РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.16 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принято» на педагогическом совете ГКОУ ЦИО «Южный» Протокол № _________ «____»_____________2020г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ Центр инклюзивного образования «Южный» ____________ Н.И. Петрова « ___ » _________2020 года |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» _______________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
на 2020-2021 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
5-7 класс
Срок реализации: 3 года
Составители:
учитель-логопед Акишина Н.Н.
учитель-логопед Андреева В.А.
учитель-логопед Кабанова О.Н.
Москва
2020 год
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Общая характеристика рабочей программы «Логопедических коррекционно–развивающих занятий для учащихся» 5-7 классов 3
- Описание места программы в учебном плане 4
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 4
- Личностные и предметные результаты изучения курса 5
- Содержание учебного курса 5
- Календарно-тематическое планирование 8
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 14
- Список литературы 15
- Пояснительная записка.
Нарушения речи у этих детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у детей с задержкой психического развития определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи
Цель курса: коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности (освоение детьми образовательной программы).
Задачи курса:
-формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
-обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей;
-развитие и совершенствование грамматического строя речи;
-развитие связной речи;
-коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
- Общая характеристика рабочей программы
«Логопедических коррекционно –развивающих занятий для учащихся» 5-7 классов.
При задержке психического развития нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У обучающихся отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.
Несформированность фонетико-фонематической и лексико- грамматических сторон речи, а также фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые учащиеся не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов. Несфомированность лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. При письме наблюдаются следующие ошибки:
- неправильное употребление падежных окончаний;
- замена формы единственного числа имён существительных формой множественного числа и наоборот;
- ошибки в согласовании имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже;
- ошибки в управлении и согласовании в словосочетаниях и предложениях;
- пропуск и замена букв.
В процессе коррекционных занятий обучающиеся учатся правильно строить высказывания, развивают письменную речь, учатся применять правила на практике, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, тактильное, слуховое и зрительное восприятие.
3. Описание места программы в учебном плане.
Логопедические занятия проводятся с обучающимися в подгруппах и индивидуально. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности нарушений.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебных недель.
Подгрупповые занятия - 40 минут, индивидуальные – 40 минут.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В данной программе используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ.
Основными направлениями логопедической работы является:
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи;
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объём изучаемого материала.
5.Личностные и предметные результаты изучения курса.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; - в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; - в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; - в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.
2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: - в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; - в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; - в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; - в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; - в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; - в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; - в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.
3. овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся: - в расширении знаний правил коммуникации; - в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; - в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); - в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос,
4. выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; - в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; - в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств.
5. способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся: - в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; - в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; - в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других. - в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка; - в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; - в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; - в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.
- в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;
- в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;
- в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;
- в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
- в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;
- в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие;
- в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
- в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
- в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
- в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Предметные результаты:
- 5 класс
В результате реализации логопедической программы у обучающихся будут восполнены умения:
- делить слова на слоги для переноса;
- писать под диктовку слова и предложения с изученными орфограммами;
- различать и подбирать слова обозначающие предметы, действия, признаки;
- осознанно и правильно читать текст в слух целыми словами;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
-выбирать соответствующий тон голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость, грусть, удивление);
- участвовать в диалогах.
- 6 класс
К концу учебного года учащиеся осваивают:
- различные способы словообразования;
- правильно используют новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении);
- ориентируются в составе слова, т. е. определяют при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются их значения;
- определяют последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливают смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
- читают целыми словами осознанно и выразительно;
- пересказывают текст;
- пишут под диктовку слова и предложения.
- 7 класс
К концу учебного года учащиеся:
- активно используют различные способы словообразования;
- ориентируются в составе слова, т. е. определяют при помощи каких частей слова образуются новые слова и как изменяются их значения;
- строят простые, распространённые и сложные предложения;
- определяют последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливают смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте;
- составляют план связного высказывания.
- Содержание учебного курса.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Логопедические коррекционно-развивающие занятия » включает в себя работу по следующим направлениям :развитие всех сторон речи: - устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляциионных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры); - развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова); - развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова); - уточнение, расширение и обогащение лексического словаря; - формирование грамматического строя речи; - развитие связной речи; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие речевого дыхания. - развитие коммуникабельности, успешности в общении и др.
