Программа внеурочной деятельности "Православная культура Усть - Лабинского района в свете казачьих традиций"
проект (5 класс)

Кураева Светлана Викторовна

Программа предназначена дляучащихся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»

Пояснительная записка

«Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов работайте над закреплением их памяти».

П.А. Флоренский

Без укрепления духовных начал общественной жизни невозможна консолидация гражданского общества и развитие нашего государства, что очень важно. Величайшими ценностями многих поколений граждан нашей страны были верность памяти предков, любовь и уважение к Отечеству, гражданская ответственность, вера в добро и справедливость.                 Патриотизм должен стать объединяющей идеологией российского общества. Он лучше всего отвечает историческому прошлому России. Сегодня любая школа в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.  Вернуть в школу ощущения родной земли, того чувства Родины, без которого нет истинной личности и «сосредоточенной волевой силы» государства, воплощающей основной смысл «самоотверженности и служения».                                         Богатая история Краснодарского края позволяет и даже требует досконального изучения всего, что связано с духовной культурой края, является той основой, на которой может осуществляться нравственное воспитание подрастающего поколения, его культура и традиции казачества. За последние годы принят ряд документов по реабилитации казачества, активизировалось внимание к нему, часть молодёжи стала в его ряды. Однако, к сожалению, многие, даже прямые потомки казаков, имеют смутное представление о казачестве, растут Иванами не помнящими родства. А ведь дерево без корней расти и зеленеть не может. Интерес к прошлому родной земли всегда был присущ людям, особенно детям. Их волновало, какой была их страна в давние и не столь давние времена, что происходило на той земле, где они живут и учатся.                                                                 Бережное и чуткое отношение к прошлому всегда делает общество более справедливым по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, своего района, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далёких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства.                                         Развитие личностных качеств и способностей школьников младших классов опирается на приобритение ими опыта разнообразной деятельности: учебно – познавательной, практической, социальной. Программа «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций» носит поисковый и развивающий характер. Данная программа формирует поисково – исследовательские и коммуникативные умения школьников. Она входит в раздел «Внеурочная деятельность» учебного плана. Программа расчитана на 1 год обучения – 5 класс – 34 часа.

Цель программы - формирование представления школьников 5 класса о православных особенностях Усть – Лабинского района, развивать у учащихся познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности.        

Задачи:                                                        

  • знакомство детей с православными особенностями и традициями Усть – Лабинского района;
  • формирование представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
  • знакомство с именами  святых заступников кубанской станицы;
  • воспитывать желание подражать благим образцам, жить по совести;
  • знакомить с духовно – нравственными традициями и укладом жизни в православной  казачьей семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды родного дома;
  • воспитывать патриотизм, чувство причастности к историческому прошлому и настоящему малой родины, потребность в сознательном труде и служении на благо Отечества;        
  • знакомить с историческим эпосом кубанского народа, важнейшими вехами истории Отечества, с государственными символами, жизнью народных героев, святых подвижников, великих полководцев, досточтимых православных;        
  • знакомить с главными отечественными святынями, в первую очередь с святынями и памятными местами  родной местности;        
  • формирование знаний о живой и неживой природе Усть – Лабинского района;
  • ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку коллективных проектов во внеклассной работе;
  • знакомить с миром нравственных ценностей (послушание, трудолюбие, любовь к Родине, честь, совесть и др.) через искусство (устное народное творчество, литература, музыка, иконопись, архитектура, живопись) и обращения к повседневному личному духовному опыту;                        
  • воспитывать уважение, милосердное отношение к ближним, понимание своего места в семье и желание участия в домашних делах, ориентация на мужественный и женственный эталоны поведения;                         
  • знакомить с духовно – нравственными традициями и укладом жизни в православной  казачьей семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды родного дома;                                        
  • организацияпоисково – исследовательской деятельности по изучению родного края;
  • ориентировать ребёнка в противоречивом мире различных религиозных традиций и духовных явлений, предостеречь от деструктивных культов сект и других разрушающих душу псевдодуховных явлений.                        

                Основные принципы программы:

  • Принцип личностно – ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально – психологических особенностей ребёнка, национально – психологических особенностей ребёнка, национально – специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно – бытовыми традициями и обычаями.
  • Принцип культуросообразности, направленный на освоение богатейшего опыта народов, населяющих Краснодарский край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребёнка в соответствии с ценностямиобщечеловеческих культур.
  • Принцип гуманизации – уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
  • Принцип совместной деятельности детей и взрослых – привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.
  • Принцип стимулирования – включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

 Исследовательская деятельность  пятиклассников имеет отличительные особенности:

  • Имеет практическую направленность, которую определяет специфика и возрастные особенности детей.
  • Опора на региональный компонент, на региональное этнокультурное наследие.
  • Деятельность осуществляется в школе, дома, в музее и в путешествии по Краснодарскому краю, в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено особенностями младших школьников.
  • Деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и другие.
  • В содержание исследовательской деятельности заложены основания для сотрудничества с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
  • Реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.

