Доклад "Подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку (заданиеС1 сжатое изложение)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Тема доклада - обучение написанию сжатого изложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazyonnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№2
Доклад
подготовка учащихся 9 класса к ОГЭ
(задание С1(сжатое изложение)
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Л. М. Кравченко
г.Узловая
2016г.
Тема моего выступления – обучение сжатому изложению при подготовке к ГИА(ОГЭ) по русскому языку. Считаю, что развитие связной речи является важным в школе. В необходимости серьёзно заниматься этим на уроках русского языка убеждает структура и содержание экзаменационной работы. Она состоит из трёх частей. Первая часть (сжатое изложение прослушанного аудиотекста) проверяет коммуникативную компетентность девятиклассников: умение обрабатывать информацию, находить в ней главное и второстепенное, сжато передавать содержание текста.
Наиболее сложным видом работы по развитию речи является сжатое изложение. По мнению психологов, краткий пересказ – приём, неорганичный для детской природы. Дети тяготеют к излишним подробностям. И если их специально не учить этому, то для многих задача кратко пересказать текст останется абсолютно невыполнимой. Это подтверждают и данные экспериментов: не все учащиеся 9 классов могут кратко пересказать текст. Это объясняется тем, что сжатое изложение требует специальной логической работы.
Итоговую аттестацию (ОГЭ) нельзя рассматривать как кратковременный процесс, поэтому подготовку к ней необходимо проводить в течение всего периода обучения с 5-го по 9-й класс. Каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки обучающихся к итоговой аттестации(ОГЭ).
В 9-ом классе на изучение русского языка выделено только 2 часа, поэтому появляется необходимость в дополнительной подготовке учащихся на индивидуальных занятиях. Из компонента образовательного учреждения в нашей школе выделен 1 час.
Свою работу по подготовке учащихся к написанию сжатого изложения я начала ещё с 5 класса, познакомила ребят с этим понятием и принципами его написания. Работа продолжалась и в следующих классах, но только на основе печатных текстов. Ребята уже умели делить текст на абзацы, находить главную мысль текста, микротемы. Более подробно заниматься написанием сжатого изложения начали в 8 классе.Сейчас больше внимания уделяю работе с аудио- текстами. Обучающиеся знают способы компрессии его.
Если текст- повествование, учимся выделять главные события, чтобы понять,
как они связаны между собой.
Эффективными оказываются упражнения такого типа:
-Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.
-Выпишите только самое главное, чтобы получился связный текст.
Чтобы правильно понять рассуждение, нужно уметь видеть его структуру: различать тезисы и аргументы, логические переходы от одной мысли к другой. Это умение ключевое: без него нельзя научить точному пониманию текста, точному и осмысленному пересказу. Включаю тексты для подобной работы на протяжении уроков 8- 9 классов. Стараюсь использовать любое упражнение на изучаемое по программе правило, добавив к нему вопросы и задания, которые помогают проверить, насколько точно ученики поняли основную мысль, сформулированную автором, логику ее развития, значение слов и выражений.
Постоянно обращаюсь на уроках к отдельным заданиям ОГЭ (5-10 мин.), которые могут совпадать с темой урока. Хорошим подспорьем в моей работе является пособие «ОГЭ-2016» под редакцией С.В.Драпкиной, Д.И.Субботина. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов» под редакцией И.П. Цыбулько; учебно-методическая литература по подготовке к экзамену по русскому языку в новой форме: печатные пособия с демонстрационными вариантами КИМ, варианты репетиционного тестирования и ГИА-9 прошлых лет, различные справочники по русскому языку для учащихся по подготовке к экзамену. Большая часть дидактического материала выполняется самими учащимися в процессе изучения и закрепления учебной программы.
Ученики принимают участие в написании диагностических и тренировочных контрольных работ через систему СтатГрад. Я провожу данную работу без предварительного предупреждения учащихся, чтобы исключить списывание.
Остановлюсь более подробно на этапах написания обучающимися сжатого изложения. Сначала знакомлю учащихся с основными логическими способами сжатия (компрессии) текста. Их три: исключение, обобщение и упрощение.
При исключении выделяем главное, а затем убираем детали (подробности). Например: Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какому пути пойти, какое поприще выбрать. – Среди принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению с решением о том, по какому пути пойти.
При обобщении вычленяем единичные существенные факты и объединяем их в одно целое. Например: Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство и работу, увлекались до самозабвения. – В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу.
При упрощении заменяем конкретные видовые факты родовыми. Например: Цветущие поля, сосновые рощи, лесные дали – всё это дорого сердцу художника. – Родная природа дорога сердцу художника.
Логическим способам компрессии текста соответствуют языковые приёмы. К ним относятся: сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; образование сложного предложения путём слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращённые простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
На конкретных примерах показываю учащимся, как могут быть использованы разные способы и приёмы сжатия текста. Например: У каждого человека свои, только ему присущие задатки, склонности, способности, таланты. – У каждого человека свои задатки (способ сжатия – исключение подробностей; приём сжатия – сокращение однородных членов предложения). Другой пример: Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слёз переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. – Мы переживаем потому, что нас не понимают окружающие. (Способы сжатия – обобщение; упрощение (замена однородных членов родители, учителя, одноклассники родовым понятием окружающие); приёмы – слияние двух смежных предложений, повествующих об одном и том же; сокращение однородных членов предложения).
Работа по сокращению текста проводится в форме беседы, во время которой учащиеся решают, какой способ и приём компрессии лучше применить. Сначала они учатся сокращать прочитанные тексты, а затем – прослушанные. Особое внимание уделяю подбору текстов. Работу начинаю с пересказа несложных по содержанию и небольших по объёму художественных текстов-повествований, затем постепенно перехожу к публицистическим текстам-рассуждениям. Как показывает практика, учащиеся не в одинаковой степени владеют способами сжатия текста. Одни с трудом находят главную информацию и подробно передают содержание текста. Другие, наоборот, увлекаются сокращением и упускают существенную информацию. Поэтому полезно систематически выполнять следующие тренировочные упражнения: 1. Сократить текст вдвое. 2. Сократить текст, передав его содержание в одном-двух предложениях. 3. Убрать в тексте лишнее с точки зрения учащихся.
При обучении сжатому изложению учащиеся пользуются инструкцией «Как писать сжатое изложение»:
1. Выделите в тексте существенные мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
Надеюсь, что кропотливый труд учителя и учащихся обязательно даст положительный результат на экзамене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»
Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, чт...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Методическая разработка урока по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения с использованием элементов технологии критического мышления"....
Урок русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения "
Урок в 9 классе по подготовке учащихся к написанию сжатого изложения....
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Подготовка к сжатому изложению...
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"
Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...
Урок русского языка "Обучающее сжатое изложение" 9 класс
Разработка урока...