Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1(доп.) класса, АООП, 2 вариант
рабочая программа на тему
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для обучающихся первого(подготовительного) класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сенсорное развитие | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для 1(доп.) класса
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предназначена для обучающихся первого(подготовительного) класса с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2). Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598.
- АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
- АООП НОО для обучающихся с нарушениями ОДА.
-АООП НОО для слабовидящих обучающихся
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Цель программы: обогащение чувственного опыта обучающегося через целенаправленное систематическое воздействие на сохранные анализаторы.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач:
-развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, -восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Данная коррекционная программа имеет два основных направления работы:
Первое направление – формирование знаний сенсорных эталонов.
Второе направление – обучение использованию специальных действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо объекта.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности с обучающимся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и ребёнка.
Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность занятий 15-20 минут. Количество часов, предусмотренных учебным планом – 99, (3 часа в неделю).
Для проведения коррекционных занятий необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее:
- оборудованная сенсорная комната,
- сухой (шариковый) бассейн,
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
- сенсорные панели,
- мячи, кольцебросы, обручи,
- массажеры для рук, ног (шарики суджок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
- Мозайки, пазлы (крупные детали ),
- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
- конструктор (лего), раскладные пирамидки, матрешки, кубики крупного размера),
- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
Ожидаемые результаты освоения программы по сенсорному развитию:
- Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
- Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
- Знание основных цветов радуги.
- Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
- Умение составлять предмет из 2-3 частей.
- Умение соотносить звук с его источником.
- Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
- Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
- Знание частей суток.
- Способность узнавать продукт по вкусу.
- Способность различать объект по запаху.
- Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
- Способность согласовывать свои действия и движения.
- Способность опосредовать свою деятельность речью.
Методы и средства оценки результативности программы
(методы исследования и контроля)
Диагностируемые характеристики | Психодиагностические методики (см. Приложение 2) |
Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций | -упражнения на оценку статистического и динамического равновесия; -упражнения на оценку моторики рук; -тесты зрительно-моторной координации. |
Зрительно восприятие | -упражнения на оценку зрительного восприятия |
Слуховое восприятие | -упражнения на оценку развития слухового восприятия |
Восприятие формы, величины, цвета | -упражнения на оценку способности к различению формы; -упражнения на оценку способности воспринимать величину; -тесты цветоразделения. |
Тактильные ощущения | -упражнения на оценку тактильных ощущений |
Критерии оценки умений и навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. «Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).
Содержание программы
Раздел 1. Развитие зрительного восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация взгляда на лице человека;
- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;
-прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);
-прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Далее следует работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
- узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;
- сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.
Раздел 2. Развитие слухового восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
-локализация неподвижного удаленного источника звука.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-соотнесение звука с его источником;
-нахождение объектов, одинаковых по звучанию;
-различение речевых и неречевых звуков.
Раздел 3. Развитие кинестетического восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
-адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
-адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
-адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
-адекватная реакция на давление на поверхность тела;
-адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),
-адекватная реакция на положение частей тела.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);
-согласованность действий и движений разных частей тела;
-целенаправленность и выразительность движений.
Раздел 4. Развитие восприятия формы, величины и цвета
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на форме предмета;
- фиксация внимания на цвете предмета;
- фиксация внимания на величине предмета;
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение объектов по форме (круглый, квадратный);
-различение объектов по величине (большой, маленький);
-различение объектов по цвету (основные цвета радуги);
Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
-адекватная реакция на запахи;
-адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
-различение объектов по запаху;
-узнавание продукта по вкусу;
-различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Раздел 6. Развитие моторных навыков
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
- фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;
- фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
- выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.) ;
- выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)
- использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.
