программа внеурочной деятельности
рабочая программа (9 класс)
Программа "Культура и быт Донского казачества", 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_9_kl.docx | 42.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Определить соотношение национального и регионального элементов в содержании исторического образования можно на основании Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрины образования Российской Федерации», «Федеральной программы развития образования» и других нормативных документов. В какой бы форме национальный аспект регионального содержания исторического образования ни вводился в учебный процесс, он должен иметь главную цель: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликонфессиональной среде Ростовской области, создание региональной системы воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей края.
Однако именно регион, а не образующие его этнические общности, должен рассматриваться как главный предмет изучения. Термином «регион» обозначается Донской край, административно-территориальной единицей которого является Ростовская область. Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Познавательная деятельность:использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение).
Информационно-коммуникативная:адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Рефлексивная:оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
Деятельность учителя: разработка памяток, алгоритмов, схем, таблиц.
I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы | |
1 | Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г |
2 | Обязательный минимум содержания исторического образования. |
3 | Программы «История России», «Всеобщая история» под редакцией Л.Н.Алексашкиной, А.А.Данилова, Г.В.Клокова. |
4 | Программы «История Донского края с XVII - XIX века» для 7-8 классов общеобразовательных учреждений (авторыО.Г.Веряскина, В.В.Саянин. |
5 | Программы «История Донского края с XX - XXI века» для 9классов общеобразовательных учреждений (.Кислицын С.А. Кислицына И.Г по ИДК 9 класса |
1. Цели обучения
1. В направлении личностного развития:
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе
- В метапредметном направлении:
- формирование представлений о истории донского края как части общечеловеческой культуры, о значимости в развитии цивилизации и общества;
- развитие представлений о истории донского края, как источнику познания действительности, создание условий для приобретения первоначального знания по истории края;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для истории и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
- овладение краеведческими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для развития интереса к истории края, формирование механизмов мышления, характерных для исследовательской деятельноси.
Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:
- дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и
- нравственной жизни, социальном опыте народа;
- сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными
- традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении
- существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе
- умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков без конфликтного поведения;
- способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;
- помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
- пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
- развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
Планируемые результаты освоения предмета внеурочной деятельности «Культура и быт Донского казачества»
В результате изучения предмета выпускник должен:
знать/понимать
место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
события истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;
казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донскихказаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
участие донских казаков в основных социальных XVII -XVIII вв. в России и на Дону;
причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-XIX вв., военное искусство казаков;
факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;
основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;
уметь
описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
объяснять значение основных понятий;
приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
давать характеристику социально -экономического развития края в XIX-XX вв.;
характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону;
описывать флаг и герб Ростовской области;
использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
соотносить историю своей семьи с региональной историей;
использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменнымиисторическими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования.
ЗАДАЧИ КУРСА
- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
- дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
- развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
- расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
- воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
- воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
- место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;
- источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
- виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.
Уметь:
- описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
- осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
- объяснять значение основных понятий;
- соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;
- вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;
- показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;
- составлять своё генеалогическое древо.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
- объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.
Место учебного предмета в учебном плане.
Региональный компонент по истории реализуется на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 9 классе введено 2 часу для преподавания предмета«Культура и быт Донского казачества»в рамках внеурочной деятельности.Данная программа разработана на основании учебника, изданного в рамках образовательного – просветительского проекта «Донской край - наш общий дом».В процессе изучения раскрывается история региона XIX - XXI в.В центре внимания – вопросы взаимовлияния событий истории России и казачества, как социального сословия российского общества. Культура донских казаков, система управления, быт.На уроках используются различные виды работ: сочинения, заочные экскурсии, доклады и сообщения, с использованием дополнительной литературы. Во время каникул, с целью ознакомления, производятся экскурсии по родному краю и готовятся уроки – презентации с использованием фото и видео материалов. Данный курс изучается в 9 классе и рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю. В связи с тем, что в мае выходной день приходится а пятницу, программа планируется на 67 часов.
