Самообразование
материал

Соловьева Вероника Станиславовна

Планы самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-23.docx30.49 КБ
Файл samoobrazovanie_2023-2025.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2022-2023 учебный год

Тема:  «Развитие межполушарного взаимодействия методом кинезиологии у дошкольников»

 Подготовила:

 учитель-логопед

 Соловьева В. С.

г. Нижневартовск

Актуальность:

   Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

   Дети развиваются, играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.

   И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.

   Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Цель: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития межполушарного взаимодействия методом кинезиологии у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- изучить методическую литературу;

- внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей;

- познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методами, их целями и задачами;

- научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике;

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- создать предметно – развивающею среду по развитию межполушарного взаимодействия;

- создать демонстрационный и раздаточный материал по развитию межполушарного взаимодействия.

Практическая деятельность:

Срок выполнения

Формы отчетности

Сентябрь

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Введение в практическую деятельность: картотека игр и упражнений по кинезиологии для детей старшего дошкольного возраста.

Анкетирование родителей.

Информация и консультирование родителей на тему: «Кинезиологические упражнения для детей».

Оформление папки-передвижки «Кинезиологические игры».

Памятки для педагогов «Кинезиологические игры для детей»

Январь

Создание предметной – развивающей среды в группе.

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала.

Пособия для практической деятельности

Февраль

Март

Апрель

Использование кинезиологических упражнений в практической деятельности

Повышение квалификации «Основы детской нейропсихологии»

Май

Анкетирование родителей

Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела»

Итоговое открытое занятие «Кинезиологические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте»

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

 Используемая литература:

1.  Гимнастика мозга / перевод . – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.

2.  Кинезиология, или природная мудрость тела  . - СПб. : Невский проспект, 20с. 

3.  Колеченко педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. - С.14

4.  Костромина избежать перегрузок глаз // Начальная школа№ 8. - С. 81-85

5.  Я и мое тело. - М.: Аркти, 20с.

6.  Шереметева Целебное прикосновение – М.: Амрита-Русь,2009.- 96с.

7. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ.- Рязань, 2012. – 48 с.

8. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.

9. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с

10. Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2023/2025 учебный год

Тема:  «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

 Подготовила:

  учитель-логопед

  Соловьева В. С.

г. Нижневартовск

Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. 

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпо-ритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. 

 

Цель:  выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

– изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.

- формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

– создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

– привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

– выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ. 

Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2023-24, 2024-25 учебные года. 

Участники: дети, воспитатели и родители групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.  

Ожидаемые результаты:

  • познавательная и речевая активность;
  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

 


План работы на 2023/2025 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь

  1. Изучение методической литературы  по данной проблеме:

 – Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. 

–  Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

- Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 632 c.

- Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб: КОРОНА принт, 2005г.
- "Песочная терапия" Большебратская Э.Э. - Петропавловск, 2010 г.

- Интернет-ресурсы

Анализ изученных источников

Работа с детьми

Сентябрь-май

  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2. Проведение практических занятий:
  3. Организация предметно-развивающей среды, способствующей укреплению здоровья детей.

Диагностика

Конспекты

Октябрь-Май

Разучивание артикуляционных упражнений 

Сказка о Веселом язычке 

(2023-24)

Картотека упражнений (2024-25)

Развитие речевого дыхания

Сказка о Ветерке

(2023-24)

Картотека упражнений (2024-25)

Разучивание пальчиковых игр 

Пальчиковый театр «Как лягушонок  друзей искал»

(2023-24)

Картотека упражнений (2024-25)

Кинезиологические упражнения 

Картотека

Зрительная гимнастика

Изготовление тренажеров

Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии

Продукты деятельности

Работа с семьёй

Сентябрь

2023

Сентябрь

2024

Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

 

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания» 

Выступления на родительском собрании

Памятка

Октябрь

2023

Октябрь

2024

Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем»

«Игры и упражнения для развития речевого дыхания»

Памятка

Папка - передвижка 

Памятка

Январь

2024

Январь

2025 

Мастер-класс «Кинезиологические упражнения»

Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений»

Выступления на родительском собрании

Май

2024

Май 

2025

Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период»

Отчёт о проделанной работе за учебный курс. Консультация «Речевая готовность детей к школе»

Выступления на родительском собрании

Самореализация

Сентябрь - май

Сбор материалов, конспектов по теме самообразования.

Оформление папки с материалами по теме самообразования

Сентябрь

Составление плана работы 

План работы по самообразованию

Октябрь

2023

Октябрь 2024

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений»

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».

Памятки для педагогов

Ноябрь

2023

Ноябрь

2024

Мастер-класс по теме: «Логоритмические игры как средство речевого развития дошкольников»

Консультация «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ»

Мастер-класс на семинаре по ранней профориентации дошкольников по медицинскому образованию для детей старшего дошкольного возраста «Юный Айболит»

Выступление на педагогическом совете

Февраль

2024

Февраль

2025

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности»

Выступление на педагогическом совете

Папка - передвижка 

Май

2024

Открытое занятие «Логоритмические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте»

Конспект

Май

2025

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Отчёт

В течение года

Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации.

Сертификаты

 

Предполагаемый результат:

  • Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% – 100%.
  • Формирование комплекта дидактических материалов.
  • Подготовка воспитанников к конкурсам чтецов городским и в ДОУ.
  • Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.

 Способ демонстрации результата проделанной работы:

  1. Мастер-классы для педагогов.
  2. Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
  3. Отчет о проделанной работе.
  4. Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
  5. Выступление по обмену опытом работы в рамках региональной инновационной площадки «Юный Айболит» для воспитателей групп компенсирующей направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...