Методические материалы для подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Данные материалы помогут учащимся 9 класса наиболее качественно подготовиться к экзамену, вспомнить и систематизировать знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oge-2-14.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ
по русскому языку
Подготовила: Борщева Н.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Чехломеевская ОШ»
2. Смысловой анализ текста.
От ученика требуется знание следующих тем: «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста».
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно и вдумчиво прочитайте текст не менее двух раз.
- Вдумайтесь в вопрос, на который надо найти ответ.
- Определите, какой из предлагаемых ответов соответствует вопросу.
3. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Ученик должен знать, выполняя задание: чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать изобразительно-выразительные средства русского языка.
Алгоритм выполнения задания:
- Если в задании требуется найти среди данных предложений то, в каком используется определенное средство выразительности, то для этого необходимо:
- вспомнить, что означает указанный в задании лингвистический термин;
- внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов;
- определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выразительности;
- выбрать правильный ответ.
2. Если в задании требуется определить, какое средство речевой выразительности использовано в указанном предложении и передает психологическое состояние героя, то для этого необходимо:
- внимательно прочитайте список изобразительно-выразительных средств языка, представленных в выборке ответов;
- вспомнить, что означает каждый из лингвистических терминов;
- прочитать данное предложение еще раз и подумать над тем, какое средство выразительности использовано в нем;
- в случае затруднения можно воспользоваться приемом исключения из списка тех лингвистических терминов, которые по смыслу не могут быть использованы в указанном предложении.
4. Правописание приставок.
Ученик должен знать, выполняя задание: правописание приставок.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно прочитайте все слова.
- Найдите среди них слово, которое требовалось отыскать согласно заданию.
- Убедитесь, что правописание приставки в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.
5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание личных окончаний глаголов.
Ученик должен знать, выполняя задание: правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Алгоритм выполнения задания:
- Внимательно прочитайте все слова.
- Найдите среди них слово той части речи, которое требовалось отыскать согласно заданию.
- Убедитесь, что правописание суффикса в нем определялось правилом, обозначенном в формулировке задания.
6. Лексика и фразеология.
Ученик должен знать, выполняя задание: лексика и фразеология. Синонимы. Группы слов по происхождению и употреблению.
Алгоритм выполнения задания:
- Прочитайте предложение и определите лексическое значение указанного в задании слова.
- Подберите к этому слову возможные синонимы.
- Определите, какой из подобранных синонимов
А) наиболее употребителен;
Б) не носит оттенка книжности и разговорности;
В) обладает минимальной экспрессией;
Г) стоит первым в синонимичном ряду, открывая его.
Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным.
- Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.
7. Виды подчинительной связи в словосочетании.
Ученик должен знать, выполняя задание: что такое словосочетание; виды подчинительной связи между главным и зависимым словом в словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Алгоритм выполнения задания:
- При образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:
- Если оба слова изменяются – это согласование;
- Если одно слово управляет другим в каком-либо падеже – это управление;
- Если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания – это примыкание.
- Проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:
- Если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное – это согласование;
- Если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, - это управление;
- Если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного – это примыкание.
- Внесите в бланк ответов ваш вариант ответа.
8. Способы выражения главных членов предложения.
Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке.
Алгоритм выполнения задания:
- Выделите грамматические основы в предложении.
- Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова:
- Рад, готов, должен, обязан, способен, намерен, согласен, вынужден;
- Являться, казаться, становиться, стать, сделать, оставаться, оказаться, считаться, выглядеть;
- Надо, нужно, необходимо.
- Если эти слова имеются в составе сказуемого, то ищите к ним предложение (еще одно слово), и тогда вы правильно определите границы составного сказуемого (я рад побывать на конференции).
- Внесите в бланк ответов выделенную грамматическую основу.
9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения.
Ученик должен знать, выполняя задание: простое предложения, осложненное однородными членами, знаки препинания при них; простое предложение, осложненное обособленными членами: обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями, доролнениями.
Алгоритм выполнения задания (поиск предложения с однородными членами):
- Найдите в предложении однородные члены: они должны отвечать на один и тот же вопрос, задаваемый от одного слова, и произноситься с интонацией перечисления.
- Убедитесь, что найденные вами однородные члены предложения связаны сочинительной или бессоюзной связью.
- Внесите в бланк ответа те цифры, под которыми в тексте идут найденные вами предложения с однородными членами.
Алгоритм выполнения задания (поиск предложения, осложненного обособленными членами):
- Прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания.
- Помните о том, что
- обособленные определения отвечают на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие? и выражаются причастными оборотами, именами прилагательными с зависимыми словами, одиночными прилагательными;
- обособленные обстоятельства отвечают на вопросы: что делая? Что сделав? и выражаются одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;
- обособленные приложения отвечают на вопросы: кто именно такой? Что именно такое? и выражаются одиночными именами существительными или именами существительными с зависимыми словами, которые поясняют, уточняют в предложении другое имя существительное или личное местоимение;
- обособленные дополнения выражаются
а) именами существительными или местоимениями с предлогом кроме в значении «за исключением кого- или чего-либо», «не считая кого- или чего-либо», «вдобавок к кому- или чему-либо»;
3. Выберите правильный ответ.