Содержание учебного предмета
Тема №1 (8ч). Донской край в началеXIXв.Система управления и социальное развитие Донского края. Новочеркасск и его роль как нового административного центра. Система землепользования и дворянское землевладение. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года.
Тема №2 (8ч). Хозяйство и города Нижнего Дона в первой половине века. Состав населения, хозяйство и промыслы. Роль городов в экономике края.
Тема №3 (8ч). Дон в пореформенный период. Особенности крестьянской реформы на Дону. Судебная, военная и земская реформы. Военная служба казаков в пореформенный период. Участие казаков русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Закрытие земства на Дону.
Тема №4 (3ч). Становление рыночной экономики. Хозяйство донских помещиков и крестьян. Хозяйство казаков. Неземледельческие отрасли хозяйства.
Тема №5 (8ч). Донской край в конце XIX века. Сословный состав жителей Дона. Этнический состав. Культура городов и станиц.
Тема №6 (8 ч) Донской край в начале XX в.
Хозяйственное развитие и система управления Области войска Донского в начале XX в. Донские казаки в русско-японской войне. Революция 1905-1907 гг. на Дону. Особенности расстановки политических сил на Дону. Рабочее движение, волнения крестьян. Казачество
в период революции. Развитие культуры края в начале ХХ в.
Тема №7 (11ч.). Становление советского Дона.
Участие донских казаков в Первой мировой войне. Революция 1917 г. на Дону. А.М. Каледин. Ф.М. Подтелков, М.В. Кривошлыков. Образование Донской Советскойреспублики. П.Н. Краснов. Гражданская война на Дону: трагедия казачества, трагедия народа. Вешенское восстание. Разгром белоказачьих формирований, победа Советскойвласти. Административно-территориальные преобразования в крае. НЭП, Индустриализация на Дону, строительство Ростсельмаша, «Шахтинское дело» 1928 года. Коллективизация на Дону. Репрессии. Образование Ростовской области.
Тема №8 (9 ч). Дон в годы войны и мира.
Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов и Северный Кавказ. Миус– фронт. Боевой путь воинских частей, сформированных на Дону. Подвиги советскихсолдат на Донской земле. Участие донских казаков-эмигрантов во Второй мировой войне.
Мой город (хутор, станица) в годы войны. Наши земляки – герои ВеликойОтечественной войны. Послевоенный период (1945-1985 г.г.). Тенденции и противоречия развития. Строительство Волго-Донского канала. Создание новых индустриальных центров вБ.Калитве, Новочеркасске, Каменске, Азове, Цимлянске. Новочеркасская трагедия 1962 г. Строительство Атоммаша и Ростовской АЭС. Замедление темпов развития народного хозяйства. Культурное развитие области в послевоенный период.
Тема №9 (6 ч).Исторический переворот.
Перестроечный период на Дону (1985-1991 гг.). Экономическая и политическая ситуация. Трудности перехода к рыночным отношениям. Место Ростовской области вхозяйственной и культурной жизни страны. Донской край в конце ХХ – нач. ХХI в.в (1991-2004 гг.): Проблемы возрождения казачества, казачье зарубежье. Становление представительной и исполнительной власти на Дону. Символика Ростовской области. Дон многонациональный. Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт. Выдающиеся земляки ХХ в. Ростов-на-Дону – центр Южного Федерального округа. Мой город, моя семья в истории края ХХ в.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата план. | Дата факт. | примечание | |
№ 1. Донской край в началеXIXв. | |||||
1 | Вводное занятие. | 5.09 | 5.09 | ||
