Познавательно- развлекательная программа «В гостях у Хозяйки чума»
материал

Сэротэтто Алла Алексеевна

Познавательно- развлекательная программа

 «В гостях у Хозяйки чума»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_hozyayki_chuma.docx441.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Познавательно - развлекательная программа

 «В гостях у Хозяйки чума»

                                                                                        Подготовила: Сэротэтто А.А.,

                                                                                                   воспитатель группы - семьи №2

узор7

с Панаевск, 2018 г.

Цель: Закреплять знания детей о Крайнем Севере, о жизни и традициях коренных народов, воспитывать уважение к культуре родного края, развивать познавательный интерес.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о Ямале, чтение сказок народов Ямала, изготовление поделок из природного материала, подготовка музыкальных номеров.

Оборудование и материалы: декорации, воспроизводящие обстановку стойбище оленеводов, костюмы жителей Крайнего севера, мультимедийное оборудование для показа слайдов и музыкального сопровождения, спортивное  оборудование для проведения игр.

На экране северный пейзаж.

Дети входят под музыку в зал и  строятся в две колоны.

Тихо звучит северная музыка.

Ведущий:

Много ль известно вам мест, где случается чудо?
Мест, где творится история наша с тобой?
Здесь родились и рождаются лучшие люди,
И называется это тюменской землей.
Здесь в обозримом пространстве и вехи и даты.
Здесь имена и событья, и судьбы людей,
Здесь и сейчас, а не где-нибудь, в прошлом, когда-то,
Место рожденья героев сегодняшних дней!

         

Дети аплодируют.

На экране карта ЯНАО.

Ребенок:

Вы на карту посмотрите, и Ямал на ней найдите,
Потому что здесь наш дом мы на Севере живем,
Вот заря как знамя реет, солнца луч ударил ввысь.
Из столицы в это время звуки гимна донеслись.

На экране  ГЕРБ ЯНАО.

Звучит ГИМН ЯНАО.

Ведущий:

А теперь, ребята,  пройдите на свои места.

Дети садятся на стулья.

Выходят  чтецы.

1-й ребенок:

Мы стихи вам прочитаем

Про любимый Север свой

Тундра наша так прекраснаузор7

Больше нет нигде такой.

Долго-долго в Заполярье

Не кончается зима

Нас мороз не испугает

Ни за что и никогда

2-й ребенок:

А когда начнется лето,

На болото мы пойдем

Много северной морошки,

Мы в корзины наберем.

Приезжайте к нам на Север

Очень видеть вас хотим.

На упряжке покатаем

И морошкой угостим.

Дети поют песню: «Есть у солнышка рога».

Ведущий:

Наши северные просторы красивы. Здесь живут  люди разных национальностей: ханты, ненцы, селькупы. Все они люди мужественные и смелые. Суровая природа требует, чтобы человек был сильным, решительным. Хотите побывать у них в гостях? (ответ детей). Тогда в путь!

На экране музыкальный клип с видами севера, в конце клипа входит Хозяйка  чума.

Хозяйка чума:

Здравствуйте ребята. Рада видеть вас. Сегодня  в моем чуме много гостей.

Хозяйка чума:

В тундре есть одно поверье, в тундре есть одна примета.
Гостя жди с открытой дверью – мой малыш, запомни это.
Тундра тех людей не любит, кто свой чум открыть боится,
Кто его теплом не любит с поздним гостем поделиться.
На костре дымится ужин, пусть присядет гость с дороги.
Гостю долгий отдых нужен – завтра снова в путь – дорогу.

Презентация о чуме.

Хозяйка чума:

Чум – это наш дом. Мы живем в тундре и постоянно переезжаем со стадами оленей. Что бы быстро собраться в дорогу, наш чум строиться из шестов и шкур оленей. Зимнее покрытие чума двойное, мехом и внутрь, и наружу. Летом чум одевают другим покрытием. Вход в чум заслоняет полог. В центре чума всегда горит очаг. И пусть в тундре бушует пурга, в чуме тепло и не только от очага, но и от песен и танцев.

