Программа внеурочной деятельности "Горизонт"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)

Романенко Ольга Валентиновна

данный материал содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и содержание по напрвлениям работы творческого объединения детей и взрослых. Будет полезен учителям географии, биологии, руководителям внеурочной деятельности, классным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_gorizont.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Новорогачинская  СШ

403021 п. Новый Рогачик ул. Озерная д. 2 тел. (8-268)4-476-5

E-mail: noviy_rogachik@mail.ru

Рассмотрено  на                                                          Утверждено

педагогическом совете

от 30.08.2017г.

протокол                                                                   директор школы

№1.                                                                             ______ М.И. Денисов

                                                                                   

Программа

творческого объединения

 «Горизонт»

2017-2018 учебный год

Составители программы:

Романенко О.В. учитель географии,

  Цепелева Н.М. учитель русского языка и литературы,

Брылева О.А. учитель истории.

Новый Рогачик 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Переход к новым экономическим условиям в России изменил характер требований к

уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Междуреченской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.

Программа творческого объединения «Горизонт»  разработана в рамках внеурочной

деятельности общекультурной направленности. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. Очень важно, чтобы  работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях.

Так возникла идея творческого союза «Горизонт», который объединяет три модуля: краеведческий, литературно-художественный и спортивно-туристский.

Эти направления сочетают активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь, своей малой родины. Способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Активное участие школьников в краеведческой работе приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины. В этом заключается педагогическая целесообразность программы.

Отличительной особенностью этой программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка.

Программа предполагает:

- межпредметные связи со школьными курсами естественно-научного, гуманитарного и физкультурно-оздоровительного направления.

-  обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

-  разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Цель программы:

развитие личности творчески активной, мобильной, осознающей свою сопричастность к судьбе Родины, уважающей ценности иных культур, конфессий и мировоззрений; способной самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач.

Задачи:

- создать условия для реализации творческого потенциала у детей с повышенной познавательной активностью;

- развивать навыки активной спортивно-туристской и краеведческой деятельности учащихся;

- обучать навыкам и умению сбора и обработки, в рамках школьной газеты, краеведческой информации;

- способствовать формированию   коммуникативной компетенции школьников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Разновозрастной составучащихся (4-11 классы) предъявляет определенные требования к структуре занятий. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.

Наиболее приемлемые  и продуктивные формы работы, отвечающие цели  и задачам  и  способствующие  развитию творческого потенциала личности, так как именно учение без принуждения позволяет выявить и раскрыть потенциальные возможности ребёнка,   это:

  • экскурсии;
  • практические и теоретические занятия;
  • походы;
  • тематические выставки;
  • участие в исследовательской и проектной деятельности, творческих конкурсах;
  • выпуск  школьной газеты.

Развитие одаренности ребенка основывается на принципах: разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; самоактуализации; индивидуальности; творчества и успеха; веры, доверия и поддержки, которые реализуются в деятельности творческого объединения «Горизонт».
Т/о  ”Горизонт” объединяет  ребят  из разных классов, желающих попробовать себя в одном из трех направлений: культурно-историческом, спортивно-туристском, литературно-художественном.

Культурно-историческое направление включает посещение местного краеведческого музея, встречи со старожилами поселка, ветеранами Великой Отечественной войны, интересными людьми.  Такие формы работы помогают воспитывать чувство сопричастности не только к судьбам отдельных людей, но и к судьбе Родины. Забота о тех, кто отстоял мир в годы лихолетий, формирует в подростках положительные качества личности.Ребята участвуют в работе краеведческого музея, проводят экскурсии.  Результатом деятельности стал проект «Точка на карте: Новый Рогачик», который объединил исследовательские и творческие работы:«История возникновения нашего поселка»,  «История Новорогачинской школы», «Кто были наши предки», «Культура Волго-Донского края», «Чугунка в междуречье Волги и Дона». Составляя программы экскурсий, школьники  много времени проводят в библиотеке, учатся добывать материал из различных источников информации, развивают коммуникативные и организаторские способности.

Для спортивно-туристского направления разработаны планы туристических маршрутов с учетом возраста обучающихся, физических возможностей и уровня подготовки: «Что там за рекой?», «Окрестности моего поселка», «По местам боевой славы», «Путешествуем по родному краю».Для реализации этого  направления  используются следующие активные формы работы: практические и теоретические занятия, пешеходные походы, выездные и виртуальные экскурсии.

