Тесты для подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Данные тесты служат для проверки знаний и умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy_dlya_polgotovki_k_gia.doc | 451 КБ |
Предварительный просмотр:
Материал для подготовки к ГИА (тесты)
Подготовила: Борщева Н.А.,
учитель русского языка и литературы.
Тест №1
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. Номер этого ответа обведите кружком. |
(1)Официально этот вид транспорта именовался «конно-железная дорога». (2)По улице проложены рельсы, всюду только одна колея. (3)Кое-где эта колея образует «разъезды» с раз и навсегда переведенными стрелками: тут «вагоны конно-железной дороги» встречаются и расходятся на своем пути.
(4)Вообразите на крыше современного трамвая двойную скамью во всю длину, на которой можно сидеть спинами друг к другу, лицами – к двум противоположным сторонам улицы. (5)По бортикам крыши – легкие перильца, а к ним с внешней стороны прикреплены длинные рамки выполненных на жести вывесок и рекламных объявлений. (6)Высота всего сооружения получалась довольно солидная, с теперешние двухэтажные автобусы и троллейбусы. (7)По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным, но только, конечно, не современным четырехосным, а двухосным, легким, в высоту же они намного превосходили их.
(8)Вот она погромыхивает тяжко и неторопливо по рельсам: ну с какой скоростью может двигаться огромный железный вагон, влекомый двумя пусть даже и хорошо кормленными лошадьми? (9)Для каждого из граждан 1970 года не представило бы ни малейшего труда слезть на ходу с этого рыдвана где-нибудь на углу Пушкарской и Введенской, наддать ходу, догнать вагон у Народного дома и снова вскочить в него.
(10)Внутри коночный вагон был оборудован двумя длинными крашенными масляной краской скамьями вдоль окон, из конца в конец. (11)Над обеими дверьми висели фонарики, и по вечерам в них горели, тускло освещая внутренность конки, свечи. (12)Билеты были разных сортов: за пятак – вовнутрь, за три копейки – на верхотурку. (13)Были еще и «пересадочные», на копейку дороже: взяв такой билет, вы могли доехать до пересечения двух линий и пересесть бесплатно в вагон другого маршрута.
(14)Вот на такой конке и ездил в те годы весь демократический, для которого уже «извозец» был великой роскошью, Петербург: рабочие с далеких заводов, если нельзя было пройти пешком, студенты, когда был дождь или сильный холод, мелкие чиновники ежедневно, чиновники повыше рангом – от случая к случаю, горничные, модистки, хористки из мелких театриков, ночные бабочки, когда возвращались домой после нелегкой своей работенки... (15)С раннего утра ползли они по улицам, огромные синие вагоны, зимой залепленные снегом, с наглухо замерзшими стеклами, настылые, мрачные; летом пестреющие женскими шляпками, с империалом, то над чем-то хохочущим, то мирно созерцающим окрестный пейзаж... (16)Шляпки, шляпки, черные котелки, мягкие панамы... (17)И вдруг – дождь, и вся конка сразу покрылась множеством черных зонтов, точно на ней вмиг выросло три или четыре десятка грибов.
(18)Смешно все это? (19)Да, конечно, смешно. (20)Смешное, старое время, смешная жизнь, медленная, болотистая, тихая...
(21)Но когда я закрываю глаза и передо мной встает в зимнем туманчике, в метели, в питерском июньском дожде высокий призрак дребезжащей на ходу всеми стеклами синей громады, мне приходит в голову, что по ступенькам таких конок поднимался иной раз на империал Александр Блок и оттуда видел свои улицы, свои фонари и аптеки, своих Незнакомок и Фаин. (22)В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин. (23)И тут смех уходит в сторону, и на его место встает почтение к прошлому, большая гордость, что оно было и что я его помню.
(24)Каждому овощу свое время. (25)Конке – тоже.