Танец. (Дети исполняют танец «Колокольчики»)

Хозяйка чума:

В тундре жизнь суровая, но дети и здесь находят время для самых разнообразных игр. Хотите поиграть в национальную игру ненецких детей? (Да)

 Первая игра: «Нарты – сани»

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Вторая игра: «Бросание тынзяна»  

Тынзян – это веревка с петлей, при помощи которой ловят оленей.

Хозяйка чума:

С ранних лет дети в тундре приучаются к взрослой работе. Мальчики помогают отцам ухаживать за оленями, а девочки помогают матерям в чуме. А в свободное  время они  сочиняют загадки. Попробуете  их отгадать?

Загадки.

1.Старика –волшебника то одевают, то раздевают. узор7

(Чум)

2.Без рук, без ног ходит и следов не видно.

(Рыба)

3.На одной ножке стоит, ягушку из красного сукна носит.  (Морошка)

4.Кто по снегу по траве носит лес на голове? (Олень)

5. Нет зубов, но всё  же  кусается,

Злой,  но первым не бросается.

Если тронет он кого,

Не отпустит никого.

(Капкан)

6. В тундре зимой без нее ни на шаг,

С места рванет – только ветер в ушах.

(Собачья упряжка)

7. Радость пастуха – оленевода, на четырех палочках стоит.

 (Олененок)

Презентация  с видами природы тундры.

Хозяйка чума:

Красива суровая природа тундры и летом и зимой. Тундра и кормит, и поит. Летом ненцы,  ханты собирают морошку, бруснику, грибы. Ловят рыбу в реках и озерах. А на бескрайних просторах пасутся олени, они заменяют человеку лошадь и машину, они дают ему мясо и теплую шерсть. Все заботятся о кормилеце – тундре. Поддерживают чистоту и порядок у себя в стойбище. Прекрасна Северная земля. Кто хотя бы один раз видел белые ночи, встречал утренний рассвет с удочкой на берегу реки, тот никогда не забудет наш Север.

Воспитатель:

Тундра не только кормит и поит, но она еще и прекрасна в любое время года. Здесь вы найдете и скромные полярные цветы, и богатые узорами листья, и веточки карликовой березки, и множество крепких шишек елок и лиственниц. Из всего этого  наши ребята любят делать красивые поделки. Сегодня мы хотим подарить такие работы нашей Хозяйке.

Литература:

1. Аверьянова К.Н. Рабочая тетрадь (факультативный курс «Оленеводство Ямала») 7-9 кл. – СПб.

 филиал издательства «Просвещение», 2004.

 2. Культура народов Ямала / (Борко Т.И., Галкин В.Т.) . Учебник 5-7 кл. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАНЮ, 2002.3.  

3. Педсовет №11, 2000.

   4. Северные родники / автор-составитель Л.В. Федорова Тюмень: Из-во Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001

5. Хомич Л.В. Ненцы: СПб, Русский двор. 1995.- С.136-143; Чубарова Л. Медвежий след и локоть лисицы.//Северные просторы.-2005.-апрель.-С.81

узор7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- развлекательная программа. "Забавные фигурки для дома".

Учить ценить вещь по труду, который вложен в нее....

Сценарий познавательно- развлекательной программы "В гостях у царицы Осени"

Представленная программа рекомендуется для использования во внеклассной работе с детьми младшнго школьного возраста.Программа провдится в виде игр, эстафет и конкурсов.Использование тематического - ли...

Познавательно - развлекательная программа "Кузбасс - наш дом!"

Сценарий программы к юбилею кемеровской области....

Конкусно-развлекательная программа "В гостях у сказки"

Роль сказки в развитии ребенка многогранна она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка....

Методическая разработка Новогодней развлекательной программы "В гости Коляда пришла"

Конкурсная  программа «Я + мама», посвященная Дню матери. Ребята из детских клубов по месту жительства вместе со своими мамочками принимают активное участие в конкурсе. Участникам...

"В гостях у хозяйки чума"(2018 г.)

Сценарий мероприятия «В гостях у хозяйки чума» (к дню округа)На экране северный пейзаж.Дети входят под музыку в зал и строятся в две колоны.Тихо звучит северная музыка.Ведущий:Много ль изв...

“В гостях у хозяйки чума Несэйне” интегрированное занятие в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»        Интегрированное занятие в старшей группе“В г...