Программа внеурочной деятельности "Православная культура Усть - Лабинского района в свете казачьих традиций"
проект (5 класс)
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»
Пояснительная записка
«Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов работайте над закреплением их памяти».
П.А. Флоренский
Без укрепления духовных начал общественной жизни невозможна консолидация гражданского общества и развитие нашего государства, что очень важно. Величайшими ценностями многих поколений граждан нашей страны были верность памяти предков, любовь и уважение к Отечеству, гражданская ответственность, вера в добро и справедливость. Патриотизм должен стать объединяющей идеологией российского общества. Он лучше всего отвечает историческому прошлому России. Сегодня любая школа в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. Вернуть в школу ощущения родной земли, того чувства Родины, без которого нет истинной личности и «сосредоточенной волевой силы» государства, воплощающей основной смысл «самоотверженности и служения». Богатая история Краснодарского края позволяет и даже требует досконального изучения всего, что связано с духовной культурой края, является той основой, на которой может осуществляться нравственное воспитание подрастающего поколения, его культура и традиции казачества. За последние годы принят ряд документов по реабилитации казачества, активизировалось внимание к нему, часть молодёжи стала в его ряды. Однако, к сожалению, многие, даже прямые потомки казаков, имеют смутное представление о казачестве, растут Иванами не помнящими родства. А ведь дерево без корней расти и зеленеть не может. Интерес к прошлому родной земли всегда был присущ людям, особенно детям. Их волновало, какой была их страна в давние и не столь давние времена, что происходило на той земле, где они живут и учатся. Бережное и чуткое отношение к прошлому всегда делает общество более справедливым по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, своего района, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далёких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства. Развитие личностных качеств и способностей школьников младших классов опирается на приобритение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Программа «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций» носит поисковый и развивающий характер. Данная программа формирует поисково – исследовательские и коммуникативные умения школьников. Она входит в раздел «Внеурочная деятельность» учебного плана. Программа расчитана на 1 год обучения – 5 класс – 34 часа.
Цель программы - формирование представления школьников 5 класса о православных особенностях Усть – Лабинского района, развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.
Задачи:
- знакомство детей с православными особенностями и традициями Усть – Лабинского района;
- формирование представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
- знакомство с именами святых заступников кубанской станицы;
- воспитывать желание подражать благим образцам, жить по совести;
- знакомить с духовно – нравственными традициями и укладом жизни в православной казачьей семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды родного дома;
- воспитывать патриотизм, чувство причастности к историческому прошлому и настоящему малой родины, потребность в сознательном труде и служении на благо Отечества;
- знакомить с историческим эпосом кубанского народа, важнейшими вехами истории Отечества, с государственными символами, жизнью народных героев, святых подвижников, великих полководцев, досточтимых православных;
- знакомить с главными отечественными святынями, в первую очередь с святынями и памятными местами родной местности;
- формирование знаний о живой и неживой природе Усть – Лабинского района;
- ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку коллективных проектов во внеклассной работе;
- знакомить с миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, честь, совесть и др.) через искусство (устное народное творчество, литература, музыка, иконопись, архитектура, живопись) и обращения к повседневному личному духовному опыту;
- воспитывать уважение, милосердное отношение к ближним, понимание своего места в семье и желание участия в домашних делах, ориентация на мужественный и женственный эталоны поведения;
- знакомить с духовно – нравственными традициями и укладом жизни в православной казачьей семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды родного дома;
- организацияпоисково – исследовательской деятельности по изучению родного края;
- ориентировать ребёнка в противоречивом мире различных религиозных традиций и духовных явлений, предостеречь от деструктивных культов сект и других разрушающих душу псевдодуховных явлений.
Основные принципы программы:
- Принцип личностно – ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально – психологических особенностей ребёнка, национально – психологических особенностей ребёнка, национально – специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно – бытовыми традициями и обычаями.
- Принцип культуросообразности, направленный на освоение богатейшего опыта народов, населяющих Краснодарский край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребёнка в соответствии с ценностямиобщечеловеческих культур.
- Принцип гуманизации – уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
- Принцип наглядности.
- Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
- Принцип совместной деятельности детей и взрослых – привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
- Принцип стимулирования – включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Исследовательская деятельность пятиклассников имеет отличительные особенности:
- Имеет практическую направленность, которую определяет специфика и возрастные особенности детей.
- Опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие.