(По Л. Успенскому)
А1 | Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Как автор относится к старому транспортному средству – конке»? |
1) Это приятные воспоминания. 2) Автор не проводит параллели между историей конки и историей города. 3) История конки, по мнению автора, неотъемлемая часть истории города. 4) Автор рад наступлению эпохи технического прогресса и возможности передвигаться с помощью современного транспорта. |
А2 | Почему рассказчик, говоря о жизни в ХIХ веке, сказал: «Смешное, старое время, смешная жизнь, медленная, болотистая, тихая...»? |
1) В ту пору автор был молодым, и его все смешило. 2) В то время люди были более наивными. 3) В то время не было войн, политических потрясений, жизнь была мирной. 4) Технические достижения прошлого в эпоху технического прогресса автору стали казаться смешными. |
А3 | Как характеризует конку информация, заключённая в предложениях 8 – 13? |
1) В конки запрягали самых лучших лошадей. 2) Из конки разрешено было выскочить там, где хочется, а потом снова запрыгнуть в вагон. 3) Конка была комфортабельным транспортным средством. 4) Конка шла очень медленно. |
А4 | Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «империал» (предложение 2) |
1) старинная монета 2) второй этаж конки 3) первый этаж конки 4) прицепной вагон |
А5 | Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих дается вопросно-ответное единство? |
1) 4 и 5. 2) 8 и 9. 3) 18 и 19. 4) 24 и 25. |
А6 | Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 14 использует устаревшее слово «извозец»?» |
Использование историзма говорит … 1) о желании автора передать колорит того времени более точно. 2) о невозможности заменить слово современным синонимом. 3) о стремлении передать речь простого народа. 4) о том, что именно так называют извозчиков в Петербурге. |
А7 | Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Вот на такой конке и ездил в те годы весь … Петербург»? |
1) метафора 2) метонимия 3) перифраз 4) синекдоха |
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. |
B1 | Замените индивидуально-авторское слово НАСТЫЛЫЕ из предложения 15 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. |
Ответ:
B2 | Из предложений 1 – 9 выпишите слово с непроверяемой двойной согласной в корне. |
Ответ:
B3 | Из предложений 1 – 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный». |
Ответ:
B4 | Из предложений 1 – 9 найдите слово, в котором правописание НН определяется тем, что оно имеет зависимое слово. Выпишите это слово вместе с зависимым. |
Ответ:
B5 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения. |
По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их. |
Ответ:
B6 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. |
Над обеими дверьми висели фонарики,(1) и по вечерам в них горели,(2) тускло освещая внутренность конки,(3) свечи. |
Ответ:
B7 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. |
И тут смех уходит в сторону,(1) и на его место встает почтение к прошлому,(2) большая гордость,(3) что оно было и что я его помню. |
B8 | Замените словосочетание ЖЕЛЕЗНЫЙ ВАГОН (предложение 8), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
Ответ:
B9 | Выпишите грамматическую основу предложения 22. |
Ответ:
B10 | Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B11 | Среди предложений 14 – 22 найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B12 | Укажите количество грамматических основ в предложении 21. |
Ответ:
B13 | Среди предложений 1 – 7 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений. |
Ответ:
B14 | Среди предложений 14 – 20 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
Ответы:
А1 | 3 |
А2 | 4 |
А3 | 4 |
А4 | 2 |
А5 | 3 |
А6 | 1 |
А7 | 2 |
В1 | холодные, промерзшие |
В2 | троллейбусы |
В3 | расходятся |
В4 | хорошо кормленные |
В5 | 1, 4, 5 |
В6 | 1 |
В7 | 3 |
В8 | вагон из железа |
В9 | Шаляпин мог ехать |
В10 | 7 |
В11 | 14 |
В12 | 4 |
В13 | 2, 3, 7 |
В14 | 17 |
Тест № 2
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. Номер этого ответа обведите кружком. |
(1)Владимир Александрович Гиляровский – человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.
(2)Это был веселый труженик. (3)Всю жизнь он работал (он переменил много профессий – от волжского бурлака до актера и писателя), но в любую работу он всегда вносил настоящую русскую сноровку, живость ума и даже некоторую удаль.
(3) Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой». (4)Это выражалось у него не только в необыкновенной щедрости, доброте, которые, несомненно у него были, но и в том, что от жизни Гиляровский тоже требовал многого. (5)Если красоты земли, то уж такие, чтобы захватывало дух, если работа, то такая, чтобы гудели руки, если бить – так уж бить сплеча.
(6)И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная – сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.
(7) Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом. (8)Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. (9)Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы. (10)Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. (11)Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.
(12)У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.
(13)Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. (14)С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие писатели, актеры и художники.
(15)Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты. (16)Он был знатоком московского «дна», знаменитой Хитровки – приюта нищих, босяков, отщепенцев – множества талантливых и простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни. (17)Хитровцы, или хитрованцы, любили его как своего защитника, как человека, который один понимал всю глубину хитрованского героя, несчастий и опущенности.
(18)Сколько нужно было бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы заслужить любовь и доверие сирых и озлобленных людей.
(19) Один только Гиляровский мог безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые опасные хитровские трущобы. (20)Его никто не посмел бы тронуть пальцем. (21)Лучшей охранной грамотой было его великодушие: оно смиряло даже самые жестокие сердца.
(22)Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. (23) О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва».
(24)Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно ее представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи.
