Дифференцированное обучение при подготовке учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку
статья по русскому языку (9 класс) на тему

Буланова Оксана Владимировна

Личный опыт подготовки учащихся к экзаменам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_shmo_bulanova_10.02.2012.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Буланова О.В., учитель русского языка и литературы МКОУ КСОШ № 2

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы с Вами будем говорить о реализации дифференцированного обучения при  подготовке наших девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку. Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям, пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. При любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально в соответствии:

  1. с уровнем работоспособности и темпом учащихся;
  2. с особенностями восприятия, памяти, мышления.

Одним из видов работ, которые выполняет выпускник в ГИА по русскому языку – изложение. На уроках   и дополнительных занятиях нужно учитывать  возможности ученика и заранее проводить  подготовку.  Перед изложением слабые ученики  заранее знакомятся с текстом . На уроке детей можно собрать в группы, подготовить для них вопросы  по тексту ,  слабые ученики готовят пересказ,  объясняют написание слов. При подготовке  слабым ребятам готовятся карточки с опорными словами, с планом, с возможным началом или заключительной частью.
Это дает возможность справиться с заданием, обрести уверенность, повысить интерес к учебной деятельности.

 Не секрет, что среди наших выпускников есть разные дети по уровню подготовки. Нельзя забывать  и о сильных детях, они тоже должны идти вперёд и развиваться. Поэтому на дополнительных занятиях иногда целесообразно приглашать детей  с одинаковым уровнем подготовки.

Мне хотелось бы привести пример работы с детьми  среднего уровня работоспособности.

(ПРИЛОЖЕНИЕ № 1       презентация)

           СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Цели урока:
1) обобщение знаний о способах сжатия текста;
2)совершенствование практических навыков компрессии теста

Задачи

  1. Вспомнить особенности сжатого изложения;
  2. Повторить требования, предъявляемые к сжатому изложению на ГИА;
  3. Обобщить знания о способах компрессии текста;
  4. Отрабатывать навыки сжатия текста разными способами.

Что требуется

  1. ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, ОТРАЗИВ ВСЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ МИКРОТЕМЫ

       2. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

3. СОЗДАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СМЫСЛОВОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗНОСТЬЮ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕНИЯ

А теперь я предлагаю Вам поработать .  У Вас есть ЛИСТОК КОНТРОЛЯ. Нам будет нужно  выполнить все задания.

ЛИСТОК КОНТРОЛЯ ((приложение № 2)

ученика 9___ класса ________________________________ .

Тема урока: Практическая работа по применению способов компрессии при подготовке к написанию сжатого изложения. 

I. Исключение подробностей и деталей, второстепенной информации

Задание 1. ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ  ЯЗЫКОВОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ 

В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян, а о рабочих, пролетариате, говорили редко.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Обобщение конкретных, единичных явлений

Задание 3. СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ

Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды – всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. ПРИМЕНИТЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Многие утверждают, что слушать музыку лучше дома, чем в зале, потому что никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Слияние предложений.

Задание 5. СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.                                                                                (По К. Паустовскому)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ)

Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия. 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за  внимание. Желаю всем  отличных результатов на ГИА!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Личностно ориентированный подход при подготовке обчающихся к сдаче ГИА в формате ЕГЭ....

Презентация для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА

материал для подготовки учащихся к сдаче экзамена по русскому языку в формате ГИА...

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"

В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....

Разработка урока "УРОК ЖИЗНИ" в 11 классе (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)

Разработка урока "Урок жизни" в 11 классе (подгоовка учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...