Рабочая программа кружка дополнительного образования «Живое слово»
рабочая программа (9 класс)

Ходкова Татьяна Александровна

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Живое слово», 9 класс9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_zhivoe_slovo.docx57.63 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка дополнительного

образования «Живое слово»

 (класс)  9

количество часов  - 144 ч.(4 ч. в неделю)

Педагог: Ходкова Т.А.

2021-2022 уч. год

Пояснительная записка

показатели

1

Тип программы

Программа дополнительного образования

2

Статус программы

Рабочая программа кружка «Живое слово».

3

Нормативные документы

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;
  2. ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  3. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
  4. Проект Концепции развития дополнительного образования детей  до 2030 г.;
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС ООО);
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным        общеобразовательным программам»;
  8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;
  9. Письмо Министерства образования и науки РФ N 09-3242 от 18 ноября 2015 г. «Методические рекомендации        по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  10. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  11. Положение        о                дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе педагога ОО;
  12. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897);
  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2019 №345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
  14. Положение о рабочей программе МБОУ «СОШ №4» г.Меленки;
  15. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №4»г.Меленки на 2021-2022 уч.год.

4

Категория обучающихся

учащиеся общеобразовательных школ

5

Сроки освоения программы

2021-2022

6

Общее количество часов в год по программе/ по учебному плану/фактически

144

7

Количество часов в неделю

4

8

Аргументация изменения количества часов

 

9

Аргументация использования резервных часов

 

10

Инструментарий для оценивания результатов:

 

Сочинения

Тесты/контрольная работа

11

Форма обучения

очная

        

  1. Пояснительная записка

Актуальность данного курса заключается в необходимости подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА по русскому языку в форме ОГЭ за курс основной школы. Предлагаемая рабочая  программа расширяет знания базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную подготовку для сдачи ГИА. Курс построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Рабочая программа курса «Живое слово» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010, Программы по русскому (родному) языку. 5—9 классы, авторы программы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.) и пособия: - Подготовка к ГИА-2022: УМК для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2022.

Программа кружка дополнительного образования «Живое слово» рассчитана на обучающихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2021-2022 г. В данной программе большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной  системы работы по  обучению  созданию  сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям  школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Кружок позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

Программа кружка предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению-рассуждению. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 9.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель курса: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

Развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.

•Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.

•Развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.

•Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

•Формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.

•Развивать у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.

•Создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа курса рассчитана на 144 часа из расчета 4 час в неделю.

            Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

Программа кружка дополнительного образования состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение (задание 1)

2. Сочинение (задание 9.1, 9.2, 9.3)

3. Задания 2-8

Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:

1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского языка 9 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.

2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве). В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».

3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развитии.

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  •         умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •         умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении, его структуре и особенностях, так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

Подготовка к решению  заданий 2-8

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.

Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.
Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий, звукоподражательных слов. Слитное, раздельное, дефисное написание слов. 
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП, СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и косвенной речи.
Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.
Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями). Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями, обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные) по  эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Задание 6. Анализ содержания текста
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение, фразеологизм, литота.
Задание 8Лексический анализ слова, предложения, текста.
Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас. Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова. Лексическое значение слова.

        В качестве учебного пособия используется для данного курса учебное пособие Н.А.Сениной, С.В. Гармаш. Русский язык. ОГЭ-2022. Тематический тренинг. 9 класс. – М.: Легион, 2019: Сениной, Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2022. Цыбулько. ОГЭ-2022. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. 

  1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу

«Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение»

Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;

Обучающийся   получит возможность научиться:

  • использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;
  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции;

Организация проектной деятельности учащихся

В ходе работы кружка обучающиеся выполняют учебные проекты:

«Русский язык без пробелов», «Лингвистический анализ текста».

