Педагогическая практика: «Автоматизация и дифференциация звуков, посредством использования логопедических нейрокарточек у старших дошкольников с ТНР»
методическая разработка
Педагогическая практика «Автоматизация и дифференциация звуков, посредством использования логопедических нейрокарточек у старших дошкольников с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_praktika_1.docx | 44.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков, посредством использования логопедических нейрокарточек у
старших дошкольников с ТНР»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества
детей с речевыми отклонениями. Поэтому все больше требуется помощь
учителя-логопеда. Тяжелые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определенных мозговых областей. У детей дошкольного возраста с ТНР наблюдаются выраженные нарушения
межполушарного взаимодействия. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь - высшая психическая функция, и чаще всего страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. Введение поставленных звуков в самостоятельную речь – окончательная цель работы по исправлению нарушенного звукопроизношения у ребенка в детском саду. Неоспоримый факт, что данный процесс длителен и трудоемок. Поэтому идет постоянный поиск новых эффективных технологий по быстрой и прочной системе автоматизации звуков. В своей практике я использую авторские логопедические нейрокарточки Канаевой О.Ф. и В. Домниковой.
Цель: повысить качество автоматизации и дифференциации звуков в речи, посредством логопедических нейрокарточек у старших дошкольников с ТНР.
Задачи:
- Стимулировать речевую активность детей;
- Автоматизировать и дифференцировать звуки посредством нейрокарточек;
- Развивать слухоречевое внимание детей;
- Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
- Развивать мелкую моторик
Основная идея практики заключается в том, что обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи дети знакомятся с технологией (кинезиологические упражнения), в процессе которой улучшается работа головного мозга и развитие межполушарного взаимодействия. Нейроигры с речевым материалом учат ребёнка синхронизировать выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, чистоговорок, потешек, стихотворений. При использовании нейрокарточек на занятиях речевые и психические процессы корректируются через движения, то есть запускается механизм в головном мозге. В процессе таких игр создаются новые нейронные связи, которые улучшают работу головного мозга.
Данные игры целесообразно применять на индивидуальных логопедических занятиях на всех этапах: от постановки звуков до их автоматизации в речи.
Средством реализации задач в рамках данной практики являются логопедические нейрокарточки.
Логопедические нейрокарточки — это дидактический материал, который предназначен для проведения логопедических, развивающих и коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста.
Я пользуюсь авторскими логопедическими пособиями по автоматизации, дифференциации и моторному планированию слогов раннего и позднего онтогенеза «Различаем слоги» Канаевой О.Ф. — комплект из 90 нейрокарточек на различение ранних и поздних звуков в слогах и комплект из 70 нейрокарточек на различение ранних и поздних звуков в словах, а также нейроальбомом с играми и упражнениями по лексическим темам и нейроальбомом с межполушарными упражнениями для развития мозга В. Домниковой. При выполнении цепочки действий, указанных на картинке, у ребёнка идёт переключение внимания. Называя слоги и слова, ребёнок отрабатывает правильное произнесение звуков раннего и позднего онтогенеза.
Способы реализации:
Кинезиологические дорожки-лабиринты для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука. Можно использовать как одну дорожку, так и две, а также две разные дорожки.
Кинезиопозы — упражнения с попеременным переключением позы рук и одновременным проговариванием слов (картинок) с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками.
Кинезио-коврик-дорожки. Ребёнок ведёт указательными пальцами или маркерами (карандашами) линии одновременно двумя руками по двум дорожкам на карточке, одновременно проговаривая автоматизируемый звук.
Кинезиоклассики для обоих пальцев рук. Упражнение выполняется двумя руками. На небольшие прямоугольники нужно установить указательный и средний палец, на длинные (один) — указательный и средний палец, сложить вместе. Каждая рука движется в одно и то же время по собственной дорожке, переставляя пальцы одновременно. Во время прохождения дорожки-классиков произносятся слоги с автоматизируемым или дифференцируемыми звуками.
5. Свою работу я выстраиваю в III этапа.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Изготавливаю нейроальбомы.
- Разучиваю вместе с воспитанниками и отрабатываю техники упражнений.
- Добавляю речевые сопровождения.
- Подключаю движения языка к движениям рук.
- Сочетаем дыхательные и двигательные упражнения.
- Дополняем двигательные упражнения учебными действиями.
- Постепенно прорабатываю упражнений. Вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения — самостоятельно (индивидуально или в группе).
II. ЭТАП- АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ:
Игра «Попробуй повтори» Для автоматизации звуков со сменой позы рук используем карточки на разные группы звуков.
Нужно повторить правильно все слоги или слова по порядку и на каждое слово выбрать позу руки.
Начинаю работать с этими карточками на этапе автоматизации звука в слогах. Картотека разработана на все группы звуков. Ребёнок смотрит на карточку, произносит слоги по порядку и на каждый слог меняет положение пальцев рук.
