Программа внеурочной деятельности "Горизонт"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
данный материал содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и содержание по напрвлениям работы творческого объединения детей и взрослых. Будет полезен учителям географии, биологии, руководителям внеурочной деятельности, классным руководителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_gorizont.docx | 35.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Новорогачинская СШ
403021 п. Новый Рогачик ул. Озерная д. 2 тел. (8-268)4-476-5
E-mail: noviy_rogachik@mail.ru
Рассмотрено на Утверждено
педагогическом совете
от 30.08.2017г.
протокол директор школы
№1. ______ М.И. Денисов
Программа
творческого объединения
«Горизонт»
2017-2018 учебный год
Составители программы:
Романенко О.В. учитель географии,
Цепелева Н.М. учитель русского языка и литературы,
Брылева О.А. учитель истории.
Новый Рогачик 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Переход к новым экономическим условиям в России изменил характер требований к
уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Междуреченской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.
Программа творческого объединения «Горизонт» разработана в рамках внеурочной
деятельности общекультурной направленности. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее пределами. Очень важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, например, на внеклассных занятиях.
Так возникла идея творческого союза «Горизонт», который объединяет три модуля: краеведческий, литературно-художественный и спортивно-туристский.
Эти направления сочетают активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь, своей малой родины. Способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Активное участие школьников в краеведческой работе приучает самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивать учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению школьной дисциплины. В этом заключается педагогическая целесообразность программы.
Отличительной особенностью этой программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию и развитию ребенка.
Программа предполагает:
- межпредметные связи со школьными курсами естественно-научного, гуманитарного и физкультурно-оздоровительного направления.
- обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Цель программы:
развитие личности творчески активной, мобильной, осознающей свою сопричастность к судьбе Родины, уважающей ценности иных культур, конфессий и мировоззрений; способной самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач.
Задачи:
- создать условия для реализации творческого потенциала у детей с повышенной познавательной активностью;
- развивать навыки активной спортивно-туристской и краеведческой деятельности учащихся;
- обучать навыкам и умению сбора и обработки, в рамках школьной газеты, краеведческой информации;
- способствовать формированию коммуникативной компетенции школьников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разновозрастной составучащихся (4-11 классы) предъявляет определенные требования к структуре занятий. Использование разнообразных форм и методов, наглядных пособий, отрывков из художественной и научно-популярной литературы о родном крае, различных игровых приемов способствуют лучшему усвоению материала.
Наиболее приемлемые и продуктивные формы работы, отвечающие цели и задачам и способствующие развитию творческого потенциала личности, так как именно учение без принуждения позволяет выявить и раскрыть потенциальные возможности ребёнка, это:
- экскурсии;
- практические и теоретические занятия;
- походы;
- тематические выставки;
- участие в исследовательской и проектной деятельности, творческих конкурсах;
- выпуск школьной газеты.
Развитие одаренности ребенка основывается на принципах: разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; самоактуализации; индивидуальности; творчества и успеха; веры, доверия и поддержки, которые реализуются в деятельности творческого объединения «Горизонт».
Т/о ”Горизонт” объединяет ребят из разных классов, желающих попробовать себя в одном из трех направлений: культурно-историческом, спортивно-туристском, литературно-художественном.
Культурно-историческое направление включает посещение местного краеведческого музея, встречи со старожилами поселка, ветеранами Великой Отечественной войны, интересными людьми. Такие формы работы помогают воспитывать чувство сопричастности не только к судьбам отдельных людей, но и к судьбе Родины. Забота о тех, кто отстоял мир в годы лихолетий, формирует в подростках положительные качества личности.Ребята участвуют в работе краеведческого музея, проводят экскурсии. Результатом деятельности стал проект «Точка на карте: Новый Рогачик», который объединил исследовательские и творческие работы:«История возникновения нашего поселка», «История Новорогачинской школы», «Кто были наши предки», «Культура Волго-Донского края», «Чугунка в междуречье Волги и Дона». Составляя программы экскурсий, школьники много времени проводят в библиотеке, учатся добывать материал из различных источников информации, развивают коммуникативные и организаторские способности.
Для спортивно-туристского направления разработаны планы туристических маршрутов с учетом возраста обучающихся, физических возможностей и уровня подготовки: «Что там за рекой?», «Окрестности моего поселка», «По местам боевой славы», «Путешествуем по родному краю».Для реализации этого направления используются следующие активные формы работы: практические и теоретические занятия, пешеходные походы, выездные и виртуальные экскурсии.