(По К. Паустовскому)
А1 | Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «Гиляровский был воплощением того, что мы называем «широкой натурой»»? |
1) Гиляровский был большим и видным человеком, крепким физически. 2) Его все любили. 3) Он все делал с особым размахом. 4) Он готов был бескорыстно всего себя отдать людям. |
А2 | Почему рассказчик, говоря о Гиляровском, сказал, сказал, что «это был веселый труженик»? |
1) Гиляровский много шутил. 2) Он легко относился к смене работы. 3) Гиляровский был актером-комиком. 4) Любую работу он выполнял со сноровкой и удалью. |
А3 | Как характеризует В. Гиляровского информация, заключённая в предложениях 15 – 20? |
1) Гиляровский хорошо понимал людей разных социальных групп. 2) Больше всего Гиляровский гордился дружбой с представителями московского «дна». 3) Гиляровский был адвокатом и защищал бедных и озлобленных людей, не нашедших себе места в жизни. 4) Он все свободное время проводил в хитровских трущобах. |
А4 | Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «герой» (предложение 17) |
1) человек, выдающийся храбростью, доблестью, совершивший подвиг 2) действующее лицо произведения 3) лицо, являющееся предметом восхищения 4) лицо, воплощающее в себе характерные признаки среды |
А5 | Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар во втором предложении называется разъяснение того, о чём говорится в первом? |
1) 22 и 23. 2) 20 и 21. 3) 7 и 8. 4) 3 и 4. |
А6 | Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, описывая внешность Гиляровского, в предложении 6 использует слово «совоусый»?» |
Использование этого слова говорит о том, что усы у Гиляровского были… 1).некрасивые 2) густые 3) седые 4) длинные |
А7 | Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известным и любимым среди московской бедноты»? |
1) перифраз 2) антитеза 3) метафора 4) гипербола |
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. |
B1 | Замените слово СИРЫХ из предложения 18 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. |
Ответ:
B2 | Из предложений 12 – 18 выпишите слово с соединительной гласной Е. |
Ответ:
B3 | Из предложений 15 – 21 выпишите слово, в котором правописание буквы И в приставке определяется ее безударным положением. |
Ответ:
B4 | Из предложений 3 – 11 найдите слово, в котором правописание НН определяется тем, что оно образовано от глагола совершенного вида. |
Ответ:
B5 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, выделяющие обособленное определение. |
Он был знатоком московского «дна»,(1) знаменитой Хитровки – приюта нищих,(2) босяков,(3) отщепенцев – множества талантливых и простых людей,(4) не нашедших себе ни места,(5) ни занятия в тогдашней жизни. |
Ответ:
B6 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. |
И внешность у Гиляровского (я впервые увидел его уже стариком) была заметная и занятная – сивоусый(1), с немного насмешливым взглядом,(2) в смушковой серой шапке и жупане,(3) и он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора,(4) силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика. |
Ответ:
B7 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. |
Хитровцы,(1) или хитрованцы,(2) любили его как своего защитника,(3) как человека,(4) который один понимал всю глубину хитрованского героя,(5) несчастий и опущенности. |
B8 | Замените словосочетание БЕЗНАКАЗАННО ПРИХОДИТЬ (предложение 18), построенное на основе связи примыкание, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
Ответ:
B9 | Выпишите грамматическую основу предложения 12. |
Ответ:
B10 | Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с вставными конструкциями. Напишите номера этих предложений. |
Ответ:
B11 | Среди предложений 7 – 14 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B12 | Укажите количество грамматических основ в предложении 21. |
Ответ:
B13 | Среди предложений 18 – 23 найдите сложное бессоюзное предложения. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B14 | Среди предложений 1 – 6 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородным (параллельным) присоединением придаточных. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
Ответы:
А1 | 3 |
А2 | 4 |
А3 | 1 |
А4 | 3 |
А5 | 4 |
А6 | 3 |
А7 | 2 |
В1 | беспомощных |
В2 | своеобразия |
В3 | никто |
В4 | установленными |
В5 | 4 |
В6 | 3 |
В7 | 4 |
В8 | приходить без наказания |
В9 | много случаев было |
В10 | 3, 6 |
В11 | 10 |
В12 | 2 |
В13 | 21 |
В14 | 4 |
Тест № 3
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. Номер этого ответа обведите кружком. |
(1)Наш двор «нарочито невелик», квадратен, замощён булыжником. (2)Посредине огорожен зеленой деревянной решёткой жалкий питерский садишко в четыре тополя и одну берёзку...
(3)Вот во двор входит перекошенный на один бок тяжестью своего ящикообразного инструмента, худой, смуглый, впалогрудый шарманщик. (4)Такой же тощий и черномазый мальчишка несёт за ним клетку с ободранным зеленым попугаем, ящичек, в котором плотно уложены, как в картотеке, картонные билетики «счастья», маленький вытертый коврик...
(5)Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик. (6)Мальчишка уже разостлал поодаль трёпаный, грязнее каменной мостовой, коврик. (7)Свой картуз с переломленным козырьком он положил, как чашку, тут же около, на панели...
(8)Ах, этот нудный, гнусавый, за сердце хватающий присвист, которым начинались все мелодии тогдашних разбитых шарманок! (9)Почему ты помнишься столько лет, столько десятилетий? (10)Ах, этот мрачный, жутковатый, униженный и ненавидящий взгляд сине-белых, то ли цыганских, то ли итальянских глаз на коричневом лице! (11)Ты и сейчас стоишь передо мною. (12)И эта мятая, бутылочно-зеленого плюша артистическая шляпа, шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний – сколько я видел в детстве таких трагических шляп...
(13)Раздается чахоточная, пошлая, скудная, как этот дворик, мелодия без слов... (14)Это – искусство, и оно доходит. (15)Уже из подворотни, озираясь, нет ли где рядом злого дворника, заглядывают во двор девчонки и парнишки с соседних дворов, таскающиеся за шарманкой из дома в дом. (16)Уже наши собственные дворницкие и швейцарские дети выбежали во двор: девчонки подбираются шаг за шагом к самому попугаю, мальчишки окружают коврик. (17)Одно за другим распахиваются окна, высовываются головы кухарок, горничных, приживалок, и вот уже летит на землю первый, завернутый в бумажку алтын, и незавернутый пятак падает и катится, звеня и подпрыгивая, к ногам музыканта... (18)И какая-то с косичкой, но уже похихикивающая по-взрослому, фыркая в рукав, покупает себе «счастье». (19)И сердитый, нахохленный попугай, недовольно покрякивая и покрикивая что-то не по-русски, ловко зацепив клювом, вытаскивает из туго спрессованной пачки один билетик.
