КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПУТЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
Данная статья описывает особенности коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, необходимых в дальнейшем для правильного положения пищущей руки, написания разборчиво букв путём изобразительной деятельности. В статье рассматриваются этапы формирования навыков письма, а также игры и упражнения для развития техники рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 273.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПУТЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация
Данная статья описывает особенности коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, необходимых в дальнейшем для правильного положения пищущей руки, написания разборчиво букв путём изобразительной деятельности. В статье рассматриваются этапы формирования навыков письма, а также игры и упражнения для развития техники рисования.
Ключевые слова: графомоторные навыки, изобразительная деятельность, интеллектуальная недостаточность, младший школьный возраст, графические упражнения.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются сложным психопатологическим состоянием, суть которого заключается в невозможности развития интеллекта, ограниченности в развитии и функционировании центральной нервной системы. У таких детей отмечается низкий уровень познавательной активности, нарушение устной речи, не сформированы языковые обобщения, отмечается медлительность в переработке сенсорной информации, нарушены речеслуховые и речедвигательные, зрительные анализаторы, а также слабый контроль в овладении графическими навыками, что приводит к допущению ошибок при письме.
Под графическими навыками понимается определенные привычные положения и движения пишущей руки, которая помогает отобразить письменные звуки и их соединения. Необходимо отметить, что правильно сформированный графический навык помогает написать буквы грамотно и красиво, а несформированный графический навык приводит к тому, что у ребенка плохой почерк, медлительное написание и изменить этот навык порой становится невозможно.
Поэтому изучение данной темы актуально на сегодняшний день.
Изучением развития графомоторных навыков у детей младшего возр.аста с инте.ллектуально.й недостаточностью зан.имались та.кие авторы к.ак А. Н. Гр.аборов, Е. К. Гр.ачева, М. П. Посто.вская, Г. Я. Тро.шин, Г. Н. Р.ахмакова, Е. И. С.киотис, Р. Д. Тр.игер, Н. А. А.гаркова, М. М. Безру.ких, О. Б. И.ншакова, Р. Д. Тр.игер, Н. С. П.антина, О. С. Ф.илиппова и др.
Младший школьный возраст является важным возрастным периодом с точки зрения обучения и воспитания, т. к. в этот период у ребенка ведущей деятельностью становится учебная деятельность, а новообразованием является внутренняя позиция ученика и умение учиться. Среди психологических изменений, возникающих к младшему школьному возрасту, отмечают утрату детской не.посредстве.нности, внутре.ннюю позиц.ию школьни.ка, произво.льную регу.ляцию деяте.льности.
Формирование гр.афомоторны.х навыков п.исьма осущест.вляется в тес.ной связи с фу.нкциониров.анием всей пс.ихики, с р.азличными пс.ихическими про.цессами. Это от.мечается в исс.ледованиях В..Г. Петрово.й, Т.В. Вл.асовой, В..И. Лубовско.го и други.х.
В формировании графического навыка письма младшего ученика Т.П. Сальникова выделяет три основных этапа.
I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания.
II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие.
III этап – автоматизация – фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
Недостатки и.нтеллектуа.льной деяте.льности умст.венно отст.алых учени.ков, множест.венные рече.вые наруше.ния, несфор.мированност.ь фонематичес.ких процессо.в (фонемат.ического вос.приятия, фо.нематическо.го анализа и с.интеза) по м.нению Е.И. С.киотис, Р..Д. Тригер, обус.лавливают тру.дности фор.мирования гр.афомоторны.х навыков р.ассматривае.мой категор.ии ученико.в, начиная с н.ачального пер.иода обуче.ния.
Е.Н. Росси.йская, В.А. Н.асонова, Е..М. Мастюко.ва в своих исс.ледованиях у.казывают, что ус.пешное овл.адение граф.ическим на.выком пись.ма зависит от уро.вня сформиро.ванности се.нсорных фу.нкций и про.цессов. Состо.яние высши.х психичес.ких функци.й (зритель.ное воспри.ятие, зрите.льная памят.ь, зритель.ное вниман.ие, слуховое в.нимание, с.луховая па.мять, слухо.вое вниман.ие) являетс.я показате.лем и критер.ием готовност.и к овладе.нию графичес.ким навыка.м письма уч.ащимися.
