Конспект урока " Занятия жителей колоний. Работа с текстом " Микка-дочь Стратоника"
план-конспект урока (5 класс)

Сагайдак Анна Сергеевна

Разработка урока по кубановедению 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_zhiteley_koloniy.docx34.22 КБ
PDF icon zanyatiya_zhiteley_koloniy.pdf1019.45 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет    Кубановедение

Класс  - 5 

Тема урока: «Занятия жителей колоний. Микка- дочь Стратоника»

Цель урока: Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний.

Задачи.        

  1. Выяснить, что собой представляла жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей.
  2. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.

        3.Воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани

Тип урока:  комбинированный.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия:  планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Оборудование:   компьютер ( презентация).

Технологическая карта урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организация детей к уроку

Вступительное слово « Здравствуйте, ребята.- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверка отсутствующих.

 

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы  познакомились с текстом « Битва на реке Фат».

Вам необходимо ответить на следующие вопросы (За каждый правильный ответ вы получите 1 балл). Возьмите листики, которые лежат на парте.

Задание № 1

Оценить утверждения и поставь в соответствующем квадрате значок «+» или «-»:

1. Багос – сотник гвардейцев царя фатеев Арифрна

Верно         Неверно

2. Борьбу за престол Боспорского царства вели братья Сатир и Притан.

Верно       Неверно

3. Первая битва закончилась победой Сатира.

Верно       Неверно

4. Рана Сатира, нанесённая копьём Багоса, оказалась несмертельной.

Верно      Неверно

Задание № 2

Прочитать текст и указать, кто сражался на стороне

Сатира_____________________________________

Евмела____________________________________

Обменяйтесь листочками и  оцените работу друг друга.  Правильные ответы и критерии  вы увидите на слайде. ( Слайд 3).

«5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла

«2» - 2 балла

Поднимите руки, кто выполнил на «5», на «4», на «3». Молодцы!

Первичное закрепление полученных знаний.

Постановка учебной задачи

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о жителях Боспора.  Перед вами карта Северного Причерноморья – это часть античного мира (Именно сюда прибыли во время «великой колонизации» греки). ( Слайд 4).

 Давайте вспомним:

- Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране) , поселение переселенцев из другой страны или области.
– Что такое колонизация?
(Образование колоний), процесс заселения и освоения новых территорий.

- Назовите колонии греков на Черном  и Азовском морях?  (Горгиппия, Гермонасса, Пантикапей)

   На слайде фрагмент текста: ( Слайд 5). 

«На плодородных землях греки получали большие урожаи. Колонисты занимались животноводством, коневодством, рыболовством. Развивалось ремесленное производство…»  

 Обратимся к фрагменту текста на cлайде и сформулируем тему сегодняшнего урока. Занятия жителей колоний.

Ребята, какую цель поставите на уроке?    Познакомиться с повседневной жизнью в греческих городах-колониях.

Сформулируйте тему и цель   нашего урока. Запишем тему урока в тетрадь.

Работа  по карте

Ответ на проблемный  вопрос

Открытие нового знания

 Учитель.  Как выглядела греческая колония? Что мы видим? (  Слайд 6)

Что мы видим на иллюстрации?

Почему поселение окружали мощные стены?

Почему улочки в таких поселениях были узкими?

Античные города Северного Причерноморья были очень маленькими, даже самый крупный из них можно было пройти из конца в конец за 10 — 15 минут.

Ширина центральных улиц достигала 6 — 8 метров, были вымощены каменными плитами. На окраинах узкие кривые улочки мостились мелкими камнями или битой керамикой.

И все же это были настоящие города  с мощными каменными стенами,  и тяжелыми воротами, которые закрывали на ночь. Внутри города дома стояли один возле другого и выходили на улицу глухими глиняными стенами.

Дома горожан, возведенные на каменных фундаментах, имели 1-2 этажа, с подвалами и иногда с внутренними двориками. Глубина подвалов достигала 1,5 метров. Некоторые из них были жилыми. Стены домов возводились из камня или сырцовых блоков – кирпичей.

Узкие улочки, ведущие к гавани, торговые склады, кузнечные и гончарные мастерские. Дома, крытые черепицей, с внутренними двориками.В некоторых городах возле моря находилась вторая площадь, так называемый «рыбный рынок». В дни торгов сюда съезжалось множество людей. Кого тут только не было: почтенные горожане, рабы с корзинами для продуктов, варвары в плотных штанах и куртках, праздные зеваки, ищущие развлечений и отдыха. Торговали в лавках, в лёгких палатках и просто с дощатых столов. На лотках лежала жирная пеламида, темная блестящая кефаль, виднелись большие тунцы и крабы. Рыба была одним из главных богатств.

