Конспект занятия на тему: "Сказочное путешествие Колобка" Логопедическая сказка. 4 класс(Системное недоразвитие речи тяжелой степени выраженности).
план-конспект

Пакалина Светлана Робертовна

Коррекция речи детей с умеренной уственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskaya_skazka.docx283.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

учителя-логопеда Пакалиной С.Р.

4 класс (II вариант обучения)

16.09.2024г.

Тема: «Сказочное путешествие колобка»

Тема: «Сказочное путешествие Колобка».  Логопедическая сказка.

Цель: коррекция речи умственно отсталых детей с СНР I-II уровня.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать выразительность речи, звуковую культуру речи, её интонационный строй, обучать правильному произношению звуков.

-формировать активный словарный запас за счет слов, состоящих их двух открытых слогов (первый тип слоговой структуры),  слов, образованных  помощью слога – КА (лисичка, зайка, мишка);

- упражнять в произнесении цепочки слогов (одинаковых и разных), учить составлять из слогов слова;

Коррекционно-развивающие:

-развивать мотивацию речи, общую, мелкую и артикуляционную моторику, голоса, слуховое и зрительное внимание и восприятие, фонематический слух, слоговой анализ, пространственную ориентацию, логическое мышление, связную речь;

-развивать художественно -  речевое  творчество детей.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать умение слушать логопеда, формировать коммуникативную функцию речи;

-воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Здоровьесберегающие

-отбирать материал с учетом утомляемости ученика;

-чередовать статические и динамические задания.

Используемые современные образоватекльные технологии

- информационная технология;

-игровая технология;

-индивидуальное обучение;

-развивающее обучение;

- здоровье созидающая технология.

Оборудование: презентация, компьютерная игра на коррекцию зрит. восприятия, раздаточный материал: геометрические фигуры и основные цвета, маски зайца, медведя и лисы, колобок, «болотные кочки», чудесный мешочек с игрушками, картинки для упр. «Четвёртый лишний лишний»,домики с буквами и слогами.

Ход урока:

Этап

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

I.Организационный момент

В гости сказочка идет

Она встречи с вами ждет

Много сказок есть на свете

Сказки эти любят дети.

Кто же в сказочке живет?

-Кто это?

Он не ёжик и не кот,

Он от бабушки с окошка

Прыгнул прямо на дорожку,

Покатился, побежал,

На язык к лисе попал!

-Ребята, вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам отправиться в сказку. А чтобы отправиться в сказку, нужно говорить красиво, плавно, четко, правильно выговаривать все звуки, слоги и слова.

- Итак, отправляемся в сказку.

Настрой на урок

Развитие мелкой моторики

-В сказке бабушка испекла Колобок.  Давайте и мы испечём Колобок.

Тесто делали мы сами,  вот так, вот так!

Колобок пекли мы сами,  Вот так, вот так!         

Сжимание и разжимание кулачков

Круговые вращения ладони над ладонью.

Развитие зрительного восприятия формы, цвета, размера и артикуляционной моторики

Компьютерная игра

Артикуляционное упражнение для языка

-А вот и наш Колобок. Ребята, давайте расскажем, какой у нас получился Колобок. А чтобы вам было легче, сначала мы потренируемся определять форму и цвет предметов.

-А теперь определите форму нашего Колобка, выберите соответствующую фигуру и назовите её. Вы выбрали круг, значит наш Колобок какой?

-Определите цвет нашего Колобка, выберите соответствующий цвет и назовите его.  

-Определите размер нашего Колобка. Наш Колобок большой или маленький. Выберите игрушку соответствующего размера.

-Кто расскажет нам про нашего Колобка. Наш Колобок какой?

-А теперь надо нашего Колобка оживить. Для этого мы произнесём волшебные слова:

«Раз, два, три Колобок наш оживи».  

-Куда бабушка положила Колобок, чтобы он остыл? А Колобок полежал, полежал, да и покатился. Давайте покажем, как покатился Колобок.

 

«Вкусное варенье» с круговым движением языка.

i (2)

-Катился наш Колобок, катился и закатился в дремучий лес.

Дети определяют по рисунку цвет, размер и форму Колобка.

Развитие слухового восприятия

Физминутка

Развитие голоса, артикуляционной и мелкой моторики

Пластический этюд «Зайчик».

Внимательно послушайте звуки леса и скажите, что вы слышите.

Звучат звуки леса

Здравствуй, лес. Дремучий лес, полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи, ты же видишь мы свои!

-Ой, кто это ползёт по лесной дорожке? Да это же сороконожка (рисунок на экране). Сороконожка приглашает нас поиграть вместе с ней.

 

-Катится Колобок, катится, а навстречу ему… Отгадайте кто?.

Любит красную морковку,
Грызет капусту очень ловко,
Скачет он то- тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой.

-«Колобок, Колобок, я тебя съем». Ребята, зайчик какой? Кто покажет нам зайчика?

-Ребята, не уж-то и правда заяц нашего Колобка съест?