(20)Когда шарманщик чуть приметно кивнул, мальчик, сбросив верхнюю одежду, остался в обшитом мишурными позументами, затасканном, стократно заплатанном костюме акробата, и все вокруг ахнули. (21)Он разбежался, и стал на голову, и сложился пополам, и закувыркался, и сделал кульбит…
(22)Шарманщик набрал порядочно, они собрали свое имущество и пошли прочь: старший – привычно согнувшись на один бок под грузом шарманки, глядя в землю, трудно кашляя на ходу, младший – посверкивая детскими, но уже много знающими глазами, глазами не то как у младенца Христа, не то как у обезьянки-макаки, жгучими и грустными. (23)У ворот шарманщик вдруг оборачивается и что-то быстро, гортанно говорит той, с косичкой, которая покупала «счастье». (24)И она, вспыхнув, плюет ему вслед, а мальчишки восхищенно хохочут, и дворничиха замахивается на музыкантов метлой, и старший дает младшему на ходу быстрый, но добродушный подзатыльник и обзывает свиненком.
(25)Но мальчишке что? (26)Он пронзительно свистнул и высунул дворничихе язык...
(По Л. Успенскому)
А1 | Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему «нудный, гнусавый, за сердце хватающий присвист» шарманки долгие годы стоит перед автором? |
1) Это была самая красивая из всех слышанных автором мелодий. 2) Это яркие воспоминания детства, отражающие дух прошлого. 3) Это был неприятный звук, который раздражал автора. 4) В детстве автора было мало радости, и он запомнил шарманку как одно из немногих удовольствий. |
А2 | Почему рассказчик, говоря о «чахоточной, пошлой, скудной» музыке шарманщика, назвал ее «искусством»? |
1) В ту пору автор был маленьким и не мог отличить подлинного искусства от самодеятельности. 2) В то время эта музыка была единственной возможностью простых людей приобщиться к миру искусства. 3) Автор иронизирует. 4) В XIX веке были иные представления об искусстве. |
А3 | Как характеризует жизнь бродячих артистов информация, заключённая в предложениях 8 – 12 и 22 – 26? |
1) Они были обездоленными скитальцами, обеспечивающими себе жалкое существование тяжким трудом. 2) Они были баловнями судьбы, любимцами публики. 3) Это были всеми гонимые люди. 4) В их среде процветали грубость, бескультурье, насилие и унижение. |
А4 | Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «терзаний» (предложение 12) |
1) надругательств 2) пыток 3) сомнений 4) мучений |
А5 | Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих дается вопросно-ответное единство? |
1) 8 и 9. 2) 9 и 10. 3) 9 и 11. 4) 25 и 26. |
А6 | Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 22 сравнивает глаза мальчика-акробата с глазами «младенца Христа»?» |
Использование такого сравнения говорит … 1) о желании автора передать цвет глаз мальчика более точно. 2) о стремлении передать красоту этих глаз. 3) о том, что это были глаза ребенка, которому суждено много страдать. 4) о том, что сравнивать людей с Богом было принято во времена детства автора. |
А7 | Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении «шляпа нищеты, шляпа горечи, шляпа тысяч несчастий и миллионов терзаний»? |
1) метафора 2) метонимия 3) перифраз 4) эпитет |
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. |
B1 | Замените слово ПОЗУМЕНТ из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
Ответ:
B2 | Из предложений 1 – 10 выпишите слово с буквой Ё посоле шипящей в корне, которая объясняется тем, что в корне родственного слова пишется Е. |
Ответ:
B3 | Из предложений 1 – 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный». |
Ответ:
B4 | Из предложений 13 – 19 найдите слово, в суффиксе которого после шипящей пишется О, так как это слово не происходит от глагола и буква в суффиксе стоит под ударением. |
Ответ:
B5 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения. |
Ах,(1) этот мрачный,(2) жутковатый,(3) униженный и ненавидящий взгляд сине-белых,(4) то ли цыганских,(5) то ли итальянских глаз на коричневом лице! |
Ответ:
B6 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. |
Одно за другим распахиваются окна,(1) высовываются головы кухарок,(2) горничных,(3) приживалок,(4) и вот уже летит на землю первый,(5) завернутый в бумажку алтын,(6) и незавернутый пятак падает и катится, (7)звеня и подпрыгивая,(8) к ногам музыканта... |
Ответ:
B7 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. |
Уже из подворотни,(1) озираясь,(2) нет ли где рядом злого дворника,(3) заглядывают во двор девчонки и парнишки с соседних дворов,(4) таскающиеся за шарманкой из дома в дом. |
B8 | Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ КОСТЫЛЬ (предложение 5), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
Ответ:
B9 | Выпишите грамматическую основу предложения 5. |
Ответ:
B10 | Среди предложений 13 – 19 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B11 | Среди предложений 1 – 11 найдите предложения со сравнительным оборотом. Напишите номера этих предложений. |
Ответ:
B12 | Укажите количество грамматических основ в предложении 24. |
Ответ:
B13 | Среди предложений 13 – 19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B14 | Среди предложений 20 – 26 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
Ответы:
А1 | 2 |
А2 | 2 |
А3 | 1 |
А4 | 4 |
А5 | 4 |
А6 | 3 |
А7 | 4 |
В1 | тесьма |
В2 | решёткой |
В3 | раскладной |
В4 | девчонки |
В5 | 2, 3, 5 |
В6 | 4, 6 |
В7 | 2, 3 |
В8 | костыль из дерева |
В9 | старший упирает утверждает |
В10 | 15 |
В11 | 4, 6, 7 |
В12 | 4 |
В13 | 16 |
В14 | 20 |
Тест № 4
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. Номер этого ответа обведите кружком. |
(1)Весна в изломе. (2)Вот-вот перейти ей в короткое быстротечное заполярное лето, да отчего-то медлила, тянулась весна, и, когда истаяла, утекла в озера и реки, людей шатало от голода.
