программа внеурочной деятельности
рабочая программа (9 класс)

Программа "Культура и быт Донского казачества", 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_9_kl.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Определить соотношение национального и регионального элементов в содержании исторического образования можно на основании Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрины образования Российской Федерации», «Федеральной программы развития образования» и других нормативных документов. В какой бы форме национальный аспект регионального содержания исторического образования ни вводился в учебный процесс, он должен иметь главную цель: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликонфессиональной среде Ростовской области, создание региональной системы воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей края.

Однако именно регион, а не образующие его этнические общности, должен рассматриваться как главный предмет изучения. Термином «регион» обозначается Донской край, административно-территориальной единицей которого является Ростовская область. Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.  В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Познавательная деятельность:использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение).

Информационно-коммуникативная:адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Рефлексивная:оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
Деятельность учителя: разработка памяток, алгоритмов, схем, таблиц.

I.  НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012 г

2

Обязательный минимум содержания исторического образования.

3

Программы «История России», «Всеобщая история» под редакцией Л.Н.Алексашкиной, А.А.Данилова, Г.В.Клокова.

4

Программы  «История Донского края с XVII -  XIX века» для 7-8 классов общеобразовательных учреждений (авторыО.Г.Веряскина,  В.В.Саянин.

5

Программы  «История Донского края с XX - XXI века» для 9классов общеобразовательных учреждений (.Кислицын С.А. Кислицына И.Г по ИДК 9 класса

1. Цели обучения

1. В направлении личностного развития:

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе
  1. В метапредметном направлении:
  • формирование представлений о истории донского края как части общечеловеческой культуры, о значимости в развитии цивилизации и общества;
  • развитие представлений о истории донского края, как источнику познания действительности, создание условий для приобретения первоначального  знания по истории края;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для истории и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

3. В предметном направлении:

  • овладение краеведческими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
  • создание фундамента для развития интереса к истории края, формирование механизмов мышления, характерных для исследовательской деятельноси.

Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:

  • дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и
  • нравственной жизни, социальном опыте народа;
  • сформировать позитивные ценностные  ориентации  в  ходе  ознакомления  с  исторически  сложившимися  культурными,  религиозными,  этнонациональными
  • традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении
  • существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;  
  • обеспечить понимание  идеи  межнационального  согласия,  толерантности  как  важнейших традиций  духовной  жизни  региона,  сформировать на  этой  основе
  • умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков без конфликтного поведения;
  • способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;
  •  помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни  в регионе, передать им знания и умения для активного  участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
  • пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
  • развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

  Планируемые результаты освоения предмета внеурочной деятельности «Культура и быт Донского казачества»

В результате изучения предмета выпускник должен:  

знать/понимать  

 место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории,  своеобразие истории Донского края;  

 события истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;  

 казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донскихказаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;  

 участие донских казаков в основных социальных XVII -XVIII вв. в России и на Дону;  

 причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;  

  основные факты участия Войска Донского в войнах Российской империи XVIII-XIX вв., военное искусство казаков;    

 факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области;  

 основные проблемы и суть процессов возрождения казачества на Дону;  

 уметь  

 описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;  

 объяснять значение основных понятий;  

 приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;  

 давать характеристику социально -экономического развития края в XIX-XX вв.;  

 характеризовать достижения и трудности развития края при проведении НЭПа, индустриализации, коллективизации, выделять особенности этих процессов на Дону;  

 описывать флаг и герб Ростовской области;  

 использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;    

  соотносить историю своей семьи с региональной историей;  

 использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;  

 представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.  

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменнымиисторическими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования.

ЗАДАЧИ КУРСА

  • пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
  • дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном  своеобразии родного края;
  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших  традиций духовной жизни региона;
  • развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
  • расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
  • воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
  • воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
  • формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
  • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Для реализации  программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются  нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

  • место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;
  • источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
  • виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.