                        

 Планируемые результаты освоения учащимися программы «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»

 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане. Согласно учебному плану МАОУ СОШ№3 программа рассчитана на   34 занятия,  1 час в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учащимися программы «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»

Личностными результатами являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к  родной земле, уважительного отношения к культурам других народов;
  • признавать важность личного участия в делах во благо Кубани и своего родного города;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
  • умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
  • имеющий навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • уважительно относящийся к святыням;
  • способный к организации собственной деятельности;
  • способный к творческому труду.                                                                                                                                      

Метапредметные результаты проявляются в:

  • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляции своей деятельности; владение письменной и устной речью, монологической контекстной речью.

 Предметные результаты состоят в следующем:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, малая родина, долг, милосердие, нравственность;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • осознание ценности и духовности в человеческой жизни;
  • использовать проектно – исследовательскую деятельность в программе «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»:
  • понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • знать историю формирования кубанской культуры;
  • владеть духовной и историко – культурологической лексикой;
  • овладеть основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
  •  иметь знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории; влиянии на культуру, быт.

                          

Планируемые  результаты

Ученик  должен знать (понимать)

Ученик получит возможность научиться

Источники информации о своей малой родине;

религиозные представления и особенности развития черноморских казаков;

главные события в истории района и те, которые связаны с историей казачества;

традиции, заповеди и права казаков;

имена людей, внёсших определённый вклад в историю своего города и края;

Определять наиболее известные археологические памятники своей местности;

отличать вымышленное от достоверного;

работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории родной местности, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях), занимаясь проектной деятельностью;

различать историческую и нравственную оценку фактов прошлого;

Содержание   занятий внеурочной деятельности «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»

Таблица тематического распределения часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

 Теория

 Практика

5 класс «Под духовным покровом преподобного Сергия»

«Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»

34

Введение. Духовные колокола Усть – Лабинского района.

1

Викторина. Знаешь ли ты свой край?

1

Тема 1. «Дому Твоему подобает святыня, Господи…»

 1.1. Дар Екатерины.

1

Фотоконкурс

 1.2.Александровская крепость – главный форпост России.

 2

Экскурсия

1.3.«Молись Богу! от Него победа». Православный облик А. В. Суворова – отца основателя города Усть – Лабинска.

1

1.4 «Пусть сей святой образ хранит эту землю и защитников главного форпоста Юга России и крепит ее мощь!»

Сергий Радонежский -покровитель Усть-Лабинска

  1.  М. И. Петренко и историко – краеведческий музей.

1

  1.  Защита проекта «Из глубины»

1

Тема 2 Путь к познанию истины. История храмов г. Усть-Лабинска

4

2.1. Золотое кольцо Усть – Лабинского района

1

2.2.Никольский храм

1

2.3. Храм Сергия Радонежского

1

2.4. Троицкий храм

1

2.5. Исследовательская работа «История храмов города Усть – Лабинска»

1

Тема 3.Почитание новомучеников и исповедников XX века – это наш сыновний долг.

2

 3.1. Уроки отца, протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского

1

 3.2. Кононизация священномученика Михаила Лисицина.

1

3.3. Сочинение «Новомученики и исповедники Церкви Русской»

1

Тема 4. Прикосновение к истокам

 3

 4.1.Святой источник мученицы Параскевы Пятницы в станице Некрасовской.

1

4.2.Источник святого праведного Иоанна Крондштатского в Новосёловке.

1

4.3. «Дай, криница, воды напиться».  Колодцы Усть – Лабинска.

1

4.4.Защита исследовательской работы:«Традиционное  отношение к воде  и почитание водных объектов на Кубани»

1

Тема 5. Любовь неугасимая

1

5. 1. Многодетные матери – дочери Бога

1

Тема 6.  Святая память о войне

 4

6.1. «Я камнем стал, но я живу» Памятники Усть - Лабинска

1

6.2. Мемориальный комплекс «Вечный огонь» - носитель памяти народной.

1

6.3.Братская могила 370 – ти мирных жителей и пионера – героя Муси Пинкензона.

1

6.4. Мы героев храним имена.