Необходимо от.метить, что нер.азвитое простр.анственное вос.приятие не.гативно ск.азывается н.а формиров.ании навыко.в письма. С.амыми распростр.аненными о.шибками простр.анственного р.азличения в п.исьме являетс.я следующее:
- Неумение соот.носить бук.вы с линия.ми, которые н.ачерчены в тетр.ади;
- Трудности пр.и ориентиро.вке в простр.анстве лист.а;
- Смешивается вер.хи низ схо.жих букв;
- Присутствуют о.шибки зерк.ального хар.актера.
Следующая проб.лема, по м.нению В.А. Н.асоновой, котор.ая отмечаетс.я в формиро.вании графо.моторных н.авыков у дете.й младшего ш.кольного возр.аста с инте.ллектуальн.ыми наруше.ниями – это с.лабый контро.ль во врем.я письма. Д.ля таких дете.й характер.но полное несо.вершенство зр.ительного и д.вигательно.го контрол.я за движе.ниями. Из-з.а того, что у дете.й отмечаетс.я слабый ко.нтроль за гр.афической сторо.ной письма, у дете.й имеются с.ледующие тру.дности:
- Форма напис.анных букв не и.деальна и не все.гда похожа н.а нужную;
- Буквы расст.авлены дру.г от друга нер.авномерно;
- Наклон бук.вы также н.арушен;
- Неправильная ш.ирина и высот.а написанн.ых букв;
- Неправильное р.асположение бу.кв на лини.и в тетрад.и.
Очень четко мо.жно увидет.ь ошибки у дете.й при напис.ании текст.а под дикто.вку или пр.и списыван.ии материа.ла с доски. Со.гласно мне.нию автора, у дете.й отмечаетс.я недостаточ.ный уровен.ь в динамич.ности мышц ру.к.
Согласно исс.ледованиям, Г. Н. Р.ахмаковой, Е. И. С.киотис, Р. Д. Тр.игер и дру.гих авторо.в, в начале обуче.ния детей м.ладшего шко.льного возр.аста с инте.ллектуально.й недостаточ.ностью пло.хо развиты пре.дпосылки гото.вности рук.и к письму, то ест.ь отмечаетс.я недоразв.итие ручно.й моторики, с.лабость мы.шечного то.нуса и обще.й моторики.
Авторы, в с.воих труда.х, отмечают с.ледующие тру.дности, котор.ые характер.изуются низ.ким уровне.м мелкой мотор.ики рук:
- Неумение н.аписать бу.квы слитно;
- Неумение в.ыполнить а.лгоритм тре.х видов сое.динения бу.кв в слова.х (то есть т.ворческий, гр.афический и орфо.графически.й – три гл.авных компо.нента в про.цессе пись.ма). Дети, котор.ые имеют и.нтеллектуа.льные нару.шения, могут о.владеть то.лько графичес.ким компоне.нтом.
Немало уче.ных в свои.х исследов.ательских работах обращали внимание на то, что пс.ихика чело.века наибо.лее активно меняется и перестр.аивается в следствии любо.го вида про.дуктивной де.ятельности. Изобразительная деятельность к.ак одна из фор.м деятельност.и включает в себ.я многие ко.мпоненты пс.ихических про.цессов, а з.начит и яв.ляется одним из факторов формиров.ания личност.и ребенка. Особое з.начение это пр.иобретает в про.цессе разв.ития позна.вательной а.ктивности дете.й с особен.ностями пс.ихофизичес.кого развит.ия.
По.д воздейст.вием занят.ий изобразительной деятельностью происхо.дят сущест.венные изме.нения в по.ведении уч.ащихся. Формируются н.авыки сотру.дничества, настойч.ивости, са.мостоятель.ности и ак.куратности. О.ни становятс.я более в.нимательны.ми. Их деяте.льность пр.иобретает осоз.нанный, мот.ивированны.й и целена.правленный х.арактер. В не.которой сте.пени у уча.щихся даже разв.ивается са.мостоятель.ность и насто.йчивость к дост.ижению цел.и.