- Деятельность осуществляется в школе, дома, в музее и в путешествии по Краснодарскому краю, в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено особенностями младших школьников.
- Деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и другие.
- В содержание исследовательской деятельности заложены основания для сотрудничества с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
- Реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
Планируемые результаты освоения учащимися программы «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Согласно учебному плану МАОУ СОШ№3 программа рассчитана на 34 занятия, 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учащимися программы «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»
Личностными результатами являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к родной земле, уважительного отношения к культурам других народов;
- признавать важность личного участия в делах во благо Кубани и своего родного города;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
- умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
- имеющий навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- уважительно относящийся к святыням;
- способный к организации собственной деятельности;
- способный к творческому труду.
Метапредметные результаты проявляются в:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляции своей деятельности; владение письменной и устной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты состоят в следующем:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, малая родина, долг, милосердие, нравственность;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- осознание ценности и духовности в человеческой жизни;
- использовать проектно – исследовательскую деятельность в программе «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»:
- понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знать историю формирования кубанской культуры;
- владеть духовной и историко – культурологической лексикой;
- овладеть основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- иметь знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории; влиянии на культуру, быт.
Планируемые результаты
Ученик должен знать (понимать) | Ученик получит возможность научиться |
Источники информации о своей малой родине; религиозные представления и особенности развития черноморских казаков; главные события в истории района и те, которые связаны с историей казачества; традиции, заповеди и права казаков; имена людей, внёсших определённый вклад в историю своего города и края; | Определять наиболее известные археологические памятники своей местности; отличать вымышленное от достоверного; работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности; излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории родной местности, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях), занимаясь проектной деятельностью; различать историческую и нравственную оценку фактов прошлого; |
Содержание занятий внеурочной деятельности «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»
Таблица тематического распределения часов.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
5 класс «Под духовным покровом преподобного Сергия» «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций» | 34 | ||
Введение. Духовные колокола Усть – Лабинского района. | 1 | Викторина. Знаешь ли ты свой край? | |
1 | Тема 1. «Дому Твоему подобает святыня, Господи…» | ||
1.1. Дар Екатерины. | 1 | Фотоконкурс | |
1.2.Александровская крепость – главный форпост России. | 2 | Экскурсия | |
1.3.«Молись Богу! от Него победа». Православный облик А. В. Суворова – отца основателя города Усть – Лабинска. | 1 | ||
1.4 «Пусть сей святой образ хранит эту землю и защитников главного форпоста Юга России и крепит ее мощь!» Сергий Радонежский -покровитель Усть-Лабинска | |||
| 1 | ||
| 1 | ||
Тема 2 Путь к познанию истины. История храмов г. Усть-Лабинска | 4 | ||
2.1. Золотое кольцо Усть – Лабинского района | 1 | ||
2.2.Никольский храм | 1 | ||
2.3. Храм Сергия Радонежского | 1 | ||
2.4. Троицкий храм | 1 | ||
2.5. Исследовательская работа «История храмов города Усть – Лабинска» | 1 | ||
Тема 3.Почитание новомучеников и исповедников XX века – это наш сыновний долг. | 2 | ||
3.1. Уроки отца, протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского | 1 | ||
3.2. Кононизация священномученика Михаила Лисицина. | 1 | ||
3.3. Сочинение «Новомученики и исповедники Церкви Русской» | 1 | ||
Тема 4. Прикосновение к истокам | 3 | ||
4.1.Святой источник мученицы Параскевы Пятницы в станице Некрасовской. | 1 | ||
4.2.Источник святого праведного Иоанна Крондштатского в Новосёловке. | 1 | ||
4.3. «Дай, криница, воды напиться». Колодцы Усть – Лабинска. | 1 | ||
4.4.Защита исследовательской работы:«Традиционное отношение к воде и почитание водных объектов на Кубани» | 1 | ||
Тема 5. Любовь неугасимая | 1 | ||
5. 1. Многодетные матери – дочери Бога | 1 | ||
Тема 6. Святая память о войне | 4 | ||
6.1. «Я камнем стал, но я живу» Памятники Усть - Лабинска | 1 | ||
6.2. Мемориальный комплекс «Вечный огонь» - носитель памяти народной. | 1 | ||
6.3.Братская могила 370 – ти мирных жителей и пионера – героя Муси Пинкензона. | 1 | ||
6.4. Мы героев храним имена. | 1 | ||
6.5. Сочинение «Эту память у нас не отнять: | 1 | ||
Тема 7. «Светя другим, сгораю сам» | 4 | ||
7.1. Кубани верный сын. Протоиерей Александр Черных. | 1 | ||