1

6.5. Сочинение «Эту память у нас не отнять:
Никому! Ни за что! Никогда!»

1

Тема 7. «Светя другим, сгораю сам»

4

7.1. Кубани верный сын. Протоиерей Александр Черных.

1

7.2.Краеведы Усть - Лабинска

1

7.3.

1

 7.4.Интерьвью с батюшкой

1

Тема 8. «Спасите наши души!»

8.1 Организация волонтёрского движения

8.2.Светские и православные традиции нашей школы

1

8.3. Традиции воскресной школы «Верую» при храме Сергия Радонежского

1

8.4. Религиозные традиции моих земляков и моей семьи

1

5 класс ( 34 часа,  1 ч в неделю)

Основное содержание курса  

 Введение Духовные колокола Усть – Лабинского района Знакомство с книгой

Тема 1. «Дому Твоему подобает святыня, Господи…» 6 часов

Дар ЕкатериныАлександровская крепость – главный казачий форпост России«Молись Богу! от Него победа!». Православный облик А. В. Суворова – отца – основателя города Усть – Лабинска. «Пусть сей святой образ хранит эту землю и защитников главного форпоста Юга России и крепит её мощь!» Сергий Радонежский – покровитель города Усть – Лабинска.М. И. Петренко и историко – краеведческий музей. Знакомство с книгойЗащита проекта «Из глубины».

Тема 2. Путь к познанию истины. История храмов города Усть – Лабинска.

5 часов Храм как явление общественной жизни россиян. Золотое кольцо Усть – Лабинского района.Никольский храмХрам Сергия Радонежского.Троицкий храмЗащита исследовательского проекта «История храмов города Усть – Лабинска».

Тема 3.  Почитание новомучеников и исповедников XX века – это наш сыновний долг. 3 часа.Уроки отца, протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского.Кононизация священномученика Михаила Лисицина.Сочинение «Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Тема 4.  Прикосновение к истокам. 4 часаСвятой источник мученицы Параскевы Пятницы в станице Некрасовской.Источник святого праведного Иоанна Крондштатского в Новосёловке.Защита исследовательской работы «Традиционное отношение к воде  и почитание водных объектов на Кубани»«Дай, криница, воды напиться». Колодцы Усть – Лабинска.

Тема 5. Любовь неугасимая. 1 час Многодетные матери – дочери Бога.

Святая память о войне. 5 часов.«Я камнем стал, но я живу». Памятники Усть – Лабинска.. Мемориальный комплекс «Вечный огонь» - носитель памяти народной. Братская могила 370 – ти мирных жителей и пионера – героя Муси Пинкензона.Мы героев храним имена. Книга памяти.Юные казаки – будущие защитники родной земли.

Тема 7.  «Светя другим, сгораю сам»Кубани верный сын. Деятельность протоиерея Александра Черных, настоятеля храма Сергия Радонежского.

Тема 8. «Спасите наши души!»

Светские и православные традиции нашей школы.  Религиозные традиции моих земляков и моей земли. Защита итогового проекта «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»Пресс – конференция. Подведение итогов.

Тематическое планирование с характеристикой учебных универсальных действий

Темы

Содержание

Характеристика учебных универсальных действий

5 класс.

Введение 1 час

Духовные колокола Усть – Лабинского района

Гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина своего города, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Воспринимать религию как неотъемлемую часть культуры родного города.

Устанавливать взаимосвязь  между религиозной культурой и повседневным поведением человека.

Стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу.

Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Тема 1. «Дому Твоему подобает святыня, Господи…» 6 часов

Урок 2.Дар Екатерины

Устанавливать историческую и духовную взаимосвязь становления Российского государства с возникновением  казачества на Кубани.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. Охарактеризовать православный подвиг героев.

Знакомство с описанием основных содержательных этапов истории нашего города. Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты.

Разрабатывать и представлять проекты, связанные с историей своего города и района.

Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.

Уметь давать ответы на вопросы разных типов, строить связные высказывания. Анализировать жизненные ситуациисточки зрения нравственности.

Урок 3.Александровская крепость – главный казачий форпост России  

Урок 4. «Молись Богу! от Него победа!». Православный облик А. В. Суворова – отца – основателя города Усть – Лабинска.

Урок 5. «Пусть сей святой образ хранит эту землю и защитников главного форпоста Юга России и крепит её мощь!» Сергий Радонежский – покровитель города Усть – Лабинска.

Урок 6. М. И. Петренко и историко – краеведческий музей.

Урок 7.Защита проекта «Из глубины».

Тема 2. Путь к познанию истины. История храмов города Усть – Лабинска.