Граф.ические на.выки изобразительной деятельности - сло.жные двигате.льные дейст.вия, так как он.и вырабаты.ваются лиш.ь под влия.нием обуче.ния и путе.м многократ.ных специа.льно орган.изованных у.пражнений, требу.ющих длите.льного вре.мени.
Вот некотор.ые из них:
1. Рисован.ие от руки пр.ямых верти.кальных ли.ний.
2. Рисован.ие от руки пр.ямых горизо.нтальных л.иний.
3. Рисован.ие от руки пр.ямых верти.кальных и гор.изонтальны.х линий и складывание их в общий рисунок.
4. Рисован.ие от руки н.аклонных л.иний.
5. Рисован.ие от руки ду.г.
6. Рисован.ие замкнут.ых круговы.х линий, круглых пдметов.
Занятия лепкой, конструированием, поделками из бумаги развивают руку, пальцы и глаз ребенка. Такие интересные для детей занятия также подготавливают руку и глаз ребенка к процессу письма – развивают мелкие мышцы руки, учат видеть форму и воспроизводить ее, отмечает Е.А. Кинаш.
Такие игро.вые графичес.кие упражне.ния играют в.ажную роль для р.азвития те.хники рисо.вания. Одн.ако, мы хотели бы еще раз подчеркунть, что школьнику с интеллектальными нарушениями необходимо большое колличество повторений для образования надлежащих навыков.
В исследовании на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осу.ществляюща.я деятельност.ь по адапт.ированным обр.азовательн.ым програм.мам», главный вопос был направлен на развитие предпосылок готовности руки к письму, коррекцию мышечного тонуса и общей моторики путем смены различных методов изобразительной деятельности у учеников 1-2 классов. Для исследо.вания испо.льзовались игры и зад.ания для р.азвития ме.лкой мотор.ики.
- Штриховка
Оборудование: Готовые з.аготовки д.ля раскраш.ивания, мягкие кар.андаши.
Штриховка, к.ак один из с.амых легки.х видов де.ятельности, в.водится для того чтобы дети могли усвоить правила гигены необходимые для письма. Также она продо.лжает оста.ваться сре.дством раз.вития согл.асованных де.йствий зрите.льного и д.вигательно.го анализаторо.в и укрепле.ния двигате.льного апп.арата пишу.щей руки. Р.аскрашиван.ие предпола.гает четыре в.ида штрихо.вки, котор.ые позволяют постепенно развивать и укреплять мелкую мускулатуору кисти руки и отрабатывать координацию движений для письма.
Содержание:
- раскрашивание корот.кими часты.ми штрихам.и;
- раскрашивание ме.лкими штри.хами с воз.вратом;
- центрическая штр.иховка (кру.говая штри.ховка от це.нтра рисун.ка);
- штриховка д.линными пар.аллельными отрез.ками.
При выполне.нии штрихо.вки необхо.димо соблю.дать прави.ла: не выхо.дить за ко.нтуры фигур.ы, соблюдат.ь параллел.ьность лин.ий и рассто.яние между н.ими (0,3 - 0,5 с.м). Штрихо.вать рекоме.ндуется вн.ачале корот.кими и част.ыми штриха.ми, затем в.вести центр.ическую штр.иховку, и то.лько на пос.леднем эта.пе возможн.а штриховк.а длинными п.араллельны.ми отрезка.ми.
Изначально рук.а ребенка быстро уто.мляется, так как дет.и сильно н.ажимают на к.арандаш, но р.абота сама по себе кажется им увлекательной и поэтому дети сами возвращаются к ней. По рису.нкам мы можем проследить прогресс ребенка, становление двигательного аппарата пишущей руки.
- Раскрась рисунок не выходя за контур
Оборудование: Готовые з.аготовки д.ля раскраш.ивания с четким контуром, яркие кр.аски, цветные кара.ндаши, вос.ковые мелк.и и тд. Также должны быть кисти разных размеров.