2 | Становление нового административного центра Войска Диагностическая к/р | 6.09 | 6.09 | ||
3 | Создание дворянских сословий. И изменение системы управления Войском Донским. | 12.09 | 12.09 | ||
4 | Войсковое и дворянское землевладение участие казаков в Отечественной войне 1812 г. | 13.09 | 13.09 | ||
5 | История становления и развития Новочеркасска. Герои 1812 г. | 19.09 | 19.09 | ||
6 | Обобщающее занятие по теме №1 | 20.09 | 20.09 | ||
Тема № 2. Хозяйство и города Нижнего Дона в первой половине XIX в. | |||||
7 | Особенности хозяйственного развития Донского края в середине XIX в. | 26.09 | 26.09 | ||
8 | Донские промыслы | 27.09 | 27.09 | ||
9 | Формирование промышленности в Войске Донском в XIX в. | 3.10 | 3.10 | ||
10 | Взаимовлияние экономики Донского края и Северного Кавказа. | 4.10 | 4.10 | ||
11 | Роль городов в экономике | 10.10 | 10.10 | ||
12 | История Таганрога | 11.10 | 11.10 | ||
13 | История Ростова. Нахичевань. | 17.10 | 17.10 | ||
14 | Обобщение знаний обучающихся | 18.10 | 18.10 | ||
Тема № 3 Дон в пореформенный период | |||||
15 | Военная служба донцов в пореформенный период | 24.10 | 24.10 | ||
16 | Крестьянская реформа на Дону | 25.10 | 25.10 | ||
17 | Военная реформа и ее роль в укреплении казачества | 31.10 | 31.10 | ||
18 | Земские реформы на Дону | 1.11 | 1.11 | ||
19 | Контрреформы Александра III | 14.11 | 14.11 | ||
20 | Административные преобразования | 15.11 | 15.11 | ||
21 | Казаки в войне 1877-1878 гг | 21.11 | 21.11 | ||
22 | Итоговое повторение по теме № 3 | 22.12 | 22.12 | ||
Тема № 4 Становление рыночной экономики. | |||||
23 | Развитие хозяйства и торговли | 28.11 | 28.11 | ||
24 | Неземледельческие отрасли хозяйства | 29.11 | 29.11 | ||
25 | Обобщающий урок по теме №4 | 5.12 | 5.12 | ||
Тема № 5 Донской край в конце XIXвека | |||||
26 | Сословный состав жителей Дона | 6.12 | 6.12 | ||
27 | Этнический состав населения | 12.12 | 12.12 | ||
28 | Быт жителей Дона в конце XIXв | 13.12 | 13.12 | ||
29 | Обычаи жителей Дона в конце XIXв | 19.12 | 19.12 | ||
30 | Верования жителей Дона в концеXIXв | 20.12 | 20.12 | ||
31 | Культура Донских городов | 26.12 | 26.12 | ||
32 | Культурный облик станиц и сел | 27.12 | 27.12 | ||
33 | Культурный облик станиц и сел | 16.01 | 16.01 | ||
34 | Обобщающее занятие по теме №5 | 17.01 | 17.01 | ||
Тема №6 «Донской край в начале XX в» | |||||
35 | Становление нового административного центра. Социально-экономическое развитие О.В.Д. | 23.01 | 23.01 | ||
36 | Первый всполох. | 24.01 | 24.01 | ||
37 | Революция 1905-1907гг.на Дону. | 30.01 | 30.01 | ||
38 | От реформы до войны. | 31.01 | 31.01 | ||
39 | Донская область в 1907-1917гг. | 6.02 | 6.02 | ||
40 | Формирование новой Донской власти после Февральской революции 1917г. | 7.02 | 7.02 | ||
41 | Обобщающий урок по теме №6. «Донской край в начале XX в» | 13.02 | 13.02 | ||
Тема №7 «Становление советского Дона» | |||||
42 | «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон.» | 14.02 | 14.02 | ||
43 | Начало вооруженного противостояния . | 20.02 | 20.02 | ||
44 | Гражданская война на Дону (1918-1920гг.) | 21.02 | 21.02 | ||
45 | Гражданская война на Дону (1918-1920гг.) | 27.02 | 27.02 | ||
46 | Новая экономическая политика большевизма. | 28.02 | 28.02 | ||
47 | « С кровью и потом.» | 5.03 | 5.03 | ||
48 | Коренной поворот в развитии с/х и его последствия. | 6.03 | 6.03 | ||
49 | « Дон на стройке.» | 12.03 | 12.03 | ||
50 | Развитие индустрии в 1920-1930гг. | 13.03 | 13.03 | ||
