагог: И для того чтобы отдохнуть наша Несэйне любит потанцевать. Давайте станцуем вместе с ней.

(Танец с колокольчиками “Сенгакоця”) дети повторяют движения за воспитателем.

Педагог: Станцевали, а теперь присаживаемся, посмотрим следующий предмет. Ребёнок достаёт рыбку. Кто это?

Дети: Это рыбка

Педагог:А с кем думаете связана рыбка, с какой профессией?

Дети:  рыбак

Педагог Правильно профессия рыбака. А чем занимаются рыбаrи, как думаете это нужная профессия.

Дети: да!

Педагог Сегодня, как раз наша хозяйка чума собирается приготовить вкусную уху. Давайте поможем ей. Я вам предлагаю сыграть в игру “Рыбаки и рыбки”. (дети делятся на команды)

Педагог давайте продолжим вытаскивать предметы из нашей волшебной сумочки.

Дети: (Cледующий ребёнок достаёт кинжал бумажный.)

 Педагог Как вы думаете кому же пригодится кинжал.

Дети: Охотнику!

Педагог Всё верно это охотник. Кто такие охотники и какие они должны быть по вашему мнению?

Дети: сильные и смелые А ещё охотники должны быть меткими.

Педагог Я вам предлагаю сыграть в игру “Кто самый меткий?”

(Дети играют в игру)

Дети: (Ребёнок достаёт игрушечного оленёнка.)

Педагог Скажите ребята в какой профессии севера есть олени?

Дети: У оленеводов есть олени!

Педагог Всё верно у оленеводов. Оленеводство на Ямале это основная деятельность ненцев, благодаря оленю ненцы получают мясо, одежду и кров. А так же олени являются средством передвижения. Давайте представим, что мы сегодня оленеводы и поиграем в подвижную игру “Ярколава”.

(Дети играют в игру)

Педагог Что же дальше будет в нашем мешочке, вам интересно ребята?! Мне тоже. Следующий предмет – шприц. С чем может быть связан шприц.

Дети: С больницей!

Педагог С медициной, кого лечат врачи ?

Дети:  людей

Педагог:  а ещё кого ?

Дети:  животных.

Педагог А как называется это профессия

Дети: Ветеринар!

Педагог: На Ямале это профессия– зоотехник. И в основном эта профессия связана с оленями. Зоотехники лечат оленей. Посмотрите у хозяйки чума оленёнок Навка захворал, давайте поможем оленёнку и поставим ему укол. (Ребёнок ставит укол игрушечный.)

Педагог: Теперь оленёнок добрый и весёлый. Несэйне говорит спасибо вам ребята.

Педагог: Следующий предмет -  аптечка. Ну здесь вы легко догадаетесь ребята, аптечка нужна фельдшеру, он прилетает на вертолёте в дальние уголки нашего Ямала и лечит больных. Ребята, а для того чтобы не болеть, что нужно делать?

Дети: Закалятся и делать зарядку, умыватся каждый день – ведь чистота залог здоровья.

Педагог: А мы с вами ребята разучим потешку “Икоча” и когда вы будете умываться то можно проговаривать про себя или вслух:

Икоча ! Икоча! Сями халта!

Пайдыни нярья! Сэвни парчнея!

Водичка! Водичка! Помой моё личико!

Чтобы щёчки краснели! Чтобы глазки блестели!

Педагог: И последний предмет в нашем волшебном мешочке. Смотрите ребята странный предмет. Пакет набит мусором. Как думаете какая профессия связана с мусором. Если вам трудно я вам подскажу.

Дети: нам сложно ответить.

Педагог: Это эколог. Эколог помогает нашей земле, очищает и оберегает её. Следит чтобы не было катастроф. А кто это намусорил в тундре. Ребята давайте с вами поможем нашей тундре и сделаем её чище.

Игра “собери мусор”.

Педагог: А в завершении ребята давайте сыграем в “Карусель” и повторим все профессии которые мы с вами узнали. Воспитанники бегут по кругу, останавливаются у какого-либо предмета и называют профессию.

3 Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог: Ребята вам понравилось занятие, что было трудным для вас а что легче всего запомнилось?

Дети: Нам очень понравилось занятие, было очень интересно.

Педагог: Вы сегодня молодцы ребята потрудились на славу! До новых встреч ребята! Несэйне будет ждать вас в гости ещё! Лакамбой!

Дети: Лакамбой! До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.- Екатеринбург, 1995.
  2.  Е.Н. Окотэтто. Ненецкий фольклор для детей- Санкт – Петербург, 2014.
  3. Н.Я. Кокорева. Ненецкий язык в детском саду Санкт – Петербург, 2008.
  4. Харючи Г.П. “Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса”;- Томск, c.81-97
  5. Хомич Л. В. Ненцы.- Санкт – Петербург, 1995

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_neseyne.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Интегрированное занятие в старшей группе

“В гостях у хозяйки чума Несэйне”

Подготовил

Воспитатель Рогалева О.Г.

                                                     

                                                  с.Панаевск 2021

“В гостях у хозяйки чума Несэйне”

(открытое интегрированное занятие в старшей группе).