Занятия состоят из ознакомления с новым материалом, закрепления изученного материала, проверки знаний, умений и навыков, систематизации и обобщения изученного материала.
Формы работы на занятии: подгрупповая работа, индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Структура занятия:
- Приветствие (речевая разминка).
- Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия.
- Работа по теме занятия:
-повторение предыдущего материала;
-подготовка к восприятию нового материала;
-изучение нового материала;
-закрепление изученного материала.
- Итог занятия.
Способы определения результативности: тестирование, диагностика в начале, середине и конце учебного года.
7. Календарно-тематическое планирование.
5 класс
№ | Тема урока | Часы | |
1 | Логопедическое обследование. | 1 | |
2 | Логопедическое обследование. | 1 | |
3 | Техника чтения. | 1 | |
4 | Выделение предложений из текста. | 1 | |
5 | Простые и распространенные предложения. | 1 | |
6 | Составление рассказа из предложений «Осень». | 1 | |
7 | Предложения с предлогами. | 1 | |
8 | Графическая запись предложений. | 1 | |
9 | Лексическая тема «Осенний пейзаж». | 1 | |
10 | Дифференциация предлогов (в, на). | 1 | |
11 | Предложения с предлогом. | 1 | |
12 | Предлоги в предложении. | 1 | |
13 | Гласные I и II ряда. | 1 | |
14 | Ударные и безударные гласные. | 1 | |
15 | Письмо под диктовку «Осень». | 1 | |
16 | Лексическая тема «Осень в городе» пересказ близкий к тексту. | 1 | |
17 | Логопедическая диагностика. | 1 | |
18 | Логопедическая диагностика. | 1 | |
19 | Коррекция (профилактика) оптической дисграфиигласные (о-а). | 1 | |
20 | Коррекция (профилактика) оптической дисграфиигласные (и-у). | 1 | |
21 | Твердость и мягкость согласных перед (а-я). | 1 | |
22 | Согласные перед (у-ю). | 1 | |
23 | Согласные перед (о-ё). | 1 | |
24 | Мягкий знак показатель мягкости. | 1 | |
25 | Мягкий знак на конце слова. | 1 | |
26 | Мягкий знак в середине слова. | 1 | |
27 | Разделительный мягкий знак перед «я». | 1 | |
28 | Разделительный мягкий знак перед «ё». | 1 | |
29 | Разделительный мягкий знак перед «ю». | 1 | |
30 | Слова с –й- в середине слова. | 1 | |
31 | Слова с –й- в конце слова. | 1 | |
32 | Слуховой диктант. | 1 | |
33 | Логопедическая диагностика. | 1 | |
34 | Логопедическая диагностика. | 1 | |
Итог: | 34 | ||
Организационные мероприятия (диагностика) | 6 | ||
Всего: | 34 |
6 класс
№ | Тема урока | Часы |
Логопедическое обследование. | 1 | |
Логопедическое обследование. | 1 | |
Простые и распространённые предложения. | 1 | |
Графическая запись предложений. | 1 | |
Дифференциация предлогов на, в, в предложении. | 1 | |
Предлоги «из, за, из-за» | 1 | |
Гласные звуки и буквы. | 1 | |
Ударные и безударные гласные. | 1 | |
Коррекция дислексии: слоги со стечением согласных. | 1 | |
Коррекция оптической дисграфии, гласные буквы. | 1 | |
Деление сплошных слов для переноса. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв П-Б. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв П-Б в предложении. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв Т-Д. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв Т-Д в предложении. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв Б-Д. | 1 | |
Логопедическая диагностика. | 1 | |
Логопедическая диагностика. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв Б-Д в предложении. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв В-Ф в словах. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв В-Ф в предложении. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв З-С в предложении. | 1 | |
Дифференциация звуков и букв Ж-Ш в предложении. | 1 | |
Слуховой диктант. | 1 | |
Итоговое занятие. | 1 | |
Дифференциация звуков ч-ц в словах. | 1 | |
Дифференциация звуков ч-ц в предложении. | 1 | |
Дифференциация звуков ч-с. | 1 | |
Дифференциация звуков ч-с. | 1 | |
Дифференциация звуков ц-с в словах. | 1 | |
Дифференциация звуков ц-с в предложениях. | 1 | |
Дифференциация звуков ш-ж в словах. | 1 | |
Логопедическая диагностика. | 1 | |
Логопедическая диагностика. | 1 | |
Итог: | 34 | |
Организационные мероприятия (диагностика) | 6 | |
Всего: | 34 |
7 класс
№ | Тема урока | Часы |
