Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья"
рабочая программа (5 класс) на тему

Имамова Альфия Наиловна

Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья" предназначена для учащихся 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1506746458_kultura_zdorovya_5_klass.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Показатели здоровья детей и подростков в России вызывает серьезную озабоченность медицинских, педагогических работников и общественности.

Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят за границы здравоохранения. Получены новые научные материалы о негативных тенденциях, связанных со здоровьем подрастающего поколения, особенностями современной системы образования, которая, во- первых, не побуждает и не учит конструировать собственное здоровье, во- вторых, противоречит естественным потребностям и является патогенным фактором в жизнедеятельности личности. Поэтому долю ответственности за ситуацию, сложившуюся со здоровьем молодежи, берет на себя система образования.

В ряде общеобразовательных учреждений ведется работа по сохранению и укреплению здоровья школьников, но при этом довольно часто  основными формами такой работы являются лекции и беседы, которые, как правило, малоэффективны.

Во многих школах акцент работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся переносится на медицинскую диагностику, оздоровительные физиотерапевтические и лечебные мероприятия. При несомненной ценности и важности этих вариантов медицинской помощи детям, остается не использованным обучающий потенциал образовательного учреждения по вопросам формирования культуры здоровья.

«Культура здоровья личности»: это социально – детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно – ценностных ориентаций, социальных ценностей, приобретенных в результате обучения и воспитания и интегрированных в образе жизни.

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохранения здоровья.

 Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний деятельность по сохранению здоровья может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. С этих позиций одной из основных задач школы должно быть воспитание у детей культуры здоровья и безопасного поведения. Для достижения этой цели необходимо, во-первых, помочь детям осознать жизненный приоритет здоровья как одной из важнейших общечеловеческих ценностей и, во-вторых, обучить их здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.

Важнейшим элементом комплексной стратегии установления приоритетов в области здоровья должны стать программы обучения культуре здоровья учащихся общеобразовательных учреждений.

Предлагаемая примерная программа призвана послужить моделью, которую образовательные учреждения и учителя смогут использовать при разработке рабочих программ, отвечающих потребностям школьников в этой области знаний, а также при оценке достижений учащихся.

Цель  программы  «Культура  здоровья»:

Сформировать у  учащихся  знания, умения и  навыки (компетентности), которые помогут  им  осуществлять  ответственное поведение в отношении   собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

Задачи, обеспечивающие достижение цели:

- формирование знаний о физическом,     психическом, социальном     благополучии      человека;

- обучение ребенка самопознанию;

- обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;

-обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных    заболеваний;

- обучение здоровому питанию;

- профилактика зависимостей от психоактивных веществ (ПАВ);

- формирование физической культуры личности;

- обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.

Программа состоит из семи разделов:

Здоровье, здоровый образ жизни; обучение самопознанию; межличностное общение; обучение безопасности и профилактика несчастных случаев; формирование физической культуры личности; профилактика  ПАВ – зависимостей; половое воспитание; обучение навыкам семейной жизни.

 Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.

Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.

Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.

  К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся:  дискуссия,  «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя,  ролевые игры,  работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций,  изучение отдельных случаев (кейс-стади), рассказывание  историй,  дебаты,  проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.

Принципы  реализации программы:

Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного  подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).

Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).

Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.

Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения.

Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы программы

Количество часов

Здоровье, здоровый образ жизни

6

Обучение самопознанию

4

Межличностное общение

6

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

8

Формирование физической культуры личности

Данный раздел программы соответствует  содержанию образования образовательной области «Физическая культура».

Профилактика  ПАВ - зависимостей

6

Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание.

5

ИТОГО ЧАСОВ

35

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

п/п

Разделы программы

Тема

1

Здоровье, здоровый образ жизни

-Понятия «здоровье», здоровый образ жизни»

Здоровая школа.

-  Здоровое питание

Основные группы пищевых продуктов.

Основные блюда и их значение.