После того, как ребёнок усвоил поставленную задачу, мы переходим к следующему этапу-автоматизация звука в словах, словосочетаниях.
Игра «Нарисуй двумя руками»
Двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).
Игра «Найди такую же картинку»
1.Автоматизация звуков (распечатайте игровое поле, заламинируйте. Перед вами 2 поля, в которых повторяются картинки, но размещены в разных клетках. Ребенок должен найти 2 одинаковые картинки, назвать и одновременно обвести двумя руками или показать.
2.1 ребенок двумя руками соединяет верхние точки с нижними от края к середине или наоборот. И произносит получившиеся предложение. Пример: «У дракона ведро, а у носорога роза».
2.2 на каждый звук 2 варианта выполнения- соединения точек по пунктирным линиям и без.
III. ЭТАП. - ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
Далее я использую материал на дифференциацию звуков З/Ж, С/Ш, Л/Р в слогах, в словах с переключением (смены позы рук).
6. Данная практика обеспечивает следующие результаты:
- У старших дошкольников с ТНР значительно активизируется речевая активность. Процессы автоматизации и дифференциации значительно улучшились, намного меньше встречаются аграмматизмов в речи.
- Слухоречевое внимание детей существенно повысилось. Результат повышения слухоречевого внимания детей может выражаться в улучшении связной речи в плане осмысленности, цельности, полноты и последовательности высказывания, его лексико-грамматического оформления, а также в увеличении объёма речевой продукции.
- Активизировались нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка; Речедвигательный анализатор имеет непосредственное отношение к процессу говорения. Периферический отдел осуществляет двигательный речевой акт, а центральный выполняет функции синтеза двигательного акта, координации, последовательности и переключаемости речевых движений.
- Совершенствование мелкой моторики. Кисти и пальцы приобретают хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений. Большинство детей достигает высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
7. Способы/средства/ инструменты измерения результатов практики.
В процессе использования логопедических нейрокарточек отмечается определенная положительная динамика в развитии детей с речевыми дефектами.
Для измерения результатов практики по автоматизации и дифференциации звуков посредством нейрокарточек я использую следующие способы и инструменты:
- Наблюдение. Оценка активности и вовлечённости детей в процессе работы с логопедическими нейрокарточками.
- Оценка прогресса в выполнении заданий. На логопедических нейрокарточках есть разнообразные изображения: разноцветные геометрические фигуры, различные картинки (например, лист кувшинки — для ладони, лягушка — для кулака). По тому, как ребёнок переставляет руки и пальцы в нужные позиции, можно оценить, насколько хорошо он справляется с заданиями на автоматизацию звуков на уровне слогов, дифференциации звуков и развития фонематического восприятия, а также с делением слов на слоги.
- «Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста» О.И. Крупенчук.
Обследование звукопроизношения старших дошкольников до начала использования практики и после её применения (обследования проходили 6 детей): период 2023-2024 г. - у 6 детей - 60% звуки автоматизированы полностью, у 40 % - этап не завершен. Период 2024-2025г - 6 детей – 90% звуки полностью автоматизировались, 10% - этап не завершен. Из чего я делаю вывод, что эта технология эффективна.
8. В реализации практики мне пришлось столкнуться с трудностями подбора индивидуального материала для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
9. Для достижения положительного результата в работе с практикой, я рекомендую:
1. придерживаться этапов практики
2. подбирать материал – карточки в соответствии с возрастными особенностями детей.
3. логопедические нейрокарточки должны быть яркими, насыщенными и интересными детям.
4. систематически использовать логопедические нейрокарточек в работе
5. ознакомиться со следующей литературой:
1.Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии.- М.: Академия,
2018. - 672 c.
2.Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова - М.: АЙРИС-пресс, 2015. - 416 c.
3.Крупенчук О. И. Движение и речь. Кинезиология в коррекции детской речи
/ под ред Т. Кондаковой– М.: Литера, 2021. - 48 c.
4.Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения – М.: Айриспресс, 2018. - 112 c.
5. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М.: 2001.
6. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения: учебник. М.: Айрис-пресс, 2018.
7. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ (ОНР): рабочая тетрадь» - Ростов н/Д: Феникс, 2020.
8. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: речедвигательные игры» - Ростов н/Д: Феникс, 2022.
10. Каткова Л.И. «Нейропсихологические методы и приемы в работе учителя – логопеда». URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/08/22/ neyropsihogicheskie-metody-i-priyomy-v-rabote-uchitelya-logopeda
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...
Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [р] - [р’] в тексте». (Индивидуальное занятие с использованием элементов ИКТ.)
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения....
Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков.
При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но ...
Использование методики Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Использование методики Е.Ф. Архиповой: Автоматизация и дифференциация звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции...
Консультация для родителей:"Логопедические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков".
В данной консультации представлены логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков, которые помогают делать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познав...
Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков
Приведенные ниже игры и упражнения помогут педагогу сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребенка, который с удовольствием будет ходить на индиви...