Автор: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель старшей группы “Колокольчики”.

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями Ямала. Расширить словарный запас детей за счёт слов - Ӈани торова - Здравствуйте, Лакамбой – До свидания, Небя- мама, Мя- чум.

Задачи: Обучающие:

  • Продолжать работать над развитием речи.
  • Умение запоминать слова по–ненецки.  
  • Закрепить потешку “ Икоця-икоця!”
  • Игры  

Развивающие:

      -   развивать творческое мышление;
     -   развивать коммуникативные умения воспитанников;

      -   развивать инициативу детей.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование, материалы: 

Методы: словесный (слово учителя, беседа с воспитанниками);

наглядный (иллюстраций профессий). Предметы быта.

Инвентарь: 2 конуса, 2 корзины,  8 обручей, 8 мячей,1 большой обруч, игрушка оленёнок, 8 колокольчиков, кинжал игрушечный, 2 мусорных пакета(мусор), аптечка, шприц, шапочка доктора, иллюстрации профессий севера, люлька, рыбка, сумка ненецкая туча .

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Педагог: Дети сегодня нас в гости пригласила хозяйка чума Несэйне. Хотите погостить у Несэйне? (дети отвечают).

Дети: Хорошо давайте пойдём в гости к хозяйке чума.

Педагог: Несэйне живёт в национальном жилище северного народа ненцы. Как вы думаете, как называется дом Несэйне? (дети отвечают)

Дети: Дом Несэйне - это чум.

Педагог: Правильно это чум. А вы когда-нибудь бывали в чуме?

Дети: Да, мы были, когда гостили у бабушки и дедушки.

 Педагог: Молодцы ребята! А по-ненецки чум будет “мя”. Давайте повторим с вами “мя”.

Дети: Мя- мя.

Педагог: Давайте поздороваемся с вами по- ненецки “Ӈани торова”- Здравствуйте.

Дети: Ӈани торова”- Здравствуйте.

Педагог: Ещё я вам предлагаю поздороваться необычно друг с другом.

 Давайте сядем все в круг возьмёмся за руки и создадим “Ветерок дружбы”. Каждый из вас должен подуть на своего соседа слева по кругу. Давайте начнём.

Дети: (дуют по кругу )

Педагог: Хорошо ребята вы справились с заданием.

2.Основная часть.

Педагог: Сегодня у Несэйне пропала её женская сумочка. Давайте поможем хозяйке чума и поищим глазами её сумочку ненецкую.

Дети: Сумка  лежит под столом.

Педагог: Молодцы ребята вы справились. (Воспитатель достаёт тучу). А для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вы должны мне по очереди достать предметы из сумки. А вы хотите узнать, как эта сумка называется ?

Дети: Да!

Педагог: Туча, в ней женщины хранят свои принадлежности для рукоделия (нитки, иголки, бисер, ножницы).

Дети: (Первый ребёнок достаёт предмет из сумки).

 Педагог: Что же мы достали ребята.

 Дети: Смотрите нам попалась люлька.

Педагог: Скажите пожалуйста ребята, что это за предмет и для чего он предназначен? (дети отвечают).

Дети: Это люлька, она предназначена для ребенка.

Педагог: Люлька для малыша всё правильно. А кто ухаживает за малышом?

Дети: Мама!

Педагог: Всё верно это мама. А ваши мамы кем работают? (дети перечисляют).

Дети: “Моя мама продавец”; “Моя мама врач”; и т.д.

Педагог: А наша хозяйка чума Несэйне работает чум-работницей. Это тоже профессия. И о чём же мы сегодня будем говорить?

Дети:  о профессиях.

Педагог: Всё верно, мы сегодня познакомимся с профессиями Ямала. И в этом нам поможет туча. Каждый предмет в этой сумке будет связан с профессией, ваша задача её отгадать. И так начнём, в добрый путь!

Педагог: Как думаете ребята, чем занимается чум-работница в чуме?

Дети: Следит за чистотой в чуме и за малышом. Готовит.

Педагог: Чум-работница поддерживает очаг в чуме.  Собирает хворост, заготавливает воду из льда. Варит вкусный обед и ужин. Ухаживает за детьми. Как думаете она устаёт?

Дети:  очень устаёт.

Педагог: И для того чтобы отдохнуть наша Несэйне любит потанцевать. Давайте станцуем вместе с ней.

(Танец с колокольчиками “Сенгакоця”) дети повторяют движения за воспитателем.

Педагог: Станцевали, а теперь присаживаемся, посмотрим следующий предмет. Ребёнок достаёт рыбку. Кто это?

Дети: Это рыбка

Педагог:А с кем думаете связана рыбка, с какой профессией?

Дети:  рыбак

Педагог Правильно профессия рыбака. А чем занимаются рыбаrи, как думаете это нужная профессия.

Дети: да!

Педагог Сегодня, как раз наша хозяйка чума собирается приготовить вкусную уху. Давайте поможем ей. Я вам предлагаю сыграть в игру “Рыбаки и рыбки”. (дети делятся на команды)

Педагог давайте продолжим вытаскивать предметы из нашей волшебной сумочки.

