Конспект занятия на тему: "Сказочное путешествие Колобка" Логопедическая сказка. 4 класс(Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности).
план-конспект
Коррекция речи детей с умеренной уственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 283.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
учителя-логопеда Пакалиной С.Р.
4 класс (II вариант обучения)
16.09.2024г.
Тема: «Сказочное путешествие колобка»
Тема: «Сказочное путешествие Колобка». Логопедическая сказка.
Цель: коррекция речи умственно отсталых детей с СНР I-II уровня.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать выразительность речи, звуковую культуру речи, её интонационный строй, обучать правильному произношению звуков.
-формировать активный словарный запас за счет слов, состоящих их двух открытых слогов (первый тип слоговой структуры), слов, образованных помощью слога – КА (лисичка, зайка, мишка);
- упражнять в произнесении цепочки слогов (одинаковых и разных), учить составлять из слогов слова;
Коррекционно-развивающие:
-развивать мотивацию речи, общую, мелкую и артикуляционную моторику, голоса, слуховое и зрительное внимание и восприятие, фонематический слух, слоговой анализ, пространственную ориентацию, логическое мышление, связную речь;
-развивать художественно - речевое творчество детей.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать логопеда, формировать коммуникативную функцию речи;
-воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.
Здоровьесберегающие
-отбирать материал с учетом утомляемости ученика;
-чередовать статические и динамические задания.
Используемые современные образоватекльные технологии
- информационная технология;
-игровая технология;
-индивидуальное обучение;
-развивающее обучение;
- здоровье созидающая технология.
Оборудование: презентация, компьютерная игра на коррекцию зрит. восприятия, раздаточный материал: геометрические фигуры и основные цвета, маски зайца, медведя и лисы, колобок, «болотные кочки», чудесный мешочек с игрушками, картинки для упр. «Четвёртый лишний лишний»,домики с буквами и слогами.
Ход урока:
Этап | Деятельность логопеда | Деятельность ребенка |
I.Организационный момент | В гости сказочка идет Она встречи с вами ждет Много сказок есть на свете Сказки эти любят дети. Кто же в сказочке живет? -Кто это? Он не ёжик и не кот, Он от бабушки с окошка Прыгнул прямо на дорожку, Покатился, побежал, На язык к лисе попал! -Ребята, вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам отправиться в сказку. А чтобы отправиться в сказку, нужно говорить красиво, плавно, четко, правильно выговаривать все звуки, слоги и слова. - Итак, отправляемся в сказку. | Настрой на урок |
Развитие мелкой моторики | -В сказке бабушка испекла Колобок. Давайте и мы испечём Колобок. Тесто делали мы сами, вот так, вот так! Колобок пекли мы сами, Вот так, вот так! | Сжимание и разжимание кулачков Круговые вращения ладони над ладонью. |
Развитие зрительного восприятия формы, цвета, размера и артикуляционной моторики Компьютерная игра Артикуляционное упражнение для языка | -А вот и наш Колобок. Ребята, давайте расскажем, какой у нас получился Колобок. А чтобы вам было легче, сначала мы потренируемся определять форму и цвет предметов. -А теперь определите форму нашего Колобка, выберите соответствующую фигуру и назовите её. Вы выбрали круг, значит наш Колобок какой? -Определите цвет нашего Колобка, выберите соответствующий цвет и назовите его. -Определите размер нашего Колобка. Наш Колобок большой или маленький. Выберите игрушку соответствующего размера. -Кто расскажет нам про нашего Колобка. Наш Колобок какой? -А теперь надо нашего Колобка оживить. Для этого мы произнесём волшебные слова: «Раз, два, три Колобок наш оживи». -Куда бабушка положила Колобок, чтобы он остыл? А Колобок полежал, полежал, да и покатился. Давайте покажем, как покатился Колобок.
«Вкусное варенье» с круговым движением языка. -Катился наш Колобок, катился и закатился в дремучий лес. | Дети определяют по рисунку цвет, размер и форму Колобка. |
Развитие слухового восприятия Физминутка Развитие голоса, артикуляционной и мелкой моторики Пластический этюд «Зайчик». | Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите. Звучат звуки леса Здравствуй, лес. Дремучий лес, полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица? Всё открой, не утаи, ты же видишь мы свои! -Ой, кто это ползёт по лесной дорожке? Да это же сороконожка (рисунок на экране). Сороконожка приглашает нас поиграть вместе с ней.
