Рабочая программа коррекционного курса
рабочая программа (10 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Психокоррекционные занятие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«Согласовано» «Принято»
на заседании педагогического совета
Родитель: Тарасова Т.А.___________
дата: 02.09.2024г. дата: 30.08.2024 г.
«Утверждено»
Приказом №01-02-265 от 30.08.2024 г.
Директор: ______________ Сеин П. В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Психокоррекционные занятие»
для обучающегося 10 класса
на 2024-2025 уч. год
Тарасова Константина
Ответственный за реализацию программы
Козарезова О.Ю,
Курск 2024
Рабочая программа коррекционного курса
«Психокоррекционные занятия».
Пояснительная записка.
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами", "Действия с предметами".
В процессе обучения обучающиеся знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание, которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Предметно-практические действия" включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
Место коррекционного курса «Предметно-практические действия» в учебном плане:
«Предметно-практические действия» входит в образовательную область «Коррекционные курсы» как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 34 часов, 1 часа в неделю
Содержание коррекционного курса «Психокоррекционные занятия».
Действия с материалами.
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур).
Действия с предметами.
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины) на стержень (нить).
Планируемые результаты коррекционной работы:
- умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;
- умеет фиксировать взгляд на объекте;
- умеет воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;
- сжимает, разглаживает, разрывает, сгибает бумагу различной фактуры;
- скатывает из бумаги шарики;
- раскладывает кусочки ткани на столе;
- рисует на бумаге, заворачивает в бумагу предметы
- выполняет последовательно организованные движения;
- играет с кубиками, карандашами, палочками и т.д;
- складывает в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);
- складывает (достает) карандаши в (из) коробки;
- раскладывает по блюдцам разный природный материал;
- разминает пластилин двумя руками, расплющивает его на дощечке, между ладошек, разрывает пластилин на мелкие и большие части, соединяет пластилин, отщипывает пластилин пальцами, раскатывает пластилин прямыми и круговыми движениями;
- строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);
- играет с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);
- может смочить и отжать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать, скатывать ткань, завязывать ткань в узелок;
- узнает материалы на ощупь, по звуку;
- строит из кубиков башню;
- наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;
- играет с конструктивными материалами.
Календарно-тематическое планирование
«Психокоррекционные занятия»-32ч.
№ | Тема | Деятельность обучающихся на уроке | Дата |
Вводный урок. Правила поведения на уроке. Диагностика. | Разбор правил поведения на уроке | 2ч | |
Подвесное панно «Осенние листья» ираскрашивание) | Учить воспринимать, удерживать изделие в руках, рассматривая его со всех сторон. Развитие речи с движением. Развитие моторики пальцев рук. Развитие зрительного и слухового внимания | 2ч | |
«Осенние деревья»аппликация | Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие речи с движением. Развитие моторики пальцев рук | 2ч | |
«Корзина с фруктами»аппликация | Развитие речи с движением. Развитие моторики пальцев рук. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. | 2ч | |
«Дольки арбуза»(половинка одноразовой тарелки, краски) | Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи сдвижением. Развитие моторики пальцев рук | 2ч | |
«Овощи на грядке»с элементами оригами. | Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. Развитие Моторики пальцев рук | 2ч | |
«Стручки гороха» | Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Учить сминать бумагу в комок. Развитие моторики пальцев рук. | 2ч | |
«Гроздья рябины» Пластилинография | Учить воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон. Развитие речи сдвижением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. | 2ч | |
«Ягоды в банке»(красные, синие)аппликация | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. Развитие зрительного и слухового внимания. | 2ч | |
Дикие животные и их детеныши «Собери лису»(из геометрических фигур) | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением | 2ч | |
Дикие и домашние животные. Панно «Найди по силуэту и приклей» | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. | 2ч | |
Дикие животные. «Обведи по контуру»(Штриховка) | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. | 2ч | |
Человек. Аппликация | Выделять как основание классификации такие признаки как размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. | 2ч | |
Человек. Части тела. «Одень человечка» «Нарисуй лицо» | Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. | 2ч | |
Домашние птицы. Конструирование (Палочки Кюизенера) | Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. | 2ч | |
Домашние птицы. Моделирование изгеометрических фигур | Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. | 2ч | |
Домашние иперелетныептицы. «Графическое изображение «Лебедь, «Петух» | Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. | 2ч | |
Работа с мозаикой | Выкладывание «чередующихся рядов» из деталей двух цветов через два элемента (красный- два синих- красный) (красный –зеленый –белый –красный – зеленый –белый) | 2ч | |
Работа с мозаикой. | Выкладывание по показу и по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов по опорным точкам (треугольник, прямоугольник, шестиугольник – без названия | 2ч | |
Работа с мозаикой. | Выкладывание узоров по показу и по образцу с соблюдением цвета и пространственных отношений деталей мозаики: дом с крышей и трубой | 2ч | |
Работа с пластеином. | Отщипывание, сгибание, защипывание, вытягивание, соединение | 2ч | |
Лепка овощей (огурец, помидор) | Учить воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон. Развитие речи сдвижением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. | 2ч | |
Лепка фруктов (банан, апельсин, лимон, корзина с фруктами) | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. Развитие зрительного и слухового внимания. | 2ч | |
Лепка посуды из глины (тарелка, чашка с ручкой, лопата) | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением | 2ч | |
Действие с предметами разного цвета, формы, величины по усложненному заданию | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. | 2ч | |
Выбор по образцу и группировка (раскладывание) на скорость | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. | 2ч | |
Складывание из счетных палочек (до 10 -12 штук) фигур и узор по образцу, картинке и по собственному замыслу: двухэтажный дом | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. Развитие зрительного и слухового внимания. | 2ч | |
Складывание из счетных палочек (до 10 -12 штук) фигур и узор по образцу, картинке и по собственному замыслу: грузовая машина | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением | 2ч | |
Аппликация из бумаги: «Весна» | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. | 2ч | |
Аппликация из бумаги: «Птички прилетели» | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, размер; развитие мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Соотносить слово с картинкой. Развитие речи с движением. | 2ч | |
Аппликация из бумаги к празднику «День Победы» | Учить воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон. Развитие речи сдвижением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. | 2ч | |
Аппликация из ниток: «Цветы» | Выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер; Развитие речи с движением. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие моторики пальцев рук. Развитие зрительного и слухового внимания. | 2ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом осо...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/16/picture-864831-1547649243.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"
Рабочая программа разработа для обучающихся с ТМНР с выраженными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/01/picture-1041377-1527871657.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе адаптированной основной образовате...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313354-1381435778.jpg)
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1(доп.) класса, АООП, 2 вариант
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для об...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/18/picture-1132374-1731905370.png)
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .
Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751566-1454869220.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/01/picture-823439-1475321411.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс
Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...