Литературно-художественное направление нацелено на формирование чувства прекрасного, умения эстетически воспринимать и оценивать природу родного края, произведения литературы и искусства местных авторов. Ребята пробуют свои силы на литературном и художественном поприще, являясь авторами альбомов о поселке и книги «Самиздат». Такая работа помогает развивать творческие способности детей и подростков, вносить элементы эстетической культуры в свою деятельность, поведение, быт, досуг. В рамках этой работы ребятами творческого объединения в школе открыта картинная галерея, оформлены стенды «Между Волгой и Доном», «История моего поселка», «Героические страницы моего поселка», создана мультимедийная презентация «Новому Рогачику- 100 лет».
Выходом деятельности не только литературно-художественного направления, но и спортивно-туристского, культурно-исторического направлений стала организация выпуска школьной газеты “Грач”. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле.
Предполагаемые результаты
Личностные:
- будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к своему краю, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- будет развито чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой края;
- будет развит познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- получит развитие ориентация на понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
- будет развита потребность выражать себя в доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
- будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
- будет сформирована потребность в активном образе жизни
Метапредметные:
научатся:
- адекватно воспринимать оценку взрослых и сверстников;
- выстраивать план проектной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию.
Предметные:
- расширят знания о родном крае;
- систематизируют и углубят знания об общественной и культурной жизни своего края.
- овладеют навыками написания газетных статей разного жанра;
- овладеют навыками туристской техники, ориентирования, выживания в природной среде.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при отборе материала для школьной газеты;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
-высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
-проявлять индивидуальные творческие способности в подборке материала, Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Этапы реализации программы
I. Ориентировочный
-Анализ состояния организации работы с одаренными детьми в общеобразовательном учреждении.
-Изучение нормативных документов, теоретических основ проблемы и имеющегося опыта работы по проблеме.
-Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.
-Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей.
II. Основной (работа с детьми)
-Систематизация работы по выявлению одаренных детей;
-Создание банка данных: способных и одаренных детей в школе;
-Составление индивидуального маршрута сопровождения;
-Обеспечение участия школьников в конкурсах по всем линиям одаренности;
-Мониторинг результативности.
III. Обобщающий
-Составление и внедрение программы.
-Проведение общешкольной конференции;
-Праздник - награждение по итогам работы в течение года самых лучших представителей творческого объединения «Горизонт».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направление деятельности | Темы |
сентябрь | |
спортивно-туристское | Занятие «Что такое туризм?» |
Занятие «Составление плана маршрута» | |
Занятие «Личное и общественное снаряжение в пешеходном походе» | |
Занятие «Преодоление препятствий в походе» | |
Квест «Мы для мира, мир для нас» | |
октябрь | |
Пешеходный маршрут «Сталинградская битва в районе нашего поселка» | |
Виртуальная экскурсия «Достопримечательности г.Волгограда» | |
Обзор экскурсионных объектов родного края, музеи. | |
Занятие «Отчет о походе, экскурсии» | |
ноябрь | |
Занятие «Топографическая карта» | |
Занятие «Компас, работа с компасом. Азимут» | |
Занятие «Личная гигиена туриста» | |
Занятие «Приемы оказания первой доврачебной помощи» | |
Выставка «Мой поселок в фотографиях» | |
декабрь | |
Занятие «Юный краевед» | |
Занятие «Времена года в моем крае» | |
Занятие «Растительный мир нашего края» | |
Занятие «Животный мир нашего края» | |
январь | |
Виртуальная экскурсия «Назад за знаниями» | |
Занятие «Река Червленая» | |
Занятие «Маршруты Волгоградской области туристам» | |
февраль | |
Виртуальная экскурсия «Высота 102» | |
Экскурсия к братской могиле у памятника Н.Сердюкову | |
Занятие «Собираемся в поход» | |
Викторина «Я - турист» | |
Занятие «Правила поведения в походе» | |
март | |
Занятие «Ориентирование на местности» | |
Экскурсия «Весне дорогу» | |
Занятие «Действия в случае потери ориентировки» | |
апрель | |
Виртуальная экскурсия «Дух казачества» | |
