«Подготовка учащихся 5, 6 классов к ОГЭ по русскому языку»
статья

Елена Юрьевна Ермоленко

«Подготовка учащихся 5, 6 классов к ОГЭ по русскому языку»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_uchashchihsya_5.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Подготовка учащихся 5, 6 классов к ОГЭ по русскому языку» так звучит моя тема. Считаю, что тема актуальна, так как после окончания  9 класса учащиеся сдают экзамен по русскому языку. Выбраны  5,6 классы, так как именно в них я на данный момент работаю.

 Новая форма аттестации по русскому языку за курс основной школы – ОГЭ, еще недавно рассматривавшаяся как одна из возможных, становится преобладающей и, по всей видимости, скоро станет единственной. Переход на новую форму экзамена, даже если он не оказывается болезненным, неизбежно связан с дополнительными сложностями для учителя. ОГЭ по русскому языку   предполагает написание сжатого изложения, решение тестов и написание сочинения-рассуждения, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике. Экзамен предполагает разнообразные виды деятельности ученика: восприятие текстов на слух и в напечатанном виде, выбор ответа из нескольких предложенных, сжатый письменный пересказ, создание собственного текста на одну из двух предложенных тем. Каждый из них нужно специально отрабатывать.Учителя задумываются над тем, как строить уроки русского языка, начиная с пятого класса, имея в виду перспективу ОГЭ с ее разнообразным содержанием. Приложение.  Примеры тестовых заданий для учащихся 6

6 класс

Часть 1

С1 Прослушайте текст и выполните задание С1. Напишите сжатое изложение. Учтите, что нужно передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 50 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком. 

ЛЕВ И СОБАЧКА

    Однажды в зверинце кинули льву на корм беспризорную собачонку. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел и понюхал ее. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул ее лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, качал головой и не трогал ее. Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке. Вечером лев лег спать, а собачка легла возле него и положила голову ему на лапу.

   С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, делился кормом, а иногда играл с ней». Однажды кто-то из посетителей узнал свою собачку и попросил хозяина зверинца вернуть ее. Хозяин стал звать собачку, чтобы взять ее из клетки, но лев ощетинился и зарычал.

   Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, Он все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой. А когда он понял, что она умерла, вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

   Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. На шестой день лев умер.

(По Л. Толстому)

Часть 2

    Прочтите текст и выполните задания А1-А3; В1-В8

      (1)Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! (2)Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начать.

     (3)Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. (4) В народе говорят, что туча не прошла, а свалилась. (5) Молнии то бьют в землю прямым ударом, то полыхают в чёрных тучах, как вырванные с корнем ветвистые деревья. (6) Гром перекатывается, грохочет,  ворчит, рокочет, встряхивается земля…

     (7) Рядом с зарницей стоит слово заря – одно из прекраснейших слов  русского языка. (8) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя.  (9) Она разливает по небу множество красок  и медленно переходит в сумерки и ночь…

    (10) Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только общение с народом, но и общение с природой.

                                                                                      (По К. Паустовскому)

К каждому заданию А1-А3 даны  3-4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1 Определите тип речи

  1. повествование
  2. описание
  3. рассуждение

А2  Какое высказывание полнее раскрывает главную мысль текста?

  1. В русском языке множество слов для обозначения небесных явлений.
  2. Грозы, молнии, зарницы – небесные явления.
  3.  Для полного овладения  русским языком достаточно общения с природой.

   А3 Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?

  1. градация ( расположение слов в порядке усиления действия, признака)
  2. слова с переносным значением
  3. однородные члены предложения, связанные перечислительной интонацией, для передачи быстро сменяющихся картин
  4. эпитеты

Задания В1 –В8 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами.

В1 Из предложения 4 выпишите слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением.

В2 Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный , то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук»

В3 Из предложения 3 выпишите слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова.

В4 Из предложений 7-9 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах  прилагательных –енн- (-онн-) пишется НН»

В5 Из предложения 7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

В6 Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В7  Выпишите грамматическую основу из предложения 9

В8 В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами. Гром перекатывается,(1) грохочет,(2)  ворчит,(3) рокочет,(3) встряхивается земля…

                                                            Часть 3

С2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только общение с народом, но и общение с природой.»  Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера данных предложений или цитируйте сами предложения. Объём сочинения должен составлять не менее 30 слов.

Для упрощения в подготовке в ОГЭ, можно все собрать в одной тетради или папке. Один из приёмов работы по теме – это сбор материала по подготовке к экзамену.

В начале учебного года,  на первом занятии, можно предложить учащимся собирать весь материал в папку, которая носит название «Подготовка к ОГЭ». В папку ребята  вкладывают материал, который мы разбираем.Это и теоретический материал в виде схем, таблиц, записей, и практический, то есть решение заданий, структура которых приближена к контрольным измерительным материалам экзамена.

 Мне кажется, что это очень удобно для учеников. Каждая тема, раздел русского языка в тетради-справочнике оформлен в виде схем, таблиц, алгоритмов работы.

 Считаю, что эта работа  целесообразна, так как в  9 классе, а также и в 11 классе им не нужно будет брать учебники, чтобы вспомнить то или иное правило, орфограмму. Всё необходимое у них собрано в тетрадях-справочниках, тетрадях для орфограмм -  стоит только открыть и повторить материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клише сочинения задания "С" при подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку

  Материал представляет собой клише сочинения "С", используя которое можно научить создавать текст собственного сочинения с обязательным выполнением всех критериев , по которым проверяется...

Тестовые задания для подготовки учащихся 8 класса к ОГЭ по русскому языку

Данный материал представляет фрагмент работы по теме "Словосочетание и предложение"....

Тесты для подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку

Данные  тесты служат для проверки знаний и умений учащихся при подготовке к экзамену по русскому языку...

Методические материалы для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Данные материалы помогут учащимся 9 класса наиболее качественно подготовиться к экзамену, вспомнить и систематизировать знания....

План подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к ЕГЭ позволит школьникам систематизировать, расширить и укрепить знания, научиться выполнять разноуровневые задания базовой и повышенной сложности, способствует выработке и закреплению нав...