-Колобок отвечает зайцу, не ешь меня, Косой, я тебе песенку спою. Поможем, ребята Колобку, споём вместе с ним песенку из гласных звуков, а наши пальчики нам помогут.

Логопедические распевки.

Звучит песенка сороконожка, дети выполняют движения, встав друг за друга «паровозиком».

Дети имитируют движения зайца

Развитие слухового внимания фонематического слуха и артикуляционной моторики

Игра «Жучки или комарики»

Развитие слогового анализа и артикуляционной моторики

Пластический этюд «Медведь».

Физминутка

Коррекция логического мышления и артикуляционной моторики

Пластический этюд «Лиса».

Игра «Четвёртый лишний»

Развитие пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, повторение изученных букв

Рефлексивно-оценочный этап

Развитие связной речи

Покатился Колобок дальше.

-Катится Колобок, а кругом красота: цветочки, бабочки, жучки, комарики.

1070             beetle003 

-Покатился Колобок дальше.

-Катится Колобок, а навстречу ему… Отгадайте, кто.

Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет?

-«Колобок, Колобок, я тебя съем». Ребята, медведь какой? Кто покажет нам медведя?

-Ребята, не уж-то и правда медведь нашего Колобка съест?

- «Колобок, придумай, окончания слов, тогда отпущу тебя».

-Ребята, давайте поможем Колобку.

Слова: ма-, са-, па-, ры-, лы-, ко-, ли-, ви-, лу-, зу-.

-Надоело Колобку по лесу гулять и захотел он домой, а дорогу домой забыл.  Давайте поможем нашему Колобку.

Топай правою ногой: раз, два, три.

Потом левою ногой: раз, два, три.

Снова правою ногой: раз, два, три.

Снова левою ногой: раз, два, три.

Вот тогда придешь домой: раз, два, три.

-Покатился Колобок домой.

-А на пути болото топкое, неужели наш Колобок утонет? Давайте ему поможем. Ребята, нужно провести Колобка через болото, прыгая с кочки на кочку. А поможет нам волшебный мешочек. Доставайте игрушку из мешочка, произносите название игрушки по слогам и прыгайте по кочкам.

-Катится Колобок, а навстречу ему…  Отгадайте, кто?

Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…

 -Ребята, а вы знаете, какая лиса? Кто покажет нам лису?

-«Колобок, Колобок, сядь ко мне на носик и спой свою песенку». Ещё немного и съест плутовка нашего Колобка. Ребята, давайте попросим Лисицу не есть Колобка. Как правильно попросить, какое волшебное слово нужно сказать?  

-Понравилось лисе, как вы её просите не есть Колобка.

-«Не съем я вашего Колобка, только определите, какая из картинок лишняя».

b_QF5brr7V8d1b3646ab9bi (3)

802

-Отпустила лиса Колобка и покатился он домой. Прикатился Колобок к большому высокому дому (давайте покажем, какой высокий был дом). А квартир в нём много. В какой квартире живёт наш Колобок? Давайте поможем Колобку отыскать его квартиру.

-Сначала Колобок покатился в 1 подъезд слева на 2 этаж. Затем – в 3 подъезд на 3 этаж.

Домик  с буквами и бумажный Колобок

-Не нашёл в высоком доме Колобок свою квартиру. Выкатился он из высокого дома на улицу и увидел напротив стоит маленький, низкий домик (давайте покажем, какой низкий был домик). «Так вот же он мой дом» - обрадовался Колобок.

-Ну вот, и вернулся наш Колобок домой к бабушке и дедушке и хотел рассказать им, где он был и с кем встречался в лесу, только ничего вспомнить не смог. Давайте поможем Колобку вспомнить сказку.

-Кто испёк Колобок?

-Опишите Колобок, какой он?

- Кого сначала встретил Колобок в лесу?

-Заяц какой?

-Что сказал заяц Колобку?

-Что Колобок ответил зайцу?

-Кого потом встретил Колобок?

-Медведь съёл нашего Колобка?

-Кого ещё встретил Колобок в лесу?

-Лиса какая?

-Чем закончилась наша сказка?

Часть детей – жучки, др. часть – комарики. По сигналу логопеда: «Ж-ж-ж» - полетели и зажужжали жучки, по сигналу «З-з-з» - жучки присели, а комарики полетели и зазвенели

Дети имитируют движения медведя

        Дети добавляют слоги, образовывая новые слова.

Выполняют движения, сопровождая их речью.

Дети имитируют движения лисы

На доске картинки, дети выходят по одному и прикрепляют магнитик на лишнюю картинку, объясняя, почему она лишняя

Выполняют задание на пространственную ориентировку

Дети с помощью логопеда рассказывают сказку

Подведение итога

Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал и Колобку помогал – молодец!

Дети оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе

Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени "Домашние животные"

Конспект индивидуального логопедического занятия для учащихся 3 года обучения с умеренной умственной отсталостью, системным недоразвитием речи тяжелой степени. Для данных учащихся характерно употребле...

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Компонент психолого - педагогического сопровождения учителем - логопедом ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности

Коррекционный компонент АООП для ребенка с системным недоразвитием речи тяжелой степени выраженности....

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...