 Уметь:

  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
  • осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
  • объяснять значение основных понятий;
  • соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;
  • вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;
  • показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;
  • составлять своё генеалогическое древо.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
  • объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.

Место учебного предмета в учебном плане.

Региональный  компонент по  истории  реализуется на  ступени  основного  общего  образования  для организации  изучения  обучающимися  содержания  образования краеведческой  направленности  в  9 классе введено  2 часу  для преподавания    предмета«Культура и быт Донского казачества»в рамках внеурочной деятельности.Данная программа разработана на основании учебника, изданного в рамках образовательного – просветительского проекта «Донской край - наш общий дом».В процессе изучения раскрывается история региона  XIX - XXI в.В центре внимания – вопросы взаимовлияния  событий истории России и казачества, как социального сословия российского общества. Культура донских казаков, система управления, быт.На уроках используются различные виды работ: сочинения, заочные экскурсии, доклады и сообщения, с использованием дополнительной литературы. Во время каникул, с целью ознакомления, производятся экскурсии по родному краю и готовятся уроки – презентации с использованием фото и видео материалов. Данный курс изучается в 9 классе и рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю. В связи с тем, что в мае выходной день приходится а пятницу, программа планируется на 67 часов.

Содержание учебного предмета

Тема №1 (8ч). Донской край в началеXIXв.Система управления и социальное развитие Донского края. Новочеркасск и его роль как нового административного центра. Система землепользования и дворянское землевладение. Участие донцов в Отечественной войне 1812 года.

Тема №2 (8ч). Хозяйство и города Нижнего Дона в первой половине  века. Состав населения, хозяйство и промыслы. Роль городов в экономике края.

Тема №3 (8ч). Дон в пореформенный период. Особенности крестьянской реформы на Дону. Судебная, военная и земская реформы. Военная служба казаков в пореформенный период. Участие казаков русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Закрытие земства на Дону.

Тема №4 (3ч). Становление рыночной экономики. Хозяйство донских помещиков и крестьян. Хозяйство казаков. Неземледельческие отрасли хозяйства.

Тема №5 (8ч). Донской край в конце XIX века. Сословный состав жителей Дона. Этнический состав. Культура городов и станиц.

Тема №6 (8 ч) Донской край в начале XX в.

Хозяйственное развитие и система управления Области войска Донского в начале XX в. Донские казаки в русско-японской войне. Революция 1905-1907 гг. на Дону. Особенности расстановки политических сил на Дону. Рабочее движение, волнения крестьян. Казачество

в период революции.  Развитие культуры края в начале ХХ в.  

Тема №7 (11ч.). Становление советского Дона.

Участие донских казаков в Первой мировой войне. Революция 1917 г. на Дону. А.М. Каледин. Ф.М. Подтелков, М.В. Кривошлыков. Образование Донской Советскойреспублики. П.Н. Краснов. Гражданская война на Дону: трагедия казачества, трагедия народа. Вешенское восстание. Разгром белоказачьих формирований, победа Советскойвласти.  Административно-территориальные преобразования в крае. НЭП, Индустриализация на Дону, строительство Ростсельмаша, «Шахтинское дело» 1928 года. Коллективизация на Дону. Репрессии.  Образование Ростовской области.

Тема №8 (9 ч). Дон в годы войны и мира.

Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов и Северный Кавказ. Миус–  фронт.  Боевой путь воинских частей, сформированных на Дону.  Подвиги советскихсолдат на Донской земле.  Участие донских казаков-эмигрантов во Второй мировой войне.

Мой  город (хутор, станица) в годы войны.  Наши земляки  –  герои ВеликойОтечественной войны.  Послевоенный период (1945-1985 г.г.). Тенденции и противоречия развития. Строительство Волго-Донского канала. Создание новых индустриальных центров вБ.Калитве, Новочеркасске, Каменске, Азове, Цимлянске. Новочеркасская трагедия 1962 г.  Строительство Атоммаша и Ростовской АЭС. Замедление темпов развития народного хозяйства. Культурное развитие области в послевоенный период.  