5 часов

Урок 8. Золотое кольцо Усть – Лабинского района.

Представлять Православную  Церковь как собрание верующих во Христа.

Усвоить основы духовной традиции православия, основные понятия православной культуры. Проявлять личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности. Работать с различными информационными источниками: справочниками, энциклопедиями, интернет – ресурсами. Проводить предварительный анализ имеющейся информации. Наблюдать, сравнивать, задавать вопросы.

Знакомятся с историей храмов города Усть – Лабинска. Разрабатывать и представлять проекты, связанные с историей своего города и района.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Учатся применять на экскурсии знания, полученные в школе, и, наоборот, узнанными на экскурсии знаниями дополнять школьный материал. Эмоционально откликаться на произведения искусства.

Учатся определять настоящее, прошлое и будущее.

Уметь оценивать результаты своей работы.

 

Урок 9.Никольский храм

Урок 10. Храм Сергия Радонежского.

Урок 11.Троицкий храм

Урок 12.  Защита исследовательского проекта «История храмов города Усть – Лабинска».

Тема 3.Почитание новомучеников и исповедников XX века – это наш сыновний долг.3 часа.

Урок 13.Уроки отца, протоиерея Павла Ансимова, новомученика Российского.

Знакомятся с героическими подвигами святых защитников Кубани.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры.

Учатся внимательно выслушивать, рассматривать, воспринимать и запоминать памятные места и события. Использовать различные информационные источники для достижения результата.

Уметь давать личностную оценку образцам нравственного поведения.

Урок 14.Кононизация священномученика Михаила Лисицина.

Урок 15.Сочинение «Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Тема 4.  Прикосновение к истокам. 4 часа

Урок 16. Святой источник мученицы Параскевы Пятницы в станице Некрасовской.

Развивать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни. Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Разрабатывать и представлять проекты, связанные с историей своего города и района.

Урок 17. Источник святого праведного Иоанна Крондштатского в Новосёловке.

Урок 18. «Дай, криница, воды напиться». Колодцы Усть – Лабинска.

Урок 19. Защита исследовательской работы «Традиционное отношение к воде  и почитание водных объектов на Кубани»

Тема 5. Любовь неугасимая. 1 час

Урок 20.Многодетные матери – дочери Бога.

Осознать значимость семьи для любого человека.

Стремиться к сохранению и продолжению лучших семейных традиций

Знать о семейных ценностях, многоплановости проявления православных традиций в жизни народа.

Проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

Уметь строить конструктивный диалог со взрослыми и сверстниками

Тема 6. Святая память о войне.5 часов.

Урок 21.«Я камнем стал, но я живу». Памятники Усть – Лабинска.

Знать основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой кубанского казачества; памятные события и даты, связанные с историческими событиями ВОВ в городе Усть – Лабинске.

 Познакомиться с подвигом воинов наших дней. Понимать, что такое Вера и Отечество.

 Знать пословицы о Родине, Отечестве, вере.

Урок 22. Мемориальный комплекс «Вечный огонь» - носитель памяти народной.

Урок 23. Братская могила 370 – ти мирных жителей и пионера – героя Муси Пинкензона.

Урок 24. Мы героев храним имена. Книга памяти.

Урок 25. Сочинение «Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда!

Тема 7.  «Светя другим, сгораю сам»

Урок 26. Кубани верный сын. Деятельность протоиерея Александра Черных, настоятеля храма Сергия Радонежского.

Знать имена людей, внёсших определённый вклад в историю родного города и края;

Тема 8. «Спасите наши души!»

Урок  Светские и православные традиции нашей школы.

Урок  Религиозные традиции моих земляков и моей земли.

Урок Защита итогового проекта «Православная культура Усть – Лабинского района в свете казачьих традиций»

Урок Пресс – конференция. Подведение итогов.

 Разрабатывать и представлять проекты, связанные с историей своего города и района.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения.

Рабочая программа.Внеурочная деятельность.Культура общения....

Храм Рождества Пресвятой Богородицы станицы Воронежской Усть-Лабинского района

доклад о Храме Рождества ПРесвятой Богородицы станицы Воронежской...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения...

Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья"

Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья" предназначена для учащихся 5 класса....

Программа внеурочной деятельности "Культура и традиции народов ХМАО-Югры"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Культура и традиции народов ХМАО-Югры"...

Аннотация к программе внеурочной деятельности «Культура речи»

Аннотация   к программе внеурочной деятельности «Культура речи» для уровня основного общего образования Рабочая программа курса «Русский язык и культура речи» внеуроч...