Пешеходный маршрут «Интересные места на карте моего поселка» | |
Занятие «Отдых на привале» | |
май | |
Занятие «Специальное снаряжение для преодоления препятствий в пешеходных путешествиях»(веревки, карабины, жюмары и пр.) | |
Практические занятия «преодоление препятствий» | |
Фотовыставка «Родная земля» |
Направление деятельности | Темы |
сентябрь | |
Культурно-историческое | Занятие «Прошлое моего края» |
Занятие «Музей -взгляд в прошлое» | |
Посещение местного краеведческого музея | |
Квест «Мы для мира, мир для нас» | |
Экскурсия «Город-герой Волгоград» | |
октябрь | |
Занятие «Представление исторической информации в виде презентации» | |
Виртуальная экскурсия «Наш край в древности» | |
«Сталинградская битва в районе нашего поселка» | |
Занятие «Проект – увлекательный метод познания». Этапы работы над проектом. | |
ноябрь | |
Выбор темы для творческого проекта | |
Сбор информации и определение проблемы | |
Работа над проектом | |
Подготовка к защите проекта | |
Защита проекта | |
декабрь | |
Занятие «Ремесла родного края» | |
Мастер-класс «Мир удивительных промыслов» | |
Занятие «Народы нашего края» | |
Кинолекторий «Я – волгоградец» | |
январь | |
Встреча со старожилами «Память сердца» | |
Фотовыставка «Интересные места моего поселка» | |
февраль | |
Викторина «Люби и знай свой край» | |
Подготовка и участие в поселковом конкурсе, посвященном выводу войск из Афганистана | |
Работа над творческими проектами | |
Оформление стенда «Мой поселок» (пополнение) | |
март | |
Подготовка к защите проектов на школьной конференции | |
Деловая игра «Экономическая игротека» | |
апрель | |
Защита проектов на школьной конференции | |
Участие в конкурсах | |
май | |
Подготовка к творческому отчету «Моя судьба и мой край» | |
Творческий отчет «Моя судьба и мой край» |
Направление деятельности | Темы |
сентябрь | |
литературно-художественное | Занятие «Секреты журналистского мастерства» |
Занятие «Виды газет, их значение» | |
Занятие «Необычные тексты» | |
октябрь | |
Занятие «Репортаж, его особенности» | |
Репортаж об интересном школьном событии | |
Выпуск первого осеннего номера школьной газеты «Грач» | |
ноябрь | |
Занятие «Рецензия. Статья» | |
Статья о жизни школы, класса | |
Занятие «Интервью, его особенности» | |
Практическое занятие «Берем интервью» | |
декабрь | |
Занятие «Газетная как источник информации» | |
Виды обработки информации | |
Подготовка к выпуску второго зимнего номера школьной газеты «Грач» | |
январь | |
Занятие «Заголовки: правила написания» | |
Заголовки к текстам разного жанра | |
февраль | |
Занятие «Редактирование текстов» | |
Подготовка к конкурсу чтецов «Памяти воинам Афганистана» | |
Творческая работа «Слава Сталинграда» | |
март | |
Занятие «Опрос и его особенности» | |
Занятие «Описание событий» | |
Подготовка к выпуску третьего весеннего номера школьной газеты «Грач» | |
апрель | |
Занятие «Виды газетных иллюстраций» | |
Фотокорреспонденты | |
Творческая работа «Памяти М.Агашиной» | |
май | |
Занятие «Жанр очерка: особенности подачи материала» | |
Написание очерков о ветеранах Великой Отечественной войны. | |
Подготовка к выпуску четвертого майского номера школьной газеты «Грач» | |
Пресс-конференция |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Ребята творческого объединения «Горизонт» активно принимают участие в различных конкурсах. Интерес к теме, стремление сравнить себя с другими, проверить свои силы и получить признание побуждают ребят к участию не только в школьных и районных, но и в областных, российских и даже международных творческих конкурсах.
Конечно же, ничто не может заменить живого общения со сверстниками-единомышленниками, которое царит на творческих фестивалях и праздниках, где принимают участие наши ребята. Пребывание на таких конкурсах вдохновляет ребят на дальнейшие занятия творчеством.
Создание творческого объединения «Горизонт» в нашей школе явилось ярким событием для педагогов и ребят – новая образовательная технология, в которой основной формой взаимодействия учитель-ученик является длительная индивидуальная работа в режиме индивидуальных встреч, экскурсий, исследовательских работ. Учитель помогает ребятам раскрыть их творческий потенциал, а школьники овладевают навыками общения и творческого взаимодействия.
Список использованной литературы:
1.Остапец А.С. "Педагогика туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы", М.1982г.
2.Шпайгер Д.В. " Хочу увидеть землю", М.1982г.
3.Остапец А.А. "На маршруте туристы-следопыты"
4.Журнал «Преподавание истории в школе» № 4, 1972г.
5.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. "Экскурсионная работа по истории",
М.1974г.
6. Н.С.Борисов «Методика историко-краеведческой работы в школе», М.1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...