Тема №9 (6 ч).Исторический переворот.

Перестроечный период на Дону (1985-1991 гг.). Экономическая и политическая ситуация. Трудности перехода к рыночным отношениям. Место Ростовской области вхозяйственной и культурной жизни страны.  Донской край в конце ХХ  –  нач. ХХI в.в (1991-2004 гг.): Проблемы возрождения казачества, казачье зарубежье. Становление представительной и  исполнительной власти на Дону. Символика Ростовской области. Дон многонациональный.  Основные показатели развития промышленности и сельского хозяйства области. Проблемы развития социальной сферы. Наука, культура, спорт.  Выдающиеся земляки ХХ в. Ростов-на-Дону – центр Южного Федерального округа.  Мой город, моя семья в истории края ХХ в.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата план.

Дата факт.

примечание

№ 1. Донской край в началеXIXв.

1

Вводное занятие.

5.09

5.09

2

Становление нового административного центра Войска

Диагностическая к/р

6.09

6.09

3

Создание дворянских сословий. И изменение системы управления Войском Донским.

12.09

12.09

4

Войсковое и дворянское землевладение участие казаков в Отечественной войне 1812 г.

13.09

13.09

5

История становления и развития Новочеркасска. Герои 1812 г.

19.09

19.09

6

Обобщающее занятие по теме №1

20.09

20.09

Тема № 2. Хозяйство и города Нижнего Дона в первой половине XIX в.

7

Особенности хозяйственного развития Донского края в середине XIX в.

26.09

26.09

8

Донские промыслы

27.09

27.09

9

Формирование промышленности в Войске Донском в XIX в.

3.10

3.10

10

Взаимовлияние экономики Донского края и Северного Кавказа.

4.10

4.10

11

Роль городов в экономике

10.10

10.10

12

История Таганрога

11.10

11.10

13

История Ростова. Нахичевань.

17.10

17.10

14

Обобщение  знаний обучающихся

18.10

18.10

Тема № 3 Дон в пореформенный период

15

Военная служба донцов в пореформенный период

24.10

24.10

16

Крестьянская реформа на Дону

25.10

25.10

17

Военная реформа и ее роль  в укреплении казачества

31.10

31.10

18

 Земские реформы на Дону

1.11

1.11

19

Контрреформы Александра III

14.11

14.11

20

Административные преобразования

15.11

15.11

21

Казаки в войне 1877-1878 гг

21.11

21.11

22

Итоговое повторение по теме № 3

22.12

22.12

Тема № 4 Становление рыночной экономики.

23

Развитие хозяйства и торговли

28.11

28.11

24

Неземледельческие отрасли хозяйства

29.11

29.11

25

Обобщающий урок по теме №4

5.12

5.12

Тема № 5 Донской край в конце XIXвека

26

Сословный состав жителей Дона

6.12

6.12

27

Этнический состав населения

12.12

12.12

28

Быт жителей Дона в конце XIXв

13.12

13.12

29

Обычаи жителей Дона в конце XIXв

19.12

19.12

30

Верования жителей Дона в концеXIXв

20.12

20.12

31

Культура Донских городов

26.12

26.12

32

Культурный облик станиц и сел

27.12

27.12

33

Культурный облик станиц и сел

16.01

16.01

34

Обобщающее занятие по теме №5

17.01

17.01

Тема  №6  «Донской край в начале XX в»

35

Становление нового административного центра. Социально-экономическое развитие О.В.Д.

23.01

23.01

36

Первый всполох.

24.01

24.01

37

Революция 1905-1907гг.на Дону.

30.01

30.01

38

От реформы до войны.

31.01

31.01

39

Донская область в 1907-1917гг.

6.02

6.02

40

Формирование новой Донской власти после Февральской революции 1917г.

7.02

7.02

41

Обобщающий урок по теме №6.

 «Донской край в начале XX в»

13.02

13.02

Тема  №7  «Становление советского Дона»

42

«Всколыхнулся, взволновался  православный Тихий Дон.»