10. Вводные слова, обращения и уточняющие обособленные обстоятельства.
Ученик должен знать, выполняя задание: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; что такое обращение; какие знаки препинания ставятся при обращении; что такое уточняющие члены предложения (уточняющие обстоятельства).
Алгоритм выполнения задания (вводное слово)
- Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове, проверьте, является ли найденное вами слово вводным или схожим с ним по звучанию членом предложения, то есть определите, можно или нельзя его отбросить или удалить из предложения:
- вводные слова можно изъять из предложения или изменить их другими синонимичными вводными словами, они выделяются запятыми;
- схожие по звучанию с вводными словами члены предложения нельзя изъять без изменения смысла синтаксической конструкции, они не выделяются запятыми.
2. Помните о том, что не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова:
- как будто, словно;
- частицы и некоторые наречия: авось, большей частью, будто, буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, всё равно, все-таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, на редкость, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайней мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
3. Не забывайте о том, что в задании в указанном предложении могут быть два и более вводных слова.
Алгоритм выполнения задания (обращение)
- Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов произносится с особой (звательной) интонацией и называют того, к кому обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам, но и к неодушевленным предметам.
- Помните о том, что в качестве обращения в предложении обычно выступает имя существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного.
- Не забывайте о том, что обращение может быть распространено пояснительными словами и представлять собой сочетание нескольких слов.
Алгоритм выполнения задания (уточнение)
- Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том, что найденное вами слово или сочетание слов
- отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО, ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?
- конкретизирует место, время или образ того действия, о котором говорится в предложении.
2. Помните о том, что уточнение – это всегда сужение объема понятия, его ограничение.
11. Выделение грамматических основ в предложении.
Ученик должен знать, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого в русском языке
Алгоритм выполнения задания:
- Выделите грамматические основы в предложении.
- Запишите правильный ответ в бланк ответов.
12. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Ученик должен знать, выполняя задание:
- уметь отличать сложносочиненные предложения от сложноподчиненных в зависимости от союзов, соединяющих простые предложения в их составе;
- иметь представление о группах сочинительных союзов и выполняемых ими функциях;
- понимать, что сочинительные союзы могут связывать как однородные члены, так и простые предложения в составе сложносочиненного;
- знать, что такое сложноподчиненное предложение и какого его строение;
- осуществлять пунктуационный анализ.
Алгоритм выполнения задания:
- Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;
- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.
3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- если на границе простых предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит, перед вами бессоюзное сложное предложение;
- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.
- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.
13. Синтаксический анализ сложного предложения.
Ученик должен знать, выполняя задание:
- сложное предложение с разными видами связи между частями;
- виды сложных предложений (БСП, ССП, СПП);
- отличие сложносочиненных предложений от сложноподчиненных в зависимости от союзов, употребляемых в них;
- отличие бессоюзных сложных предложений от сложноподчиненных, в которых придаточная часть предшествует главной.
Алгоритм выполнения задания:
- Определите, сколько грамматических основ имеется в данном предложении:
- если одна грамматическая основа, то предложение будет простым;
- если две и более грамматической основы, то предложение будет сложным.
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного;
3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения в составе сложного:
- если на границе предложений нет союзов, а присутствует только пунктуационный знак (, ; : - ), значит перед вами сложное бессоюзное предложение;
- если на границе простых предложений находится сочинительный союз (И, А, НО, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ИЛИ, ЛИБО, ЖЕ и др.), предложение может быть сложносочиненным, но проверьте, не соединяет ли сочинительный союз однородные члены.
- если на границе простых предложений находится подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ, ИБО, ХОТЯ, ГДЕ, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ЧТОБЫ и др.), предложение сложноподчиненное.
14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
Ученик должен знать, выполняя задание: виды соподчинения придаточных предложений к главному (последовательное, однородное, параллельное соподчинение).
Алгоритм выполнения задания:
- Найдите СПП с тем видом соподчинения, который указан в задании.
- Впишите номер данного предложения в бланк ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"
В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....
Методические материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе
Данный материал содержит методические рекомендации к заданиям 2-14 ГИА Русский язык с образцами выполнения...
Дидактические материалы для подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку
Дидактический материал для подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку...
Материалы по подготовке к огэ и егэ по русскому языку
Контрольные работы по литературе 9-11 классы...
Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.
Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...
Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе
Материалы для подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (шаблоны ответов, клише, планы ответов, способы включения высказываний в текст, примеры текстов)...
Информационно-методические материалы для подготовки учащихся к олимпиадам по математике и физике
Здесь можно найти источники для подготовки к олимпиаде по математике и физике...