Обследование учащихся. | 1 | |
Обследование учащихся. | 1 | |
Уточнение звукопроизношения. | 1 | |
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Дифференциация. | 1 | |
Речь устная и письменная. | 1 | |
Предложение. | 1 | |
Распространение предложений. | 1 | |
Работа с деформированным текстом. | 1 | |
Интонационная законченность предложений. | 1 | |
Выразительное чтение. | 1 | |
Сложное предложение. | 1 | |
Использование союзов в предложениях. | 1 | |
Слово. | 1 | |
Состав слова. | 1 | |
Образование новых слов при помощи суффиксов и приставок. | 1 | |
Сложные слова. | 1 | |
Логопедическая диагностика. | 1 | |
Логопедическая диагностика. | 1 | |
Образование сложных слов. | 1 | |
Имя существительное. | 1 | |
Изменение имен существительных по падежам, числам. | 1 | |
Согласование имен существительных с именами прилагательными в числе, в падеже. | 1 | |
Согласование имен существительных с прилагательными в роде и числе. | 1 | |
Местоимение. | 1 | |
Роль местоимений в речи. | 1 | |
Склонение местоимений. | 1 | |
Глагол. | 1 | |
Изменение глагола по лицам. | 1 | |
Изменение глагола по временам. | 1 | |
Работа с деформированным текстом. | 1 | |
Составление текста повествовательного характера по опорным словам. | 1 | |
Редактирование текста. | 1 | |
Логопедическая диагностика. | 1 | |
Логопедическая диагностика. | 1 | |
Итог: | 34 | |
Организационные мероприятия (диагностика) | 6 | |
Всего: | 34 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Технологии обучения:
-игровые;
-здоровьесберегающие;
-информационно-коммуникационные;
-проблемно-поисковые;
-личностно-ориентированные;
-технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
Виды и формы контроля: индивидуальный, подгрупповой.
Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля: устный опрос, письменные работы, диагностика.
Список литературы:
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982. - 125с.
2.АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] / Е.Д. Худенко. – М., 2007.
3.Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] / Н.В. Бабкина //Дефектология. – 2006. - №4.
4.Бабкина, Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития: пособие для школьного психолога [Текст] / Н.В. Бабкина. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с.
5.Балаева, В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. – 2007. - №2 (17). – С. 39-44.
6.Коноваленко, С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет : практикум для психологов и логопедов [Текст] / С.В. Коноваленко – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1998. – 56с.
7.Коррекционно-развивающая работа с младшими школьниками в специальных (коррекционных) классах: учебно-методическое пособие (электронное приложение) / сост.: Т.В. Калабух, Е.В. Клейменова. - Новокузнецк: МОУ ДПО НПК, 2008 г.
8.Лубовский, В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. – 2008. - №3 (24). – С. 33-35.
9.Практическая психология и логопедия: журнал, - 2008. - №1.
10.Учебники русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.
11.Б.А. Макаров, .Е.В. Пересветова, М.Ю.Никулина. Диктанты и изложения по русскому языку. Москва .2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 1-7 класс обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" полностью соответствует требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия»
Рабочая программа коррекционного курса «логопедические занятия» по развитию и формированию устной и письменной речи,обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях...

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 6 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедические занятия» для обучающихся с легкой умственной отсталостью 7 класс
Цель программы - коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешному освоению образовательной программы коррекционной школы, адаптации в учебной деятельности,...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 1-4 классы
Программа для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 5-7 классы
Программа для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" 8-9 классы
Программа для учащихся с легкой степенью умственной отсталости...