- Двигательный режим

Физические, социальные и эмоциональные преимущества хорошей физической подготовленности

-Гигиенические правила, профилактика инфекционных заболеваний.

Уход за кожей лица, рук, ног.

Болезни кожи.Выбор средств ухода за кожей.

2

Обучение самопознанию

- Знание своего тела

Телосложения. Ткани, органы, системы органов.

- Осознание и признание себя

Сильные и слабые стороны у меня и других.

- Самопознание через ощущение, чувство, образ

Необходимость выражения эмоций.

3

Правила межличностного общения

Ролевые позиции в группе.

Базовые компоненты общения.

Виды и формы общения.

4

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

Безопасное поведение на улице.

Безопасное поведение в транспорте.

Безопасное поведение в общественных местах.

Безопасное поведение дома.

Безопасное поведение в школе.

Безопасное поведение в лесу, на водоемах.

5

Формирование физической культуры личности

Данный раздел программы реализуется на уроках физической культуры в соответствии с требованиями к содержанию  основного общего образования.  

6

Профилактика  ПАВ – зависимостей

- аспекты курения

Почему и как  люди начинают курить

Почему люди продолжают курить

Вред табачного дыма.

- детство без алкоголя

Что такое алкоголь и чем опасно его употребления.

Как алкоголь влияет на организм человека.

- навыки противостояния и

сопротивления распространению наркомании

Последствия употребления наркотиков.

Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ.

7

Половое воспитание обучение навыкам семейной жизни,

Перемены в период полового созревания.

Составляющие репродуктивной системы.

Социальная и физическая готовность к репродукции.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:

Здоровье, здоровый образ жизни

Знать:

Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. Значение хорошего здоровья для общества и личного благополучия, ответственность за собственное здоровье.

 Об основных пищевых веществах, значение для здоровья полноценного питания. Как происходит пищеварение. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы в основных продуктах питания. Подбор продуктов питания. Традиции приема пищи в разных странах.

Что такое сбалансированное питание. Питание в особых условиях. Правила поведения в местах общественного питания.

Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма. Знать индивидуальную норму физических нагрузок. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление.

Основные гигиенические правила. Профилактика инфекционных заболеваний. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний. Знать для чего делаются прививки.

Уметь:

Соблюдать правила режима питания. Иметь навык обработки продуктов перед употреблением, хранения продуктов питания. Составлять индивидуальное меню, с учетом энергетической ценности продуктов. Организовывать питание в течение дня. Пользоваться столовыми приборами. Приготовить элементарные блюда. Оценивать правильность и сроки хранения продуктов питания.

Быть опрятно одетым. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Подобрать гигиенические средства ухода за телом полостью рта.

Иметь стереотип мытья рук перед приемом пищи. Использовать пассивную защиту при общении с больным человеком. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров. Распознавать  ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.

Подбирать режим дня и следовать ему. Использовать разнообразные виды двигательной деятельности. Распознавать признаки утомления. Переключаться на разные виды деятельности во избежания утомления. Противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам.

Обучение самопознанию

Знать:

Информацию об органах и частях тела, их функциональное предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные особенности строения тела. Функции основных систем организма. Физиологические процессы, происходящие в организме в разные периоды взросления.

 Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций. Унаследованные и приобретенные черты личности. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка. Биологические основы поведения. Кризисы в периоды взросления. Стресс и его профилактика.

Уметь:

Осуществлять простейшие физиологические измерения. Соблюдать адекватный для своего организма физиологический режим труда и отдыха.

Рассказывать о своих телесных ощущениях. Распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их. Выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния. Имитировать различные эмоциональные проявления. Контролировать собственное эмоциональное поведение. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.

Межличностное общение

Знать:

Общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми.

Уметь:

Применять навыки межличностной коммуникации. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать  аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.

Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

Знать:

Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуаций в школе.

Уметь:

Прогнозировать развитие ситуации на дороге. Распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Безопасно обращаться с электро, газовыми и другими бытовыми приборами. Оказать первую помощь при травмах. Критическое отношение к поведенческим рискам. Ориентироваться в экстремальных ситуациях. Уметь объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.