51 | Образование и культура на Дону. | 19.03 | 19.03 | ||
52 | Обобщающий урок по теме №7.Становление советского Дона | 20.03 | 20.03 | ||
Тема №8 «Дон в годы войны и мира» | |||||
53 | « В боевое грозное время.» | 2.04 | 2.04 | ||
54 | Донской край в В.О.В. (1941-1945гг.) | 3.04 | 3.04 | ||
55 | « Мы возродим тебя, Донской край.» | 9.04 | 9.04 | ||
56 | Послевоенное восстановление.(1945-начало1950х г.) | 10.04 | 10.04 | ||
57 | Ростовская область в период реформ.(1950-нач.1960г) | 16.04 | 16.04 | ||
58 | « Рост без развития». | 17.04 | 17.04 | ||
59 | Достижения и проблемы донского региона(серед.60-80) | 23.04 | 23.04 | ||
Тема №9 «Исторический переворот» | |||||
60 | Донская перестройка.(1985-1991гг.) | 24.04 | 24.04 | ||
61 | Социально-экономическое развитие Ростовской области в период реформ. | 30.04 | 30.04 | ||
62 | Общественно- политическая жизнь Ростовской области на современном этапе | 7.05 | 7.05 | ||
63 | Становление гражданского общества и развитие культуры на Дону. | 8.05 | 8.05 | ||
64 | Обобщающий урок по теме №9 Исторический переворот. | 14.05 | 14.05 | ||
65 | Культурные традиции города Шахты | 15.05 | 15.05 | ||
66 | Памятники города Шахты | 21.05 | 21.05 | ||
67 | Любимый уголок родного города | 22.05 | 22.05 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Веряскина О.Г. | Учебник:История Донского края (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл. | 2009 | Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», |
2 | Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. | Природа и история родной земли. Учебное пособие. | 2004 | «Баро-Пресс» |
3 | Бойко А.Л | В поиска древнего Танаиса: Из истории изучения Недвиговского городища в дореволюционный период. | 2002 | Ростов-на-Дону, РГУ |
4 | Веряскина О.Г. | История Донского края. Учебно-методические материалы. 5-6 кл | 2005 | Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом», |
5 | Гуркин С.В. | К вопросу об исторической географии половецких земель. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века.. | 1990 | Ростов-на-Дону, РГУ |
6 | Флерова В.Е. | Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Иерусалим | 2001 | Москва: Гешарим – Мосты культуры. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
1 | Астапенко Г.Д. | На тихом, на вольном Дону… | 1998 | Ростов-на-Дону |
2 | Астапенко М.П | Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. | 1991 | Ростов-на-Дону |
3 | Астапенко М.П. | История донского казачества. | 2005 | Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом» |
4 | т.1. М., | Картины былого Тихого Дона. | 1992 | «Граница», |
5 | Лебеденко П.В. | Сказки Тихого Дона. | 1996 | Ростов-на-Дону |
6 | Линевский А | Листы каменной книги. | 1992 | М . Просвещение |
7 | Чеснок В.Ф. | Была легенда: Рассказы о Танаисе | 1987 | Ростов-на-Дону, Рост.кн. изд-во, |
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Учебник «История Донского края 7-8 класс» Н.В.Самарина, О.Г.Витюк. Ростов-на-Дону «Ростовский издательский дом» 2004год.
2. Учебное пособие «История Донского края». Е.И. Демешина. К.А. Хмелевский.Ростовское книжное издательство 1976г.
3. « Край Донской казачий…» М.П. Астапенко. Издательство Ростовского обл. ИУУ 1994 г.
4. «Казаки» А. Мовчан. «Гефест» Ростов-на-Дону 2004год.
6. Презентации по темам.
7. Учебные карты: «Россия в 17веке», «Россия в период смутного времени»
8. Мультимедийное пособие «Энциклопедия России».
Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...