14.02

14.02

43

Начало вооруженного противостояния .

20.02

20.02

44

Гражданская война на Дону (1918-1920гг.)

21.02

21.02

45

Гражданская война на Дону (1918-1920гг.)

27.02

27.02

46

Новая экономическая политика большевизма.

28.02

28.02

47

« С кровью и потом.»

5.03

5.03

48

Коренной поворот в развитии с/х и его последствия.

6.03

6.03

49

« Дон на стройке.»

12.03

12.03

50

Развитие индустрии в 1920-1930гг.

13.03

13.03

51

Образование и культура на Дону.

19.03

19.03

52

Обобщающий урок по теме №7.Становление советского Дона

20.03

20.03

Тема  №8  «Дон в годы войны и мира»

53

« В боевое грозное время.»

2.04

2.04

54

Донской край в В.О.В. (1941-1945гг.)

3.04

3.04

55

« Мы возродим тебя, Донской край.»

9.04

9.04

56

Послевоенное восстановление.(1945-начало1950х г.)

10.04

10.04

57

Ростовская область в период реформ.(1950-нач.1960г)

16.04

16.04

58

« Рост без развития».

17.04

17.04

59

Достижения и проблемы донского региона(серед.60-80)

23.04

23.04

Тема  №9  «Исторический переворот»

60

Донская перестройка.(1985-1991гг.)

24.04

24.04

61

Социально-экономическое развитие Ростовской области в период реформ.

30.04

30.04

62

Общественно- политическая жизнь Ростовской области на современном этапе

7.05

7.05

63

Становление гражданского общества и развитие  культуры на Дону.

8.05

8.05

64

Обобщающий урок по теме №9 Исторический переворот.

14.05

14.05

65

Культурные традиции города Шахты

15.05

15.05

66

Памятники города Шахты

21.05

21.05

67

Любимый уголок родного города

22.05

22.05

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Веряскина О.Г. 

Учебник:История Донского края  (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл.

2009

Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом»,

2

Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю.

Природа и история родной земли. Учебное пособие.

     2004

«Баро-Пресс»

3

Бойко А.Л

В поиска древнего Танаиса: Из истории изучения Недвиговского городища в дореволюционный период.

2002

Ростов-на-Дону, РГУ

4

Веряскина О.Г.

История Донского края. Учебно-методические материалы. 5-6 кл

2005

Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом»,

5

Гуркин С.В.

К вопросу об исторической географии половецких земель. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века..

1990

Ростов-на-Дону, РГУ

6

Флерова В.Е.

Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Иерусалим

2001

Москва: Гешарим – Мосты культуры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Астапенко Г.Д.

На тихом, на вольном Дону…

1998

Ростов-на-Дону

2

Астапенко М.П

Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. 

1991

Ростов-на-Дону

3

Астапенко М.П.

История донского казачества.

2005

Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом»

4

т.1. М.,

Картины былого Тихого Дона. 

1992

«Граница»,

5

Лебеденко П.В.

Сказки Тихого Дона.

1996

Ростов-на-Дону

6

Линевский А

Листы каменной книги.  

1992

М . Просвещение

7

Чеснок В.Ф.  

Была легенда: Рассказы о Танаисе

1987

Ростов-на-Дону, Рост.кн. изд-во,

Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

1.Учебник «История Донского края 7-8 класс» Н.В.Самарина, О.Г.Витюк. Ростов-на-Дону «Ростовский издательский дом» 2004год.

2. Учебное пособие «История Донского края». Е.И. Демешина. К.А. Хмелевский.Ростовское книжное издательство 1976г.

3. « Край Донской казачий…» М.П. Астапенко. Издательство Ростовского обл. ИУУ 1994 г.

4. «Казаки» А. Мовчан. «Гефест» Ростов-на-Дону 2004год.

6. Презентации по темам.

7. Учебные карты: «Россия в 17веке», «Россия в период смутного времени»

8. Мультимедийное пособие «Энциклопедия России».

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...