Профилактика ПАВ - зависимостей  

Знать:

Иметь общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют ПАВ. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете.  Вред табачного дыма. Почему люди начинают и продолжают курить. Что такое алкоголь и чем опасно его употребления. Как алкоголь влияет на организм человека. Последствия употребления наркотиков. История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Влияние употребления ПАВ на потомство. Как отказаться от употребления ПАВ.

Уметь:

Избегать ситуации пассивного курения. Вести себя, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сопротивляться групповому давлению с целью употребления ПАВ. Объяснять младшим детям пагубность употребления ПАВ.

Обучение навыкам семейной жизни

Знать:

О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека.  Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье.

Уметь:

Распознавать изменения, происходящие в организме в процессе взросления. Строить отношения с лицами противоположного пола. Объяснить роль семьи в жизни человека. Вести себя в различных семейных ситуациях. Избегать рисков, связанных с сексуальным здоровьем.

Календарно- тематическое планирование.

№ занятия

Тема

Количество часов

Дата по плану

Дата фактич.

Раздел 1.Здоровье, здоровый образ жизни.

1

Здоровая школа.

1

2

Основные группы пищевых продуктов.

Основные блюда и их значение.

1

3

Физические, социальные и эмоциональные преимущества хорошей физической подготовленности

1

4

Физические, социальные и эмоциональные преимущества хорошей физической подготовленности

1

5

Уход за кожей лица, рук, ног.

1

6

Болезни кожи.Выбор средств ухода за кожей.

1

Раздел2. Обучение самопознанию.

7

Телосложения. Ткани, органы, системы органов.

1

8

Сильные и слабые стороны у меня и других.

1

9

Необходимость выражения эмоций.

1

10

Необходимость выражения эмоций.

1

Раздел 3. Межличностное общение.

11

Ролевые позиции в группе.

1

12

Ролевые позиции в группе.

1

13

Базовые компоненты общения.

1

14

Базовые компоненты общения.

1

15

Виды и формы общения.

1

16

Виды и формы общения.

1

Раздел 4.Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев

17

Безопасное поведение на улице.

1

18

Безопасное поведение на улице.

1

19

Безопасное поведение в транспорте.

1

20

Безопасное поведение в общественных местах.

1

21

Безопасное поведение дома.

1

22

Безопасное поведение дома.

1

23

Безопасное поведение в школе.

1

24

Безопасное поведение в лесу, на водоемах.

1

Раздел5 Профилактика  ПАВ - зависимостей

25

Почему и как  люди начинают курить

1

26

Почему люди продолжают курить

1

27

Вред табачного дыма.

1

28

Что такое алкоголь и чем опасно его употребления

1

29

Как алкоголь влияет на организм человека.

1

30

Последствия употребления наркотиков.

Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ

1

Раздел 6. Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание.

31

Перемены в период полового созревания

1

32

Составляющие репродуктивной системы.

1

33

Социальная и физическая готовность к репродукции

1

34

Социальная и физическая готовность к репродукции

1

35

Итоговое занятие.

1

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.
  2. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни / Л.В. Баль. М.: «Просвещение», 2005.
  3. Латохина Л.И. Оздоровительные минутки. Простая и эффективная гимнастика для детей и взрослых / Л.И. Латохина — М.: АСТ: Астрель, 2009.-158, (2) с.: ил.
  4. Лях В.И. Основы здорового образа жизни./ Л.В. Лях. М.: «Просвещение», 2005.
  5. Макеева А. Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2013 г.
  6. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М;, 2001. 330 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки здоровья"

Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий. ЛУУД:Самоопределение.Смыслообразование.Самооценка и личностное самосовершенствование.Нравственно-э...

рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового образа жизни»

Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здоровому образу жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС) «Здоровому всё здорово!»

Пояснительная записка и тематическое планирование внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Вырасти здоровым"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 - 3 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья" расчитана на обучающихся 8 класса....