Литературно-художественное направление нацелено на формирование чувства прекрасного, умения эстетически воспринимать и оценивать природу родного края, произведения литературы и искусства местных авторов. Ребята пробуют свои силы на литературном и художественном поприще, являясь авторами альбомов о поселке и книги «Самиздат». Такая  работа помогает развивать творческие способности детей и подростков, вносить элементы эстетической культуры в свою деятельность, поведение, быт, досуг. В рамках этой работы ребятами творческого объединения в школе открыта картинная галерея, оформлены стенды «Между Волгой и Доном», «История моего поселка», «Героические страницы моего поселка», создана мультимедийная презентация «Новому Рогачику- 100 лет».

Выходом деятельности не только литературно-художественного направления, но и спортивно-туристского, культурно-исторического направлений стала организация выпуска  школьной газеты “Грач”.  Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле.

Предполагаемые результаты

Личностные:

  • будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к своему краю, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • будет развито чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой края;
  • будет развит познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
  • получит развитие ориентация на понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
  • будет развита потребность выражать себя в доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
  • будет сформирована потребность в активном образе жизни

Метапредметные:

научатся:

  • адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;
  • выстраивать план проектной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию.

Предметные:

  • расширят знания о родном крае;
  • систематизируют  и углубят знания об общественной и культурной жизни своего края.
  • овладеют навыками написания газетных статей разного жанра;
  • овладеют навыками туристской техники, ориентирования, выживания в природной среде.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

- пользоваться приёмами анализа и синтеза при отборе материала для школьной газеты;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

-проявлять индивидуальные творческие способности в подборке материала, Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Этапы реализации программы

I. Ориентировочный

-Анализ состояния организации работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении. 

-Изучение нормативных документов, теоретических основ проблемы и имеющегося опыта работы по проблеме.

-Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

-Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей.

II. Основной (работа с детьми)

-Систематизация работы по выявлению одаренных детей;

-Создание банка данных: способных и одаренных детей в школе;

-Составление индивидуального маршрута сопровождения;

-Обеспечение участия школьников в конкурсах по всем линиям одаренности;

-Мониторинг результативности.

III. Обобщающий

-Составление  и внедрение программы.

-Проведение общешкольной конференции;

-Праздник - награждение по итогам работы в течение года самых лучших представителей творческого объединения «Горизонт».

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Направление деятельности

Темы

сентябрь

спортивно-туристское

Занятие «Что такое туризм?»

Занятие «Составление плана маршрута»

Занятие «Личное и общественное снаряжение в пешеходном походе»

Занятие «Преодоление препятствий в походе»

Квест

«Мы для мира, мир для нас»

октябрь

Пешеходный маршрут

«Сталинградская битва в районе нашего поселка»

Виртуальная экскурсия «Достопримечательности г.Волгограда»

Обзор экскурсионных объектов родного края, музеи.

Занятие «Отчет о походе, экскурсии»

ноябрь

Занятие  «Топографическая карта»

Занятие  «Компас, работа с компасом. Азимут»

Занятие  «Личная гигиена туриста»

Занятие  «Приемы оказания первой доврачебной помощи»

Выставка  «Мой поселок в фотографиях»

декабрь

Занятие «Юный краевед»

Занятие «Времена года в моем крае»

Занятие «Растительный мир нашего края»

Занятие «Животный мир нашего края»

январь

Виртуальная экскурсия «Назад за знаниями»

Занятие «Река Червленая»

Занятие «Маршруты Волгоградской области туристам»

февраль

Виртуальная экскурсия «Высота 102»

Экскурсия к братской могиле у  памятника Н.Сердюкову

Занятие «Собираемся в поход»

Викторина «Я - турист»

Занятие «Правила поведения в походе»

март

Занятие «Ориентирование на местности»

Экскурсия «Весне дорогу»

Занятие  «Действия в случае потери ориентировки»

апрель

Виртуальная  экскурсия «Дух казачества»

Пешеходный маршрут

«Интересные  места на карте моего поселка»

Занятие «Отдых на привале»

май

Занятие «Специальное снаряжение для преодоления препятствий в пешеходных путешествиях»(веревки, карабины, жюмары и пр.)