(3)По дымящейся сизым паром, мокрой тундре брел парнишка в больших изодранных броднях, часто наклонялся, обирая с кочек и со мха-волосца, зеленого зимой и летом, прошлогоднюю, перемерзлую клюкву, почти уже вытекшую…
(4)На обогретом, с боков заголённом серебристой мерзлотою холмике парнишка увидел мокрое перо, хотел побежать скорее: может, сова или песец задавили линялого гуся, косточки да остались от него, но сапоги, хоть в них и было толсто подвернуто, хлябали, вязали ноги. (5)Парнишка упал, отдышался, стал подниматься на руках и замер, увидев перед носом цветок на мохнатой ножке. (6)Вместо листьев у цветка были крылышки, тоже мохнатые, два крылышка в слабом, дитячьем пере, и мохнатый, точно куржаком охваченный, стебелек подпирал чашечку цветка, в чашечке мерцала тоненькая, прозрачная ледышка.
(7)Солнце, выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой, вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры, загоняло в заросли стлаников, смахивало к озерам, в поймы рек. (8)А этот цветок дерзко стоял на обдувном холме, где не отошла еще, лишь отпотела тонкая корочка земли, питая робкие, паутинно-тонкие всходы мхов, нити сухоросной травки, сереньких, как бы вымороженных до погибельной сухости кустиков голубики. (9)Один лишь цветок жил на холме уверенно, вызывающе, не прячась в благостное затишье, дерзко выйдя навстречу зазимкам, ветрам, таким частым тут в весеннюю пору.
(10)Цветок караулил солнце. (11)Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка. (12)Льдинка подтаивала, оседала, шире распирая празднично сияющие лепестки цветка, будто створки ворот, и тогда чашечка, почти выворачиваясь живым зевом, подставляла маковку солнцу, а льдинка оборачивалась в светлую каплю, освежая и питая собою цветок и назревающее в нем семя. (13)До ухода солнца, до самой последней секунды заката, цветок дышал теплом светила, поворачивая вслед ему яркую головку, после чего лепестки, с исподу отепленные шерстью, сразу плотно закрываются, грустно опадает головка, но внутри цветка, под лепестками, не кончается неприметная работа. (14)Жилкой вонзившегося в мерзлоту корешка цветок вытягивает влагу, дышит и обращает свое дыхание в зеркально-тонкую, прозрачную льдинку, которая утром снова поймает и соберет в пучок лучи солнца.
(15)Из утра в утро, изо дня в день идет невидная миру работа, пока не созреет маковка. (16)И тогда поблекнут, тряпично свернутся и опадут лепестки, сухо треснет, обломится былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит по тундре, соря черненькой пыльцой семян[1].
По В. Астафьеву
А1 | Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Что имел в виду автор, когда написал: «…обломится былка стебелька, уронит наземь погремушку-маковицу, ветром ее покатит по тундре, соря черненькой пыльцой семян»? |
1) Цветок погибнет от холода, его стебель обломится. 2) Люди сломают цветок. 3) Цветок сломается и превратится в сухой мусор. 4) Созревшая коробочка упадет и будет кататься по тундре, чтобы разбрасывать семена |
А2 | Почему рассказчик, описывая солнце, написал: «…выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой»? |
1) Закончилась полярная ночь, во время которой солнца не было. 2) Зимой солнце светило, но не грело, а с весной его лучи стали теплыми. 3) Зимой солнце было в холодном тумане, а теперь вышло на небо. 4) Это был полдень, поэтому солнце было высоко над тундрой. |
А3 | Как характеризует мальчика информация, заключённая в предложениях 3 – 6? |
1) Больше всего на свете мальчик любил цветы. 2) Мальчик был истощен от голода. 3) Мальчик стеснялся старых сапог. 4) Мальчик заблудился в тундре. |
А4 | Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дерзко» (предложение 8) |
1) непочтительно 2) оскорбительно 3) смело 4) грубо |
А5 | Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар в первом предложении называется причина того, о чём говорится во втором? |
1) 4 и 5. 2) 7 и 8. 3) 15 и 16. 4) 10 и 11. |
А6 | Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 3 мальчика называет «парнишка»?» |
Такое наименование говорит о… 1) тёплом, добром отношении рассказчика к герою. 2) пренебрежительном отношении рассказчика к герою. 3) значительной разнице в возрасте героя и рассказчика. 4) разнице в социальном положении героя и рассказчика. |
А7 | Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «робкие, паутинно-тонкие всходы мхов»? |
1) метафора 2) метонимия 3) эпитет 4) синекдоха |
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. |
B1 | Замените слово ХЛЯБАЛИ из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. |
Ответ:
B2 | Из предложений 2 – 3 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне. |
Ответ:
B3 | Из предложений 7 – 8 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный». |
Ответ:
B4 | Из предложений 4 – 6 найдите слово, в котором правописание буквы –Е- в суффиксе определяется тем, что оно образовано от инфинитива на –ИТЬ |
Ответ:
B5 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения. |
Солнце(1), выпутавшееся из густого меха зимы и поднявшееся уже высоко над тундрой,(2) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры,(3) загоняло в заросли стлаников,(4) смахивало к озерам,(5) в поймы рек. |
Ответ:
B6 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. |
Льдинка подтаивала,(1) оседала,(2) шире распирая празднично сияющие лепестки цветка,(3) будто створки ворот,(4) и тогда чашечка,(5) почти выворачиваясь живым зевом,(6) подставляла маковку солнцу,(7) а льдинка оборачивалась в светлую каплю,(8) освежая и питая собою цветок и назревающее в нем семя. |
Ответ:
B7 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. |
А этот цветок дерзко стоял на обдувном холме,(1) где не отошла еще, (2) лишь отпотела тонкая корочка земли,(2) питая робкие, (3) паутинно-тонкие всходы мхов,(4) нити сухоросной травки,(5) сереньких,(6) как бы вымороженных до погибельной сухости кустиков голубики. |
B8 | Замените словосочетание ПОЙМЫ РЕК (предложение 7), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. |
Ответ:
B9 | Выпишите грамматическую основу предложения 11. |
Ответ:
B10 | Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B11 | Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленными определением и обстоятельством. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B12 | Укажите количество грамматических основ в предложении 2. |
Ответ:
B13 | Среди предложений 10 – 16 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений. |
Ответ:
B14 | Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с сочинительной, бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
Ответы:
А1 | 4 |
А2 | 1 |
А3 | 2 |
А4 | 3 |
А5 | 1 |
А6 | 1 |
А7 | 3 |
В1 | болтались |
В2 | наклонялся, обирая |
В3 | всходы |
В4 | охваченный |
В5 | 3, 4, 5 |
В6 | 4, 7 |
В7 | 1 |
В8 | речные поймы |
В9 | лучи собирались грели |
В10 | 4 |
В11 | 3 |
В12 | 5 |
В13 | 16 |
В14 | 4 |
Тест № 5
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. Номер этого ответа обведите кружком. |
(1)На Выборгской стороне, где мы жили, чуть ли не в каждом третьем доме имелась булочная. (2)Были обыкновенные, русские, были финские, где продавались «финские сэпики», «финский крэкер», удивительно вкусные кренделя, лиловато-коричневые с поверхности, с угольками и соломинками, припекшимися к их нижней светлой стороне...
(3)И тем не менее каждое утро по всем лестницам всех домов мчались вверх и вниз нагруженные громадными, в пол человеческого роста, прутяными корзинами «булочники». (4)Смысл их работы заключался в возможности заскочить в каждую кухню раньше, чем горничная или кухарка успеют, обмотавшись теплым платком, выпорхнуть на морозную или дождливую улицу. (5)Они ухарски, но и очень легко, скидывали на пол корзину, снимали с нее подбитую для теплоизоляции клеенкой и еще чем-то крышку, и по кухне растекался сладкий и теплый тестяной и сахарный дух.
(6)На верху корзины был плоский вкладыш с пирожными, ниже лежали мелкие копеечные булочки всех сортов – розанчики, пистолетики, подковки, с тмином и с маком, облепленные сахарной глазурью и присыпанные крупной, как битое стекло, солью. (7)Тесто, возможно, всюду было одно, но испечено и вылеплено все это было так, что у каждого сорта оказывался свой вкус, свой вид, своя примета. (8)На каждый находились любители: всем хотелось именно своего.
(9)Внизу, в тепле, сохранялись крупные изделия: батоны, «домашние» булки, которые я очень любил, и калачи, с сырой мучкой под тестяным вкусным язычком. (10)Были там и сушки – розовые, шафранные, всякие...
(11)И, естественно, заспанной горничной уже никак не хотелось теперь выбегать в такую рань на мороз, и она тут же покупала копеечные булки по две штуки на алтын, не выходя из дома. (12)А барыня, сладко спавшая в этот хлопотливый утренний час, смутно догадывалась об обмане, но не давала себе труда наводить следствие...
(13)В летние месяцы из дворовых окон можно было услышать протяжный, надсадный вопль: «Моро-о-жин-но! Моро-о-жин-но! Сливошно-фисташково-лимонно моро-о-жин-но!»
(14)По мостовой двигалась закрытая тележка-ящик. (15)Ее толкал перед собой дядя в кожаном картузе и белом фартуке и черных, тоже кожаных, нарукавниках на локтях. (16)Вафли и формочки для них появились много позже; в девятисотых годах были только круглые и грушеобразные ложки на длинных ручках, ими и отмерялись порции. (17)Да ведь стоит вспомнить, что никаких холодильников, никаких «хладокомбинатов» тогда не было. (18)Не было и «сухого льда». (19)Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду... (20)А мороженое было вкусно!
(21)Ближе к осени звучала другая песня: «Арбузы, арбузы! Арбузы астраханские, арбузы! Кваску грушевого, яблочного, кваску!»