Центром античного города была площадь — агора. ( Слайд 7). Она служила местом проведения народных собраний. Здесь стояли храмы, общественные здания, лавки торговцев и дома зажиточных горожан. Красивые многоколонные храмы, где греки приносят жертвы греческим богам.

Сейчас работа с учебником. Открываем стр.100, самостоятельно читаем текст пункта 1.( Слайд 8).

Заполняем схему

«Занятия  жителей  древнего  полиса»

Составляем схему, обобщаем.

Проверка по слайду презентации.( Слайд 9).

 Физминутка:

Вот у нас физкультминутка, наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад).

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,

чтоб писать, читать и отвечать и совсем не уставать.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой).

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты).

Греческие колонисты вели активную торговлю с местными синдо-меотскими племенами. Основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров:. Древнегреческий оратор Демосфен рассказывает, что Афины получали с колоний половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год.

Помимо хлеба вывозили в Грецию соленую и вяленую рыбу, скот, кожу, меха, рабов. ( Слайд 10).

В обмен на все эти товары государства Греции отправляли в Причерноморье вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства – статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в городах, другая часть переправлялась торговцами в степь для знати окружающих племен.

  В конце VI века до н. э. лидерство в торговле с боспорскими городами перешло к Афинам. ( слайд 11).

Теперь  мы  с  вами поработаем с текстом « Микка - дочь Стратоника».

Фронтальный  опрос

  Дети высказывают свои мнения, приходят к выводу о том:

1.Основным занятием греческих колонистов было: земледелие, животноводство, рыболовство, коневодство, ремесленное производство

2. Переселенцы достигли более высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве (производство черепицы, посуды, статуэтки греческих богов, детские куклы.)

Работают самостоятельно, заполняют схему.

Выполняют упражнения.

Учащиеся поочередно читают текст.

Первичное  закрепление  

  - Услышав и  прочитав  о повседневной жизни семьи Стратоника верно или неверно данное утверждение:

1.Микка была рабыней Стратоника. (Неверно).

2.На шерстяном покрывале, которое  Микка  отвезёт в храм богини Афродиты были вытканы солнце, луна, звёзды, яркие цветы. (Верно).

3.Микка не хотела отдавать в дар богине Афродите своё ожерелье. (Неверно).

4.Агора - главная площадь, вблизи которой находилось святилище Афродиты. (Верно).

5.Микка волновалась, так как ей предстояло солировать в гимне, который девушки  пели в честь Афродиты. (Верно).

Проверка с презентацией. ( Слайд 12).

  

Рефлексия

  • Выскажите свое мнение: ( Слайд 13).

Сегодня я узнал …

Было трудным для меня …

Меня удивило….

Дети высказывают    свое  мнение.

Подведение итогов

Заключительное   слово

  Греческие колонисты вели активную торговлю с местными синдо-меотскими племенами, с городами Греции, с прибрежными городами Малой Азии, Египтом.

 Домашнее задание (1 мин.)

§16 прочитать, ответить на вопросы 1-3 стр. 104

Для желающих получить оценку «5» даю творческие задания: Составить продолжение рассказа  «Микка  - дочь Стратоника». ( Слайд 14)

Записывают домашнее задание в дневники.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения в 5 классе "Занятия жителей колоний"

Один из уроков раздела "Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей....

план конспект урока тема: Жители Российского государ¬ства второй половины XV - начала XVI века

Определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV - начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охарактеризовать  основные  г...

Технологическая карта урока кубановедения в 5 классе: «Занятия жителей колоний».

Технологическая карта урока кубановедения в 5 классе: «Занятия жителей колоний». Учитель кубановедения: Мамедов Сергей Александрович.Тип урока:  ОНЗ.Оборудование: мультимедийный ...

Работа с текстом "Микка-дочь Стратоника"

Конспект урока, технологическая карта...

План-конспект первого занятия на тему Изучения стихотворного текста С. Маршака Мяч

На первом занятии ознакомила учащихся со стихотворным текстом, текст воспринимался слухозрительно без эмоций, мимики, жестов. После стихотворение было зачитано эмоционально и выразительно, и предлагал...

План-конспект второго занятия на тему Изучения стихотворного текста С. Маршака Мяч

Второе занятие начинается с предложения желающему ученику рассказать стихотворение наизусть, но после первого занятия текст еще не усвоен и никто не справляется с этим, поэтому на доске размещаются сх...