Самообразование
материал
Планы самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.49 КБ |
![]() | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2022-2023 учебный год
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия методом кинезиологии у дошкольников»
Подготовила:
учитель-логопед
Соловьева В. С.
г. Нижневартовск
Актуальность:
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Дети развиваются, играя, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Поэтому я решила углублённо работать на эту тему.
И так, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 3-12 лет.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Цель: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития межполушарного взаимодействия методом кинезиологии у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить методическую литературу;
- внедрить в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей;
- познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методами, их целями и задачами;
- научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике;
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- создать предметно – развивающею среду по развитию межполушарного взаимодействия;
- создать демонстрационный и раздаточный материал по развитию межполушарного взаимодействия.
Практическая деятельность:
Срок выполнения | Формы отчетности |
Сентябрь | Изучение методической литературы и интернет-ресурсов |
Октябрь Ноябрь Декабрь | Введение в практическую деятельность: картотека игр и упражнений по кинезиологии для детей старшего дошкольного возраста. Анкетирование родителей. Информация и консультирование родителей на тему: «Кинезиологические упражнения для детей». Оформление папки-передвижки «Кинезиологические игры». Памятки для педагогов «Кинезиологические игры для детей» |
Январь | Создание предметной – развивающей среды в группе. Изготовление демонстрационного и раздаточного материала. Пособия для практической деятельности |
Февраль Март Апрель | Использование кинезиологических упражнений в практической деятельности Повышение квалификации «Основы детской нейропсихологии» |
Май | Анкетирование родителей Мастер-класс для родителей «Зарядка для ума и тела» Итоговое открытое занятие «Кинезиологические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте» Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. |
Используемая литература:
1. Гимнастика мозга / перевод . – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.
2. Кинезиология, или природная мудрость тела . - СПб. : Невский проспект, 20с.
3. Колеченко педагогических технологий. – СПб: КАРО, 2007. - С.14
4. Костромина избежать перегрузок глаз // Начальная школа№ 8. - С. 81-85
5. Я и мое тело. - М.: Аркти, 20с.
6. Шереметева Целебное прикосновение – М.: Амрита-Русь,2009.- 96с.
7. Сазонов В. Ф., Кириллова Л. П., Мосунов О, П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ.- Рязань, 2012. – 48 с.
8. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
9. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2014. – 60 с
10. Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №41 «Росинка»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2023/2025 учебный год
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
Подготовила:
учитель-логопед
Соловьева В. С.
г. Нижневартовск
Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпо-ритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
– изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
- формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
– создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
– привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
– выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ.
Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2023-24, 2024-25 учебные года.
Участники: дети, воспитатели и родители групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Ожидаемые результаты:
- познавательная и речевая активность;
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у детей;
- улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
План работы на 2023/2025 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников | Сентябрь |
– Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. – Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. - Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 632 c. - Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб: КОРОНА принт, 2005г. - Интернет-ресурсы | Анализ изученных источников |
Работа с детьми | Сентябрь-май |
| Диагностика Конспекты |
Октябрь-Май | Разучивание артикуляционных упражнений | Сказка о Веселом язычке (2023-24) Картотека упражнений (2024-25) | |
Развитие речевого дыхания | Сказка о Ветерке (2023-24) Картотека упражнений (2024-25) | ||
Разучивание пальчиковых игр | Пальчиковый театр «Как лягушонок друзей искал» (2023-24) Картотека упражнений (2024-25) | ||
Кинезиологические упражнения | Картотека | ||
Зрительная гимнастика | Изготовление тренажеров | ||
Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии | Продукты деятельности | ||
Работа с семьёй | Сентябрь 2023 Сентябрь 2024 | Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»
Консультация «Формирование правильного речевого дыхания» | Выступления на родительском собрании Памятка |
Октябрь 2023 Октябрь 2024 | Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем» «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» | Памятка Папка - передвижка Памятка | |
Январь 2024 Январь 2025 | Мастер-класс «Кинезиологические упражнения» Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений» | Выступления на родительском собрании | |
Май 2024 Май 2025 | Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период» Отчёт о проделанной работе за учебный курс. Консультация «Речевая готовность детей к школе» | Выступления на родительском собрании | |
Самореализация | Сентябрь - май | Сбор материалов, конспектов по теме самообразования. | Оформление папки с материалами по теме самообразования |
Сентябрь | Составление плана работы | План работы по самообразованию | |
Октябрь 2023 Октябрь 2024 | Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений». | Памятки для педагогов | |
Ноябрь 2023 Ноябрь 2024 | Мастер-класс по теме: «Логоритмические игры как средство речевого развития дошкольников» Консультация «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ» | Мастер-класс на семинаре по ранней профориентации дошкольников по медицинскому образованию для детей старшего дошкольного возраста «Юный Айболит» Выступление на педагогическом совете | |
Февраль 2024 Февраль 2025 | Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности» | Выступление на педагогическом совете Папка - передвижка | |
Май 2024 | Открытое занятие «Логоритмические игры на занятиях по подготовке к обучению грамоте» | Конспект | |
Май 2025 | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Отчёт | |
В течение года | Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации. | Сертификаты |
Предполагаемый результат:
- Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% – 100%.
- Формирование комплекта дидактических материалов.
- Подготовка воспитанников к конкурсам чтецов городским и в ДОУ.
- Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
- Мастер-классы для педагогов.
- Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
- Отчет о проделанной работе.
- Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
- Выступление по обмену опытом работы в рамках региональной инновационной площадки «Юный Айболит» для воспитателей групп компенсирующей направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны. Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)
Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...
Программа профессионального развития и самообразования. Тема самообразования: " Подготовка к реализации ФГОС в основной школе"
Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти,...
Программа самообразования / План самообразования
Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования
Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные технологии обучения в работе учите...