(22)Задержанный окликом сверху, останавливался мороженщик, замедляли ход астраханские арбузы. (23)Иногда выбегали на улицу посланные; случалось, сам владелец тележки поднимался наверх. (24)Сейчас меня удивляет: как редко тогдашние питерцы позволяли себе и своим чадам такие плодово-фруктовые удовольствия. (25)Никто ничего не слыхал тогда про витамины, никто и не воображал, что фрукты полезны. (26)А дынь в тогдашнем Петербурге и вообще почти никто не ел, в больших гастрономических магазинах продавали их как редкость.
(По Л. Успенскому)
А1 | Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем, по вашему мнению, автор объясняет необыкновенную привлекательность тех самых булок, которые были во времена его детства»? |
1) Они все были испечены из разного теста. 2) Это было единственное в ту пору лакомство. 3) Автор вообще любитель булок. 4) Их по разному посыпали и придавали им разную форму, поэтому каждый мог найти хлеб по вкусу. |
А2 | Почему, как пишет рассказчик, горничная «покупала копеечные булки по две штуки на алтын» у булочников, а не в магазине? |
1) У них хлеб был вкуснее. 2) Такое задание они получали от хозяев. 3) Им не хотелось выходить в холод на улицу. 4) У булочников хлеб был дешевле. |
А3 | Как характеризует мороженое начала ХХ века информация, заключённая в предложениях 13 – 20? |
1) Его делали вручную. 2) Его посыпали солью. 3) Его делали из невского льда. 4) Стаканчиков не было, мороженое продавали на палочке. |
А4 | Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «растекался» (предложение 5) |
1) образовывал лужи 2) плыл в разном направлении 3) распространялся 4) располагался |
А5 | Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения дополняет, конкретизирует содержанию первого? |
1) 1 и 2. 2) 6 и 7. 3) 18 и 19. 4) 22 и 23. |
А6 | Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 14 использует устаревшее слово «мостовая»?» |
Использование историзма говорит … 1) о желании автора передать колорит того времени более точно. 2) о невозможности заменить слово современным синонимом. 3) о стремлении передать речь простого народа. 4) о том, что именно так называют проезжую часть, покрытую асфальтом, в Петербурге. |
А7 | Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «не давала себе труда» (наводить следствие)? |
1) фразеологизм 2) метонимия 3) перифраз 4) синекдоха |
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. |
B1 | Замените индивидуально-авторское слово УХАРСКИ из предложения 5 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. |
Ответ:
B2 | Из предложений 1 – 5 выпишите слово, правописание буквы Ч в корне которого можно объяснить тем, что в родственном слове она чередуется с Ц (Ч//Ц). |
Ответ:
B3 | Из предложений 14 – 20 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный». |
Ответ:
B4 | Из предложений 1 – 5 найдите слово, в суффиксе которого правописание Е определяется безударной позицией. |
Ответ:
B5 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения. |
На верху корзины был плоский вкладыш с пирожными,(1) ниже лежали мелкие копеечные булочки всех сортов – розанчики,(2) пистолетики,(3) подковки,(4) с тмином и с маком,(5) облепленные сахарной глазурью и присыпанные крупной,(6) как битое стекло,(7) солью. |
Ответ:
B6 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. |
Они ухарски,(1) но и очень легко,(2) скидывали на пол корзину,(3) снимали с нее подбитую для теплоизоляции клеенкой и еще чем-то крышку,(4) и по кухне растекался сладкий и теплый тестяной и сахарный дух. |
Ответ:
B7 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. |
Внизу,(1) в тепле,(2) сохранялись крупные изделия: батоны,(3) «домашние» булки,(4) которые я очень любил,(5) и калачи,(6) с сырой мучкой под тестяным вкусным язычком. |
B8 | Замените словосочетание САХАРНОЙ ГЛАЗУРЬЮ (предложение 6), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
Ответ:
B9 | Выпишите грамматическую основу предложения 19. |
Ответ:
B10 | Среди предложений 14 – 26 найдите предложение с обособленным определением, у которого есть добавочное обстоятельственное значение причины. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B11 | Среди предложений 9 – 13 найдите предложение с однородными членами и обобщающим словом. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B12 | Укажите количество грамматических основ в предложении 22. |
Ответ:
B13 | Среди предложений 14 – 20 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B14 | Среди предложений 6 – 12 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
Ответы:
А1 | 4 |
А2 | 3 |
А3 | 1 |
А4 | 3 |
А5 | 1 |
А6 | 1 |
А7 | 1 |
В1 | задорно |
В2 | горничная |
В3 | вспомнить |
В4 | лиловато-коричневые |
В5 | 2, 3, 4, 5 |
В6 | 4 |
В7 | 4, 5 |
В8 | глазурью из сахара |
В9 | килограмм мороженого вертелся |
В10 | 22 |
В11 | 9 |
В12 | 2 |
В13 | 16 |
В14 | 7 |
Тест № 6
Прочтите текст и выполните задания A1 – A7; B1 – B14. Номер этого ответа обведите кружком. |
(1)Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. (2)Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток», а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. (3)Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами.
(4)Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. (5)Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. (6)Деликатность ее выражалась главным образом в манере есть. (7)Она никогда не попрошайничала, наоборот, ее всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку.
(8)Между Барбосом и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. (9)Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но, во всяком случае, явно она никогда этого не высказывала.
(10)Однажды к нам во двор забежала бешеная собака. (11)Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал. (12)Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей, и на животных.