Практические занятия  «преодоление препятствий»

Фотовыставка «Родная  земля»

Направление деятельности

Темы

сентябрь

Культурно-историческое

Занятие «Прошлое моего края»

Занятие «Музей -взгляд в прошлое»

Посещение  местного краеведческого музея

Квест «Мы для мира, мир для нас»

Экскурсия  «Город-герой Волгоград»

октябрь

Занятие «Представление исторической информации в виде презентации»

Виртуальная экскурсия «Наш край в древности»

 «Сталинградская битва в районе нашего поселка»

Занятие «Проект – увлекательный метод познания». Этапы работы над проектом.

ноябрь

Выбор темы для творческого проекта

Сбор информации и определение проблемы

Работа над проектом

Подготовка к защите проекта

Защита проекта

декабрь

Занятие «Ремесла родного края»

Мастер-класс  «Мир удивительных промыслов»

Занятие «Народы нашего края»

Кинолекторий «Я – волгоградец»

январь

Встреча со старожилами «Память сердца»

Фотовыставка «Интересные места моего поселка»

февраль

Викторина «Люби и знай свой край»

Подготовка и участие в поселковом конкурсе, посвященном выводу войск из Афганистана

Работа над творческими проектами

Оформление стенда «Мой поселок» (пополнение)

март

Подготовка к защите проектов на школьной конференции

Деловая игра «Экономическая игротека»

апрель

Защита проектов на школьной конференции

Участие в конкурсах

май

Подготовка к творческому отчету «Моя судьба и мой край»

Творческий отчет «Моя судьба и мой край»

        

Направление деятельности

Темы

сентябрь

литературно-художественное

Занятие «Секреты журналистского мастерства»

Занятие «Виды газет, их значение»

Занятие «Необычные тексты»

октябрь

Занятие «Репортаж, его особенности»

Репортаж об интересном школьном событии

Выпуск первого осеннего номера школьной газеты «Грач»

ноябрь

Занятие «Рецензия. Статья»

Статья о жизни школы, класса

Занятие «Интервью, его особенности»

Практическое занятие «Берем интервью»

декабрь

Занятие «Газетная как источник информации»

Виды обработки информации

Подготовка к выпуску второго зимнего  номера школьной газеты «Грач»

январь

Занятие «Заголовки: правила написания»

Заголовки к текстам разного жанра

февраль

Занятие «Редактирование текстов»

Подготовка к конкурсу чтецов «Памяти воинам Афганистана»

Творческая работа  «Слава Сталинграда»

март

Занятие «Опрос и его особенности»

Занятие «Описание событий»

Подготовка к выпуску третьего весеннего   номера школьной газеты «Грач»

апрель

Занятие «Виды газетных иллюстраций»

Фотокорреспонденты

Творческая работа «Памяти М.Агашиной»

май

Занятие «Жанр очерка: особенности подачи материала»

 Написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны.

Подготовка к выпуску четвертого майского номера школьной газеты «Грач»

Пресс-конференция

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Ребята творческого объединения «Горизонт» активно принимают участие  в различных конкурсах. Интерес к теме, стремление сравнить себя с другими, проверить свои силы и получить признание побуждают ребят к участию не только в школьных и районных, но и в областных, российских и даже международных творческих конкурсах.

Конечно же, ничто не может заменить живого общения со сверстниками-единомышленниками, которое царит на творческих фестивалях и праздниках, где принимают участие наши ребята. Пребывание  на таких конкурсах  вдохновляет ребят  на дальнейшие занятия творчеством.

Создание  творческого объединения «Горизонт» в нашей школе явилось ярким событием для педагогов и ребят – новая образовательная технология, в которой основной формой взаимодействия учитель-ученик является длительная индивидуальная работа в режиме индивидуальных встреч, экскурсий, исследовательских работ. Учитель помогает ребятам  раскрыть их творческий потенциал, а школьники  овладевают навыками общения и творческого взаимодействия.

Список использованной литературы:


1.Остапец А.С. "Педагогика туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы", М.1982г.
2.Шпайгер Д.В. " Хочу увидеть землю", М.1982г.
3.Остапец А.А. "На маршруте туристы-следопыты"
4.Журнал «Преподавание истории в школе» № 4, 1972г.
5.Родин А.Ф.,  Соколовский Ю.Е. "Экскурсионная работа по истории", 
М.1974г.
6. Н.С.Борисов «Методика историко-краеведческой работы в школе», М.1982г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...