" Влияние художественной литературы на духовное развитие ребенка" -урок-исследование
презентация к уроку (7 класс)

Тихонова  Надежда Николаевна
В презентации представлен материал по работе с текстами на уроке литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon issledovanie_97-2003.ppt1.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Влияние художественной литературы на духовное развитие подростка» Урок-исследование Презентацию подготовила Н.Н. Тихонова зав. школьной библиотекой МБОУ СОШ № 10

Слайд 2

Цель: влияние художественной литературы на духовно-нравственное развитие подростка. Задачи: провести анализ посещения библиотеки; провести опрос в классе на тему: «Значение книги в жизни современного школьника» проанализировать проблематику произведений и выяснить, какие уроки они несут; раскрыть духовные ценности, нравственные законы в жизни героев произведений; развивать коммуникативные навыки и сценические умения; воспитывать любовь к природе, окружающей среде; изготовить проектный продукт « Музей трех произведений»; изготовить презентацию.

Слайд 3

Методы исследования: работа с таблицей ПМИ; работа по методу ОВОД; работа с упражнением «Алфавит эмоций»; работа с упражнением «Синквейн»; работа со схемой «Кластер»; работа с простым и цитатным планом; работа с вопросами по тексту; работа с вопросами открытого диалога; работа со словарем.

Слайд 4

Анализ посещения школьной библиотеки 7В класса

Слайд 5

Время, потраченное на чтение

Слайд 6

Предпочитаемый источник информации

Слайд 7

Любимый писатель

Слайд 9

Метод ОВОД О сновные мысли В нимательное чтение О бзор Д оводка Показать силу, красоту человека Антипыча, Настя, Митраша, родители детей Антипыч- настоящий охотник Пересказ текста по памяти Проблема выбора своего пути Конфликт между Митрашей и Настей Готовлю отрывок на память Столкновение двух начал: добра и зла Серый помещик, Травка, Блудово болото Зло Добро Единение человека и природы Крик зайца, журавли встречают солнце, ель и сосна сплелись корнями, крик тетерева- косача, елочки старушки Перечитываю изображения природы

Слайд 10

Исследование имени Насти и Митраши (таблица Кластер) Воскресшая к жизни Настя и Митраша Дмитрий Золотая курочка Богиня Диметра Конфликт: «Выбор своего пути» Солнечная Земледелияплодородия Хозяйка Хозяин земли

Слайд 11

Вывод На примере главных героев писатель показывает силу, красоту человека, его могущество. Смысл произведения заключается в единении человека и природы.

Слайд 12

Виктор Петрович Астафьев

Слайд 13

Метод исследования: таблица ПМИ П (плюс) Описание пряника конем, то что у Вити есть бабушка, то что семья Левонтия не была жадной, описание природы, доброта бабушки ее великодушие, доброта дедушки М (минус) Как вели себя дети Левонтия, как жили их родители, описание избы этой семьи, то что мальчик обманул бабушку, то что соседские мальчишки лазали в чужой огород И (интересно) Узнать больше о реке Енисее, о жизни в Сибири в послевоенное время, узнать о пряниках.

Слайд 14

Диалог с текстом Как воспитывали Витю . 1. Бабушка – внуку: «Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем» Учит зарабатывать деньги 2. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба: «Ешь за столом, иначе худо будет» Дисциплинирует внука 3. Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу. которую он должен был сделать в доме и вокруг дома Неравнодушие желание помочь Как воспитывали детей в семье Левонтия 1. «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусит положено» Норовят цапнуть побольше 2. «Какая-то неспокойность. Лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей» Суета и нестабильность не сулят ничего хорошего

Слайд 15

Работа со словарем Словарь сибирских слов В.Астафьева «Конь с розовой гривой» Бегишь и не запнешша -бежишь и не зацепишься Долго-от - долг Выдь отсюдова - выйди отсюда Домовниху -домовой Дитятко -дитя Куски выглядывать - попрошайничать Слобода -свобода Мой малой -мой мальчик Потачил -потакать

Слайд 16

Выводы 1. Не всегда нужно наказывать физически. 2. Прощение -это не награда, а освобождение от напряжения вины прощаемого. 3. Прощение облагораживает человека, заставляет задуматься над своим поступком.

Слайд 17

Валентин Григорьевич Распутин

Слайд 18

Простой и цитатный план по рассказу Распутина « Уроки французского» Простой план 1.Одиночество мальчика 2.Драка 3.Снова избили 4.Занятия французским языком 5.Игра в «замеряшки» 6.Лидия Михайловна Цитатный план 1.«Но едва я оставался один, сразу навалилась тоска». 2.«Не было в тот день и не могло быть во всем белом свете человека несчастнее меня» 3.«Но больше всего подгонял голод. Мне нужен был рубль - уже на молоко, а не на хлеб» 4.«Я шел туда как на пытку» 5.«Что ж давайте играть по-настоящему, Лидия Михайловна, если хотите» 6.«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они»

Слайд 19

Уроки доброты 1. Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это. 2. Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам. Не надейся на окружающих. 3. Будь добрым и отзывчивым, люби людей 4. Не горячись, уступи тем, кому все равно не докажешь. 5. Будь принципиальным. Не пресмыкайся.

Слайд 20

Алфавит эмоций Алфавит эмоций А Боль Восхищение Горечь Доброту Жалость З Испуг К Любовь М Н Обиду Переживания Радость Счастье Теплоту Х Ч Щ Э Ю Я

Слайд 21

Упражнение «Синквейн» Уроки Нравственные, духовные Помогают, направляют, обучают Уроки жизни Память Мальчик Умный , настойчивый Учиться, выживает, выигрывает Продолжает учебу Учительница

Слайд 22

Анализ трех произведений Область изучения Временные рамки Главные герои ( дети) Главные герои (взрослые) Цели Проблемы Литература 20 века М.М. Пришвин В.П. Астафьев В.Г. Распутин События после ВОВ Место действия- сибирская деревня Митраша Настя, Витя, Санька, Танька, Птаха, Владик, Валя Антипыч. Екатерина Петровна, Левонтий, Лидия Михайловна Духовно-нравственное воспитание человека Человек и природа Наказание Доброта

Слайд 23

Анализ посещения школьной библиотеки 7В класса в конце проекта

Слайд 24

Для чего нужны книги?

Слайд 25

Спасибо, за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкахудожественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...

Влияние театрализованной деятельности на понимание художественной литературы.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликатьс...

Влияние художественной аэрографии на восприятие вещей.

    С помощью художественной аэрографии можно создать необходимый эффект  в зрительном восприятии и оценке формы того или иного объекта (машине, телефоне, интерьере), помогает из...

ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Во все времена художественная литература играла  ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед литературой преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Нас...

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...