Календарно-тематическое планирование курса
«Сенсорное развитие» в 1 (дополнительном) классе
(3 часа в неделю, всего 99 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
I четверть | 24 | |
1,2,3 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. | 3 |
Развитие моторных навыков | ||
4,5 | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога («Попади в цель», «Зеркало», «Тир», игры с мячом, игры с резинкой) | 2 |
6 | Формирование чувства равновесия («Дорожка следов», повороты, стойка на одной ноге) | 1 |
7,8 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.п.) | 2 |
9,10 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика («Гнездо», «Замок», «Фонарики», «Флажок», «Очки», «Бинокль») | 2 |
11 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Играем со шнуровками («Чудо-пуговица», «Ботиночки») | 1 |
12 | Играем с мелкими предметами (колечко «су-джок», мячик-ёжик, счетные палочки, мелкая мозаика). | 1 |
13, 14 | Играем с предметами («Прикрепи прищепки», «Подбери крышку», «Найди игрушку в сухом бассейне», «Перебираем крупу»). | 2 |
15, 16, 17 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). | 3 |
18 | Одевание и раздевание кукол. | 1 |
19 | Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, крючков на одежде. | 1 |
Кинестетическое развитие | ||
20 | Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. | 1 |
21 | Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости. | 1 |
22 | Узнавание предметов на ощупь «Чудесный мешочек», «Почтовый ящик» | 1 |
II четверть | 24 | |
23 | Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. | 1 |
24 | Адекватная реакция на давление на поверхность тела. | 1 |
25 | Адекватная реакция на положение тела (вертикальное, горизонтальное). | 1 |
26 | Адекватная реакция на положение частей тела. | 1 |
27 | Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. | 1 |
28 | Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность и др.) | 1 |
29 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 |
30 | Движения и позы верхних и нижних конечностей. | 1 |
31 | Движения и позы головы по показу. | 1 |
32 | Выразительность движений. Имитация повадок зверей. | 1 |
Развитие зрительного восприятия | ||
33, 34 | Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. | 2 |
35 | Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него. | 1 |
36 | Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед, назад). | 1 |
37 | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. | 1 |
38, 39 | Узнавание и различение цвета объекта. | 2 |
Развитие слухового восприятия | ||
40 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. | 1 |
41 | Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. | 1 |
42 | Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. | 1 |
43 | Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк». | 1 |
44 | Нахождение объектов, одинаковых по звучанию. | 1 |
45, 46 | Развитие неречевого слуха «Тук-тук-тук», «На чём играл зайка». | 2 |
III четверть | 27 | |
47 | Развитие умения воспринимать на слух, упражнение «Слушай», «Прислушайся»; | 1 |
48 | Развитие умения воспринимать громко, тихо. Игра «Тихо, громко»; | 1 |
49 | Развитие умения слышать и выполнять простые инструкции педагога «Садись», «Бери тетрадь», «Бери ручку», «Открой тетрадь». | 1 |
50, 51 | Развитие способности на слух воспринимать название различных предметов, упражнение «Найди и покажи». Развитие способности на слух воспринимать различные цвета карандашей, упражнение «Где какой цвет». | 2 |
52, 53 | Развитие речевого слуха, упражнение «Кто как кричит?» развитие речевого слуха с использованием презентации «Чей голос». | 2 |
54 | Развитие речевого слуха «Кто за дверью», «Кто как кричит» | 1 |
55 | Развитие речевого слуха «Кто в домике живёт» | 1 |
56 | Развитие неречевого слуха « Что гудит», « Кто там» | 1 |
Восприятие формы, величины и цвета | ||
57, 58 | Зрительное восприятие формы «Найди свою пару», «Найди ключ для мишки». | 2 |
59 | Запоминание, связанное с представлениями о форме «Узнай и запомни», «Запомни и найди» | 1 |
60, 61 | Практическое выделение величины « Спрячь матрёшку», «Построй башню». | 2 |
62, 63, 64 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур ("Поймай игрушку", "Спрячь игрушку", "Найди окошко", "Что катится, а что нет"). | 3 |
65, 66 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом («Посмотри вокруг»). | 2 |
67, 68 | Группировка предметов и их изображений по форме. | 2 |
69, 70 | Дидактическая игра «Подбери похожие…» | 2 |
71 72 | Работа с геометрическим конструктором («Собери дом») | 2 |
73 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало». | 1 |
74 | Различение предметов по величине («Спрячь шарик», пирамидка, матрешки) | 1 |
IV четверть | 24 | |
75, 76 | Сравнение двух предметов по высоте и длине («Отличия», «Противоположности») | 2 |
77, 78 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 2 |
79, 80 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 2 |
81, 82 | Знакомство с основными цветами («Радуга») | 2 |
83 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 1 |
84, 85 | Различение и обозначение основных цветов («Раскрась фигуры», «Нарисуй сам») | 2 |
86, 87 | Рисуем пальчиковыми красками. | 2 |
88, 89 | Составление целого из частей на разрезном наглядном материале («Составь картинку») | 2 |
Восприятие запаха и вкуса | ||
90 | Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху. | 1 |
91, 92 | Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | 2 |
93 | Узнавание продукта по вкусу. | 1 |
94, 95 | Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый). | 2 |
96, 97, 98, 99 | Диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов | 4 |
Список литературы
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос,2010.
- Катаева А.А., Е.А.Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» М:Гуманит.изд. ВЛАДОС, 2001г.
- Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. – М. 2004.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.- СПб.:Речь,2006.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида.-М.: Просвещение,2009.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений - М.: Книголюб, 2007.
- Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями: Из опыта работы Псковского лечебно-педагогического центра / Под ред. A.M. Царева. – Псков, 1999.
- Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Письмо Минобрнауки России «О введении ФГОС ОВЗ» от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07.
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с УО (ИН). Одобрены решением федерального УМО по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599// Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для слабовидящих обучающихся. Одобрена решением от 22 декабря 2015 г. Протокол №4/15
- Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие"
Рабочая программа разработа для обучающихся с ТМНР с выраженными нарушениями...
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интелл...
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с РАС и умеренной и тяжелой (глубокой) умств...
Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» 6 класс (АООП, вариант 1)
Адаптированная образовательная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталост...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)
Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...
Рабочая программа "Я и другие" для 5-8 классов АООП (вариант 1)
Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса "Сенсорное развитие" ля обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (вари...