-Катится Колобок, катится, а навстречу ему… Отгадайте кто?. Любит красную морковку, -«Колобок, Колобок, я тебя съем». Ребята, зайчик какой? Кто покажет нам зайчика? -Ребята, не уж-то и правда заяц нашего Колобка съест? -Колобок отвечает зайцу, не ешь меня, Косой, я тебе песенку спою. Поможем, ребята Колобку, споём вместе с ним песенку из гласных звуков, а наши пальчики нам помогут. Логопедические распевки. | Звучит песенка сороконожка, дети выполняют движения, встав друг за друга «паровозиком». Дети имитируют движения зайца |
Развитие слухового внимания фонематического слуха и артикуляционной моторики Игра «Жучки или комарики» Развитие слогового анализа и артикуляционной моторики Пластический этюд «Медведь». Физминутка Коррекция логического мышления и артикуляционной моторики Пластический этюд «Лиса». Игра «Четвёртый лишний» Развитие пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, повторение изученных букв Рефлексивно-оценочный этап Развитие связной речи | Покатился Колобок дальше. -Катится Колобок, а кругом красота: цветочки, бабочки, жучки, комарики.
-Покатился Колобок дальше. -Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто. Косолапый и большой, -«Колобок, Колобок, я тебя съем». Ребята, медведь какой? Кто покажет нам медведя? -Ребята, не уж-то и правда медведь нашего Колобка съест? - «Колобок, придумай, окончания слов, тогда отпущу тебя». -Ребята, давайте поможем Колобку. Слова: ма-, са-, па-, ры-, лы-, ко-, ли-, ви-, лу-, зу-. -Надоело Колобку по лесу гулять и захотел он домой, а дорогу домой забыл. Давайте поможем нашему Колобку. Топай правою ногой: раз, два, три. Потом левою ногой: раз, два, три. Снова правою ногой: раз, два, три. Снова левою ногой: раз, два, три. Вот тогда придешь домой: раз, два, три. -Покатился Колобок домой. -А на пути болото топкое, неужели наш Колобок утонет? Давайте ему поможем. Ребята, нужно провести Колобка через болото, прыгая с кочки на кочку. А поможет нам волшебный мешочек. Доставайте игрушку из мешочка, произносите название игрушки по слогам и прыгайте по кочкам. -Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто? Хитрая плутовка, рыжая головка, -Ребята, а вы знаете, какая лиса? Кто покажет нам лису? -«Колобок, Колобок, сядь ко мне на носик и спой свою песенку». Ещё немного и съест плутовка нашего Колобка. Ребята, давайте попросим Лисицу не есть Колобка. Как правильно попросить, какое волшебное слово нужно сказать? -Понравилось лисе, как вы её просите не есть Колобка. -«Не съем я вашего Колобка, только определите, какая из картинок лишняя». -Отпустила лиса Колобка и покатился он домой. Прикатился Колобок к большому высокому дому (давайте покажем, какой высокий был дом). А квартир в нём много. В какой квартире живёт наш Колобок? Давайте поможем Колобку отыскать его квартиру. -Сначала Колобок покатился в 1 подъезд слева на 2 этаж. Затем – в 3 подъезд на 3 этаж. Домик с буквами и бумажный Колобок -Не нашёл в высоком доме Колобок свою квартиру. Выкатился он из высокого дома на улицу и увидел напротив стоит маленький, низкий домик (давайте покажем, какой низкий был домик). «Так вот же он мой дом» - обрадовался Колобок. -Ну вот, и вернулся наш Колобок домой к бабушке и дедушке и хотел рассказать им, где он был и с кем встречался в лесу, только ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Колобку вспомнить сказку. -Кто испёк Колобок? -Опишите Колобок, какой он? - Кого сначала встретил Колобок в лесу? -Заяц какой? -Что сказал заяц Колобку? -Что Колобок ответил зайцу? -Кого потом встретил Колобок? -Медведь съёл нашего Колобка? -Кого ещё встретил Колобок в лесу? -Лиса какая? -Чем закончилась наша сказка? | Часть детей – жучки, др. часть – комарики. По сигналу логопеда: «Ж-ж-ж» - полетели и зажужжали жучки, по сигналу «З-з-з» - жучки присели, а комарики полетели и зазвенели Дети имитируют движения медведя Дети добавляют слоги, образовывая новые слова. Выполняют движения, сопровождая их речью. Дети имитируют движения лисы На доске картинки, дети выходят по одному и прикрепляют магнитик на лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя Выполняют задание на пространственную ориентировку Дети с помощью логопеда рассказывают сказку |
Подведение итога | Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал и Колобку помогал – молодец! | Дети оценивают свою работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/07/picture-128533-1510054569.jpg)
Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-216679-1363105072.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"
Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/03/picture-94120-1701631353.jpg)
Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР
В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/13/picture-302648-1381652932.jpg)
Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности
Коррекционный компонент АООП для ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/06/picture-913590-1491506510.jpg)
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/30/picture-1055616-1588236624.jpg)
Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/18/picture-611314-1605677563.jpg)
Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...