7.2.Краеведы Усть - Лабинска | 1 | ||
7.3. | 1 | ||
7.4.Интерьвью с батюшкой | 1 | ||
Тема 8. «Спасите наши души!» | |||
8.1 Организация волонтёрского движения | |||
8.2.Светские и православные традиции нашей школы | 1 | ||
8.3. Традиции воскресной школы «Верую» при храме Сергия Радонежского | 1 | ||
8.4. Религиозные традиции моих земляков и моей семьи | 1 |
5 класс ( 34 часа, 1 ч в неделю)
Основное содержание курса
Введение Духовные колокола Усть – Лабинского района Знакомство с книгой
Тема 1. «Дому Твоему подобает святыня, Господи…» 6 часов
Дар ЕкатериныАлександровская крепость – главный казачий форпост России«Молись Богу! от Него победа!». Православный облик А. В. Суворова – отца – основателя города Усть – Лабинска. «Пусть сей святой образ хранит эту землю и защитников главного форпоста Юга России и крепит её мощь!» Сергий Радонежский – покровитель города Усть – Лабинска.М. И. Петренко и историко – краеведческий музей. Знакомство с книгойЗащита проекта «Из глубины».
Тема 2. Путь к познанию истины. История храмов города Усть – Лабинска.
5 часов Храм как явление общественной жизни россиян. Золотое кольцо Усть – Лабинского района.Никольский храмХрам Сергия Радонежского.Троицкий храмЗащита исследовательского проекта «История храмов города Усть – Лабинска».
Тема 3. Почитание новомучеников и исповедников XX века – это наш сыновний долг. 3 часа.Уроки отца, протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского.Кононизация священномученика Михаила Лисицина.Сочинение «Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Тема 4. Прикосновение к истокам. 4 часаСвятой источник мученицы Параскевы Пятницы в станице Некрасовской.Источник святого праведного Иоанна Крондштатского в Новосёловке.Защита исследовательской работы «Традиционное отношение к воде и почитание водных объектов на Кубани»«Дай, криница, воды напиться». Колодцы Усть – Лабинска.
Тема 5. Любовь неугасимая. 1 час Многодетные матери – дочери Бога.
Святая память о войне. 5 часов.«Я камнем стал, но я живу». Памятники Усть – Лабинска.. Мемориальный комплекс «Вечный огонь» - носитель памяти народной. Братская могила 370 – ти мирных жителей и пионера – героя Муси Пинкензона.Мы героев храним имена. Книга памяти.Юные казаки – будущие защитники родной земли.
Тема 7. «Светя другим, сгораю сам»Кубани верный сын. Деятельность протоиерея Александра Черных, настоятеля храма Сергия Радонежского.
Тема 8. «Спасите наши души!»
Светские и православные традиции нашей школы. Религиозные традиции моих земляков и моей земли. Защита итогового проекта «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»Пресс – конференция. Подведение итогов.
Тематическое планирование с характеристикой учебных универсальных действий
Темы | Содержание | Характеристика учебных универсальных действий |
5 класс. Введение 1 час | Духовные колокола Усть – Лабинского района | Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина своего города, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Воспринимать религию как неотъемлемую часть культуры родного города. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением человека. Стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу. Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи |
Тема 1. «Дому Твоему подобает святыня, Господи…» 6 часов | Урок 2.Дар Екатерины | Устанавливать историческую и духовную взаимосвязь становления Российского государства с возникновением казачества на Кубани. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. Охарактеризовать православный подвиг героев. Знакомство с описанием основных содержательных этапов истории нашего города. Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Разрабатывать и представлять проекты, связанные с историей своего города и района. Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность. Уметь давать ответы на вопросы разных типов, строить связные высказывания. Анализировать жизненные ситуациисточки зрения нравственности. |
Урок 3.Александровская крепость – главный казачий форпост России | ||
Урок 4. «Молись Богу! от Него победа!». Православный облик А. В. Суворова – отца – основателя города Усть – Лабинска. Урок 5. «Пусть сей святой образ хранит эту землю и защитников главного форпоста Юга России и крепит её мощь!» Сергий Радонежский – покровитель города Усть – Лабинска. Урок 6. М. И. Петренко и историко – краеведческий музей. Урок 7.Защита проекта «Из глубины». | ||
Тема 2. Путь к познанию истины. История храмов города Усть – Лабинска. 5 часов | Урок 8. Золотое кольцо Усть – Лабинского района. | Представлять Православную Церковь как собрание верующих во Христа. Усвоить основы духовной традиции православия, основные понятия православной культуры. Проявлять личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности. Работать с различными информационными источниками: справочниками, энциклопедиями, интернет – ресурсами. Проводить предварительный анализ имеющейся информации. Наблюдать, сравнивать, задавать вопросы. Знакомятся с историей храмов города Усть – Лабинска. Разрабатывать и представлять проекты, связанные с историей своего города и района. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся применять на экскурсии знания, полученные в школе, и, наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал. Эмоционально откликаться на произведения искусства. Учатся определять настоящее, прошлое и будущее. Уметь оценивать результаты своей работы.