Требования к уровню подготовки учащихся:

• Знать трудные случаи правописания;

• Понимать их роль в общекультурном развитии человека;

• Объяснять языковое явление;

• Уметь применять знания при тестировании;

• Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;

• Формирование научного типа мышления,  владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;

• активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;

• определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;

• работать над расширением словарного запаса;

• опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;

• работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

• четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;

• выполнять различные типы тестовых заданий;

• самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

• четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

• хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

• правильно отмечать в бланке вариант ответа;

• вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

• сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;

• определять синтаксические конструкции.

3Содержание учебного курса «Живое слово».

Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Ознакомление со структурой изложения и сочинения рассуждения.

Ознакомление с приемами компрессии текста.

Обучение написанию сжатого изложения.

Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов.

Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания

Типология тестовых заданий, задания на понимание текста.

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения.


4. Тематическое планирование

Раздел

Колич. часов

Планируемые образовательные результаты  

Учащиеся научатся/ могут научиться

1.

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

Работать с текстом, определять темы, идеи, ключевых (опорных) слов, структурным особенностям сжатого изложения, отработке основных приёмов компрессии исходного текста. Создавать собственный текст  изложения, оценивать работы.

  написанию сочинения на лингвистическую тему.   критериям оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.  

2.

Учимся выполнять тестовые задания

Работать с тестом, заполнять бланки.

Итого

144 ч.


  Календарно-тематическое планирование

№ур.

дата

Тема занятия

1-4

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий.

5-8

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

9-12

Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.

13-16

Что такое микротема.

17-20

Микротемы исходного текста.

21-24

Абзацное членение текста.

25-28

Структурные особенности сжатого изложения

28-32

Ознакомление с приемами компрессии текста.

33-36

Обучение написанию сжатого изложения.

37-40

Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов.

41-44

Написание сжатого изложения и его анализ.

45-48

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. 

49-52

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

53-56

Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

57-60

Главная и второстепенная информация в тексте. 

61-64

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

65-68

Формулировка тезиса сочинения

69-72

Подбор аргументов.

73-76

Написание сжатого изложения и его анализ.

77-80

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

81-84

Метафоры.

85-88

Сравнения.

89-92

Эпитеты.

93-96

Олицетворения.

97-100

Фразеологизмы.

101-104

Оксюморон.

105-109

Диалектные слова.

110-113

Синтаксический параллелизм.

114-118

Сочинение на нравственную тему. План.

119-122

Сочинение на  лингвистическую тему.

123-127

Сочинение по данному выражению.

128-131

Речевые клише для написания сочинения.

132-136

Речевые ошибки. Грамматические ошибки.

137-144

Повторение изученного.

 

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2022 году основного государственного экзамена по русскому языку
  2. Сенина Н.А., Гармаш С.В. Русский язык. ОГЭ-2020. Тематический тренинг. 9 класс. – М.: Легион, 2019
  3. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. 9 класс. Курс интенсивной подготовки. – М.: Легион, 2022.
  4. Цыбулько. ОГЭ-2022. Русский язык. 36 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. ФИПИ. 

Словари и справочники

  1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
  3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.
  5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
  7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
  8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

Цифровые образовательные ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка дополнительного образования

Курс программы «Что  я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков географического мышления. Курс программы «Что  я знаю о России» способствует прочному закреплению навыков...

Рабочая программа кружка дополнительного образования "Стрелковы"

Данная рабочая программа кружка разработана для дополнительного образования военно-патриотической направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования мини-театр «Актовый зал»

Рабочая программа полностью соответствует Федеральном государственному образовательному стандарту ООО и Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ЯСШ №2....

Социально- образовательный проект "Родная речь" Программа кружка дополнительного образования "Живое слово"

Проект был разработан для образования, реабилитации и коррекции воспитанников социально - реабилитационного центра. Проект включает повседневную работу по развитию речи детей, а также работу в рамках ...

Рабочая программа кружка Выразительного чтения «Живое слово» для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружка выразительного чтения "Живое слово" для детей старшего дошкольного возраста раскрывает основные направления работы по формированию и развитию интонационной  выразительн...