Дети: (Cледующий ребёнок достаёт кинжал бумажный.)

 Педагог Как вы думаете кому же пригодится кинжал.

Дети: Охотнику!

Педагог Всё верно это охотник. Кто такие охотники и какие они должны быть по вашему мнению?

Дети: сильные и смелые А ещё охотники должны быть меткими.

Педагог Я вам предлагаю сыграть в игру “Кто самый меткий?”

(Дети играют в игру)

Дети: (Ребёнок достаёт игрушечного оленёнка.)

Педагог Скажите ребята в какой профессии севера есть олени?

Дети: У оленеводов есть олени!

Педагог Всё верно у оленеводов. Оленеводство на Ямале это основная деятельность ненцев, благодаря оленю ненцы получают мясо, одежду и кров. А так же олени являются средством передвижения. Давайте представим, что мы сегодня оленеводы и поиграем в подвижную игру “Ярколава”.

(Дети играют в игру)

Педагог Что же дальше будет в нашем мешочке, вам интересно ребята?! Мне тоже. Следующий предмет – шприц. С чем может быть связан шприц.

Дети: С больницей!

Педагог С медициной, кого лечат врачи ?

Дети:  людей

Педагог:  а ещё кого ?

Дети:  животных.

Педагог А как называется это профессия

Дети: Ветеринар!

Педагог: На Ямале это профессия– зоотехник. И в основном эта профессия связана с оленями. Зоотехники лечат оленей. Посмотрите у хозяйки чума оленёнок Навка захворал, давайте поможем оленёнку и поставим ему укол. (Ребёнок ставит укол игрушечный.)

Педагог: Теперь оленёнок добрый и весёлый. Несэйне говорит спасибо вам ребята.

Педагог: Следующий предмет -  аптечка. Ну здесь вы легко догадаетесь ребята, аптечка нужна фельдшеру, он прилетает на вертолёте в дальние уголки нашего Ямала и лечит больных. Ребята, а для того чтобы не болеть, что нужно делать?

Дети: Закалятся и делать зарядку, умыватся каждый день – ведь чистота залог здоровья.

Педагог: А мы с вами ребята разучим потешку “Икоча” и когда вы будете умываться то можно проговаривать про себя или вслух:

Икоча ! Икоча! Сями халта!

Пайдыни нярья! Сэвни парчнея!

Водичка! Водичка! Помой моё личико!

Чтобы щёчки краснели! Чтобы глазки блестели!

Педагог: И последний предмет в нашем волшебном мешочке. Смотрите ребята странный предмет. Пакет набит мусором. Как думаете какая профессия связана с мусором. Если вам трудно я вам подскажу.

Дети: нам сложно ответить.

Педагог: Это эколог. Эколог помогает нашей земле, очищает и оберегает её. Следит чтобы не было катастроф. А кто это намусорил в тундре. Ребята давайте с вами поможем нашей тундре и сделаем её чище.

Игра “собери мусор”.

Педагог: А в завершении ребята давайте сыграем в “Карусель” и повторим все профессии которые мы с вами узнали. Воспитанники бегут по кругу, останавливаются у какого-либо предмета и называют профессию.

3 Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог: Ребята вам понравилось занятие, что было трудным для вас а что легче всего запомнилось?

Дети: Нам очень понравилось занятие, было очень интересно.

Педагог: Вы сегодня молодцы ребята потрудились на славу! До новых встреч ребята! Несэйне будет ждать вас в гости ещё! Лакамбой!

Дети: Лакамбой! До свидания!

Литература:

  1. Головнев А.В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров.- Екатеринбург, 1995.
  2.  Е.Н. Окотэтто. Ненецкий фольклор для детей- Санкт – Петербург, 2014.
  3. Н.Я. Кокорева. Ненецкий язык в детском саду Санкт – Петербург, 2008.
  4. Харючи Г.П. “Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса”;- Томск, c.81-97
  5. Хомич Л. В. Ненцы.- Санкт – Петербург, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе по теме "Зимующие птицы"

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, прививать любовь к природе....

Конспект подгруппового интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности « В гости к золотой осени»

Данный конспект будет интересен логопедам и воспитателям логопедических групп,использующих в своей работе здоровьесберегающие технологии....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Случай в лесу»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Случай в лесу»...

Весенние фантазии. Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Познание и Музыка.

Данное занятие представляет собой интеграцию образовательных областей "Познание" и "Музыка". Видео к занятию Вы можете найти, пройдя по ссылкам:1. Баба - Яга 1. https://youtu....

Познавательно- развлекательная программа «В гостях у Хозяйки чума»

Познавательно- развлекательная программа  «В гостях у Хозяйки чума»...

"В гостях у хозяйки чума"(2018 г.)

Сценарий мероприятия «В гостях у хозяйки чума» (к дню округа)На экране северный пейзаж.Дети входят под музыку в зал и строятся в две колоны.Тихо звучит северная музыка.Ведущий:Много ль изв...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Спешим на помощь к лесным жителям»

Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его познав...