|
Урок 9.Никольский храм | ||
Урок 10. Храм Сергия Радонежского. | ||
Урок 11.Троицкий храм | ||
Урок 12. Защита исследовательского проекта «История храмов города Усть – Лабинска». | ||
Тема 3.Почитание новомучеников и исповедников XX века – это наш сыновний долг.3 часа. | Урок 13.Уроки отца, протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского. | Знакомятся с героическими подвигами святых защитников Кубани. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. Учатся внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события. Использовать различные информационные источники для достижения результата. Уметь давать личностную оценку образцам нравственного поведения. |
Урок 14.Кононизация священномученика Михаила Лисицина. | ||
Урок 15.Сочинение «Новомученики и исповедники Церкви Русской» | ||
Тема 4. Прикосновение к истокам. 4 часа | Урок 16. Святой источник мученицы Параскевы Пятницы в станице Некрасовской. | Развивать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни. Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Разрабатывать и представлять проекты, связанные с историей своего города и района. |
Урок 17. Источник святого праведного Иоанна Крондштатского в Новосёловке. Урок 18. «Дай, криница, воды напиться». Колодцы Усть – Лабинска. Урок 19. Защита исследовательской работы «Традиционное отношение к воде и почитание водных объектов на Кубани» | ||
Тема 5. Любовь неугасимая. 1 час | Урок 20.Многодетные матери – дочери Бога. | Осознать значимость семьи для любого человека. Стремиться к сохранению и продолжению лучших семейных традиций Знать о семейных ценностях, многоплановости проявления православных традиций в жизни народа. Проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. Уметь строить конструктивный диалог со взрослыми и сверстниками |
Тема 6. Святая память о войне.5 часов. | Урок 21.«Я камнем стал, но я живу». Памятники Усть – Лабинска. | Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества; памятные события и даты, связанные с историческими событиями ВОВ в городе Усть – Лабинске. Познакомиться с подвигом воинов наших дней. Понимать, что такое Вера и Отечество. Знать пословицы о Родине, Отечестве, вере. |
Урок 22. Мемориальный комплекс «Вечный огонь» - носитель памяти народной. | ||
Урок 23. Братская могила 370 – ти мирных жителей и пионера – героя Муси Пинкензона. | ||
Урок 24. Мы героев храним имена. Книга памяти. Урок 25. Сочинение «Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда! | ||
Тема 7. «Светя другим, сгораю сам» | Урок 26. Кубани верный сын. Деятельность протоиерея Александра Черных, настоятеля храма Сергия Радонежского. | Знать имена людей, внёсших определённый вклад в историю родного города и края; |
Тема 8. «Спасите наши души!» | Урок Светские и православные традиции нашей школы. Урок Религиозные традиции моих земляков и моей земли. Урок Защита итогового проекта «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций» Урок Пресс – конференция. Подведение итогов. | Разрабатывать и представлять проекты, связанные с историей своего города и района. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Формулировать собственное мнение и позицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.
Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура общения" 5 класс.
Внеурочная деятельность....
Храм Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской Усть-Лабинского района
доклад о Храме Рождества ПРесвятой Богородицы станицы Воронежской...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения...
Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья"
Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья" предназначена для учащихся 5 класса....
Программа внеурочной деятельности "Культура и традиции народов ХМАО-Югры"
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Культура и традиции народов ХМАО-Югры"...
Аннотация к программе внеурочной деятельности «Культура речи»
Аннотация к программе внеурочной деятельности «Культура речи» для уровня основного общего образования Рабочая программа курса «Русский язык и культура речи» внеуроч...