(13)Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. (14)Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. (15)Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. (16)Потом они столкнулись... (17)Это все произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. (18)От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу. (19)Когда Жульку осмотрели, то на ней не нашли ни одного следа зубов, и, вероятно, собака не успела ее даже укусить. (20)Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке... (21)В один день она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь темном углу, то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. (22)Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда ее звали по имени. (23)На третий день она так ослабела, что не могла приподняться с земли. (24)Глаза ее, такие же светлые и умные, как и прежде, выражали глубокое внутреннее мучение. (25)По приказанию отца, ее отнесли в пустой дровяной сарай, чтобы она могла там спокойно умереть ...
(26)Через час после того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. (27)Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. (28)Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.
(29)Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. (30)Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову – ей это не удалось. (31)В прощании собак было что-то трогательное ...
(32)Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. (33)Он уже больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. (34)Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. (35)Жулька лежала неподвижно на боку. (36)Она издохла...
(По А.И. Куприну)
А1 | Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Чем автор объясняет гибель Жульки»? |
1) Она умерла от старости. 2) Собака не выдержала перенесенного стресса. 3) Ее искусала бешеная собака. 4) Жулька получила травмы, когда «от сильного толчка она упала и покатилась по земле». |
А2 | Почему рассказчик, говоря об ушах Барбоса, сравнил их с: «причудливыми фестонами»? |
1) Уши были красивые. 2) Они воинственно торчали вверх. 3) Они висели, как тряпочки. 4) Уши были порваны в драках. |
А3 | Как характеризует Бульку информация, заключённая в предложениях 4 – 18? |
1) Это была злая сторожевая собака. 2) Булька была задирой. 3) Булька была маленькой, но самоотверженной собакой. 4) Булька не любила чужаков. |
А4 | Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «искони» (предложение 3) |
1) всегда 2) повсеместно 3) с давних пор 4) с недавних пор |
А5 | Ниже даны пары предложений из прочитанного текста. В какой из этих пар содержание второго предложения содержит причину того, о чем говорится в первом предложении первого? |
1) 11 и 12. 2) 13 и 14. 3) 21 и 22. 4) 32 и 33. |
А6 | Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 5 говорит, описывая характер Бульки, использует эпитеты «деликатная, почти застенчивая вежливость»?» |
Использование эпитетов говорит … 1) о желании автора передать характер собаки более образно. 2) о стремлении усилить мысль о том, что собака была не наглая, а скромная. 3) о стремлении вызвать жалость читателя. 4) о том, что именно эта черта характера заставила Бульку кинуться на бешеную собаку. |
А7 | Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении «в особенно горячие периоды собачьего флирта»? |
1) метафора 2) метонимия 3) перифраз 4) синекдоха |
Ответы на задания B1 – B14 записывайте словами или цифрами. |
B1 | Замените слово ИЗДОХЛА из предложения 36 общеупотребительным синонимом. Напишите этот синоним. |
Ответ:
B2 | Из предложений 13 – 24 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. |
Ответ:
B3 | Из предложений 19 – 25 выпишите слово, правописание приставки ПРИ- в котором определяется значением «неполноты действия». |
Ответ:
B4 | Из предложений 4 – 7 найдите прилагательное, в котором правописание буквы И в суффиксе определяется тем, что этот суффикс всегда пишется единообразно. Выпишите это слово. |
Ответ:
B5 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при выделении водного слова. |
Может быть,(1) втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры,(2) но,(3) во всяком случае,(4) явно она никогда этого не высказывала. |
Ответ:
B6 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения. |
Когда Жульку осмотрели,(1) то на ней не нашли ни одного следа зубов,(2) и,(3) вероятно,(4) собака не успела ее даже укусить. |
Ответ:
B7 | В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. |
Как только отворили дверь сарая,(1) Барбос стремглав бросился к Жульке,(2) бессильно лежавшей на земле,(3) обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза,(4) в морду,(5) в уши. |
B8 | Замените словосочетание ДРОВЯНОЙ САРАЙ (предложение 25), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. |
Ответ:
B9 | Выпишите грамматическую основу предложения 31. |
Ответ:
B10 | Среди предложений 26 – 31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B11 | Среди предложений 1 – 9 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B12 | Укажите количество грамматических основ в предложении 28. |
Ответ:
B13 | Среди предложений 26 – 36 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
B14 | Среди предложений 4 – 9 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения. |
Ответ:
Ответы:
А1 | 2 |
А2 | 4 |
А3 | 3 |
А4 | 3 |
А5 | 2 |
А6 | 2 |
А7 | 3 |
В1 | умерла |
В2 | выскочила |
В3 | приподняться |
В4 | застенчивая |
В5 | 1, 3, 4 |
В6 | 2 |
В7 | 1 |
В8 | сарай для дров |
В9 | было что-то трогательное |
В10 | 27 |
В11 | 4 |
В12 | 2 |
В13 | 30 |
В14 | 7 |
[1] Для справок: куржак – иней; бродни – бахилы, обычная обувь сибиряка; зазимки – заморозки; маковица – вершина, верхушка, маковая головка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Личностно ориентированный подход при подготовке обчающихся к сдаче ГИА в формате ЕГЭ....
Презентация для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА
материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА...
Презентация для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА
материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА...
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"
В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....
Разработка урока "УРОК ЖИЗНИ" в 11 классе (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)
Разработка урока "Урок жизни" в 11 классе (подгоовка учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)...
Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.
Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...
Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)
В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....