Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья"
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья" предназначена для учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1506746458_kultura_zdorovya_5_klass.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности.
Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во- первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во- вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.
В ряде общеобразовательных учреждений ведется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, но при этом довольно часто основными формами такой работы являются лекции и беседы, которые, как правило, малоэффективны.
Во многих школах акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При несомненной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остается не использованным обучающий потенциал образовательного учреждения по вопросам формирования культуры здоровья.
«Культура здоровья личности»: это социально – детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно – ценностных ориентаций, социальных ценностей, приобретенных в результате обучения и воспитания и интегрированных в образе жизни.
Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.
Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.
Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний деятельность по сохранению здоровья может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.
Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья должны стать программы обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.
Предлагаемая примерная программа призвана послужить моделью, которую образовательные учреждения и учителя смогут использовать при разработке рабочих программ, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся.
Цель программы «Культура здоровья»:
Сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи, обеспечивающие достижение цели:
- формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
- обучение ребенка самопознанию;
- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
- обучение здоровому питанию;
- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);
- формирование физической культуры личности;
- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
Программа состоит из семи разделов:
Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика ПАВ – зависимостей; половое воспитание; обучение навыкам семейной жизни.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев (кейс-стади), рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы:
Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.
Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения.
Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
Здоровье, здоровый образ жизни | 6 | |
Обучение самопознанию | 4 | |
Межличностное общение | 6 | |
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | 8 | |
Формирование физической культуры личности | Данный раздел программы соответствует содержанию образования образовательной области «Физическая культура». | |
Профилактика ПАВ - зависимостей | 6 | |
Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | 5 | |
ИТОГО ЧАСОВ | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
№ п/п | Разделы программы | Тема |
1 | Здоровье, здоровый образ жизни | |
-Понятия «здоровье», здоровый образ жизни» | Здоровая школа. | |
- Здоровое питание | Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. | |
- Двигательный режим | Физические, социальные и эмоциональные преимущества хорошей физической подготовленности | |
-Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний. | Уход за кожей лица, рук, ног.Болезни кожи.Выбор средств ухода за кожей. | |
2 | Обучение самопознанию | |
- Знание своего тела | Телосложения. Ткани, органы, системы органов. | |
- Осознание и признание себя | Сильные и слабые стороны у меня и других. | |
- Самопознание через ощущение, чувство, образ | Необходимость выражения эмоций. | |
3 | Правила межличностного общения | Ролевые позиции в группе.Базовые компоненты общения.Виды и формы общения. |
4 | Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | Безопасное поведение на улице.Безопасное поведение в транспорте.Безопасное поведение в общественных местах. Безопасное поведение дома. Безопасное поведение в школе. Безопасное поведение в лесу, на водоемах. |
5 | Формирование физической культуры личности | Данный раздел программы реализуется на уроках физической культуры в соответствии с требованиями к содержанию основного общего образования. |
6 | Профилактика ПАВ – зависимостей | |
- аспекты курения | Почему и как люди начинают куритьПочему люди продолжают курить Вред табачного дыма. | |
- детство без алкоголя | Что такое алкоголь и чем опасно его употребления.Как алкоголь влияет на организм человека. | |
- навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании | Последствия употребления наркотиков.Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. | |
7 | Половое воспитание обучение навыкам семейной жизни, | Перемены в период полового созревания.Составляющие репродуктивной системы.Социальная и физическая готовность к репродукции. |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:
Здоровье, здоровый образ жизни
Знать:
Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. Значение хорошего здоровья для общества и личного благополучия, ответственность за собственное здоровье.
Об основных пищевых веществах, значение для здоровья полноценного питания. Как происходит пищеварение. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы в основных продуктах питания. Подбор продуктов питания. Традиции приема пищи в разных странах.
Что такое сбалансированное питание. Питание в особых условиях. Правила поведения в местах общественного питания.
Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма. Знать индивидуальную норму физических нагрузок. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление.
Основные гигиенические правила. Профилактика инфекционных заболеваний. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний. Знать для чего делаются прививки.
Уметь:
Соблюдать правила режима питания. Иметь навык обработки продуктов перед употреблением, хранения продуктов питания. Составлять индивидуальное меню, с учетом энергетической ценности продуктов. Организовывать питание в течение дня. Пользоваться столовыми приборами. Приготовить элементарные блюда. Оценивать правильность и сроки хранения продуктов питания.
Быть опрятно одетым. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Подобрать гигиенические средства ухода за телом полостью рта.
Иметь стереотип мытья рук перед приемом пищи. Использовать пассивную защиту при общении с больным человеком. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров. Распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.
Подбирать режим дня и следовать ему. Использовать разнообразные виды двигательной деятельности. Распознавать признаки утомления. Переключаться на разные виды деятельности во избежания утомления. Противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам.
Обучение самопознанию
Знать:
Информацию об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма. Физиологические процессы, происходящие в организме в разные периоды взросления.
Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций. Унаследованные и приобретенные черты личности. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка. Биологические основы поведения. Кризисы в периоды взросления. Стресс и его профилактика.
Уметь:
Осуществлять простейшие физиологические измерения. Соблюдать адекватный для своего организма физиологический режим труда и отдыха.
Рассказывать о своих телесных ощущениях. Распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их. Выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния. Имитировать различные эмоциональные проявления. Контролировать собственное эмоциональное поведение. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.
Межличностное общение
Знать:
Общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми.
Уметь:
Применять навыки межличностной коммуникации. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
Знать:
Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуаций в школе.
Уметь:
Прогнозировать развитие ситуации на дороге. Распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Безопасно обращаться с электро, газовыми и другими бытовыми приборами. Оказать первую помощь при травмах. Критическое отношение к поведенческим рискам. Ориентироваться в экстремальных ситуациях. Уметь объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.
Профилактика ПАВ - зависимостей
Знать:
Иметь общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют ПАВ. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма. Почему люди начинают и продолжают курить. Что такое алкоголь и чем опасно его употребления. Как алкоголь влияет на организм человека. Последствия употребления наркотиков. История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Влияние употребления ПАВ на потомство. Как отказаться от употребления ПАВ.
Уметь:
Избегать ситуации пассивного курения. Вести себя, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сопротивляться групповому давлению с целью употребления ПАВ. Объяснять младшим детям пагубность употребления ПАВ.
Обучение навыкам семейной жизни
Знать:
О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека. Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье.
Уметь:
Распознавать изменения, происходящие в организме в процессе взросления. Строить отношения с лицами противоположного пола. Объяснить роль семьи в жизни человека. Вести себя в различных семейных ситуациях. Избегать рисков, связанных с сексуальным здоровьем.
Календарно- тематическое планирование.
№ занятия | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата фактич. |
Раздел 1.Здоровье, здоровый образ жизни. | ||||
1 | Здоровая школа. | 1 | ||
2 | Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. | 1 | ||
3 | Физические, социальные и эмоциональные преимущества хорошей физической подготовленности | 1 | ||
4 | Физические, социальные и эмоциональные преимущества хорошей физической подготовленности | 1 | ||
5 | Уход за кожей лица, рук, ног. | 1 | ||
6 | Болезни кожи.Выбор средств ухода за кожей. | 1 | ||
Раздел2. Обучение самопознанию. | ||||
7 | Телосложения. Ткани, органы, системы органов. | 1 | ||
8 | Сильные и слабые стороны у меня и других. | 1 | ||
9 | Необходимость выражения эмоций. | 1 | ||
10 | Необходимость выражения эмоций. | 1 | ||
Раздел 3. Межличностное общение. | ||||
11 | Ролевые позиции в группе. | 1 | ||
12 | Ролевые позиции в группе. | 1 | ||
13 | Базовые компоненты общения. | 1 | ||
14 | Базовые компоненты общения. | 1 | ||
15 | Виды и формы общения. | 1 | ||
16 | Виды и формы общения. | 1 | ||
Раздел 4.Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев | ||||
17 | Безопасное поведение на улице. | 1 | ||
18 | Безопасное поведение на улице. | 1 | ||
19 | Безопасное поведение в транспорте. | 1 | ||
20 | Безопасное поведение в общественных местах. | 1 | ||
21 | Безопасное поведение дома. | 1 | ||
22 | Безопасное поведение дома. | 1 | ||
23 | Безопасное поведение в школе. | 1 | ||
24 | Безопасное поведение в лесу, на водоемах. | 1 | ||
Раздел5 Профилактика ПАВ - зависимостей | ||||
25 | Почему и как люди начинают курить | 1 | ||
26 | Почему люди продолжают курить | 1 | ||
27 | Вред табачного дыма. | 1 | ||
28 | Что такое алкоголь и чем опасно его употребления | 1 | ||
29 | Как алкоголь влияет на организм человека. | 1 | ||
30 | Последствия употребления наркотиков.Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ | 1 | ||
Раздел 6. Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. | ||||
31 | Перемены в период полового созревания | 1 | ||
32 | Составляющие репродуктивной системы. | 1 | ||
33 | Социальная и физическая готовность к репродукции | 1 | ||
34 | Социальная и физическая готовность к репродукции | 1 | ||
35 | Итоговое занятие. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
- Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. М.: «Просвещение», 2005.
- Латохина Л.И. Оздоровительные минутки. Простая и эффективная гимнастика для детей и взрослых / Л.И. Латохина — М.: АСТ: Астрель, 2009.-158, (2) с.: ил.
- Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. М.: «Просвещение», 2005.
- Макеева А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2013 г.
- Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М;, 2001. 330 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...
рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"
программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»
Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...
Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»
Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Вырасти здоровым"
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 - 3 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья" расчитана на обучающихся 8 класса....