Содержание: Обязательно обращаем внимание ребенка на то, что изображение должно быть закрашено полностью, ровно и аккуратно.
Для развит.ия точност.и и уверен.ности движе.ния руки используются игры, в которы.х детям необ.ходимо про.водить четкие пар.аллельные л.инии в опре.деленном н.аправлении.
Игра "Соедини одинаковые предметы".
Задача ребенка – четкими прямым.и линиями сое.динить меж.ду собой одинковые предметы и закрасить их. Сначала ребено.к про.водит лини.ю п.альцем, выб.ирая напра.вление, зате.м уже карандашом, фломастером или ручкой.
Игра "Пройди лабиринт". Ребенок должен пройти по всему лабиринту карандашом. Лабиринты можно усложнят в зависимости от степени подготовки ученика.
Обведение предметов полезно дл.я развития ру.ки, также можно их заштриховать. Просим ребенка кажду.ю фигурку штр.иховать по.д разным у.глом накло.на и с раз.личной сте.пенью частоты линий. Хоро.шо, если штр.ихование по.лучится градиентом (от б.ледного, е.ле заметно.го, до тем.ного).
Рисование
В процессе р.исования дети развивают не только об.щие предст.авления, т.ворчество, но и форм.ируют столь важные гр.афические у.мения, необход.имые для освоени.я письма.
Оборудование: Краски, к.арандаши, вос.ковые мелк.и или пасте.ль, фломастер.ы и иные м.атериалы. Бу.магу для р.исования лучше использовать р.азных форм.атов и цветов. Необ.ходимо так.же иметь к.исти разны.х размеров.
Содержание:
- Рисование по точкам.
- Отпечатывание: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. По.дходит для создания фона.
- Пальчиковое рисование:
Рисование одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу, либо руку можно раскрасить кисточкой, а затем сделать отпечаток на листе.
Эта техника приобщает выполнение заданий на многих направлениях. Инструментом художественной деятельности в данном случае являются пальцы. Мокрым пальчиком ребенок набирает нужный цвет густой краски, а затем макает его в пасту для зубов и ставит отпечаток на листе. Отпечаток получается цветным и объемным. На таких занятиях развивается фантазия, абстрактное мышление, мелкая моторика, координация движения рук.
В исследовании принимало участие 19 учеников 1 и 2 классов. Исследование проводилось на протяжении месяца и по результатам стало видно, что большинство учеников показали прогресс:
Показатели «до» исследования | Показатели «после» исследования | ||||
Уровень навыков письма и изобразительной деятельности | |||||
Низкий | Средний | Выше среднего | Низкий | Средний | Выше среднего |
6 чел./ 31.5% | 8 чел./ 42.2% | 5 чел./ 26.3% | 3 чел./ 15.8% | 10 чел./ 52.7% | 6 чел./ 31.5% |
- Низкий уровень письма и изобразительной деятельности снизился на 15.7%;
- Средний уровень письма и изобразительной деятельности увеличился на 10.5%
- Уровень письма и изобразительной деятельности выше среднего увеличился на 5.2%
Вывод:
Таким образом, исследование показало, что развитие графомоторных функций у детей с нарушением интеллекта можно достичь путем систематического, постепенного развития ручной умелости при помощи изобразительной деятельности.
Литература:
- Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. – 2009. – №4. – С. 15-17.
- Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. – М., 1988.
- Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...

Образовательный проект для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью".
Актуальность исследования связана с формированием коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как внутри детского коллектива, так...

Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальн...

Буклет для родителей «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста».
Советы родителям по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями....

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Помощники»
Цель: вызывать потребность в деловом общении. Задачи:формировать умение использовать при общении простейшие слова и выражения «дай», «на», «дай это», «не...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Хлопушки»
Цель: развитие фонематического слуха.Задачи: · упражнять ребенка в восприятии речи говорящего;· закреп...

Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Зоопарк»
Цель: развитие умений в имитации звуков и движений.Задачи: активизация речевой деятельности,расширение словаря и понятий по теме «Животные»,развитие умения имитировать особенные повадки жи...